Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Базовые принципы всемирной культурной модернизации






Люди существуют вместе с культурой, и там, где они появляются, появляется и она. Человече­ская культура существует 2, 5 млн лет; возраст человеческой цивилизации — 6000 лет, а модерни­зация, включая культурную, длится три столетия. Множество исторических фактов и научных исследований подтверждают: ни развитие людей, ни изменения в культуре не происходят бес­порядочно. Теория модернизации является концептуальным объяснением развития человече­ской цивилизации со времен промышленной революции в XVIII веке; теория культурной модер­низации объясняет изменения, произошедшие в человеческой культуре с XVIII в., и является подразделом общей теории. Из-за культурного разнообразия и множественности путей куль­турных изменений теория культурной модернизации не может быть единой — только плюра­листичной.

1. Исследования, относящиеся к культурной модернизации

Культурная модернизация является типом культурных изменений, а они, в свою очередь — типом культурного феномена. Исследования, относящиеся к культурной модернизации, делятся на три вида: исследования культуры, исследования изменений в культуре и специальные иссле­дования культурной модернизации.

(1) Исследования культуры

Исследования культуры появились давно; однако исследования, в которых культура стала единственным и главным объектом изучения, берут свое начало в XIX в. В научный круг иссле­дований культуры входят различные исследования с самым разным содержанием и с использо­ванием различных методов. Исследования культуры затрагивают многие дисциплины — такие как культурная антропология, социология культуры, экономика культуры, психология, эколо­гия и география культуры, культурная модернизация, науки о культуре и современные иссле­дования культуры. Мы подробно остановимся на двух последних категориях.

Не существует единого понимания науки о культуре. В целом, можно сказать, что это наука, которая касается культурных феноменов и развития людей. Исследования в этой сфере в XIX веке придавали большое значение ранней человеческой культуре, в особенности перво­бытной и племенной структуре общества, бытующей среди аборигенов. С ХХ в. в ходе таких исследований большее значение придавалось культурным изменениям и изучению националь­ной культуры, появлялось также все больше исследований, посвященных современной культуре и кросс-культурной тематике. Существует ряд школ в науке о культуре, включающих в себя эво­люционизм, школу диффузии, историческую школу, социологическую школу, структурализм, функционализм, психологическую школу и культурный релятивизм.

Нет единого понимания и современных исследований культуры. В целом, чаще всего эти исследования являются междисциплинарными. Они включают в себя крайне разнообразные содержание и методологический аппарат, внимание к популярной культуре и критицизму, а также недостаток увлекательности в науке о культуре. Здесь также имеется ряд теоретиче­ских школ: культурализм, структурализм и постструктурализм, постмодернизм, феминизм, тео­рия культурной индустрии (Франкфуртская школа) и теория культурной гегемонии (школа Грамши).

Если мы расширим свой обзор, то в него попадут все исследования культуры и соответ­ствующие теории. В основном эти теории можно разделить на классические и современные. На данный момент наиболее важными считаются теории культурного капитала, рецепции, общественной сферы, «мягкой» власти культуры, культурного наследия в разных его прояв­лениях, культурного разнообразия, культурного плюрализма, модернизма, постмодернизма, культурной современности, культурной пост-модернити, локальной и глобальной культур, экологической культуры, культуры Интернет, цифровой, информационной и кибер-культуры, медиакультуры, культуры досуга, научной культуры и культуры инноваций, культурной инду­стрии и экономики, индустрии авторских прав и творческой индустрии.

(2) Исследования культурных изменений

Исследования культурных изменений являются ветвью исследований культуры. Под куль­турными изменениями следует понимать любые перемены в человеческой культуре. Эти иссле­дования начались в XIX веке (или даже раньше) и могут быть разделены на три стадии. Первая стадия является исследованием культурной эволюции в XIX веке — главенствующей идеей был дарвинизм. В начале ХХ в. началась вторая стадия, характеризуемая анти-дарвинизмом. Неко­торые ученые критически относились к дарвинизму, и в тот период стали гораздо шире распро­странены теории культурных изменений, культурных режимов, диффузии, истории, реляти­визма и функционализма. Третья стадия началась в 40-х гг. ХХ в., и с ней пришли исследования культурных изменений, включая культурную эволюцию, культурные изменения и культурную модернизацию.

Существует множество школ теории культурных изменений, например, теория эволюции, теория коммуникации, теория инноваций, конфликтов и циклов, структурный функциона­лизм, ментализм и технологический детерминизм. Среди них наиболее важной является теория культурного эволюционизма.

