Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мать и ее Lila






Те, кто наблюдал сияющее, всегда улыбающееся лицо Шри Ма, ее почти детскую простоту, игривые шутки, идущие от сердца, переполненного радостью, должно быть, остались невообразимо очарованы. Во всех ее словах и выражениях лица, в каждом взгляде и жесте господствует сердечность, которая нигде не имеет себе равных. Божественный аромат исходит от ее тела, дыхания, одежды и постельных принадлежностей. Когда она поет, божественные мысли и образы вытекают из внутренних фонтанов наших сердец.

Она живет без привязанностей и полностью свободна от всяких оков. Словно безмятежное и голубое небо, там, наверху, вдали от мира, которое проливает тихое спокойствие на Землю и отражается в озерах и прудах, даже в чашке с водой. Она охватывает все сотворенное, и манит все ближе и ближе к своему сердцу. Она признает игру жизни в людях всех рас и вероисповеданий, в каждом животном и растении. Считая каждое существо проявлением вселенского бессмертия, она относится ко всем с равной любовью, уважением и почтением. Ее зрение не различает высоких и низких, богатых и бедных.

Mataji всегда говорит: «Нет ничего нового, что бы я могла увидеть, услышать или сказать». Но случается так, что даже малейшая глупость поглощает все ее внимание до такой степени, что мы склонны сравнивать ее маленькой девочкой, очарованной новой игрушкой.

Нет предела играм, в которые она играет со своими верующими. Однажды пожелали, чтоб она оделась, как Sri Krishna в детстве и на пороге своей юности. Верующие собрались, чтоб нарядить ее. Есть две фотографии, на которых запечатлены эти два образа. Как же впечатляют выражения лица Шри Ма на этих двух разных фотографиях! Красота ее лица открывает очарование Sri Krishna в детстве и в юности. Действительно немыслимо, какой скрытый источник божественного сияния придал ее лицу столько нежности, спокойствия, доброжелательности, сияния теплоты и чистоты, а ее членам – такой гибкости. Это не просто странно, это сверхъестественно.

А в ее искренней улыбке будто сливаются и танцуют все фибры ее существа. Те, кто находились рядом в такие моменты, могли видеть сияние священного света, освещающее ее лицо; сложно найти в человеке такую искреннюю и чистую улыбку. Фотография открывает только лишь небольшую часть ее истинного выражения лица.

Куда бы ни пошла Шри Ма, ее присутствие приносит чрезвычайную теплоту, проникая в мысли и образы собравшихся вокруг нее людей. Какой бы ни была природа наших мыслей, каждый остается приятно удивлен, обнаружив, как его разум очищается под ее тонким влиянием. Образ Sri Krishna пробудил материнскую заботу в Yashoda, дружеские чувства в Sridama и Sudama, бескорыстную любовь в сердцах пастухов Brajadhama. Присутствие Шри Ма также вызывает другие формы любви и божественного поклонения в разных душах.

С самого раннего детства она играла с основными источниками человеческой жизни. Ее товарищи не знали радости без ее присутствия. Кто бы ни вступил в контакт с нею, дети, молодежь или старики, оставались настолько очарованы ею, что часто, уходя, задавали вопрос: «Когда мы снова увидимся?». Где бы они ни была, вокруг нее собирается ликующая толпа. Волна пьянящего восторга будоражит новым вдохновением сотни и тысячи мужчин и женщин, и их души словно танцуют в ответ на ее нежные слова и выражения. Когда она покидает какое-либо место, возникает чувство вакуума. Также было замечено, что люди, увидевшие ее растрепанной и непричесанной, в неопрятной одежде, приходили к мнению, что она очень эксцентричная женщина, и тем не менее, сами того не желая, не могли оторвать взгляд от нее.

Нет числа множественным сверхъестественным способностям, которые проявляются в ней. На вопрос об этом она ответила: «Это тело всегда остается в одном и том же состоянии: только ваше отношение заставляет вас считать определенный период жизни обычным или сверхъестественным». И добавила: «Вселенная – это Божественная Драма, вам хочется играть и поэтому все виды деятельности этого тела, его улыбки и развлечения, вы интерпретируете в зависимости от вашей собственной культуры. Если бы я заняла твердую и неподвижную позицию, вы бы отдалились от меня. Научитесь погружаться в Божественную Радость во всех ее проявлениях, и вы достигните конечной цели всей драмы. Понимаете?»

То, что находится за пределами опыта нормального человека, называется сверхъестественным. Для того, кто растворил все свои мысли и эмоции в абсолютном и наивысшем счастье Atman, который иногда исполняет роль обычного человека, иногда Isvara, Верховного Правителя Вселенной, и другие абсолютно безличные Para-Brahman. Все эти периоды не что иное, как Божественная Драма. У Шри Ма нет желаний, нет вещей, которые ей нравятся или не нравятся. Иногда сверхъестественные способности играют свою роль, чтоб пробудить божественное отношение или благочестивые мысли в верующих. Иногда сильная молитва верующих может вызвать соответствующие проявления в ее простом поведении. Шри Ма говорит: «Это тело, словно музыкальный инструмент; то, что ты слышишь, зависит от того, как ты играешь. Я считаю, есть только одна мелодия, звучащая во Вселенной».

В июне 1932 год, перед тем, как покинуть Ашрам Ramna в Daccca, она сидела со своими верующими в открытом помещении и ела prasada. Внезапно небо заволокло тучами, и началась буря с молнией и громом. Все собравшиеся тут же почувствовали дождь. В этот момент прибыла другая группа для того, чтоб тоже принять prasada. Мть попросила тех, которые уже закончили, чтоб они уши, а сама осталась. Когда все закончили, она поднялась и сказала: «Сейчас я пойду приму бесплатный душ». Многие попытались отговорить ее принимать душ в столь поздний час. Но она стояла на ствоем, когда начался сильнейший дождь; все помещение залило водой. Шри Ма бегала с большим восторгом под дождем, словно маленькая девочка, полная жизни. Многие старики, дети и молодежь собрались в толпу в своих тонких одеждах и начали kirtana, которая продлилась до девяти часов. Среди них было много людей со слабым здоровьем, однако никто не простудился.

Мы видели много примеров, когда с помощью одного простого взгляда Шри Ма останавливался дождь, или легкой улыбкой или громким смехом она прекращала все споры и проявления злой воли, возникающие среди ее верующих.

Шри Ма по своей природе очень мало ест – даже сложно себе представить, как может выжить человек при таком скудном питании. На ранних этапах своей жизни, когда в ее теле происходило много йогических процессов, она проводила много дней подряд, не выпив даже капли воды. Она не ощущала ни малейшего чувства голода до тех пор, пока не прекращались все йогические процессы. Во такие дни полного или частичного воздержания от пищи весь ее вид излучал радость. Тело ее гибкое, полное здоровья и бодрости.

Хотя, она очень рано пристрастилась к ограниченному питанию. Она провела пять месяцев, принимая только горстку пищи перед сном. Восемь или девять месяцев она ела только три глотка риса днем, и три – ночью. Пять или шесть месяцев она прожила только на фруктах и воде, которые принимала дважды в день. Был случай, когда она провела пять или шесть месяцев, кушая всего лишь два раза в неделю небольшое количество риса; в другие дни она ограничивалась фруктами.

С 1926 года она уже не могла принимать пищу своими собственными руками; всегда, когда она пыталась поднести пищу ко рту, рука ее и большая часть пищи проскальзывала между ее пальцами. Это было не из-за болезни. В это время было решено, что человек, кормящий один раз днем о один – ночью, должен был давать ей столько пищи, сколько умещается на кончиках двух пальцев. Через день она также пила небольшое количество воды. Пять или шесть месяцев она съедала только по три зернышка вареного риса утром, и три – вечером, а также два-три фрукта, которые падали с деревьев естественным образом. Иногда случалось, что пища едва касалась ее губ, а затем падала. Два или три месяца она принимала столько пищи, сколько умещалось у нее во рту за один глоток. В течение восьми или девяти месяцев она съедала только две унции риса и чечевицы, смешанных и сваренных в маленькой чашке на жертвенном огне, или небольшое количество овощного супа, смешанного с вареным рисом. В течение нескольких дней подряд она жила только на небольшом количестве молока или одном - двумя ломтиках хлеба без дрожжей. Также можно добавить, что несколько дней подряд она могла жить, совершенно не принимая пищи.

