Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 22. Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки






Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса — это сложный процесс, качество которого определяется целым рядом факторов. Один из таких фак­торов — отбор одаренных детей и подростков, их спортивная ори­ентация.

Спортивный отбор — это комплекс мероприятий, позволяю­щих определить высокую степень предрасположенности (одарен­ность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).

Спортивный отбор — длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена ком­плексная методика оценю! его личности, предполагающая исполь­зование различных методов исследования (педагогических, меди­ко-биологических, психологических, социологических и др.).

Педагогические методы позволяют оценивать уровень разви­тия физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На осно­ве медико-биологических методов выявляются морфофункциональ- ные особенности, уровень физического развития, состояние ана­лизаторных систем организма спортсмена и состояние его здоро­вья. С помошыо психологических методов определяются особен­ности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борь­бы, а также оценивается психологическая совместимость спорт­сменов при решении задач, поставленных перед спортивной ко­мандой.

Социологические методы позволяют получить данные о спортивных интересах детей, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям.

Спортивная ориентация — система организационно-методичес­ких мероприятий, позволяющих наметить направление специали­зации юного спортсмена в определенном виде спорта.

Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которой производится выбор наиболее подходящей для него спортивной деятельности.

Выбрать для каждого занимающегося вид спортивной деятельно­сти — задача спортивной ориентации; отобрать наиболее пригод­ных, исходя из требований вида спорта, — задача спортивного отбора.

Большое разнообразие видов спорта расширяет возможность индивида достичь мастерства в одном из видов спортивной де­ятельности. Слабое проявление свойств личности и качествен­ных особенностей применительно к одному из видов спорта не может рассматриваться как отсутствие спортивных способнос­тей. Малопредпочтигельные признаки в одном виде спортив­ной деятельности могут оказаться благоприятными факторами и обеспечивать высокую результативность в другом виде. В связи с этим прогнозирование спортивных способностей можно осуществлять только применительно к отдельному виду или группе видов, исходя при этом из общих положений, характер­ных для системы отбора.

Способности — это совокупность качеств личности, соответ­ствующая объективным условиям и требованиям к определенной деятельности и обеспечивающая успешное ее выполнение. В спорте имеют значение как общие способности (обеспечивающие отно­сительную легкость в овладении знаниями, умениями, навыками и продуктивность в различных видах деятельности), так и специ­альные способности (необходимые для достижения высоких ре­зультатов в конкретной деятельности, виде спорта).

Спортивные способности во многом зависят от наследствен­но обусловленных задатков, которые отличаются стабильнос­тью, консервативностью. Поэтому при прогнозировании спор­тивных способностей следует обращать внимание прежде всего на те относительно мало изменчивые признаки, которые обус­ловливают успешность будущей спортивной деятельности. По­скольку роль наследственно обусловленных признаков мак­симально раскрывается при предъявлении к организму занима­ющегося высоких требований, то при оценке деятельности юного спортсмена необходимо ориентироваться на уровень высших достижений.

Наряду с изучением консервативных признаков прогноз спортивных способностей предполагает выявление тех показате­лей, которые могут существенно изменяться под влиянием тре­нировки. При этом для повышения степени точности прогноза необхоаимо принимать во внимание как темпы роста показате­лей, так и их исходный уровень. В связи с гетерохронностью раз­вития отдельных функций и качественных особенностей имеют место определенные различия в структуре проявления способнос­тей спортсменов в разные возрастные периоды. Особенно отчет­ливо эти различия наблн^ аются у занимающихся в технически сложных видах спорта, в которых высоких спортивных результа­тов достигают уже в детском и подростковом возрасте и в которых вся подготовка спортсмена, от новичка до мастера спорта между­народного класса, протекает на фоне сложных процессов форми­рования юного спортсмена.

Спортивный отбор начинается в детском возрасте и заверша­ется в сборных командах страны для участия в Олимпийских иг­рах. Он осуществляется в четыре этапа.


На первом этапе отбора проводится массовый просмотр коитиигентов детей 6—10 лет с целью их ориентации на занятия тем или иным видом спорта. На основе массового просмотра де­тей в различных городах и сельских районах страны с помощью ЭВМ разрабатывается автоматизированная информационно-спра­вочная система для привлечения двигательно одаренных детей в детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ).

В группы начальной подготовки ДЮСШ принимаются дети в соответствии с возрастом, определенным для данного вида спорта. Критериями спортивной ориентации являются рекомендации учи­теля физической культуры, данные медицинского обследования, ан­тропометрические измерения и их оценка с позиций перспективы.