Данную теорию можно условно разделить на две категории: классический эволюционизм и неоэволюционизм. Согласно классическому эволюционизму (XIX в.), общество прошло через несколько стадий развития, от первобытной культуры до цивилизованной эры, и ни одну из стадий нельзя пропустить. Согласно неоэволюционизму (40-е гг. ХХ в.), теория линейной эволюции несостоятельна, и ее следует заменить сразу несколькими концепциями: общей эволюции, частичной эволюции, нелинейной эволюции, теорией энергии культурного разви­тия и культурной экологией. В 1955 г. Стюарт выдвинул теорию многолинейной эволюции, утверждая, что развитие человеческого общества идет на разных уровнях, на каждом из кото­рых находятся разные типы культур; некоторые из них будут развиваться одинаковым образом в одних и тех же условиях, но изменения типов культур на разных уровнях будут отличаться [7]. Что касается связи этой теории с биологическим эволюционизмом — согласно культурному эволюционизму, инновации являются главным источником эволюции, а экологическая адап­тация — ее механизмом.

(3) Специальные исследования культурной модернизации

В таких исследованиях культурная модернизация является отдельной темой изучения. Единого мнения о том, когда начались такие исследования, не существует. На данный момент эти исследования можно условно разделить на три типа: концептуальные (герменевтические), эмпирические и прикладные.

Прежде всего, концептуальные исследования. Существует три пути концептуального изу­чения культурной модернизации. (1) Концепция является абстрактной и построена на фактах о культурных изменениях во время модернизации. (2) Концепция либо выводится логическим путем из данных, найденных в научных документах, либо формируется при помощи метода индукции. (3) Концепция объясняется в соответствии с социальными или индивидуальными идеалами. Разумеется, на данную тему имеются соответствующие исследования — учеными проведено много работы.

Культурная модернизированность является абстрактным допущением об итогах культур­ной модернизации. Если рассматривать культуру как всеобъемлющую концепцию, то культур­ная модернизированность условно равнозначна модернизированности в целом. Если рассма­тривать культуру как область человеческого общества, культурная модернизированность будет считаться одним из аспектов общей модернизированности и абстрактным итогом модерниза­ции в области культуры. В литературе нет строгого разграничения между культурной модер- низированностью и культурной модернизацией, а также культурной модернизированностью и модернизированностью вообще, потому допускается взаимно альтернативное использование этих понятий.

Далее, эмпирические исследования. Эмпирическое исследование культурной модерниза­ции является попыткой непосредственного изучения этого процесса или явления. Его научная задача состоит в изучении базовых принципов и объективных законов культурной модерни­зации или в проверке аутентичности культурной модернизации и ее теории. Граница между эмпирическим или концептуальным исследованием культурной модернизации относительна. Эмпирические исследования различных ученых можно разделить на три уровня: исследования культурной модернизации в масштабе мира, страны и региона.

Наконец, прикладные исследования. Их цель заключается в представлении культурной модернизации как трансцендентного факта, а теории — как методологической рамки, кото­рую можно использовать применительно к научной деятельности или для управления культур­ными практиками и процессами. Существуют три основных аспекта прикладного исследования. (1) Количественное исследование, включающее оценку культурной модернизации, культурного развития и культурной конкурентоспособности. (2) Исследование политики, включающее куль­турные индикаторы, строение культуры, ее анализ, а также развитие и осуществление культур­ной политики. (3) Междисциплинарное исследование, при котором явления в других областях рассматриваются через призму теории культурной модернизации, или при которых эта теория становится основой для дальнейшего анализа.

2. Споры относительно культурной модернизации

С середины ХХ в. появилось множество теорий всемирной модернизации, включая шесть весьма показательных. В их число входят классическая теория модернизации, теория постмодерниза­ции, теория экологической модернизации, теория рефлексивной модернизации, теория мно­жественной модернизированности, теория вторичной модернизации и др. Во всех этих теориях упоминается о культурных изменениях или экологической культуре в ходе процесса модерни­зации. Здесь мы кратко рассмотрим культурную составляющую четырех теорий.

(1) Дискурс о культуре в рамках классической теории модернизации

Классическая теория модернизация появилась в 50-х — 60-х гг. ХХ в. Она представляет собой теоретическое объяснение процесса всемирной модернизации со времен промышленного пере­ворота XVIII в. Согласно ей, модернизация является историческим процессом перехода от тра­диционного аграрного общества к современному индустриальному, и модернизированность является теоретической суммой итогов модернизации. Согласно Марксу, «развитые страны — это будущее развивающихся» [8]. Эти слова неоднократно цитируются в научных документах по классической теорией модернизации.

Дискуссия о культурной модернизации в рамках классической теории ведется без единой систематизации. В целом, культурная модернизация является переходом от традиционной куль­туры к современной, а характерные черты современной культуры описываются как культурная модернизированность. По Веберу, «характеристика культурной модернизированности — это единое знание, существовавшее в религиозной и метафизической точках зрения, разделенное на три независи­мых области: науку, мораль и искусство» И.