После того, как она совсем перестала есть рис, я даже не мог ее узнать. В Shahbag была слуга Kahar, которая ела рис. Когда Шри Ма увидела это, она сказала, улыбаясь: «Что она ест? Как здорово она жует и глотает! Я тоже буду есть вместе с ней!» Однажды она встретила собаку, которая ела рис, и начала жалобно говорить: «Я хочу есть, я хочу есть». Когда препятствовали таким ее порывам, она падала на пол, словно капризная маленькая девчонка. Однажды Шри Ма неожиданно сказала: «Человек пытается отказаться от своих старых привычек. Но у меня все по-другому. Я нахожу способы восстановить прежние привычки. Вы должны кормить меня тремя зернами вареного риса каждый день, иначе я бы разучилась есть рис так же, как я уже разучилась есть руками».

Те, кто кормил ее, должны были следить за тем, чтоб ей не дали пищи даже немного больше, чем она того хотела. Они должны были вести жизнь полного самоконтроля; вся посуда, в которой готовили, и из которой ели, должна была быть абсолютно чистой. В противном случае она не могла сделать ни глотка пищи, отворачивалась, или вообще уходила прочь. Она говорила обычно: «Нет никакой разницы между этим телом и куском глины. Я могу есть пищу с пола или с какого-либо другого места, но уважайте гигиену, соблюдение чистоты и других общественных норм необходимы для вашего воспитания, вот почему это тело следует этим правилам автоматически».

Во время долгих периодов воздержания от нормального количества пищи, ее обычные домашние дела не прекращались, а тело нисколько не теряло своей природной красоты. Затем постепенно вся ее деятельность, связанная с домашними обязанностями, начала сходить на нет. Когда она пыталась выполнять работу по дому, ее тело отказывалось работать, и она падала на пол почти парализованная. Иногда она обжигала руки и ноги; иногда травмировала их по другим причинам, но не осознавала этого.

Шри Ма говорит: «Никто не может перестать работать по своей воле. Когда карма отработана, вся работа прекращается автоматически».

С мая 1926 года суровые правила, связанные с ее питанием, смягчились. Но то, что она ела, в конце концов, было крайне мало.

Можно сказать, рацион ребенка! Четыре или пять лет спустя после того, как она перестала есть своей собственной рукой, многие верующие выразили огромное желание видеть, чтоб она снова так делала. Она согласилась попробовать, и села перед расставленными на нем блюдами. Но взяв немного еды в рот, она начала кормить других, а затем растерла все по полу. Она не могла ничего есть. После этого никто никогда не просил ее есть своей рукой. Она сказала: «Я считаю все ваши руки своими; поэтому я всегда ем своей собственной рукой».

Очень рано все заметили в ней искусные навыки домохозяйки и в приготовлении пищи, и в изысканных манерах развлечения гостей. Что бы они ни делала, все было совершенно. Она хорошо умела прясть и ткать одежду на ручном ткацком станке. Ее шитые и плетеные изделия были превосходны, демонстрировали ее чрезвычайно высокий уровень интеллекта и мастерства. Когда она видела, что кто-то не мог выполнить ту или иную работу, приходила на помощь, и к всеобщему удивлению с легкостью решала проблему. Блюда, приготовленные ею, были восхитительными и поэтому, когда были праздники, на кухне заведовала она.

Ма очень нравилось угощать всех, и взрослых и детей. Она могла пожертвовать своей едой и любым видом собственного комфорта ради других. Однажды один sadhu приехал из Gujarat в Shahbag, в Dacca. Подолом своего сари она протерла его сиденье, и с привычным смирением и кротостью развлекала его. Приготовленная еда была так аккуратно подана, что, казалось, она была освящена ее любовью и самоотверженным духом служения. Уезжая, sadhu сказал: «Сегодня меня накормила рука Матери Вселенной. Никогда в жизни меня не обслуживали с такой заботой и чистотой».

Когда она могла, всегда готовила еду для своих молодых верующих, и с материнской заботой кормила их. Prasada, полученная из ее рук, пробуждала беспричинную радость в сердцах верующих. Происходило множество загадочных событий, когда она раздавала prasada. Однажды супруга покойного Niranjan Roy принесла для Шри Ма апельсины. Ма раздала их всем присутствующим, потому что все сказали: «Я хочу получить prasada из рук Mataji». Количество апельсинов было мало, по сравнению с числом присутствующих. Все указывало на то, что апельсинов не хватает. Но пути Шри Ма неисповедимы; каждый получил по апельсину, никто не был обделен. На следующий день праздновали kirtana в доме Niranjan, в Dacca. Она приготовила еде примерно на пятьдесят - шестьдесят персон, но число приглашенных увеличилось примерно до ста двадцати. Шри ма поняла это и осталась в той части дома, где находилась пища, до тех пор, пока все не съели. После того, как все поели, оказалось, пища еще даже осталась.

Большое количество еды и одежды присылали в Ашрам в качестве подношений Шри Ма. Поев немного еды и поносив недолго одежду, она раздавала ее собравшимся там людям. А потом радостно смеялась. Люди дарили ей украшения из золота и серебра, золотые браслеты и раковины, и многое другое. Иногда эти украшения приносили охапками. Все подарки, большие и маленькие, драгоценные и простые, она получала с одинаковым настроением. Но она никогда не задавалась вопросом, кто и что именно подарил. Многие украшения пожертвованы после ее ухода, и все они, оцененные примерно в 1000 рупий, было переплавлены для украшения божеств Ашрама.

У нее никогда не было более двух комплектов сари. Часто она отдавла одно из них. Но как только она это делала, ей тут же дарили новое.

Когда я приехал в Calcuta из Dacca, то остановился в доме Sri Jnanendra Nath Sen. Он для меня был как старший брат. Его супруга, покойная Mrs. Hiranmayi Devi, считала меня младшим братом. Очень редко встретишь столь любящую душу, с такой необычайной простотой, чистотой, преданностью своему мужу и деликатностью, что делало ее любимой всеми гостями и членами их семьи. Очарованная ее добротой, Шри Ма навещала ее время от времени.

Однажды, когда Шри Ма осталась в Kalighat и я пошел навестить ее, один верующий надел на нее сари из дорогой ткани, сшитое в Dacca. Он решил, что она пойдет в дом Jnan Babu. Также сообщив мне, что по дороге к нему она зайдет еще в одно место, я решим опередить ее. Я купил простое сари с мыслью, что когда Ма придет в дом Jnan Babu, ей преподнесут это новое сари, а более тонкое и дорогое она сможет оставить супруге Jnan Babu. Я никого не посветил в свой план.

Шри Ма пришла в дом Jnan Babu. Но к моему ужасу я увидел, что на ней было надето простое сари, а то дорогое из тонкой ткани она оставила в другом месте по дороге сюда. Я был удивлен, а Шри Ма смеялась каждый раз, взглянув на меня. Никто из присутствующих не мог понять, почему она смеялась. Позже я признался ей в своих смешных планах, ради которого купил сари.

Ранее я приводил примеры крайне скудного рациона Шри Ма. А другие несколько примеров покажут, как иногда необычайно много она съедала.

После восьми-девяти месяцев питания двумя унциями вареного риса, смешанным с dal с маленькой чашке и приготовленном на жертвенном огне, однажды она решила есть нормальное количество пищи. Но все заставляли ее есть больше, и тогда она сказала, чтоб ей принесли всю еду, приготовленную на восемь или девять персон. Она все съела. В другой раз она съела шестьдесят-семьдесят puris и соответствующее количество dal и овощей, заедая все большой чашкой риса, сваренного на молоке. Однажды она съела рисовый пудинг из внушительной чашки (около 40 фунтов), и когда он закончился, она сказала: «Я хочу еще, пожалуйста, дайте мне пудинг!». Согласно распространенному предрассудку, несколько капель сладкого блюда забрызгали сари, которое покрывало ее голову, однако влияние дурного глаза присутствующих людей не причинили Ма никакого вреда. Потом обнаружили, что те места, куда упали капли, оказались, словно сожжены огнем.

Спустя несколько минут после приема пищи в огромном количестве, ее лицо принимало странное выражение. В таких случаях она говорила: «Во время еды я не осознавала, что ем в таком количестве. Именно благодаря вам я в первый раз это заметила. В тот момент, что бы вы мне ни предложили, плохое или хорошее, траву или листья, все было съедобным». Она не испытывала никакого дискомфорта после такого количества съеденного. Действительно, она часто совершала странные поступки в такие моменты, однако, какими бы ненормальными они ни были, все заканчивалось хорошо.