Спортивная практика свидетельствует о том, что на первом этапе далеко не всегда можно выявить идеальный тип детей, со­четающих морфологические, функциональные и психические ка­чества, необходимые для дальнейшей специализации в опреде­ленном виде спорта. Существенные индивидуальные различия в биологическом развитии начинающих значительно затрудняют эту задачу. Поэтому данные, полученные на этом этапе отбора, сле­дует использовать как ориентировочные.

Т а б л и ц а 42

Прогностически значимые признаки, которые необходимо учитывать при массовом отборе юных спортсменов в ДЮСШ, СДЮШОР
Признаки Массовый Отбор
  просмотр в учебно-
  детей тренировоч­ные группы
Физическое развитие:    
длина тела + +
весоростовой индекс + +
жизненная емкость легких + +
окружность грудной клетки +
сила мышц-сгибателей кисти + +
длина стопы +
Общая физическая подготов 1енность:    
бег на 30 м со старта + +
непрерывный бег 5 мин + +
скоростной бег на месте 10 с + +
челночный бег 3x10 м + +
прыжок в длину с места +
подтягивание в висе +
бросок мяча 2 кг +
прыжок в высоту с места +
Функциональные возможности:    
PWC я темпы прироста спортивных показателей +
+
специальная физическая подготовленность +
параметры тренировочной деятельности +
координационные способности + +

14 ж. к. Холодов


 

В таблице 42 приведены прогностически значимые признаки, которые необходимо учитывать при массовом просмотре и тести­ровании детей, а также при отборе юных спортсменов в учебно- тренировочные группы ДЮСШ, СДЮШОР.

В таблицах 43 и 44 даны ориентировочные нормативы оценки физического развития и физической подготовленности юных спортсменов.

На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивном отношении дети школьного возраста для комплекто­вания учебно-тренировочных групп и групп спортивного совер­шенствования ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. Отбор проводится в те­чение последнего года обучения в группах начальной полготовки по следующей программе: оценка состояния здоровья; выполне­ние контрольно-переводных нормативов, разработанных для каж­дого вида спорта и изложенных в программах для спортивных школ; антропометрические измерения; выявление темпов прироста фи­зических качеств и спортивных результатов.

В ходе второго этапа отбора осуществляется систематическое изучение каждого учащегося спортивной школы с целью оконча­тельного определения его индивидуальной спортивной специали­зации. В это время проводятся педагогические наблюдения, конт­рольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и сла­бых сторон подготовленности занимающихся. На основе анализа результатов обследования окончательно решается вопрос об ин­дивидуальной спортивной ориентации занимающегося.

Каждый вид спорта предъявляет специфические требования к физическому развитию и способностям спортсмена. В таблице 45 пе­речислены требования, предъявляемые к занимающимся некото­рыми видами спорта, которые учитываются в процессе отбора детей в спортивные школы. В таблице 46 дана характеристика тех физи­ческих качеств и морфоф) нкциональных показателей, которые яв­ляются наиболее значимыми для отбора в определенном виде спорта.

Основными методами отбора на данном этапе являются антропо­метрические обследования, медико-биологические исследования, педагогические наблюдения, контрольные испытания (тесты), пси­хологические и социологические обследования.

Антропометрические обследования позволяют определить, на сколько кандидаты для зачисления в учебно-тренировочные группы и группы спортивного совершенствования спортивных школ со­ответствуют тому морфотипу, который характерен для выдающихся представителей данного вида спорта. В спортивной практике вы­работались определенные представления о морфотипах спортсме­нов (рост, масса тела, тип телосложения и т.п.). Например, в бас­кетболе, легкоатлетических метаниях, академической фебле не­обходим высокий рост, в марафонском беге рост не имеет суще­ственного значения и т.п.

Медико-биологические исследования дают оценку состоянию здо­ровья, физическому развитию, физической подготовленности занимающихся. В процессе медико-биологических исследований особое внимание обращается на продолжительность и качество восстановительных процессов в организме детей после выполне­ния значительных тренировочных нагрузок. Врачебное обследова­ние необходимо и для того, чтобы в каждом случае уточнить, в каких лечебно-профилактических мероприятиях нуждаются дети и подростки.