Существует шесть характерных черт культурной модернизированности: «(1) новое знание, основанное на науке; (2) новое образование, популяризация образования и распространение научной мысли; (3) новая идея, рациональность мысли, секуляризация религии, вера в науку и технику, модернизм, эко­номику и национализм; (4) новый дух: свободы, демократии, науки, равенства и человечности; (5) новые цели: прогресс, богатство, изменения и самовыражение, развитие ценности личности и ее способностей; (6) новый взгляд на мир: знание о том, что эффективно, открытость и стремление принимать уча­стие, ориентация на доверие, ответственность, достижения и справедливость» [10].

(2) Дискурс о культуре в рамках теории постмодернизации

Теория постмодернизации появилась в 70-х — 80-х гг. ХХ в. Она не является целостной и завершенной теоретической системой, но представляет собой идеологическое накопление исследований постиндустриального общества, постмодернизма и постмодернизации. В рамках теории постмодернизации ведется множество дискуссий о культурных изменениях. Мы кратко затронем три основных момента.

Согласно британским ученым, в частности, Круку, «культурная модернизированность есть итог культурной модернизации, а последняя являет собой переход от традиционной культуры к совре­менной, включая культурные дифференциацию, рационализацию и коммерциализацию. Постмодерни­зация культуры - непредсказуемый процесс, который имеет много направлений, представляет собой расширение и инверсию культурной модернизации, включая гиперкоммерциализацию, гиперрационализа­цию и гипердифференциацию (а также обратный ей процесс). Культурная постмодернизированность - прямой итог культурной постмодернизации - и тоже имеет смешанный характер»[11].

Американский ученый Инглхарт считал, что «история не будет развиваться линейным обра­зом, и переход от традиционного общества к современному является модернизацией, а от современного к обществу постмодерна - постмодернизацией. Изменения в развитых странах с 70-х годов ХХ в. явля­лись постмодернизацией, а изменения в развивающихся в этот же период - модернизацией. Переход от модернизации к постмодернизации влечет с собой глубинные изменения в политике, экономике, взаи­моотношениях полов и семье, а также религиозной мысли; например, от материализма - к постмате­риализму, от современных ценностей - к постмодернистским, от ценности существования - к цен­ности счастья. Культурные изменения подвержены зависимости от выбранного пути, и культурные изменения в ходе постмодернизации являются сигналом расцвета постмодернизма»[12].

И Инглхарт, и Вельцель считали, что «во время модернизации функции религии и традиционного культурного наследия не исчезают, мировые культуры не сливаются воедино, и изменения в культуре не происходят линейным образом; развитие культуры нередко идет вспять; индустриализация при­носит с собой рационализацию, бюрократизацию и секуляризацию; постиндустриализация приводит к самодисциплине и ценности самовыражения; США не являются лидером мировых культурных измене­ний, и культурная модернизация не является необратимой»[13].

(3) Дискурс о культуре в рамках теории множественных модернити

С 1990-х годов ХХ в. культурное разнообразие и плюрализм привлекали большое внима­ние. Подобные идеи вызвали широкий резонанс в области исследований модернизаций, сделав «множественные модернити» все более и более популярным научным термином. Теория множе­ственных модернити является концептуальным обоснованием разнообразия современной куль­туры и нелинейной природы культурных изменений.

Согласно израильскому ученому Айзенштадту, «множественные модернити - это мысль об истории и характерных чертах современных времен, отличающаяся от представлений классической теории модернизации середины века. Модернити относится к разным культурным схемам и систем­ным моделям. Плюрализм и разнообразие считаются являются главными детерминантами возникнове­ния уникальных и различных современных обществ»[14].

Согласно теории множественных модернити, «во-первых, модернити представляет собой осо­бый вид цивилизации со своей уникальной системой и характерными чертами. Во-вторых, ее исто­рия - это история постоянного развития, формирования и реструктуризации мульти-культурных схем современности, уникальных моделей современной системы и различных концепций современного общества - история множественных модернити. В-третьих, эти разнообразные культурные схемы и модели систем создаются благодаря взаимодействию различных факторов. В-четвертых, культурные схемы модернити касаются деятельности и автономии людей и делают акцент на постоянной экспан­сии личностной свободы и системной свободы, а также на постоянном увеличении областей человече­ской деятельности, творчества и независимости. В-пятых, анализ культурного разнообразия не дает оснований отрицать, что в ранних теориях о сходстве модернизации и индустриального общества учи­тывается множество факторов, выглядящих весьма убедительно» [14].

(4) Дискурс о культуре в рамках теории вторичной модернизации.