** ** ** ** ** **

Так же, как жертвы Богу, освященные мантрами, цветы, сандаловая паста и подобные вещи, преподносимые со всей искренностью, наполняют сознание спокойным блаженством, так и подарки для Шри Ма, которые дарят с искренней преданностью и от всего сердца, приносят огромную радость и удовлетворенность верующему. Мы видели, как она принимала такие простые вещи, как воздушный рис и обычные плоды, словно сокровища. Она с большим удовольствием ела овощное карри или вареный рис без сахара, сваренный на молоке; и в силу своего великодушия приглашала других разделить трапезу. С другой стороны, очень часто, когда ей подносили дорогие и изысканные деликатесы, она едва притрагивалась к ним губами.

Покойный Sri Tarak Bandhu Chakravarty, инспектор школы для пенсионеров, который жил в Gandaria, Dacca, проехал, примерно, пять миль со сладостями, приготовленными в его собственном доме из молока его коровы. Когда он приехал, еще было темно. Шри Ма еще была в постели. Словно нетерпеливый ребенок, старик закричал: «Я принес тебе сладости, приготовленные с особым усердием, ты попробуешь их?»

Mataji села в кровати, не умыв ни лица, ни рук, ни ног, начала есть сладости, и с большим удовольствием захлопала в ладоши. По щекам Tarak Bandhu покатились слезы радости и благодарности.

Однажды Baby приехала повидать Шри Ма со сладостями, которые она приготовила сама. Когда она находилась на расстоянии в полмили от нее, Шри Ма неожиданно засмеялась и сказала: «Мне несут сладости». Она, словно ребенок, любила сладости. Были случаи, когда кто-нибудь приходил, и она говорила: «Доставай то, что ты принес мне». Так она выражала свою радость подаркам с большим счастьем и веселыми шутками. С другой стороны, нередко людям приходилось ждать ее очень много времени со своими подарками, а Шри Ма даже не беспокоилась о том, чтоб предупредить их.

Однажды я был прикован к постели из-за тяжелой болезни. Неожиданным образом мне пришло в голову выслать Ма немного khir. Когда он был готов, я попробовал несколько капель, чтоб убедиться, что он был хорошо приготовлен. Моя старшая сестра находилась рядом и сказала: «Мы не можем отправить этот khir Шри Ма; вещи, которые человек заранее попробовал, нельзя преподносить Богу». Я ответил: «Пожалуйста, отправь». Позже я узнал, Что Шри Ма все съела.

В другой раз я сказал своей супруге: «Пожалуйста, приготовь еду sati для Матери. Она неохотно приготовила и отправила Шри Ма. А потом мы узнали, что она даже не притронулась к ней.

Часто обнаруживалось, что люди, которые с большой любовью и преданностью к Шри Ма ждали на определенном расстоянии и молча отдавали ей свои лучшие чувства, чувствовали ее благословение в глубинах сердец. И наоборот, были другие, которые приносили горы подношений, молились и обливались слезами ради ее милости, но не получали ни ее учений, ни внимания. Все получают ее ответ в соответствии с искренностью и силой веры в нее. Ее благословение не зависит от характера материальных вещей, приносимых в дар.

Все люди, верующие и атеисты, богатые и бедные, молодые и старые, мужчины и женщины, даже дети имеют свободный доступ к ней. Часто она говорила со смехом: «Почему вы считаете, что нужен подходящий момент, чтоб увидеть меня? Разве вы не понимаете, что мои двери всегда открыты? Хотя очень часто из-за иллюзорной привлекательности мира вы забываете об этой вашей маленькой дочке, вы можете быть спокойны, потому что я всегда вижу ваши заботы и волнения».

Ничто не чуждо Шри Ма, которая видит без помощи глаз, читает мысли без помощи сказанных слов, видит и слышит все, которая идет и влечет за собой, словно некто возвышенный, далекий от мирских вещей, но находящийся в живом контакте с ними. Днем и ночью, невзирая на собственный комфорт и усталость, она ждет всех людей.

Люди собираются вокруг нее с раннего утра и до поздней ночи. Одни раскрашивали ее лицо киноварью, другие украшали волосы, а третьи умывали, или чистили зубы зубной пастой. Некоторые просили разрешения поменять ее сари, желали положить какую-нибудь сладость или кусочек фрукта ей в рот, шептали ей на ухо сааме сокровенные молитвы, хотели побеседовать с ней наедине. Некоторые даже осмеливались разогнать толпу, собравшуюся вокруг нее, со словами: «Пожалуйста, отойдите, не беспокойте Мать».

Но посмотрите на Шри Ма! Она сидит час за часом, день за днем в абсолютном спокойствии среди всего этого шума и суеты, беспорядков и драк. Она остается спокойной и невозмутимой с лицом, полным радости, отвечающая на все просьбы с такой любовью и милостью, что обстановка вокруг, кажется, пропитана божественным блаженством и счастьем. Ее милый и сострадательный взгляд наполняет с одинаковой нежностью сердца всех людей, собравшихся вокруг нее, словно золотые лучи солнца на рассвете. Никто еще не ушел от нее разочарованным или огорченным.

Шри Ма говорит: «Божий мир состоит из людей, которые понимают свою природу, и которые не понимают. И те, и другие должны быть удовлетворены игрушками, с которыми играют». Именно поэтому никто еще не сказал: «Это твоя Мать, а не моя». Любой, кому посчастливилось войти в близкий контакт с нею, должно быть, думает: «Это моя Мать, и только моя». Люди открыли ей глубины своих сердец, и в результате обрели новую надежду и новый мир.

Понять lila Шри Ма вне наших способностей. Мы видели, как она отвечала с одним и тем же теплом на две противоречивые эмоции рождения и смерти ребенка. Мы так же видели, как она плакала со скорбящей матерью и смеялась со счастливой. Такие противоречивые эмоции находят удивительный синтез в ней. Мы видели, как она утешала нежными словами отчаявшихся людей, молящих ее благословения. Она казалась совершенно отчужденной, когда кто-то долгое время лежал ниц у ее ног. Однажды одна женщина, потерявшая сына, упала к ее ногам, горько плача. Mataji начала плакать вместе со скорбящей матерью, обняв ее крепко, что та забыла все свои печали. Она даже забеспокоилась о Шри Ма и воскликнула: «Ма, успокойся, я больше не буду плакать о своем сыне».

Многие из нас, должно быть, испытали огромную радость, только взглянув на нее, дотронувшись до ее ног, услышав ее теплые слова, которые рождают чистые мысли и чувства в наших сердцах.

Однажды мой друг, который только что вернулся из Англии, и голова которого была забита западными идеями, по моей просьбе пришел повидаться с Шри Ма. Он сказал, что увидев ее, мантра, которой его научил один Гуру задолго до поездки за границу, и которую он почти забыл, неожиданно ожила в его памяти. Есть множество примеров, которые показывают, что люди, едва лишь присев рядом у ее ног, приобретали способность концентрации и веры, которая позволила им поклониться Богу и созерцать Божественное.

Всем сердцем считая ее идеалом, священной личностью, многие продвинулись на своем духовном пути. В храме Siddheshvari, когда Шри Ма находилась в трансе, одна девочка шестнадцати-семнадцати лет была так впечатлена восхищением и радостью, что обняла Mataji. При контакте с ней, девочка была охвачена экстазом, и начала кататься по полу, повторяя 'Hari, Hari'. Это состояние счастья длилось четыре или пять дней.

Также мы слышали, что при одном лишь взгляде на Шри Ма или прикосновении к ее рукам, многие люди каялись в своих тяжелых грехах, и продвигались в своей духовной жизни. В одном большом городе Соединенных Провинций (Uttar Pradesh) одна почтенная дама, супруга правительственного чиновника, пришла посмотреть на Шри Ма. Посидев немного рядом с ней, она так сильно сожалела о некоторых своих тяжелых грехах, что, вернувшись домой, призналась во всем мужу, и попросила, чтоб она застрелил ее и положил конец ее порочной жизни. Мать узнала об этом и позвала к себе обоих, чтоб начти способы восстановить их нормальные бытовые отношения. Кроме того, хорошо известно, что люди, которых презирали и считали большими грешниками, легко входили в контакт с Шри Ма, которая отучала их от своих пагубных привычек. Mataji всегда говорит: «Я особенно люблю людей, у которых нет поддержки на пути к достойной жизни». Нередки примеры, когда люди, полностью игнорирующие духовную жизнь, ощущали импульс подъемной силы, благодаря общению с ней. Кроме того, были случаи, когда многие образованные мужи и религиозные приверженцы, приходили к ней на несколько дней, а затем становились полны самомнением. Шри Ма говорит: «Всему свое время; каждый получает то, что заслуживает».