Педагогические контрольные испытания (тесты) позволяют су­дить о наличии необходимых физических качествах и способнос­тях индивида для успешной специализации в том или ином виде спорта. Среди физических качеств и способностей, определяющих достижение высоких спортивных результатов, существуют так на­зываемые консервативные, генетически обусловленные качества и способности, которые с большим трудом поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки. Эти физические качества и способности имеют важное прогностическое значение при отборе детей и подростков в учебно-тренировочные группы спортивных школ. К их числу следует отнести быстроту, относи­тельную силу, некоторые антропометрические показатели (стро­ение и пропорции тела), способность к максимальному потребле­нию кислорода, экономичность функционирования вегетативных систем организма, некоторые психические особенности личнос­ти спортсмена. В таблице 47 приведен комплекс контрольных ис­пытаний (тестов), которые целесообразно применять в различных видах спорта на начальных этапах отбора.

В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не столько то, что уже умеет делать занимающийся, а то, что он сможет сделать в дальнейшем, т.е. выявить его способности к решению двигательных задач, про­явлению двигательного творчества, умению управлять своими дви­жениями. Одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о сегодняшней готовности кандидата выполнить предложенный ему набор тестов и очень мало о его перспективных возможностях. А потенциальный спор­тивный результат спортсмена зависит не столько от исходного уровня физических качеств, сколько от темпов прироста этих ка­честв в процессе специальной тренировки. Именно темпы приро­ста свидетельствуют о способности или неспособности спортсме­на к обучению в том или ином виде деятельности.

Психологические обследования позволяют оценить проявление таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований и т.п. Роль психологических обследований за спортсменами возрастает на третьем и четвертом этапах отбора.


Й Таблица43

о

Ориентировочные нормативы опенки физического развития спортсменов (мальчики и подростки) (по данным лаборатории спортивного отбора ВНИИФК)
Показатели Оценка, Возраст, лет
  уровень            
Рост см   154 и пыше 160 и выше 1 68 и выше 177 и выше 185 и выше 188 и выше
    146-153 153-159 160-167 168-176 178-184 180-187
    138-145 146-152 152-159 159-167 170-177 172-179
    130-137 139-145 144-151 150-158 162-169 164-171
    129 и ниже 138 и ниже 143 и ниже 149 и ниже 161 и ниже 163 и ниже
Вес кг   48 и выше 54 и выше 58 и выше 65 и выше 75 и выше 78 и выше
    41-47 46-53 50-57 56-64 64-74 69-77
    34-40 37-45 42-49 47-55 53—63 60-68
    27-33 28-36 34-41 38-46 42-52 51-59
    26 и ниже 27 и ниже 33 и ниже 37 и ниже 41 и ниже 50 и ниже
ЖЕЛ. см3   3101 и выше 3501 и выше 3801 и выше 4601 и выше 5201 и выше 5801 и выше
  4 2601-3100 3001-3500 3301-3800 4101-4600 4601-5200 5201-5800
    2101-2600 2501-3000 2801-3300 3601-4100 4001-4600 4601-5200
    1501-2100 2001-2500 2301-2800 3101-3600 3401-4000 4001-4600
    1500 и ниже 2000 и ниже 2300 и ниже 3100 и ниже 3400 и ниже 4000 и ниже
Сила кисти   28 и выше 35 и выше 40 и выше 46 и пыше 52 и выше 55 и выше
руки (силь­   23-27 29-34 33-39 39-45 45-51 48-54
нейшей), кг   18-22 23-28 26-32 32-31 38-44 41-47
    13-17 17-22 19-25 25-31 31-37 34-40
    12 и ниже 16 и ниже 18 и ниже 24 п ниже 30 и ниже 33 и ниже

Длина руки, в % от длины тела 5 4 3 2 1 45, 6 и выше 44, 8-45, 5 44, 0—44, 7 43, 2-43, 9 43, 1 и ниже 45, 6 и выше 44, 8-45, 5 44, 0—44, 7 43, 2-43, 9 43, 1 и ниже 45, 3 и выше 44, 6-45, 2 43, 9-44, 5 43, 2-43, 8 43, 1 и ниже 45, 6 и выше 44, 5-45, 5 43, 4-44, 4 42, 3-43, 3 42, 2 и пижс 45, 8 и выше 45, 0-45, 7 44, 2-44, 9 43, 4—44, 1 43, 3 и ниже 45, 8 и выше 45, 0-45, 7 44, 2-44, 9 43, 4—44, 1 43, 3 и ниже
Длина стопы, в % от длины тела 5 4 3 2 1 16, 6 и выше 15, 8-16, 5 15, 0-15, 7 14, 2-14, 9 14, 1 и ниже 16, 6 и выше 15, 9-16, 5 15, 2-15, 8 14, 5-15, 1 14, 4 и ниже 16, 6 и выше 15, 9-16, 5 15, 2-15, 8 14, 5-15, 1 14, 4 и ниже 16, 6 и выше 15, 9-16, 5 15, 2-15, 8 14, 5-15, 1 14, 4 и ниже 16, 5 и выше 15, 8-16, 4 15, 1-15, 7 14, 4-15, 0 14, 3 и ниже 16, 5 и выше 15, 8-16, 4 15, 1-15, 7 14, 4-15, 0 14, 3 и ниже