Теория вторичной модернизации была сформулирована китайским ученым Хэ Чуань­ци [15—17]. Она является в широком смысле не просто теорией модернизации, но также и теори­ей человеческой цивилизации, что органично объединяет обе эти концепции в некое целое.

Согласно теории вторичной модернизации [17], «со времен появления человека до конца XXI в. ход развития цивилизации можно разделить на четыре эры и 16 фаз. Под модернизацией понимаются существенные изменения в человеческой цивилизации со времен промышленной революции XVIII в., затронувшие разные страны и области. Процесс всемирной модернизации с XVIII в. по конец XXI в. делится на две стадии - первичную и вторичную. Под первичной понимается переход и глубинные изменения от аграрных эры, экономики, общества и цивилизации к индустриальным; под вторичной - переход индустриальных эры, экономики, общества и цивилизации к эре, экономике, обществу и цивили­зации знания, а также экологической цивилизации. В грядущем столетии будет еще больше изменений.

Изменения культуры в ходе первичной модернизации являются первичной культурной модерниза­цией, в ходе вторичной - соответственно, вторичной культурной модернизацией. Следует учиты­вать, что упомянутые выше шесть характерных черт культурной современности являются чертами первичной культурной модернизации. Черты вторичной культурной модернизации включают в себя новые взгляды на культуру (культурная индустриализация, культурная диверсификация, защита куль­турного наследия, интернет-культура и культура инноваций), новые идеи развития (качество жизни, экологическое сознание и полноценное развитие человека), новые научные взгляды (дуализм науки, сверх­наука и высокие технологии), новые взгляды на образование (популяризация высшего образования, онлайн- образование и обучение в течение всей жизни), новые ценности (постматериализм, индивидуализация, толерантность, уважение к неопределенности и разнообразию), и новые взгляды на мир (гуманизация, культурная свобода и саморазвитие)» [10].

3. Общая теория культурной модернизации

Проведя анализ 300-летнего процесса всемирной культурной модернизации и систематизацию исследований о культурных изменения и культурной модернизации за последние сто лет, про­фессор Хэ Чуаньци разработал теоретическую гипотезу — «общую теорию культурной модер­низации» или, кратко, теорию культурной модернизации. В данной теории делается попытка объяснения модернизации в области культуры с точки зрения науки и модернизации в целом; это альтернативный взгляд на модернизацию культуры с XVIII по XXI век. Данная теория может обогатить знание о культурной модернизации. Она включает в себя пять основных аспектов — определение, процесс, итоги, динамику и модели культурной модернизации, а также характер­ные черты, принципы и модели всех пяти аспектов.

(1) Определение культурной модернизации

Определение культурной модернизации затрагивает четыре базовые концепции: культуру, область культуры, модернизацию и культурную модернизацию. Стандартного определения не существует ни для одной из них; ниже нами дается представление о терминах, которыми мы оперируем.

Во-первых, определение культуры. Культура — это комплекс знаний, институтов и идей, которые оказывают влияние и объясняют образ жизни человека, а также его цели, его пони­мание добра, правды и красоты. В целом культура является единым образованием, в которое органично вплетены знания (основа), институты (сердце) и идеи, которые представляют собой ее душу. Но ни в коем случае нельзя утверждать, что это неизменно и других вариантов быть не может.

В культурном комплексе под знаниями понимаются любые познавательные процессы, обра­щенные на природу, человеческое общество, включая скрытое знание или его тацитную форму;

институты являются накоплением ограничений, процедур, этики и соглашений, регулирую­щих человеческое поведение; идеи — это мысли, верования, мораль, ценности и эстетика.

Если попытаться использовать язык математики, культура является производной знаний, системы и идей. В ходе истории развития культуры, функции различных культурных факторов изменялись. В аграрную эру центральной осью культуры были идеи, а главной характеристикой периода была автократическая культура; в индустриальную эру в центре стояли институты — и они же были главной чертой того времени; в эру знаний во главу угла встали знания — и науч­ное знание лучше всего характеризует этот временной отрезок. Однако все это относительно. В любой период времени важны все составляющие и «центральную ось» представляют собой всего лишь те факторы, которые временно оказались на главенствующих позициях.

Культура развивается вглубь и вширь. Под «глубиной» понимается комплекс знаний, систем и идей, которые влияют на человеческое поведение. Под «расширением» — язык, литера­тура, искусство, философия, религия, законы, этика, соглашения, научные знания, культурные учреждения, индустрия культуры, политическая культура, экономическая культура, социаль­ная культура, экологическая культура и культура личного поведения.