Во время kirtana мы находим животных, таких как собак и кошек, трущихся о Шри Ма, кладущих голову ей на колени или гуляющих около нее, собирая остатки сладостей, разбросанных во время kirtana, словно люди. Около нее даже были замечены ядовитые змеи. Однажды Sj. Girijaprasanna Sarkar увидел змею, тянущуюся языком к голове Шри Ма, пока та сидела под деревом в комплексе Siddheshvari, хотя все вокруг было вымыто и вычищено. В доме Niranjan Roy змея по следам Шри Ма проникла в комнату на первом этаже, освещенную электричеством.

То, что говорит Шри Ма, настолько универсально и привлекательно, что каждый чувствует самые возвышенные желания и стремления, выраженные в ее словах. Каждая фраза, которая слетает с ее губ, естественным образом освещает новый горизонт, величественный и бесконечный. Она не вступает ни в споры, ни обсуждения, и не дает никому каких-либо указаний. Человек получает от нее столько, сколько в нем вдохновляющей любви и преданности.

Было много случаев, когда люди обращались к ней со своими проблемами, к своему удивлению находили все ответы на свои вопросы и сомнения в ходе ее бесед с другими людьми. Однажды Шри Ма пришла к Baidyanath Dham, и Brahmachari Balanandaji сказал ей: «Ма, открой нам сокровище в твоей груди». Она ответила: «Оно всегда открыто для вас».

Некоторые ее высказывания были опубликованы в Sad Vani. Ниже приведены еще несколько. В ходе своих ежедневных бесед она выражает свои идеи и мысли о жизни и религии в форме притч и советов, которые вызывают улыбку, и если собрать их все вместе в одну книгу, получится замечательное духовное сокровище. Шри Ма выбирает маленькие события из повседневной жизни, как инструмент для выражения возвышенных истин и принципов человеческого поведения. То, что наше маленькое сообщество является небольшой частью большой семьи огромных миров; то, что все существа, обитающие здесь, движутся через бури и натиск жизни к Богу бесконечного творения, есть истины, которые находит свое выражение в ее словах, улыбках, песнях и гимнах, во всех аспектах ее жизни. Все, что она говорит и делает, полно знаками, которые указывают нам путь, и применимы в нашей общественной и религиозной жизни. Того, что мы превращаем одно из множества ее достоинств в идеал нашей жизни, достаточно для нашей самореализации. Те, кто сильно желает духовного роста, считают, что она обрела это физическое воплощение для блага человека, чтоб помочь ему в его борьбе за освобождение от страданий и скорби, сковывающих его на протяжении веков.

Вот какова главная тема ее слов и высказываний:

Жизнь и религия – одно и то же. Все, что ты делаешь для поддержания жизни, ежедневная работа и развлечения, все твои попытки обеспечить существование, должны делаться с искренностью, любовью и преданностью, с твердым убеждением, что истинная жизнь практически означает совершенствование духовного существования в гармонии со Вселенной. Для осуществления этого синтеза религиозная культура должна быть максимально естественной и легкой, это как пить и есть, когда мы голодны и испытываем жажду.

Она говорит: «Выполняй с серьезностью, любовью и доброй волей все ежедневные жизненные задачи, и пытайся расти шаг за шагом. Сделай так, чтоб во всех видах человеческой деятельности существовал живой контакт с Божественным, и тебе не придется идти на компромисс. Тогда твоя работа будет хорошо выполнена, и ты будешь на правильном пути к Богу. Так же, как мать кормит свое дите со всевозможной лаской и заботой, растит его здоровым ребенком и прекрасным юношей, ты обнаружишь, что тонкие прикосновения Божественной Матери формируют вашу внутреннюю жизнь и помогают вам достичь вашего истинного роста и высоты. Какую бы работу вам не пришлось выполнять, делай ее с решимостью, непритязательностью, довольством и радостью, на которую вы способны. Только так вы сможете пожинать лучшие плоды своего труда. С течением времени сухие листья опадут естественным путем, и вырастут новые.

Мы часто слышали, как говорили, что когда Шри Ма выполняла свою работу по дому, то была полностью в нее погружена, и не имела ни малейшей мысли об ее одежде, еде или теле. Она целиком посвящала себя поставленным задачам и выполняла приказы старших в ее семье со всей скрупулезностью. Ее соседи часто говорили: «Этой новобрачной явно не хватает здравого смысла».

Шри Ма говорит: «Так же, как существует определенный график работы в школе, в офисе или в магазине, мы так же должны выделять несколько минут в день для созерцания божественного, желательно утром и вечером. Следует принять твердое намерение, что эти несколько минут посвящены Богу на всю жизнь. В этот период нельзя беспокоиться ни о какой мирской деятельности, мешающей созерцанию Бога. Должен быть назначен определенный час для всех членов семьи, в том числе для прислуги, для молитвы или медитации. Если подобная практика повторяется регулярно, божественное созерцание станет частью вашей сущности. После того, как это войдет в привычку, дальнейший ход вашей жизни покажется легче. Вы почувствуете таинственный поток Божественной Милости, который станет пищей для всех ваших мыслей и придаст новые силы. После многих лет работы вы получаете пенсию, и таким образом вам больше не нужно зарабатывать на жизнь. В духовной сфере награда за хорошую, искреннюю и бескорыстную работу гораздо больше, и получить ее гораздо легче.

«Твоя пенсия заканчивается вместе с твоей жизнью, а божественная плата продолжается даже после смерти. Те, кто копят деньги, хранят их в скрытом уголку дома, добавляют к накопленному то, что удается сэкономить время от времени, и постоянно охраняют свое сокровище. Так же всегда оставляй небольшой уголок в твоем сердце и разуме для Бога, и при любой возможности добавляй к тому, что хранишь в виде обращения к Его Имени, другой духовной работы или божественной мысли».

Однажды Шри Ма рассказывала о различных способах приветствия Бога и сказала: «Когда ты склоняешься перед Богом, позволь себе полностью потеряться в крепкой вере и, в соответствии с этим, получишь радость и силу. Хотя бы утром и вечером в определенные часы телом, разумом и жизнью вставай на колени перед ним в знак приветствия, и думай о нем, хотя бы немного». И добавила: «Есть два вида pranamas: первый, это когда отдаешь все свое тело и разум вместе со всеми мыслями, желаниями, чувственными впечатлениями, любовью, привязанностью, преданностью, словно опустошаешь кувшин с водой до последней капли. Другой вид, это словно когда ты рассыпаешь пудру для лица сквозь крошечные отверстия пудреницы: большая часть мыслей и желаний задерживается в укромном уголке твоего разума, и лишь немного пудры попадает наружу».

* * *

Pramatha Babu был переведен со своего места работы в Dacca в качестве почтмейстера. Он пришел к Шри Ма попрощаться. Мать сказала: «Кто кого приветствует? Ты кланяешься Самому Себе». Он удивился и обрадовался такому ее замечанию. Однажды профессор университета Atal Behari Bhattacharji заболел в Shahbag во время каникул. Он жаждал, чтоб Шри Ма пришла к нему и сделала массаж его больной головы, словно мать. Mataji пришла и провела своими руками по всему его телу с ног до головы. После выздоровления он вернулся в Rajshahi, на свое место работы. Спустя несколько дней в Shahbag обсуждали это событие. Я сказал: «Этому мужчине явно не хватало здравого рассудка и ума. Я не понимаю, с какой целью он заставил Шри Ма заниматься этим делом во время его болезни». Как только Mataji услышала мой комментарий, цвет ее лица изменился. Она сказала: «Хочешь, чтоб я сделала тебе массаж ног?» И с этими словами она подвинулась ко мне. Я начал отодвигаться, а она следовала за мной. Pitaji ее остановил. Даже сейчас я помню лицо Шри Ма, словно у ребенка, освещенное материнской заботой, всегда готовой уделить внимание, успокоить и служить всем своим детям. В это время Sj. Shashanka Mohan Mukherji закричал " Ma, Ma", и упал к ее ногам.

