Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пятый клясс








 


Рядом рос большой куст орешника. Мальчик грубо обломил нависшую низко над землей ветку и стал размахивать ею вок­руг себя, представляя ее острой саблей, разящей всех его не­видимых врагов. Под ударом «сабли» поникли свежие побеги молодой травы и головки распустившихся утром желтеньких цветочков мать-и-мачехи, зазвенел, как натянутая струна, ствол юной березки. Вдруг мальчику показалось, что кто-то стонет, чуть слышно, но очень жалобно. Он остановился и стал прислушиваться. Стон исходил прямо от березки и от орешника, растущего возле нее. Вокруг было тихо-тихо, как будто и не было рядом большого города. И эту тишину про­низывал тихий шепот-стон орешника: «Больно!.. Как мне больно, сестрица Березка. Вот уже много лет живу я в той роще. Много людей ходят по этой тропинке мимо меня, и каждый норовит то ветку отломить, то ногой ударить. И этот вот мальчишка сломал мою лучшую ветку. Осенью на ней было бы больше всего орешков...» И орешник заплакал. Маль­чик сразу понял почему-то, что прозрачные капли влаги, ско­пившиеся на свежем изломе, — это слезы.

Березка зашевелила своими тонкими веточками, протянула их к орешнику и, как бы обнимая его ими, зашептала-застонала в ответ: «Да, милый братец, и мне очень больно. Посмотри, как изрезали мой ствол, обломали мои ветки. Что нам, деревьям, делать? Если бы были у нас ноги, как у лю­дей, ушли бы мы отсюда, куда глаза глядят. А так — за­сохнем раньше времени». И мальчик увидел, как по стволу березки из прорезов в коре тоже потекли тонкие струйки-слезы.

У мальчика перехватило дыхание. Говорящие деревья! Он подошел к березке совсем близко и потрогал рукой ее шерша­вую кору. Ему показалось, что по стволу пробежала дрожь. Тогда мальчик прошептал: «Не бойся, березка, я тебя больше не трону. Но ты и вправду живая, и тебе больно?» — «Ко­нечно, — ответила березка, — так же больно, как и тебе, ког­да ты поранишься. Мы все живые: деревья, кусты, цветы, трава... Мы рождаемся из семян, растем, по нашим каналам текут живительные соки, а когда приходит время, мы даем плоды, которые вам, людям, приносят радость. Яблони дарят


вам вкусные ароматные яблоки, орешник дает вам орехи, липа — прекрасный липовый цвет, помогающий от многих болезней, дуб защищает вас своей кроной от ветра и палящих лучей солнца, мы, березы, радуем глаз нежной зеленью ли­ствы. Обо всех сразу и не расскажешь. Нас ведь очень много. А приходит пора — и мы умираем, как люди. Умираем тихо и незаметно. Но и засохшие мы можем приносить пользу лю­дям. Засохшие деревья срубают и используют на дрова, и со­хранившаяся в нас энергия дает тепло. Добрые люди знают это, любят нас и берегут». — «Я тоже люблю вас, — сказал мальчик, — просто у меня сегодня неприятности. Я не хотел сделать вам больно, я не знал».

Тут заговорил молчавший до сих пор куст орешника: «Эх, Березка-сестрица, что ты с ним разговариваешь? Ведь этот мальчик любит только себя одного, только собственные беды его волнуют. Знаю я таких. Он делает только то, что ему хочется, не думая о последствиях. Я давно живу здесь, видел и этого мальчика, и многих других. Помню, как они подве­сили за хвост кота к соседнему дереву только потому, что им было скучно и хотелось посмотреть, как он будет выпутывать­ся из веревок. Ведь слабых обидеть легко. А сколько раз я слышал их разговоры о том, как они балуются на уроках, до­водят чуть не до слез своих учителей. Им кажется, что они герои, смельчаки. А на самом деле они просто лентяи, не вы­учившие урок. Они ничего не умеют, ничего не знают. И единственный способ обратить на себя внимание — это совер­шить что-либо необычное. Чаще — злое, так как тут особого ума не требуется, а для добрых дел надо иметь доброе сердце и ум». Сказав это, орешник подобрал свои ветки, брезгливо отворачиваясь от мальчика.

У мальчика от обиды горло сдавило. И он вновь было взмахнул веткой, чтобы обрушить удар на орешник.

Но тут зашелестела всеми своими листочками Березка и бы­стро-быстро зашептала: «Не делай этого, мальчик. Вначале подумай. Ведь для того и дали вам, людям, разум, чтобы вы думали». Мальчик застыл с поднятой рукой. А Березка про­должала: «Подойди ко мне, прижмись к моему стволу и по­слушай».








© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.