Во-вторых, область культуры. Эта область — лишь одна из шести, относящихся к исследо­ваниям человеческого общества, она относится к творчеству, производству, распространению, распределению, запасу, сохранению и потреблению культуры. Область культуры делится на две части: (1) независимую (чистая культура, культурные учреждения и культурная индустрия) и (2) пересекающуюся (в которой культура вступает во взаимодействие с другими областями и рождаются политическая, экономическая, социальная, экологическая и личностная разновид­ности культуры).

В-третьих, модернизация. Согласно теории вторичной модернизации, она является видом глубинных изменений в человеческой цивилизации с начала XVIII в. В период с XVIII по XXI в. процесс всемирной модернизации включает первичную и вторичную ее формы. Глубинная суть модернизации заключается в комплексных процессах формирования, развития, трансфор­маций и международного взаимодействия современной цивилизации; комплексных процессах альтернативного управления процессами инноваций, отбора, разделения и рецессии элементов цивилизации; и процессах конкуренции, в ходе которой разные страны стремятся и достигают высоких уровней развития по мировым стандартам. Расширение модернизации включает в себя модернизацию в мире, странах, регионах, политике, экономике, обществе, культуре, окружаю­щей среде и индивидах.

В-четвертых, культурная модернизация. В ее контексте мы говорим о модернизации в культурной сфере, которая является важной частью модернизации в целом. Глубинная суть ее заключается в комплексных процессах формирования, развития, трансформаций и между­народного взаимодействия современной культуры; комплексных процессах альтернативного управления процессами инноваций, отбора, разделения и рецессии элементов культуры; и кон­куренции, в ходе которой разные страны стремятся и достигают высоких уровней развития по мировым культурным стандартам. Расширение культурной модернизации включает модерни­зацию чистой культуры, культурных учреждений, культурной индустрии, жизни, ее содержа­ния, форм, систем, идей и управления ими.

Культурная модернизация тесно связана с концепцией культурного развития. Упрощенная концептуальная модель культурной модернизации дана ниже.

Культурное развитие = культурный прогресс + позитивная культурная адаптация + куль­турный прогресс х позитивная культурная адаптация.

Культурная модернизация = культурное развитие х культурные трансформации х измене­ния международного культурного положения.

Культурная модернизация = культурное развитие х культурные трансформации х между­народные культурные взаимодействия.

В-пятых, есть три критерия культурной модернизации. В их число входят: содействие либерализации и развитию производительности без ущерба окружающей среде; содействие справедливости и прогрессу в обществе без ухудшения экономического роста; содействие эман­сипации и полноценному развитию людей без вреда для социальной гармонии. В целом, все три стандарта объединяются характеристикой способствования: производительности, социальному прогрессу и полноценному развитию человека.

Культурная модернизация является формой культурных изменений, перекрестком между культурными изменениями и модернизацией вообще. Культурные изменения могут обладать разными формами, включая прогресс, регресс, эволюцию, адаптацию, постепенные и внезап­ные изменения, революцию, движение, противодействие, отклонения, циркуляцию, поворот назад и конфликт, и т. п. При столкновении с тремя критериями культурной модернизации, некое изменение должно либо стать ее частью, либо нет.

В-шестых, существуют три источника современной культуры. Первым является частич­ное унаследование и развитие традиционной культуры — языка, литературы, искусства, рели­гии, философии, науки и техники. Вторым — частичный отказ от традиционной культуры: развитие, отказ от традиционных технологий, культурных систем и культурных идей. Третий источник — культурные инновации и обмен, инновации в знаниях, системные инновации, инновации в идеях, культурная диффузия и т. д.

(2) Процесс культурной модернизации

Во-первых, стадии процесса культурной модернизации. В период с XVIII по XXI век куль­турная модернизация включила в себя подготовительную стадию, первичную и вторичную модернизации; и первичная, и вторичная модернизация характеризовались тремя волнами. Опираясь на карту периодов, координатную систему и путеводитель по процессу человеческой цивилизации, мы создали карту, координатную систему и путеводитель по культурным измене­ниям и культурной модернизации.

Первичная культурная модернизация являлась переходом от традиционной культуры к современной, от аграрной — к индустриальной, от автократичной — к демократичной, от феодализма — к гражданскому обществу, от культуры сверхъестественного — к научной, от зависимой — к профессиональной, от семейной — к культуре благосостояния и от сельско­хозяйственной — к городской.

Вторичная культурная модернизация являлась переходом от современной культуры к пост­модерну, от индустриальной — к культуре знания, от промышленной — к экологической, от материальной — к интернет-культуре, от авторитарной — к массовой, от механистической — к гуманистической, от национальной — к глобальной, и от сходства культур — к культурному разнообразию.