Об этом Шри Ма сказала: «Так же, как у человеческого тела есть голова, руки, бедра, ноги, пальцы рук и ног, я чувствую, что все вы являетесь моими разными частями тела. Все вы принадлежите одному телу, каждый выполняет свою работу одинаковой важности».

Однажды Nirmal Chandra Chatterji из Benaré s преподнес цветы к ногам Шри Ма. В это же самое время рядом прошел человек, который нес в корзине цветы в честь поклонения божеству из другого места. Mataji взяла цветы, которые только что ей подарили, и положила их в корзину. Nirmal Babu спросил ее, зачем она это сделала. Она ответила: «Все люди восхваляют Одно Существо, все руки и ноги принадлежат Одному Телу».

В другой раз я заметил, как она постукивала бамбуковой палочкой по земле, и одна муха случайна была убита ее ударом. С большой осторожностью Шри Ма подняла ее и положила в свою закрытую ладонь. Рядом присутствовало много людей. Прошло четыре и ли пять часов беседы. Затем Шри Ма разжала ладонь и сказала: «Можешь ли ты сделать что-нибудь на благо этой мухи, которая отправилась в иной мир?» Я сказал: «Я слышал, как люди говорят, что есть небеса в теле человека». И сказав это, я проглотил муху.

Mataji засмеялась и сказала: «Что ты сделал? Ведь человек, съевший муху, заболеет». Я ответил: «Если по твоей доброй воле муха перейдет в лучший мир, то со мной ничего не случится». И я не заболел.

Об этом событии Шри Ма сказала: «Насекомые, мухи, пауки и люди, все принадлежат одному семейству. Никто не знает, кем они были, есть и будут, и каким образом они взаимодействуют друг с другом».

У меня был один очень набожный мусульманский друг, покойный Moulvi Jainuddi Hossain. Он проводил большую часть времени в созерцании божественного. Однажды ночью я с ним и Niranjan отправился в Shahbag. Kirtana шла в полном разгаре в Nat-mandap. Мы втроем встали на расстоянии под деревом, чтоб нас не было видно с места, где шла Kirtana.

Спустя полчаса, к нашему удивлению, мы увидели, как Шри Ма внезапно вышла из зала, окруженная преданными, которые следовали за ней с фонарем. Быстрыми шагами она шла к нам, затронула моего друга правой рукой и пошла дальше. Мы трое последовали за ней. В уголке Shahbag находилась очень хорошо сохранившаяся могила одного мусульманского святого. Шри Ма подошла к ней и приняла позу, которую мусульмане обычно используют во время молитв, одновременно произнося определенные слова, которые произносят они. Вернувшись, она возобновила Kirtana, а мой друг пел вместе со всей группой, хлопал в ладоши и кружился вместе с ними. Так получилось, что человека, которые охранял ту гробницу, в эту ночь не оказалось на месте, и поэтому не были зажжены свечи, и не было никаких сладостей. Следуя указаниям Mataji, мой друг мусульманин оставил batasha на могиле и зажег свечи. Он захотел, чтоб Шри Ма съела какую-нибудь конфету. Когда он принес блюдо, она открыла рот, и он положил туда несколько конфет. Сам он отведал prasada, которую подавали в конце Kirtana. Это был православный мусульманин, но был высокого мнения о Шри Ма, и после всего этого только лишь укрепился в своей вере в нее.

По просьбе мусульманки Begum Шри Ма выполнила Nemaz на той же самой могиле. Begum была женщиной образованной. Она сказала, что есть огромное сходство между теми словами, которые произнесла Шри Ма, и священными текстами, которые используют во время Nemaz. Mataji сказала: «четыре или пять лет назад, когда я находилась в Bajitpur, я видела эфирное тело одного faquir, чья могила была там. После возвращения в Shahbag, я встретилась с ним и некоторыми его учениками. У него был очень мужественный облик, арабского происхождения». Расспросив об этом, мы узнали, что это было правдой.

Однажды Шри Ма пришла домой к Rai Bahadur Jogesh Chandra Ghosh. В этот день проводили Kirtana. Внезапно она изменилась. На расстоянии пятидесяти – двухсот кубов в темноте сидел незаметно мусульманский юноша, одетый, как индус. Шри Ма начала пробиваться сквозь толпу, расчищая путь к юноше, и начала петь: «Allah, Alla-ho-Akbar». Слезы покатились с глаз юноши, и он присоединился к ее молитве. Затем он сказал нам: «Простота и ясность, с которой Шри Ма взывает к Аллаху, выходит за рамкинаших лучших способностей. Я никогда раньше не испытывал такой радости, как тогда, когда произносил имя Бога вместе с Шри Ма».

Шри Ма представила имя Hari в одной уважаемой мусульманской семье. Пока они читали это имя, слезы катились с их глаз. Они были очень хорошего мнения о Шри Ма. В связи с этим Шри Ма сказала: «Индусы, мусульмане и все другие общины есть одно и то же. Все почитают Одно Верховное Существо и просят его милости. Kirtana и Nemaz есть одно и то же».

* * *

Sri Kali Prasanna Kushari и его супруга Srimati Mokshada Sundari Devi, сестра Pitaji, очень любили Мать. Их очень восхищала ее общество. Однажды Sri Kushari приехал в Dacca, но остановился в другом месте. Он говорил о религиозных вопросах с Шри Ма и уже собирался уходить. Он с улыбкой сказал: «Ты наделена большой властью. Если у тебя есть власть, преврати меня в пепел». Сказав это, он зажег несколько ароматических палочек и с благовониями в руках отправился домой. Pitaji и Mataji собрались идти в другое место, и поэтому вышли все вместе. Солнце очень пекло. Sri Kushari держал зонтик над головой Шри Ма. Оба они шли впереди. Внезапно Kushari подпрыгнул и воскликнул: «Ай! Откуда льется этот огненный дождь на мою голову? Ты обжигаешь меня? Ты делаешь это всерьез? Пожалуйста, останови огонь. Ты уже достаточно доказала свою мощь». К своему ужасу он обнаружил, что часть его зонтика сгорела.

В другой раз один мужчина положил цветы к ее ногам. Она взяла один и, указывая на его лепестки, пыльцу и аромат, наглядно продемонстрировала людям физические, астральные и духовные аспекты жизни, и все поняли вечную игру Божественного.

Шри Ма всегда перемещается из одного места в другое. В связи с этим она говорит: «Я нахожусь в огромном саду, протяженностью через всю Вселенную. Все животные и растения, все люди, все высшие существа играют в этом саду по-своему, каждый обладает своей уникальностью и красотой. Меня восхищает их присутствие и разнообразие. Каждый из вас со своими особенностями обогащает этот сад. Я перемещаюсь из одного места в другое по одному и тому же саду. Что заставляет вас так глубоко переживать мое отсутствие, когда я ухожу из вашей части сада в другую, чтоб порадовать ваших братьев?»

В середине 1931 года, когда мы гуляли по полям Ramna, Шри Ма сказала: «Молитва является неотъемлемой частью религиозных обрядов. Ее сила непреодолима. Молитва искупает жизнь человека. Все мысли и чувства, которые рождаются в твоем сердце, должны быть дарованы Богу. Молись, чтоб получить его помощь со всей серьезностью и с духом самоотречения».

Именно в это время я прочитал в газете, что Лорд Irwin, перед тем как приехать в Индию в качестве вице-короля и генерал-губернатора, он спросил мнение своего отца. Он ответил: «Не беспокойся о результате событий, у нас нет над ними контроля. Молись Богу и, возможно, ты сможешь увидеть будущее». Оба пошли в церковь помолиться. Когда они возвращались, отец сказал: «Ты должен поехать в Индию». Сын согласился: «Я чувствую то же самое».

Когда Шри Ма об этом услышала, сказала: «Это очень хороший пример эффективности молитвы. С постоянной практикой основы веры укореняются в сознании, искренняя молитва идет от сердца. Через веру истинный дух молитвы просыпается в наших душах, когда Божественная Милость проявляется сама по себе в желаемых результатах».

