Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство Древнего Египта







Занятие 28. Анализ урока истории (лабораторное занятие)

Целью занятия является посещение уроков истории в школе, знаком­ство с общей схемой анализа и с образцами анализа уроков в среднем звене и старших классах.

План:

1.Общий анализ урока истории.

2. Анализ урока по отдельным проблемам.

Литература

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней шко­ле. — М., 1988. — С. 202—206.

Историческое образование в современной России: Справочно-методичес-кое пособие для учителей / Сост. Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, М.В. Ко-роткова, И.Н. Ионов. — М., 1997. — С. 109—120.

Методические рекомендации к педагогической практике для студентов ис­торического факультета. — М., 1994. — С. 16—31, 41—45.

Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей / Отв. ред. Н.Г. Дайри. — М., 1978. — Ч. 2. — Глава ХХ.

Содержание занятия:

1. Главное на таких лабораторных занятиях просмотр уроков в различных классах и последующий их разбор. На самом уроке не­обходимо во время опроса мысленно характеризовать и оценивать ответы учащихся, сравнивая с оценкой учителя. При анализе урока обсуждаются следующие вопросы:

• название урока, его место в курсе, теме;

• цель урока;

• тип урока и его основные этапы;

• методика проверки знаний и умений учащихся;

• содержание и методика изучения нового материала

• оптимальность выбора методов обучения;

• реализация на уроке принципов научности, систематичности, последовательности, доступности и посильности, сознательности и активности;

• способы активизации познавательной деятельности учащихся; способность преподавателя задействовать в работе всех или боль­шинство учащихся;

• содержание и методика закрепления изучаемого;

• объем домашнего задания, инструкция по выполнению, наличие индивидуализации;


• методические проблемы;

• рациональность использования времени урока;

• характеристика личности учителя; умение преподавателя со­вместно с учениками решать задачи обучения и воспитания; заин­тересовать учеников материалом урока; учитывать особенности класса.

Результатом лабораторного занятия в школе должно стать вы­ступление студентов с общим и проблемным анализом урока. При­ведем фрагменты того и другого анализа после посещения несколь­ких уроков в одной параллели.

Общий анализ урока по теме «Капиталистическая мануфактура»

Тема о развитии капиталистической промышленности имеет принципиальное значение. На уроке удачно было показано, что эпоха географических открытий, изучаемая несколькими уроками ранее, перевернула не только представления средневекового чело­века о мире, но и привела к возникновению английских торговых компаний, появлению американского золота в Европе. Начинается оживление хозяйственной и торговой деятельности, усиливается экономическая предприимчивость и хозяйственная активность. В Европе появляется новый, активный человек: банкир, купец, пред­приимчивый дворянин. Меняется и само отношение к предприни­мательской деятельности: поощряется накопительство, хозяйствен­ная активность. Исходя из этих посылок учитель спланировал об­разовательно-воспитательные цели урока.

Поскольку тема урока открывает новый раздел, то проверка зна­ний и умений учащихся осуществлялась в форме актуализации из­вестного материала об эпохе Великих географических открытий и главным образом — о городском ремесле эпохи классического сред­невековья. Осуществление проверки знаний и умений учащихся в процессе усвоения нового учитель проводил путем постановки и ре­шения логических и образных заданий различного уровня познава­тельной самостоятельности учащихся.

Так, задание, предлагающее сравнить ремесленную мастерскую с новым предприятием, — преобразующего характера, а задание, предполагающее выяснение вопроса о том, почему именно в дерев­не, а не в городе возникли новые мануфактуры, включает в себя элемент проблемности. Оно базируется на знаниях учеников о де­ревенских ремесленниках, которые в Англии издавна занимались прядением и ткачеством. Учащиеся смогли догадаться, что по мере возрастания спроса на сукно купцы брали в свои руки снабжение сельских мастеров сырьем и занимались сбытом их продукции.


Таким образом, ученики смогли самостоятельно открыть один из путей возникновения новых предприятий, объяснить приоритет этого пути среди других.

На уроке прослеживалась актуализация умений учащихся. На этапе урока, где осуществлялась пространственная локализация та­кого исторического явления, как появление мануфактур, ученики сумели проанализировать карту и ее легенду. В ходе аналитической беседы учащимся предлагались вопросы и задания: найдите центры мануфактурного производства; почему они возникли на реках? В чем заключалась выгодность географического положения Англии и почему именно там стали возникать первые предприятия? Уме­ние учеников анализировать условно-графические средства нагляд­ности — схемы, диаграммы — помогло ученикам осмыслить поня­тие спроса и предложения.