Если мы говорим, что первичная культурная модернизация была процессом культурной дифференциации, что означает отделение культуры от общества в целом и дифференциацию внутри самой культуры, то вторичную можно охарактеризовать как процесс культурного слия­ния, что означает воссоединение культуры, экономики и общества, культуризацию экономиче­ского и социального процессов и превращение культурной индустрии в одну из основных.

Во-вторых, структура процесса культурной модернизации. В основном, здесь имеется в виду временная, пространственная, пространственно-временная, иерархическая, структура области, структура содержания и структура культурной жизни. Временная структура в основ­ном отвечает за разделение процесса культурной модернизации на стадии, пространственная — за распределение культуры в пространстве, а структура культурной жизни затрагивает в пер­вую очередь изменения, вызванные культурной модернизацией.


В-третьих, черты процесса культурной модернизации. В целом, есть 12 характерных черт: частичная предсказуемость, нелинейность, частичная обратимость, зависимость от пути, мно­говариантность, плюралистичность, несбалансированность, несинхронизированность, неизо­лированность, систематичность, фазовость и глобальность. Помимо этих основных черт, суще­ствует множество иных характеристик. Многие черты вторичной культурной модернизации наблюдаются и в первичной, а все черты вторичной до сих пор еще не проявились достаточно заметно.

В-четвертых, принципы процесса культурной модернизации. Что касается принципов культурной модернизации, мы можем анализировать их с двух позиций: прикладное исполь­зование этих принципов в отношении области культуры и сами принципы как часть данной области. Первый вариант можно отнести ко всем сферам модернизации, в то время как второй относится только к принципам в культурной области.

Согласно теории вторичной модернизации, этот процесс должен удовлетворять десяти принципам: асинхронности, неравномерности распределения, относительной стабильности структуры, изменчивости позиций, предсказуемости, выбору пути, прогрессивности требова­ний, снижения отдачи, неповторимости и изменения центральной оси. Эти принципы приме­нимы к культурной модернизации.

Нам требуется провести иерархический анализ принципов культурной модернизации.

• Принцип модернизации элементов культуры. Модернизация элементов культуры явля­ется комплексным процессом альтернативного оперирования инновациями, выбором, распро­странением и рецессией элементов культуры. Она включает в себя двусторонний циклический процесс инноваций, отбора и распространения элементов культуры и их обратимую рецессию. Все это составляет модель ультра-циркуляции. Принципы инноваций элементов культуры включают в себя разнообразие этих элементов, принцип инноваций в знаниях, принцип инсти­туциональных инноваций, инноваций в мысли, разнообразие культурного выбора, разнообра­зие культурного распределения и разнообразие культурной рецессии.

• Принципы модернизации культурного содержания. Модернизация культурного содер­жания является комплексным процессом альтернативного оперирования инновациями, отбо­ром, распространением и рецессией культурного содержания. Инновации приносят разноо­бразие. Принципы модернизации элементов культуры в целом применимы и к модернизации культурного содержания.

• Принципы модернизации форм культуры. Модернизация форм культуры является ком­плексным процессом альтернативного оперирования инновациями, отбором, распростране­нием и рецессией форм культуры. Инновации приносят разнообразие. Принципы модерниза­ции элементов культуры в целом применимы и к модернизации ее форм.

• Принципы модернизации культурной системы. Нет единого понимания культурной системы. В данном случае имеется в виду культурная система на уровне страны. Комплексная модель взаимодействия с культурной модернизацией выглядит следующим образом: модерни­зация культурной системы есть проявление культурной модернизации, комплексный процесс взаимодействия между традиционной, современной и постмодернистской культурой, между культурным наследием, существующей и новой формирующейся культурой; в эту модель входит несколько функциональных маршрутов — культурные инновации, обмен, диффузия, аккультурация, культурная рецессия и культурные потери.

• Разнообразие модернизации культурной жизни. Модернизация культурной жизни в целом относится к модернизации образа жизни и ее качества, что включает в себя модерни­зацию производства, распространения, потребления и сохранения, модернизацию культурных товаров, услуг и сфер деятельности, модернизацию запасов, требований и участия в развитии культуры. Основные требования модернизации культурной жизни включают в себя повышение разнообразия, рациональности, здоровья, доступности, возможности выбора и приемлемости, стремление к достижению или поддержанию высоких стандартов культурной жизни и повы­шение общего культурного уровня людей и уровня их счастья.

• Разнообразие процессов культурной модернизации. Существуют разнообразие в куль­турных инновациях, трансформациях и взаимодействии. Модель комбинации элементов куль­турной инновации выглядит следующим образом: посредством культурной инновации созда­ется новая комбинация элементов культуры и их носителей, которая не имеет аналогов в мире. Модель инновационного сочетания культурного содержания и носителей: посредством куль­турной инновации создается новая комбинация содержания культуры и его носителей, также не имеющая аналогов в мире.