В другой раз она сказала: «Когда мы говорим о Божественной Милости (kripa), имеется в виду, что что-то происходит с человеком без видимой причины. Оно приходит в нужное время по собственной воле. Вы увидите, что ребенок забывает свою мать, когда увлечен игрой, но мать, исходя из своей материнской любви, поднимет его и посадит к себе на колени. Божественная Милость благословляет мужчин таким же образом. Любовь матери проявляется еще до того, как ребенок вспомнил о ней. Разумеется, вы скажете, что благословение в виде Божьей Милости является результатом добрых поступков прошлых жизней. С одной стороны, это возможно, но с другой стороны можно сказать, что Бог абсолютно свободен от причинно-следственных связей, не следует задаваться вопросами о причинах. И хотя поиск причин часто нас волнует, Его милость нисходит на всех живых существ в равной мере. Но когда человек развивает более высокое видение, то начинает ощущать Божественное Прикосновение. Укройся где-нибудь и попробуй постоянно находиться в живом контакте с Ним, и ты обнаружишь свободный поток его благословений в твоей душе, так же, как ведро, наполненное водой, появляется из колодца только лишь тогда, когда мы тянем за веревку, на которую оно привязано.

В связи с этим Ма задали вопрос: «Может ли человек, видевший Бога, сделать так, чтоб его увидели другие?» Она ответила, что человек может Его увидеть только лишь тогда, когда придет нужное время. Тот, у кого было Его видение, может помочь другому только лишь в определенном смысле. Само Видение возможно лишь по божьей Милости.

В другой раз обсуждали прошлые жизни человека. Шри Ма сказала: «Реинкарнация существует. Нет никаких сомнений. Когда во время операции удаляется катаракта, зрение восстанавливается. Аналогичным образом, посредством глубокой концентрации на Божественном, когда поднимается завеса, которая препятствует нашему видению, сознание очищается, и человек фокусируется на своем «Я», значение божеств и мантр, которые являются их звуковым воплощением, становится ясным, и впечатления от предыдущих жизней рождаются в нашем сознании.

Похожим образом, когда мы находимся в Dacca, мы можем мысленно представить то, что видели в Calcuta, так же мы можем более наглядно создать образ наших предыдущих жизней на нашем воображаемом нынешнем экране». И добавила: «Когда я вижу вас, я могу также видеть образы ваших прошлых жизней». Однажды, когда мы находились в Calcuta, один мужчина с супругой и сыном семи-восьми лет пришли повидать шри Ма. Увидев ребенка, она сказала: «Ваш ребенок был братом этого тела в прошлой жизни». Один брат Шри Ма умер очень молодым. У него было тяжелое заболевание руки, и она у него была согнута. У этого мальчика она была такой же.

Иногда Шри Ма проявляет удивительную волю и яростные настроения. В ней нет места страху. То, чего она хочет, или о чем говорит, должно быть исполнено. Если вы позволите вашим мыслям и действиям работать безо всяких препятствий, это идет на благо человечеству. Если они подавляются, это приносит вред. В ее молодые годы примеров таких событий было очень много.

Когда ей было четыре или пять лет, она приходила в дом своей прабабушки с горшком, чтоб взять творога. Однажды она наполнила горшок до краев, что разозлило старушку, и она сказала: «Ты ешь слишком много творога! Сегодня ты ничего не возьмешь!» Как только старушка произнесла угрозу, к своему ужасу она увидела, что в горошке появилась дырка, и весь творог вывалился наружу. Она с изумлением посмотрела на лицо Nirmala. С тех пор она часто звала ее за творогом, даже если было уже достаточно поздно.

Мы видели, как Шри Ма становилась суровой, как молния, хотя по своей природе она очень милая и нежная, как цветок. Однажды она так разозлилась на меня за то, что я говорю, не думая, что приказала мне: «Давай, уйди с глаз моих!» В другой раз я ослушался ее, и она не разговаривала несколько дней. Было много случаев, когда мне посчастливилось получить ее наивысшее наказание. Если кто-то делает что-то плохое и сожалеет об этом, ее нежный и сострадательный взгляд излучает невыразимую милость, и сознание грешника полностью меняется и становится чистым и счастливым. Но если ваш разум взволнован страхом или гордостью от ее слов, и нет раскаяния, она чувствует ужасную тоску.

Однажды Pitaji сел рядом со мной и помолился за меня, но Mataji сказала: «Суровое наказание посылается тому, кто способен его выдержать. Если хочешь срубить дерево, сначала ты должен использовать топор, а потом мачете или нож, чтоб срезать ветки и побеги. Таким образом, наказание должно быть суровым или мягким, в зависимости от случая».

В помощи больным и скорбящим ее доброта проявляется по-разному. Часто она говорила: «Я ничего не говорю и ничего не делаю с какой-либо целью или усилием воли. Это ваши мысли и желания делают так, что это тело говорит и делает что-либо для вашего же блага. Часто я вижу то, что произойдет или не произойдет в будущем, но слова не всегда произносятся».

Есть очень много случаев, когда мальчики и девочки, мужчины и женщины прямо или косвенно получали помощь или совет, в вопросах, касающихся болезней, бизнеса, работы, экзаменов или выбора места учебы, свадьбы и т. д.. Чтобы освободить людей от жизненных невзгод, она делала раны в собственном теле или брала на себя страдания пациентов. Таких случаев очень много. Также очень часто по просьбам незнакомцев, новость о которых доходила до нее через третьих лиц, у нее возникал образ страдания, от которого они мучились, а затем они были освобождены от боли. Шри Ма нам сказала, что когда она слышит мольбы об исправлении неправедного человека, избавление приходит в любом случае. Многие видели ее во сне и чувствовали ее благословение в страданиях и болезнях.

Родители одной парализованной девочки пришли к Шри Ма просить исцеления. Она попросила девочку скатиться на пол. Девочка не могла двигаться: не могла даже повернуться. Шри Ма резала плод бетеля на кусочки, чтоб поклониться одному божеству. Она бросила несколько кусочков девочке и попросила, чтоб та протянула руку и ловила их. С большим трудом ей удалось поймать несколько. После этого семья ушла. Дома девочка лежала в кровати. На следующий день она услышала шум подъезжающей машины, внезапно соскочила с постели и бросилась к ней. С тех пор постепенно она начала двигаться.

Однажды по дороге через поля Ramna ехала повозка. Шри Ма попросила меня нанять ее. Она села в нее. Водитель мусульманин спросил: «Куда вы хотите поехать?». Она ответила, что к нему домой. Не сказав ни слова, он поехал к своему дому. Приехав туда, мы увидели, что один старик там умирал, родственники плакали около него. Шри Ма попросила меня принести сладости, которые раздали присутствующим, а затем ушла. Потом мы узнали, что старик выздоровел.

У Шри Ма были и другие способы облегчить страдания людей. Она попросила одного больного закрыть глаза ночью и положить руки на что-нибудь. Выполнив ее предписания, он выздоровел. Иногда она просила пациента съесть пищу, приготовленную для нее, а сама ела предназначенную для больного. В случаях жара или сильных болей в желудке, пациенты, которые следовали советам Шри Ма, ели пищу неполезную с точки зрения врачей, однако поправлялись в кратчайшие сроки.

Когда моему сыну было пятнадцать или шестнадцать лет, десять-двенадцать дней он страдал от дизентерии. Шри Ма однажды ночью пришла навестить его. После этого он пошел на поправку, однако Шри Ма заболела дизентерией. Также известны пациенты, которым не суждено было видеть ее, по ошибке или умышленно нарушали предписания, которые она давала, под влиянием обстоятельств. В таких случаях результат был предсказуемым. Индийские Sastras говорят, что результаты наших прошлых действий в этой жизни, либо совершенных в предыдущих жизнях, могут быть нейтрализированы только упорной работой в этой жизни с помощью Божественной Милости. Но работа, вызванная Божественным вмешательством, очень трудноосуществима, если только какой-нибудь святой из сострадания не ответит на подобные усилия.

Шри Ма говорит: «Пока вы видите этот мир объективно, для вас существует созидание. Существует конфликт в той среде, где преобладают понятия о тебе и мне, счастье и горе, свете и тьме. Сделай акцент на те поступки, которые выражают твою истинную природу, твой собственный врожденный долг, как человека. Когда ты откажешься от поступков, возникающих под влиянием чувств и внешних порывов, проснется твое внутреннее Существо (anteratma). Тогда ты сможешь сконцентрировать свой взгляд на Высшем Существе и освободишься от оков мира двойственности».