 

Табл и ца 44

Ориентировочные нормативы оценки физической подготовленности юных спортсменов (мальчики и подростки) (по данным лаборатории спортивного отбора ВНИИФК)
Показатели Оценка, Возраст, лет
  уровень            
Бег на 30 м, с   5, 6 и меньше 5, 3 и меньше 5, 1 и меньше 4, 9 и меньше 4, 7 и меньше 4, 6 и меньше
    5, 7-5, 8 5, 4-5, 5 5, 2-5, 3 5, 0-5, 1 4 8-4, 9 4, 7-4, 8
    5, 9-6, 0 5, 6-5, 7 5, 4-5, 5 5, 2-5, 3 5, 0-5, 1 4, 9-5, 0
    6, 1-6, 2 5, 8-5, 9 5, 6-5, 7 5, 4-5, 5 5, 2-5, 3 5, 1-5, 2
    6, 3 и больше 6, 0 и больше 5, 8 и больше 5, 6 и больше 5, 4 и больше 5, 3 и больше
Непрерывный         1376 и больше 1446 и больше 1576 и больше
бег 5 мин, м         1281-1375 1341 —1445 1476-1575
    1186-1280 1236-1340 1376-1475
          1191-1185 1131-1235 1276-1375
          1190 и меньше 1130 и меньше 1275 и меньше
Прыжок   170 н больше 182 и больше 198 и больше 213 и больше 238 и больше 251 и больше
в длину   155-171 165-181 183-197 198-212 219-237 235-250
с места, см   140-154 150-164 168-182 183-197 200-218 219-234
    125-139 135-149 153-167 168-182 181-199 203-218
    124 и меньше 134 и меньше 152 и меньше 167 и меньше 180 и меньше 202 и меньше
Прыжки вверх   3S и больше 40 и больше 45 и больше 50 и больше 55 и больше 60 и больше
с места, см   33-37 35-39 40-44 45-49 50-54 55-59
    28-32 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54
    23-27 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49
    22 и меньше 24 и меньше 29 и меньше 34 и меньше 39 и меньше 44 и меньше

 

Бросок на­   270 и больше 310 и больше 355 и больше 410 и больше 480 и больше 575 и больше
бивного мяча   230-265 275-305 320-350 375-405 445-475 540-570
(2 кг) двумя   195-225 240-270 285-315 340-370 410-440 505-535
руками из-за   160-190 205—235 250-280 305-335 375-405 470-500
головы, см   155 и меньше 200 и меньше 245 и меньше 300 и меньше 370 и меньше 465 и меньше
Подтягивание   8 и больше 9 и больше 10 и больше 13 и больше 17 и больше 17 и больше
из виса,   6-7 7-8 8-9 10-12 13-16 13-16
количество раз   4-5 5-6 6-7 7-9 9-12 9-12
    2-3 3-4 4-5 4-6 5-8 5-8
    1 и меньше 2 и меньше 3 и меньше 3 и меньше 4 и меньше 4 и меньше
NJ U)

 

Й Т а б л и ц а 45

4а»