В-пятых, двойственность процесса культурной модернизации. Дуализм культуры опре­деляет и дуализм ее модернизации.

• Дуализм культуры заключается в том, что она является средством выражения культурной идентичности страны или народа, представляя их права или интересы; одновременно культура обладает и характеристиками товаров и может использоваться для производства и торговли дру­гими товарами. Культура может использоваться как общественный ресурс разделения и уна­следования, а также как товар для рынка. На изменения культуры влияют как национальная выгода, так и законы рыночной конкуренции.

• Дуализм культурной модернизации: она должна выступать не только средством защиты культурных прав и интересов, но и средством повышения качества культурной жизни и конку­рентоспособности. В ходе процесса культурной модернизации есть два ориентира: националь­ная выгода и условия рынка.

В-шестых, традиционная культура требует разных форм заботы о ней, включая рацио­нальную защиту, использование ресурсов и частичную модернизацию.

• Культурная модернизация не является полным отказом от традиционной культуры. Существуют три источника современной культуры, два из которых имеют отношение к традици­онной; один из них — частичное унаследование и развитие традиционной культуры, другой — частичный отказ от нее. Традиционная культура тесно связана с культурной идентичностью страны или народа, что делает ее важным источником культурных индустрии и инноваций.

• Культурная модернизация не является простым переходом от традиционной культуры к современной; это сложный процесс взаимодействия. Культурная модернизация включает в себя тесное взаимодействие между традиционной, современной и постмодернистской культу­рами, а также взаимодействие между новой культурой, современной и культурным наследием.

• В ходе процесса культурной модернизации традиционная культура сохраняет и расши­ряет свои функции, например, связанные с языком, искусством и религией. Естественно, не все виды традиционной культуры будут сохраняться и укреплять свое влияние, между ними суще­ствуют большие различия и неизбежны культурные потери.

Согласно разнообразной природе реальных функций, традиционную культуру можно условно разделить на три типа: (1) ту, что все еще несет в себе позитивные функции (классиче­ская наука), (2) ту, что несет лишь негативные функции (феодальная), (3) нейтральную (класси­ческое искусство).

• В ходе процесса культурной модернизации возможны три варианта управления традици­онной культурой: (1) как средство существования культурного наследия, она заслуживает раци­ональной защиты; культурное наследие должно быть рационально использовано, (2) традици­онные культуры с наборами позитивных или нейтральных функций должны быть выборочно унаследованы и развиты, (3) от традиционных культур с негативными функциями следует отка­зываться, и минимизировать вероятность возврата к ним.

• Культурная модернизация является не полномасштабной, а лишь частичной модерниза­цией традиционной культуры. Она включает в себя отказы и потери, рецессию и в то же время частичное унаследование и развитие традиционной культуры. В широком смысле, унаследова­ние и развитие одновременно с отказом и потерями традиционной культуры есть составляющие культурной модернизации; в узком смысле, частичное унаследование и развитие традиционной культуры образуют саму суть и истинный смысл культурной модернизации. Частичная модер­низация традиционной культуры в основном имеет отношение модернизации тех частей этой культуры и того культурного наследия, которые и поныне имеют серьезное значение. Стан­дарты определения модернизации традиционной культуры соответствуют общим стандартам определения культурной модернизации.

(3) Итоги культурной модернизации

Результаты и цели культурной модернизации можно анализировать в аспектах теории и политики.

Во-первых, с теоретической точки зрения итоги культурной модернизации в основном заключаются в формировании и диффузии двух типов культурной модернити. Итогом первичной культурной модернизации были формирование и диффузия первой культурной модернити, включавшей в себя культурные дифференциацию, специализацию, профессиона­лизацию, рационализацию, секуляризацию, коммерциализацию, индивидуализацию, популя­ризацию, бюрократизацию и связь культуры с наукой. Итогом вторичной культурной модер­низации была вторая культурная модернити. На данный момент она включает в себя процесс обратной дифференциации, культурные индустриализацию, диверсификацию, сетевое взаи­модействие, «оцифровывание», экологизацию, глобализацию, гуманизацию, демократизацию и интенсификацию знаний — и процесс ее развития не закончен.

Во-вторых, с политической точки зрения итогом культурной модернизации в основном являются глубинные изменения в шести аспектах. В их число входят: завершение двух куль­турных трансформаций, повышение культурной креативности и качества культурной жизни, изменения в содержании и структуре культуры, изменения культурных систем и мысли, эман­сипация и полноценное развитие людей, изменения международной культурной системы и ста­новление индустрии культуры одним из столпов всемирной экономики.