* * *

В первые годы жизни Шри Ма возможности для ее образования были весьма скудны, да и она этому не уделяла особого внимания. Однако было удивительно, что учителя задавали ей вопросы по темам, которые она только что мельком просмотрела. Поэтому ее считали блестящей ученицей. С детства она не прочитала ни одной книги и ничего не писала по собственной инициативе. Тем не менее, ее основные знания были очень прочны. Тем, что она изучала, она владела в совершенстве.

Однажды она спросила: «Что такое Италия?». Через несколько дней один профессор итальянского университета по имени Tucci приехал в Shahbag. До этого он побывал в Университете Dacca. Он спросил ее что-то на английском, и нужно было перевести это на бенгальский, но прежде, чем это было сделано, она уже дала готовый ответ на санскрите.

Много раз мы просили ее, чтоб она продемонстрировала нам свое письмо на бенгальском. Она сказала: «Я не пишу ничего с целью, чтоб это было увидено. Когда придет время, возможно, вы увидите».

К счастью, в 1930 году, 4 Ashar 1937 года, по бенгальскому, мы это увидели.

Есть много фотографий Шри Ма, возможно, тысячи. Что удивительно, нет двух одинаковых. Sj. Subodh Chandra Dasgupta из Dacca и Sj. Shashi Bhushan Dasgupta из Chittagong помимо других фотографов, сделали множество ее снимков. В октябре 1926 года Shashi Bhushan приехал в Dacca на празднование Durga Puja и некоторые из нас все вместе пошли в Shahbag сфотографировать Шри Ма ранним утром.

Придя туда, оказалось, что никто не знал, где она. В конце концов выяснилось, что она находилась в темной комнате в состоянии samadhi. Было решено, что Shashi Bhushan уедет из Dacca этим же вечером. Поэтому ему не терпелось сделать фотографию Шри Ма этим утром. Мы специально попросили Pitaji подойти к ней и попросить разрешения.

Он сам вместе со мной вынес Шри Ма наружу, посадил ее, и мы удалились с поля зрения камеры. Она все еще находилась в состоянии самопогруженности, и все ее тело было расслаблено. Предполагая, что она могла пошевелиться во время съемки, Shashi Bhushan потратил восемнадцать фотопластинок. Затем он уехал в Chittagong. Впоследствии он написал нам, что из всех восемнадцати пластинок, только на последней получился хороший потртет, на котором был изображен световой шар в виде луны на лбу Шри Ма, и, что самое странное, позади нее появился мой силуэт. Ниже я приведу отрывок из письма, написанного мне Shashi Bhushan спустя много времени:

«Когда делали фотографии Ма, я загрузил шесть фотопластинок за один раз, и за три захода получилось восемнадцать фотографий. На первых пластинках не было изображений, только световой шар. На следующих были изображены нечеткие контуры; только лишь на последней пластинке фигура Шри Ма появилась во всем своем рельефе. Ты находился достаточно далеко от камеры. Оттуда ты мне сделал знак, чтоб я открыл обзор. С самого начала, когда я делал фотографии, я нервничал, так как было смутное предчувствие, что все пойдет плохо, что доставляло мне большое беспокойство. Когда я проявил последнюю пластинку, мое сердце наполнилось радостью. В тот момент я начал приближаться к Шри Ма, словно к своему единственному убежищу. В те дни вышеупомянутого события я очень переживал».

Когда мы получили фотографию из Dacca, люди подумали, что это подделка, но когда они собрались вокруг Шри Ма, чтоб обсудить случившееся, она сказала:

«Когда это тело находилось в темном помещении в замороженном состоянии, вся комната была освещена. Когда вы вынесли это тело на солнечный свет, свет остался, но постепенно он превратился в световой шар на моем лбу. В тот момент у меня было ощущение, что Jyotish стоял за моей спиной. Теперь только вам судить, как вышло так, что получилась такая фотография».

 

 

АШРАМ

Все ощущали потребность, чтоб в Dacca построили Ашрам. Однажды лунной ночью я пришел в Shahbag, и Шри Ма сказала: «Прогуляемся по полям». Pitaji, Mataji и я вышли, мы сели на траву, рядом с местом, где находились руины какой-то посторойки (место нынешнего Ашрама в Dacca). Ненавязчиво я сказал Шри Ма, что Shahbag является собственностью Nawab из Dacca, поэтому долго мы там не можем праздновать kirtana, puja и т. д., необходимо строить Ашрам. Шри Ма ответила: «Весь мир полон Ашрамов. Что ты будешь делать с новым?» Я ответил: «Нам не нужно что-то грандиозное, нам просто нужно небольшое место, где бы мы смогли собираться около твоих благословенных ног и петь kirtana». Pitaji меня поддержал. Ма сказала: «Если у вас есть желание возвести подобную постройку, участок под этим старым зданием будет наилучшим местом. Это ваш старый очаг».

Она засмеялась и замолчала. В то время здесь находился храм Shiva в руинах, среди гор мусора, кирпичей и камней, с джунглями вокруг. Это место кишело змеями. После того, как здание Ашрама было построено, мы видели там очень больших змей. Тогда Шри Ма приносила в заброшенный храм по определенным случаям молоко и бананы.

Однажды в понедельник она принесла неочищенное молоко и пять или шесть бананов в глиняном горшочке. Через неделю в девять или десять часов вечера, когда Шри Ма пошла туда, она обнаружила молоко и бананы точно в таком же состоянии, в каком она их оставила. Ни один муравей не дотронулся до горшка. Ма сказала, что попробует содержимое. Многие попытались остановить ее, так как молоко могло испортиться. Но она была непреклонна. Она выпила глоток, и многие приняли ее prasada. То, что было в сосуде, осталось на месте. На следующее утро обнаружили, что все содержимое было вылизано. Не осталось ни капли.

Нам сообщили, что храм Shiva и прилегающие земли принадлежали усадьбе Ramna Kali. Когда мы пришли к священнику Sj. Nityananda Giri,, он нам сказал, что намерен продать свою собственность не меньше, чем за 6, 000/- Rs.

Когда Niranjan был переведен в Dacca через несколько месяцев, мы попытались собрать деньги, однако, безуспешно. В начале 1927 года я был прикован к постели из-за тяжелого заболевания. Однажды Niranjan пришел навестить меня и сказал, что Zamindar из Gouripur, Sj. Brojendra Kishore Roy Chowdhury, выслал 1, 000/-Rs. И добавил: «Сначала постарайся поскорей выздороветь; а затем мы соберем все силы, чтоб достать деньги». Постепенно Niranjan накопил еще немного денег, но Nityananda Giri настаивал, чтоб ему заплатили за его собственность 6, 000/- Rs. После полутора лет лечения я возобновил вновь приступил к своим обязанностям в Департаменте сельского хозяйства в Dacca. Мы изучили множество мест для постройки Ашрама. Но ни одно из них не казалось таким подходящим, как то, которое предложила Шри Ма. Мы были в безвыходном положении. В начале 1929 года Ма находилась в Calcuta. Там был Sriman Benoy Bhushan Banerji, с которым у Ма был разговор о начале строительства Ашрама в Dacca. Когда он вернулся, то рассказал мне о своем разговоре с Ма, и мои надежды ожили. Однажды я решил, что должен увидеть священника Храма Ramna Kali и повлиять, наконец, на покупку земельного участка. Когда я вышел из дома, то увидел образ Шри Ма, парящий у меня над головой, что привело меня к убеждению, что наши цели будут достигнуты. Священник сказал: «Раз уж вы не способны заплатить нужную сумму на сто процентов, давайте заключим договор аренды. Храм Kali также ваш. Потом мы сможем заключить постоянный договор». После долгих обсуждений было решено сдать в аренду земельный участок прямо сейчас.

Естественно, это соглашение многим не понравилось. Но если нужно было строить Ашрам, то выбранное место было наиболее подходящим. Ашрам был для Шри Ма; мы считали, что она делала все возможное для него. Не было смысла раздумывать о будущем. С такими мыслями мы арендовали земельный участок на условиях, которые были нам предложены. Сначала Sri Mathura Nath Basu, Nishikanata Mitra, Brindaban Chandra Basak принимали участие в сделке. 13 апреля 1929 года Шри Ма попросили, чтоб она ступила своими ногами на местные руины. В то время Niranjan оплакивал преждевременную кончину своей супруги. Но он сумел присутствовать на данном событии. Спустя два месяца он тоже покинул этот мир. На накопленные им деньги заложили фундамент Ашрама. Где бы сейчас они вместе с супругой ни находились в ином мире, их связь с Шри Ма продолжается до сих пор. По крайней мере, я в это верю.