На этапе урока, посвященного возникновению мануфактур и уяс­нению их сущности, ученики были поставлены в условия, когда должны были применить целый комплекс умений. Среди них уме­ния образно воссоздавать исторические явления, выявлять в них су­щественные признаки, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать однотипные исторические явления разных перио­дов. В ходе урока ученики применяли и общедеятельностные умения: читали текст учебника, составляли таблицы, выделяли глав­ную мысль, делали обобщения.

На этапе перехода к изучению нового материала учитель сооб­щил ученикам тему урока, подчеркнул связь с ранее изученной темой. Внимание учеников акцентировал на двух аспектах: 1) су­ществование производства сукна как традиционной отрасли хозяй­ства в Англии и важного источника доходов королевской казны; 2) участие Англии в Великих географических открытиях.

Учитель наметил перспективу для изучения новой темы, подчеркнув, что впереди увлекательная страница истории — сопер­ничество Англии и Испании в борьбе за господство на море и за первенство в освоении новых земель. Активность Англии связана с возникновением новых предприятий и накоплением богатств. Учитель предложил ученикам зачитать введение к теме и проком­ментировать его. Включение учащихся в познавательную деятель­ность осуществлялось путем применения различных приемов.

При изучении материала о возникновении мануфактуры и сущности предприятий использовались в сочетании с аппликация­ми приемы образного повествования и персонификации. Один из них — образного повествования — является традиционным прие­мом устного изложения фактического материала, другой — нетра­диционным приемом. Такое разумное сочетание этих двух приемов


помогает учащимся воссоздать образ предприимчивого и активно­го человека, нового героя эпохи средневековья, осознать сам про­цесс возникновения предприятий. Эта цель достигается также пу­тем организации беседы эвристического типа.

При изучении вопросов о сущности мануфактурного производ­ства применялись приемы аналитического описания картин «Ремес­ленная мастерская» и «Капиталистическая мануфактура», а также их сравнения на основе организации аналитической беседы и запол­нения сравнительной таблицы. Работа с таблицей стала фрагмен­том закрепления новой темы на уроке. Методическая грамотность в подборе учителем приемов заключалась в разумном сочетании об­разно-эмоциональных приемов (аналитическое описание с эле­ментами картинного) и логических (аналитическая беседа и за­полнение таблицы), что позволяет говорить об эффективности ре­шения учителем проблемы соотношения эмпирического и теоретического уровней в обучении истории. Такое применение приемов учебной работы позволило начать формирование индук­тивным путем образных представлений учащихся о понятии «ма­нуфактура».

Проблему активизации познавательной деятельности учащихся на уроке учитель решал путем чередования и разумного сочетания различных видов деятельности учащихся и приемов их работы. Ученики отвечают на вопросы в ходе беседы, заполняют таблицу, читают текст учебника и выделяют главную мысль, выполняют ло­гические задания. Чтобы работа для учеников была интересной и посильной, учитель сочетает вопросы и задания различной степени познавательной самостоятельности.

Создание противоречий в процессе изучения нового материала, использование ярких образных примеров и фактов, глубокая содер­жательность изложения и логическая завершенность отдельных этапов урока помогают учащимся пережить радость успеха, почув­ствовать свои силы, развивать познавательные потребности к учению. Этому способствовал также стиль комфортного общения и доброжелательная атмосфера на уроке. Закрепление, домашнее за­дание и оценивание учащихся соответствовало методическим тре­бованиям.

2. Теперь приведем следующий вид анализа урока.

Проблемный анализ урока «Капиталистическая мануфактура»

Рассмотрим на примере данного урока методические подходы к решению проблемы применения наглядности. На уроке использо­вались учебные картины как событийные, так и типологические. В процессе работы с картинами учитель применял как ведущий при-150


ем аналитическую беседу или аналитическое описание с последую­щей гиперболизацией тех или иных деятелей, черт, признаков, а так­же обобщением и типизацией. Типологическая картина была включена в содержание урока при изучении признаков мануфакту­ры для активного самостоятельного извлечения знаний учениками. Удачным было применение беседы при сравнительном анализе двух типологических картин. Картины дополняла условно-графическая наглядность (таблица с перечислением основных признаков ману­фактуры), что позволило выделить типичное в новом понятии «ма­нуфактура». Таким образом, на уроке применялись средства, соот­ветствующие учебному историческому материалу и оптимально сочетающиеся между собой.

Еще одно средство наглядности, которое применялось на уроке, — это аппликации. Они оказались наиболее целесообразны при изучении образного материала, помогающего раскрыть причинно-следственные связи явлений. Этому способствовал динамичный путь их показа — перемещение аппликаций, последовательное включение и замена фи­гур, а также дополнение их меловыми рисунками. При таком порядке демонстрации аппликационной схемы ее легко можно было сравнить с меловыми рисунками. Демонстрация аппликационного материала позволила создать целостный динамичный образ возникновения круп­ных капиталистических мануфактур.

