Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Репрессий в БАССР






По «госплану» в Башкортостане было «запланировано» подвергнуть репрессиям 2000 человек. Но ретивые служители Башкирского НКВД проявили большое усердие, репрессировав свыше 50 тысяч жителей республики, - за период 30-х, начала 50-х гг. в республике по обвинению в политических преступлениях было репрессировано 50293 человека35.

Кого же уничтожал сталинский режим в Башкортостане? По исследованиям доцента БГУ Т.Саблина по городу Уфе можно получить примерное представление36.

Аресты, прежде всего, коснулись мужчин, ибо великие стройки требовали дешевую рабочую силу. Из общего количества репрессированных по городу Уфе 86, 5 процента составляли мужчины, 13, 5 процента - женщины. Примерно каждый четвертый человек из числа репрессированных приговорен к высшей мере наказания - расстрелу. В категорию расстрелянных в основном попали мужчины зрелого и преклонного возраста. Среди них много представителей интеллигенции, занимавших высокие руководящие должности. Под репрессии в основном попали люди в возрасте 35-39 лет (18, 6%), 30-34 (15, 8%), 40-44 лет (15, 2%). Но каратели не щадили и старых. В списке расстрелянных есть 80-летняя Дарья Федоровна Васильева, уроженка города Уфы. Отец знаменитого ученого А.-З.Валиди Тогана Валидов Ахметша Ахметшинович из деревни Кузяново Макаровского района, мулла, арестован 15 июля 1937 года, осужден по статье 58-10, 58-11 (пропаганда или агитация, организационная деятельность против советской власти), приговорен к высшей мере наказания, расстрелян 20 декабря, 1937 года в возрасте 80 лет. Самый молодой уфимец в этом скорбном списке - Вакар Владимир Сергеевич, 16 лет, осужден на три года лишения свободы.

Среди репрессированных в возрасте 70-74 лет расстреляно 80 процентов, а следующая группа в возрасте 60-64 лет (36, 4 процента), далее — 55-59-летние (расстреляна одна треть). Эти данные свидетельствуют о целенаправленном физическом уничтожении старых людей. По-видимому, держать за колючей проволокой немощных людей считалось бессмысленным. А с другой стороны, они много знали, считались носителями элементов культуры и идеологии прошлого строя.

Вырисовывается следующая картина по национальному составу. Почти каждый 25-й латыш и 48-й белорус, каждый 56-й еврей и 95-й украинец, каждый 171-й башкир и 221-й русский, жившие в Уфе, были репрессированы. Гонения на латышей может быть объяснено стремлениями Сталина избавиться от главных участников и свидетелей борьбы за Советскую власть.

Прослеживается высокий процент расстрелянных уфимских репрессированных башкир - около одной трети. Думается, это объясняется их социально-профессиональным положением. Многие из них занимали высокие руководящие посты в Уфе, были представителями науки, литературы, искусства и культуры.

Мало кто знает, что в 30-е годы существовала система борьбы с детьми " врагов народа". Она включала в себя указания Политбюро ЦК и лично Сталина, законодательные акты, циркуляры и приказы НКВД. Эта система была нацелена на то, чтобы дети забыли, кто они, откуда родом, где их родители.

Примерную картину социального и национального состава жертв репрессий можно составить по документам НКВД, где они значатся как «изменники родины», «контрреволюционеры, готовящие государственный переворот в республике», «шпионы пособники империалистов», «враги народа, ведущие контрреволюционную пропаганду», «члены троцкистско-бухаринского блока» и т.д. Впоследствии в республиканском законодательстве список подлежащих репрессиям был расширен - в него включались валидовцы, «националисты» и другие.

Первый этап проводимых в стране репрессий - «коллективизация». За этот период в Башкортостане было «раскулачено» 22, 5 тысячи человек37.

7 августа 1932 года ЦИК и СНК СССР, приняли постановление «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов, об укреплении общественной (социалистической) собственности». Известно, что только за девять месяцев его применения в республике было осуждено 5391 человек, из них 193 - к высшей мере наказания38. В январе 1933 года создается особый орган репрессий – политотделы МТС и совхозов. На работу в политотделы МТС Башкирии было направлено 292 коммуниста, более половины из них - из Москвы и центральных областей. Они вели борьбу с «классовым врагом и его агентурой в партии- правыми и левыми оппортунистами». В Башкирии по 750 сельскохозяйственным артелям за год было освобождено от руководящей должности и исключено из колхозов 5842 человека39.