Требования, предъявляемые к занимающимся некоторыми видами спорта
Вид Требования к спортсменам
спорта необходимые дополняющие второстепенные
Баскетбол Волейбол Высокий рост, ловкость (мягкость движений) Быстрота, выносливосм., прыгучесть Гибкость, сила рук и становая сила
Бокс Быстрота, ловкость (мягкостьи точность движении) Силе рук, становая сила, вынос­ливость, ростовесовой показатель более 100 Гибкость, сила ног
Борьба Ловкость (мягкостьм точность движений) Сила рук, становая сила, вынос­ливость, ростовесовой показатель более 100, быстрота Гибкость
Прыжки и воду. Фигурное катание на коньках Ловкость (во всех ее проявлениях), ростовесовой показатель более 100* Сила, гибкость Выносливость, быстроте
Гребля Высокий рост, длинные конеч­ности, выносливость, ловкость Становая сила, сила рук и ног Быстрота, гибкость
Конькобежный спорт. Лыжный спорт. Легкая атлетика — бег на средние и длинные дистанции Выносливость, сила ног, ростовесовой показатель более 100 Ловкость, станов и сила, быстро га Гибкость, сила рук
Плевание В ы и ос л и вость, ги б кость (плечевой и голеностопный суставы), ловкость (координация движений), «чувство воды* Высокий рост, сила, росто­весовой показатель более 100 Быстрота
Стрельба пулевая и стендовая Л овкос гь (тон ка и коорл и па ш iм движении) Выносливость Сила, гибкость, быстрота
Фехтование Ловкость (во всех се проявлениях), быстрота Высокий рост, сила ног. выносливость Гибкость

*Росговесовой показатель — разница между длиной и массой тела.

 

Т а б л и ц а 46

w U)

Степень влияния различных физических качеств и морфофункциональных показателей на результативность

Вид спорта Оценка физических качеств и морфофункциональных показателей
  Мышечная Выносли­ Телосложение Гибкость Коорди­ Быстрота Вестибулярная
  сила вость     нация   устойчивость
Прыжки в иолу              
Плавание:              
— короткие              
дистанции              
— длинные              
дистанции              
Бег на короткие              
дистанции              
Бокс             I
Борьба дзюдо              
Фехтование              
Спортивная              
гимнастика              
Настольный теннис              
Гандбол              
Фугбол              
Условные обозначения I — незначительное влияние; 2 — среднее влияние; 3 — значительное влияние

 

Т а б л и ц а 47

Комплекс контрольных испытаний (тестов), которые целесообразно применять в различных видах спорта на начальных этапах отбора

№ п/п Вид спорта Бег на 30 м Непре­рывны»! бег 5 мин Бег на месте 10 с Челноч­ный бег 3x10 м Прыжок в длину с места Прыжок вверх с места Подтя­гива­ние в висе Бросок набив­ного мяча
  Бокс ++ ++ ++ ++ ++ + ++ ++
  Борьба вольная, дзюдо + ++ ++ ++ ++ ++ ++
  Тяжелая атлетика ++ + ++ ++ ++ ++ ++
  Фехтование ++ ++ ++ ++ ++ + ++
  Современное пятиборье ++ ++ + ++ ++ ++ ++ ++
  Велосипедный спорт ++ ++ ++ ++ ++ ++ + ++
  Баскетбол + + ++ ++ ++ +4- ++ ++
  Волейбол ++ ++ ++ ++ + + ++ ++
  Гандбол ++ ++ ++ ++ ++ ++ + ++
  Теннис ++ ++ ++ 4-+ ++ ++ 4- ++
  Хоккей на траве ++ ++ ++ ++ ++ ++ + ++
  Водное поло ++ ++ ++ ++ ++ + ++
  Плавание ++ ++ + ++ ++ ++ ++
  Синхронное плавание + ++ + + + ++ + + ++

  Прыжки в воду 4-4- + 4- 4-4- 4-4- 4-4- + +
  Гимнастика спортивная 4-4- 4- + ++ 4-4- 4-4- 4-4-
  Ги м 1 юстика художестве н пая 4-4- + + + 4- + ++ ++
  Легкая атлетика: средние и длинные дистанции 4-4- ++ + + + + 4-4- 4-4- ++
  Легкая атлетика: спринт, барьеры 4-4- +4- + + + ++ ++ ++ 4-4-
  Легкая атлетика: метания ++ + + 4-4- 4-4- + 4- 4-4- +4-
  Легкая атлетика: прыжки ++ + + 4-4- +4- ++ ++ 4-4-
  Легкая атлетика: многоборья ++ 4-4- 4-4- ++ + 4- ++ + + 4-4-
  Футбол 4-4- 4-4- 4-4- +4- 4-4- 4-4- + +
  Хоккей ++ + + ++ 4-4- ++ ++ 4- +
  Биатлон 4-4- 4-4- 4-4- 4- 4-4- ++ ++ 4-4-
  Лыжный спорт 4-4- 4-4- + + + 4-4- ++ ++ 4-4-
  Фигурное катание 4-+ + 4-4- +4- 4-4- ++ + + 4-
  Коньки ++ 4-4- 4-4- + + 4-4- 4-4- + 4-4-
  Лыжное двоеборье +4- 4-4- 4-4- ++ +4- 4-4- 4-4- +
  Гребля академическая + + 4- + + + + ++ + 4-4-
  Гребля на байдарках и каноэ ++ ++ + + + + + 4-4- 4-4-
Условные обозначения: «4-4-» — тестирование обязательно; «+» — тестирование не обязательно;»тестирование не проводится.