Перспективное задание:

Продумайте методику проведения собственного урока: 1. Каков будет его замысел? В чем будет заключаться деятельность учителя и ученика? 2. Какими способами, средствами вы могли бы активи­зировать познавательную деятельность учащихся на уроке? Проана­лизируйте результат выполнения этого задания студентом III кур­са, работающим в школе в качестве учителя.

Возможные пути активизации познавательной деятельности учащихся:

— Эту тему, как правило, проходят в 6 или 7 классе. Учиты­вая возраст учеников, их надо заинтересовать происходящим, от­влечь от посторонних мыслей. Вызвав одного ученика для рабо­ты с настенной картой, тем самым добиваемся повышения вни­мания у всего класса. Активизации способствуют параллели с со­временностью. При повторении пройденного на предыдущем уроке можно подчеркнуть, что современные «фенечки» (обере­ги), модные у подростков, это ничто иное, как аналог древних славянских оберегов, более того, некоторые обереги изготовля­лись тем же самым способом.


Тема урока: «Призвание варягов на Русь в 862 г. Становление Киевской Руси»

 

План урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Оргмомент   Подготовка к уроку
Опрос Учитель предлагает Ответы на вопросы.
(10 мин.) ученикам вспомнить о Один из учеников высту-
  пройденном на прошлом пает с кратким сообще-
  уроке. Затем ученики от- нием, подготовленным
  вечают на вопросы учите- дома
  ля или класса  
Изучение нового Сообщает ученикам ле- Слушают учителя, от-
(20 мин.) тописную версию о при- вечают на вопросы, за-
  звании варягов, попутно писывают понятия. Уча-
  выясняет, что такое лето- ствуют в спонтанно воз-
  пись. Характеризует тео- никшей дискуссии
  рии происхождения ва-  
  рягов, термина «Русь»,  
  «норманнскую теорию».  
  Рассказывает о местах  
  вокняжения трех брать-  
  ев, о походе Аскольда и  
  Дира на Киев, о князе  
  Олеге, его захвате Киева  
  и вокняжении там, его за-  
  хватнических походах. Во  
  время рассказа ученик  
  показывает на настенной  
  карте те места, о которых  
  идет речь  
  Вопросы классу: кто прав Отвечают на вопросы,
  в споре о «норманнской задают собственные
  теории»? Зачем пригла- Записывают домашнее
  шали варягов? Почему задание
  окрестные племена со-  
  глашались платить Олегу  
  дань? Назвать и показать  
  по карте «путь из варяг в  
  греки»  
Закрепление материа- После урока учитель кон-  
ла, задание на дом сультирует учеников, же-  
(10 мин.) лающих подготовить рас­ширенные задания к сле­дующему занятию  

— Сложно воспринимать информацию на слух, тем более, если она не имеет никакого отношения к твоей повседневной жизни. Сле­дует повышать заинтересованность класса к происходящему на уро-152


ке всеми возможными способами. Желательно оформить несколько стендов по тематике изучаемого курса. Во время сообщения нового на уроке учитель может обращаться к изображениям этих стендов.

—Неоценимую роль в привлечении внимания учащихся играют визуальные образы. Желательно принести на урок репродукции или литературу с яркими иллюстрациями по теме урока. На урок «При­звание варягов...» можно принести книгу М. Семеновой «Мы сла­вяне» и книгу «Викинги» серии «Империал». Во время рассказа сле­дует показывать учащимся иллюстрации, проходя между рядов.

—Хорошо, если к слуховому и зрительному восприятию прибав­ляется возможность поработать руками. Лучше всего, если это бу­дет настоящая старинная вещь, неплохо, если копия или «новодел», в крайнем случае, можно обойтись и самой скромной поделкой, на­пример, скрутить из медной проволоки подобие височных колец. Так же ученики могут попробовать сделать что-то относящееся к рассматриваемой эпохе своими руками.

—Еще лучше, если во время урока можно применить прием дра­матизации. Например, поставить маленькую сценку по одному из сюжетов урока.

—Если на уроке спонтанно возникает дискуссия по одному из поднятых во время урока вопросов, то ее ни в коем случае не следу­ет прерывать, а напротив, стоит всячески поощрять, даже если за­канчивать рассмотрение темы придется на следующем уроке.

—Поведение учителя на уроке, подробность изложения темы и сложность поднимаемых проблем сильно зависят от конкретного класса. Так, с одним классом можно на полном серьезе пытаться ра­зобраться, что такое государство и можно ли его привнести извне. А с другим придется подробнее остановиться на способах взятия Олегом Царьграда.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.