Что касается Ашрама, Mataj сказала: «Ашрам означает священное место, которое вызывает божественные мысли в человеке. Все его обитатели должны приложить много усилий для того, чтоб поддерживать чистую атмосферу при помощи непрекращающихся молитв, sadhana, благородных помыслов, медитации и религиозных разговоров. В таком месте достаточно, чтоб было несколько хижин, крытых соломой, чтоб обитатели Ашрама могли в них жить». И благодаря этому для Ма была построена небольшая хижина.

Поведение Шри Ма и игра ее различных настроений непонятны простому человеку. Бесполезно препятствовать тому, что она задумала сделать либо спрашивать ее, почему она поступает так, а не иначе. 2 мая 1929 года Шри Ма вошла в новый Ашрам в Ramna. Со всех сторон слышались радостные крики. Sj. Baul Chandra Basak принес венки и браслеты из цветов и посетил Ма, как Krishnaji. Она также находилась в игривом настроении. Но я оставался снаружи, наблюдая за ее поведением. Мне казалось, что где-то она таинственным образом скрывает тень туч. Улыбка и образ Ма казались далекими. Домой я вернулся в два часа ночи. Вечером следующего дня Pitaji посетил нашу деревню. Кто-то принес сообщение, что Pitaji немедленно зовут в Ашрам. Я пошел с ним. Было около десяти вечера. Мы увидели, что все находящиеся в Ашраме были грустны и подавлены. Тень беспокойства покрывала все лица. Шри Ма находилась на свежем воздухе за пределами Ашрама. Нам сказали, что она вышла из Ашрама рано утром. До пол-одиннадцатого вечера она гуляла по полям.

Увидев Pitaji, Mataji сказала: «Позволь этому телу отправиться в поездку со своим отцом. Ты можешь остаться в Ашраме». Pitaji после долгих протестов согласился, и сказал внезапно: «Делай, что хочешь». Многие пошли провожать Ма на вокзал. Мы с Pitaji остались, но спустя некоторое время тоже пошли туда. Pitaji попытался всевозможными способами отговорить ее, выражая свое неодобрение. Но Ма оставалась непреклонна.

Поезд на Mymensingh уже отправлялся. Шри Ма вошла в него. Pitaji попросил меня, чтоб я сел в другой вагон, если Шри Ма не будет против. Следуя его указаниям, я отправился с ней.

После отъезда в Mymensingh ночью в одной лишь «набедренной повязке» и не предупредив никого из моей семьи, в моем сердце началась борьба. Я едва могу найти слова, чтоб описать ее. С восходом солнца во мне просыпался источник жизни и активности, а в конце ночи, с первыми утренними лучами, во мне оживали воспоминания о домашних и рабочих обязанностях, которые ожидали меня. Мы такие рабы нашей ежедневной рутины! Оковы мира достаточно жесткие и слишком тонкие, чтоб сломить их. Мой разум странным образом был затуманен мрачными мыслями о моих обязанностях, даже когда у меня был уникальный шанс посидеть возле ног Шри Ма. Год за годом у меня было желание дотронуться до ее ног, а она меня отталкивала, словно под страхом смерти. Мне казалось, что наше внимание, почтение и любовь - не более, чем кратковременным эмоциональный порыв; на самом деле мы тайно почитаем наши эгоистические желания. Шри Ма также говорит: «Ваше выражение любви и уважения парят над вашим телом и разумом, словно порывы ветра. Если ваше сердце не откроется для того, чтоб впустить свободный поток истинной веры, как вы сможете предложить настоящие вещи вместо показных?»

Приехав в Mymensingh, я спросил Ма: «Куда бы тебе хотелось поехать дальше?» Она ответила: «К горам». Я сказал ей: «Сейчас уже начинается сезон дождей. Будет ли целесообразно ехать с твоим старым отцом к горам в такое время? Если ты хочешь провести это время в уединении, поехали в Cox' s Bazar на побережье». Она молчала.

Обычно она дает указания либо предлагает что-то только один раз. Если мы сразу это выполняем, без колебаний, в конце концов, оказывается, что так лучше для нас; в противном случае мы остаемся разочарованы результатом, либо попадаем в непредвиденные трудности.

Мы обсудили, куда нам следует поехать дальше, и решили отправиться в Cox Bazar ночным поездом. По прибытии на станцию Ashugunj, началась сильная буря. Шри Ма сказала: «Ярость этой бури незначительна по сравнению с тем, что ты увидишь завтра». В Chittagong мы сели на паром в Cox's Bazar. Когда в море мы вошли в устье Karnafuly, поднялся сильный шторм. Началась сильная качка, волны захлестывали палубу. Пассажиры кричали от страха, а радость Шри Ма при виде бушующего моря была безгранична.

Наблюдая за игрой бури и волн, она сказала: «Послушай непрерывный kirtana, который происходит там! Если человек желает укрепить свой духовный рост, он всегда должен помнить Имя Бога, петь во славу Его и пытаться услышать его могущественный голос во всей жизненной суматохе этого мира!»

Из базара Cox мы поехали в Adinath. Шри Ма осталась там. Я вернулся в Dacca. Через несколько дней Pitaji поехал в Adinath и увез Mataji в Calcuta. Оттуда она поехала со своим отцом в Hardwar.

Затем она отправилась в Sahasra Dhara (Dehradun), Ayodhya, Varanasi, Vindhyachal y Nawadwip. Затем она вернулась в Calcuta c Pitaji, а потом – в Chandpur. Со мной она встретилась после пути Nawadwip в Calcuta. Я узнал, что тогда она ела только одни фрукты и выпивала один стакан лимонада, и что она лежала на полу уже несколько дней и ночей, погруженная в свои собственные размышления. А еще я понял, что двигалась она машинально, словно глиняная кукла, управляемая невидимой рукой. Обнаружив ее в таком состоянии, я пришел к выводу, что когда Божество принимает видимое на земле тело, оно должно вести себя, как обычный смертный, подчиняясь законам этого иллюзорного материального мира.

Через несколько дней Mataji и Pitaji отправились из Chandpur в Dacca и остались там в Ашраме Siddheshvari. Pitaj очень сильно заболел. А когда он уже находился на пути выздоровления, заболела Mataji. Об этом уже говорилось ранее.

В октябре 1929 года образ Kali переместили в неф из гофрированного железа, специально построенного в Ашраме Ramna. В 1930 году похитили все золотые украшения этого божества и сломали ему запястье.

Возникли сомнения, можно ли поклоняться сломанному образу божества. Посоветовались сл многими учеными мужами по поводу этого вопроса. Mahamahopadhyaya Panchanan Tarkaratna сказал: «Раз уж образ Kali не был погружен в воду после ежегодной puja по распоряжению одной святой личности, то и в этом случае нужно следовать его указаниям, хотя при обычных обстоятельствах не разрешается поклоняться сломанному образу». По распоряжению Шри Ма образ был отреставрирован, и ему вновь начали поклоняться.

Задолго до того, как я указал Шри Ма, что строительство храма было необходимо для размещения образа Kali, Ма ответила: «Подожди один еще год». По истечении года, в начале 1931 года, благодаря усилиям Sjs. Bhupati Nath Mitra y Nagendra Nath Roy, заложили каменный фундамент храма. Когда вырыли траншею для закладки цемента, обнаружили четыре или пять гробниц, больших и маленьких, в каждой из которых находился скелет, некоторые в сидячем, а некоторые в лежачем положении.

В связи с этим Ма сказала: «Все это место имеет свою святость, будучи резиденцией samnyasis в прошлом. Ты был одним из них. Я видела несколько святых в полях Ramna. Эти sadhus желают, чтоб над их могилами построили храм для того, чтоб люди могли молиться и поклоняться Богу здесь и сохранять чистоту этого места на благо людей. По этой причине ты так хотел построить здесь Ашрам. Те, кто принимали участие в решении этой задачи, должно быть, имели связь с покойными святыми».

Я спросил Ма: «Если я был samnyasi, почему мне приходится сейчас так усердно






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.