Сила, подвтгжность и уравновешенность нервных процессов яв­ляются в значительной мере природными свойствами централь­ной нервной системы человека. Они с большим трудом поддаются совершенствованию в процессе многолетней тренировки. Особое внигмание обращается на проявление у спортсменов самостоятель­ности, решительности, целеустремленности, способности моби­лизовать себя на проявление максимальных усилий в соревнова­нии, реакцию на неудачное высту пление в нем, активность и упор­ство в спортивной борьбе, способность максимально проявить свои волевые качества на финише и др. Учитывается также спортивное трудолюбие.

С целью выявления волевых качеств спортсмена целесообразно давать контрольные задания, лучше в соревновательной форме. Показателем интенсивности проявления волевых усилий спортсмена служит успешное выполнение упражнений с кратковременным напряжением, показателем настойчивости — выполнение относи­тельно сложных в координационном отношении упражнений для освоения специальных упражнений и т.п. Следует подчеркнуть не­обходимость всестороннего изучения личности, а не отдельных его способностей. Поэтому их оценка должна даваться в процессе тре­нировки, соревнований, а также в лабораторных условиях.

Социологические обследования выявляют интересы детей и подростков к занятиям тем или иным видом спорта, эффектив­ные средства и методы формирования этих интересов, формы соответствующей разъяснительной и агитационной работы среди детей школьного возраста.

Окончательное решение о привлечении детей к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке всех перечисленных данных, а не на учете какого-либо одного или двух показателей. Особая важность комплексного под­хода на первых этапах отбора обусловлена тем, что спортивный результат здесь практически не несет информации о перспектив­ности юного спортсмена. Процесс отбора тесно связан с этапами спортивной подготовки и особенностями вида спорта (возраст начала занятий, возраст углубленной специализации в избранном виде спорта, классификационные нормативы и т.д.).

На третьем этапе отбора с целью поиска перспектив­ных спортсменов и зачисления их в центры олимпийской подго­товки, СДЮШОР и УОР проводится обследование соревнова­тельной деятельности спортсменов с экспертной оценкой и с по­следующим их тестированием в ходе республиканских соревнова­ний для младших юношеских групп, т.е. в том возрасте, когда комплектуются группы спортивного совершенствования.

На четвертом этапе отбора в каждом олимпийском виде спорта должны проводиться просмотровые учебно-трениро­вочные сборы. Отбор кандидатов осуществляется с учетом следу­ющих показателей:

1) спортивно-технические результаты и их динамика (начало, вершина, спад) по годам подготовки);

2) степень закрепления техники выполнения наиболее неус­тойчивых элементов при выполнении упражнения в экстремаль­ных условиях;

3) степень технической готовности и устойчивости спортсмена к сбивающим факторам в условиях соревновательной деятель­ности.

По итогам соревнований, а затем и комплексного обследова­ния тренерские советы определяют контингент спортсменов, ин­дивидуальные показатели которых соответствуют решению задач предолимпийской подготовки. Отбор кандидатов в основные со­ставы сборных команд областей, краев, России осуществляется на основе учета двигательного потенциала, дальнейшего разви­тия физических качеств, совершенствования функциональных возможностей организма спортсмена, освоения новых двигатель­ных навыков, способности к перенесению высоких тренировоч­ных нагрузок, психической устойчивости спортсмена в соревно­ваниях. В процессе этого этапа отбора кандидатов учитываются следующие компоненты: уровень специальной физической под­готовленности; уровень спортивно-технической подготовленнос­ти; уровень тактической подготовленности; уровень психической подготовленности; состояние здоровья.

Основной формой отбора кандидатов в сборные команды страны служат спортивные соревнования. При этом учитываются не толь­ко сегодняшние спортивные результаты, но и их динамика на протяжении двух-трех последних лет, динамика результатов в те­чение текущего года, стаж регулярных занятий спортом, соответ­ствие основных компонентов физической подготовленности и физического развития требованиям данного вида спорта на уров­не результатов мастера спорта международного класса.


Часть III

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕКРЕАТИВНОЙ И РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.