Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и задачи курса






История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС) — одна из самых вме­стительных юридических дисциплин. Она является общепрофессиональной в системе высшего юридического образования. Этот предмет относится к федеральному компоненту, т.е. подлежит обязательному изучению на всей территории РФ. ИГПЗС изучает процессы возникновения, формирования и эволюции государства на протяжении всей истории человечества, а также право. Процесс развития права прослеживается от правового обычая до закона древнего и современного.

История государства и права зарубежных стран изучает общие и специфичес­кие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права отдельных зарубежных стран, рассматриваемые в хронологической после­довательности и в конкретно-исторической обстановке.

Первым объектом изучения ИГПЗС является государство - как организация учреждений власти, диктующая правовые правила, традиции, принципы, общественные установления. В этом контексте изучается форма реализации государственной власти в обществе.

В диапазон исследования входят государства Древнего Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай), античные государства (Древняя Греция, Древний Рим), феодальные и буржуазные государства Западной Европы и Северной Америки. Египет, Вавилон, Индия, Китай – это очаги цивилизации. Государственная эволюция рассматривается как проявление двух цивилизационных тенденций - восточной и западной, христианства и ислама. В таком же плане изучается государственное развитие стран Юго-Восточной Европы, Центральной и Южной Америки, Азии и Африки.

Вторым объектом изучения ИГПЗС является право. Оно ассоциируется с социальным порядком, с социальной справедливостью и культурой общества.

Профессор В.Г. Графский считает право намного старше государства. Он пишет: «…правовой обычай гораздо древнее зако­на, устанавливаемого государственной властью, и, таким образом, право гораздо старше государства». Мы будем изучать предмет с точки зрения устоявшегося мнения – государство первичнее права.

История государства и права зарубежных стран имеет свои задачи:

1. Главной задачей ИГПЗС является изучение государства как организации учреждений власти. Решение этой задачи имеет цель определить основные тенденции развития государства в XX веке. Элементом этой работы является прогностика.

2. Не менее значимой задачей является изучение права как совокупности норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Государство при этом выступает как сила, устанавливающая и охраняющая эти нормы и правила. Древнейшая функция государства, заключающаяся в том, чтобы заставить общество подчиниться праву, есть ключевой объект исследования. Государство стоит над обществом, а право является индикатором, показывающим уровень этого государства, уровень политического, социально-экономического и культурного развития стран и народов.

3. Служить интересам возможно более широкой общей подготовки студента в вопросах государства и права, выработке у него основ юридического мышления, необходимого для усвое­ния и применения права.

4. Создать необходимые предпосылки для наилучшего усвоения таких дисциплин, как теория государства и права, ис­тория политических и правовых учений, государственное и международное право, а также всех других юридических дисциплин, включая цивилистику, уголовное право и процесс.

5. Самой общей задачей курса мож­но считать также оказание помощи студентам в выработке навыка восприятия права как неотъемлемого элемента культуры социаль­ного общения и относительно мирного и справедливого разреше­ния конфликтов, возникающих на лично-имущественной почве, с причинением вреда здоровью, имуществу, общественной нрав­ственности и т.д.

6. Другую важную задачу курса составляет ознакомление с луч­шими образцами законодательного искусства и творчеством выда­ющихся реформаторов и законодателей. Часть материала из этого наследия станет предметом семинарских обсуждений и самостоя­тельного изучения студентами.

Таким образом, в ходе изучения курса «История государства и права зарубежных стран» студентам необходимо знать:

- основные памятники права и историческую практику их применения;

- процессы возникновения и развития государственных институтов и право­вую систему народов зарубежных стран;

уметь:

- анализировать государственные и правовые явления в их историческом развитии, важнейшие правовые памятники и практику их применения;

- исторически осмысливать государственно-правовые явления;

- составлять научно обоснованные прогнозы о будущем состоянии государ­ственно-правовых явлений;

сформировать:

- научно-юридическое мировоззрение;

- общеправовую культуру;

- способность принимать правильное решение в ходе профессиональной деятельности.

Сегодня можно согласиться с мнением русского историка середины XIX в. Т.Н. Грановского о том, что «образованность (в том числе правовая образованность) сделалась необходимым условием могуще­ства для государств и созидательно-нравственной жизни для от­дельных лиц» (Грановский Т.Н. Полн. собр. соч.: В 2 т. - Т. 1. - СПб., 1905. - С. 398).

 

Вопросы методологии и периодизации курса

Слово «методология» означает учение о научном познании. Методология – это подход к объекту исследования, это мировоззрение. Оно, т.е. мировоззрение, заставляет видеть то в истории, на что настроен исследователь.

Российская историко-правовая школа находится в состоянии поиска собственной методологии, т.е. существует плюрализм подходов. Этот поиск направлен на стремление повысить качество и эффективность научно-познавательной и прикладной значимости историко-правовых исследований. В советский период (до 1991) все были обеспечены одной правильной теорией и методологические искания фактически сводились к нулю.

Западная методология, представленная в концентрированном виде в работах Тойнби, Вебера и школы «Анналов», претендующая на универсализм, является полемичной и во многих аспектах несостоятельной.

Все многочисленные теории зарубежного происхождения можно разделить на материалистические (Вебер), идеалистические (Тойнби). Такое же разделение наблюдается и среди историков государства и права нашей страны.

Методология ИГПЗС представлена историческим, сравнительным, цивилизационным, культурологическим методами. Так называемые сравнительный, цивилизационный, культурологический методы и метод историзма не имеют категориальной определённости, они имеют сотни смысловых определений, а значит страдают субъективизмом и волюнтаризмом («волюнтаризм» – субъективистский произвольный подход, игнорирующий объективно существующие условия и закономерности).

Мы будем использовать метод, который рассматривает юридические институты как стержень, вокруг которого вращаются все остальные вещи и категории. Мы будем исходить из того, что государство и право – это суть жизни.

Такой же плюрализм имеет место в периодизации ИГПЗС. Существуют марксистско-ленинская периодизация, периодизация Д. Гэлбрэйта, волновая периодизация и другие.

Имеются попытки принять во внимание периодизацию истории мировых цивилизаций А.Тойнби и других историков, но на этом пути встречается немало трудностей, поскольку одних цивилизаций необходимо учесть около трех десятков.

Периодизация истории государства и права в боль­шинстве учебных изданий все еще строится в соответствии с мар­ксистской традицией в обществоведении: рабовладельческое государство и право, феодальное государство и право, буржуазное государство и право, социалистичес­кое государство и право с добавлением разделов о постсоциалистическом государстве и праве.

Сегодня фактически каждый автор учебника претендует на свою периодизацию. Мы будем придерживаться периодизации, которая прошла апробацию на международной конференции в Самаре в мае 2001 г.:

1. Древний мир (тип государства и права близкий к истокам).

2. Античный период (красивый) – греко-римское классическое государство и право.

3. Средневековый период (европейский варварский тип и восточно-исламский тип).

4. Новый - новейший период – современный тип государства и права.

Со­ответственно выделены следующие периоды: 1) древневосточное государство и право (III — I тыс. до н.э.); 2) античное государство и право (2-я пол. I тыс. до н.э. — 1-я пол. I тыс. н.э.); 3) Средние века (середина I тыс. н.э. — XVI — XVII вв.); 4) Новое временя – буржуазное государство и право (XVII — нач. XX в.); 5) Новейшее временя (с нач. XX в.). Ко­нечным этапом избрано современное состояние государства и права у разных народов (ему будут посвящены специальные юридические дисциплины).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.