Сравнительная по годам статистика террора по Башкортостану такова40:

Год

Количество

Репрессированных

Зимой 1929-1930 гг. в ходе кампании по заготовкам хлеба и коллективизации возникшие трудности были отнесены на счет кулацких элементов и духовенства. Развернулась кампания по закрытию мечетей и церквей, а священнослужителей отправляли на лесозаготовки и ссылки.

В Башкирии было закрыто 87% мухтасибатов (мусульманские епископаты), из 12000 мечетей было закрыто более 10000, от 90 до 97% мулл и муэдзинов лишены возможности отправлять культ. «Тройка» при ОГПУ БАССР за три месяца 1931 года осудила к расстрелу 5, к заключению в концлагерь - 72, к ссылке - 76 представителей духовенства41. К концу 1932 года, в С.С.С.Р., закрывается 60% церквей и мечетей, из 3 тысяч мулл остается на свободе не более 300. Гонения на духовенство продолжались в течение 30-х гг., до начала Великой Отечественной войны42.

Систематизируя данные, взятые из 1-го тома «Книги памяти жертв политических репрессий Республики Башкортостан», можно сделать некоторые выводы: из репрессированных священнослужителей 69% являлись муллами, 13% - православными священниками; 23, 3% из общего числа приговорены к высшей мере наказания - расстрелу; наибольшее количество арестов духовенства приходится на 1930 год - 36% и на 1937 год 31 %43. Многие источники утверждают, что репрессии затронули главным образом руководителей. Это мнение абсолютно неверно. Невероятные обвинения часто выдвигались в адрес малограмотных и не имеющих никакого отношения к политике людей. Для более точного определения состава жертв, сталинских репрессий в Башкирии, была проведена работа, где даны более точные цифры. Основным источником был взят 1 –ый том «Книги памяти».

ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ СОСТАВУ:

русских - 30 %

башкир -28 %

татар - 24 %

др. нац. - 18 %

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УРОВНЮ:

неграмотных - 45 %

начальное - 40 %

среднее - 12 %

высшее - 2.5 %

ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ:

крестьяне - 70 %

рабочие - 14 %

безработные - 3 %

интеллигенция -8 %

духовенство - 3 %

(муллы - 80 %; священники - 20 %)

военные - 2 %.

Из общего колличества репрессированных 3 % составляют женщины.

Анализируя приведенный материал, можно сделать следующие выводы:

Практика привлечения к ответственности была упрощена до предела, аресты проводились на основании сфабрикованных обвинений. Например, по делу Ф.А.Ахмадуллина в протоколе зафиксировано: «Контрреволюционный повстанческий штаб, куда входили обвиняемые по делу, создали на территории Башкирии 62 повстанческих отряда, численностью более 3 тысяч...»44 Привлекает внимание не столько формулировка, сколько то, что предполагалось обвинение еще 3 тысяч человек. И такая практика применялась на каждом шагу: близкие, родственники, даже давние знакомые обвиняемых - все подпадали под подозрение.

24, 2% репрессированных по Башкирии, или примерно каждый пятый, приговорены к исключительной мере наказания45. Статистика приговоров точна и не вызывает разночтений, так как работники ОГПУ скрупулезно выполняли предписания и документировали свои действия. Никого не расстреливали «без бумажки».

Кампании репрессий проходили этапами, и в годы «большого террора» (1937-1938гг.) начались «операции по поимке националистов и шпионов». Многих людей нерусской национальности арестовывали без наличия каких-либо компрометирующих материалов, причем арестовывали и расстреливали целыми семьями. Репрессии 30-40-х гг. шли под лозунгом «борьбы с национал-уклонизмом», жертвами и в данном случае стали народы, которые и раньше шли на первом месте среди репрессированных - башкиры, украинцы, белорусы, латыши. Представители таких народностей, как болгары, австрийцы, румыны, чехи, молдаване и др., волею судьбы заброшенные в республику, были не только репрессиpoваны, но и практически полностью истреблены. Основные обвинения, предъявленные представителям этих национальностей, - «шпионаж в пользу западных стран», «измена Родине», «заговор против советского строя».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.