В-третьих, с точки зрения теории существуют три национальные задачи культурной модернизации. Первая: завершение первичной культурной модернизации. Вторая: завершение вторичной культурной модернизации. Третья: стремление, достижение и удержание лидирую­щих позиций на уровне всемирных культурных изменений. Третья цель является динамической и крайне ограниченной в прикладном плане. Высшие уровни всемирного культурного развития лежат в областях культурных учреждений, индустрии, науки и техники, информации, спорта и путешествий, и не существует лидерских позиций в областях языка, литературы, искусства и религии.

В-четвертых, с точки зрения политики существуют три национальных задачи культур­ной модернизации. Первая: защита культурных прав и интересов страны и народа. Вторая: повышение уровня и качества культурной жизни граждан. Третья: повышение культурной кре­ативности, конкурентоспособности и влияния. Эти цели можно конкретизировать.

В-пятых, освобождение, эмансипация и полноценное развитие людей. Освобождение, эмансипация и полноценное развитие людей являются не только общими задачами модер­низации, но и ключевой целью культурной модернизации в гуманистическом плане. В 1990 г. ПРООН приступила к подготовке и выпуску Докладов о развитии человека, дав толчок способам измерения уровней развития человеческого потенциала, например, применению Индекса раз­вития человеческого потенциала (ИРЧП). Согласно ПРООН, «развитие человечества показывает процесс полномасштабного развития людей и позволяет добавить уровень развития к общему богатству выборов, лежащих перед ними. Таким образом, развитие человечества - это все те плоды, что челове­чество пожинает в ходе своего роста и повышения уровня развития. Это и цель, и сам процесс. На всех стадиях развитиях есть три основных составляющих: люди стремятся к долгой и здоровой жизни, к знаниям и к ресурсам, способным обеспечить достойное их существование. В целом, развитие челове­чества служит на пользу людям, осуществляется ими и для них самих»[18].

(4) Динамика культурной модернизации

Во-первых, движущие силы культурной модернизации. В число движущих сил культур­ной модернизации входят инновации, конкуренция, адаптация, обмен, национальная выгода и условия рынка. Среди всех них основным источником культурной модернизации являются инновации; конкуренция — это механизм, запускающий изменения в культуре; адаптация явля­ется средством культурного приспособления к изменениям внешней среды; обмен — средством стимулирования культурных изменений, национальная выгода — путеводная звезда культур­ного развития, а условия рынка определяют всю культурную индустрию.

Во-вторых, модель инноваций как двигателя процесса культурной модернизации. Инно­вации являются источником последней. Они ведут к появлению новых знаний, систем и идей, что в совокупности формирует новые продукты культуры и двигает вперед культурную модер­низацию; на каждой стадии развития существует обратная связь, которая создает постоянный обмен информацией между инновациями и культурной модернизацией (рисунок XII.3).

Рисунок XII.3. Модель инноваций как двигателя процесса культурной модернизации [1]

Обратная связь

 

В-третьих, рассмотрим модель двухколейного движения процесса культурной модер­низации. Процесс культурной модернизации движим одновременно национальной выгодой и условиями рынка. Национальная выгода отвечает за создание культуры, ее товаров и предо­ставление услуг, защищающих культурные права и интересы нации, а условия рынка двигают вперед создание культуры, ее товаров и предоставление услуг, которые удовлетворяют внутрен­ним и внешним рынкам; все вместе это ускоряет процесс культурной модернизации, и на любой стадии данного процесса возможна обратная связь.

В-четвертых, модель совместного действия в ходе процесса культурной модернизации. Культурная модернизация является комплексным процессом, итогом совместного действия нескольких движущих сил, включая инновации, конкуренцию, адаптацию и обмен. Эти совмест­ные усилия помогают культурному развитию и трансформациям, двигая вперед культурную модернизацию. На любой стадии данного процесса возможна обратная связь.

(5) Модели культурной модернизации.

Во-первых, модели и пути культурной модернизации являются разнообразными. Харак­терной ее чертой является зависимость от отправной точки и выбранного пути, подверженность влиянию исторических традиций, зависимость от уровня развития страны и международной системы.

Во-вторых, не существует единых идеальных путей культурной модернизации. Есть основные пути, их ответвления и соответствующий выбор, который периодически приходится делать. Различные ответвления основных путей проходят по разным маршрутам, и далеко не всегда они равноценны для разных стран.

В-третьих, существуют три основных пути культурной модернизации в XXI в. Это путь вторичной культурной модернизации, путь первичной и интегрированной. Каждый из этих путей обладает своими подвидами и ответвлениями. Область культуры делится на четыре части (чистая культура, культурные учреждения, индустрия культуры и другие виды культуры) и более тридцати разделов. Каждая часть или раздел обладает своим собственным путем модер­низации, и упомянутые выше три основных пути — лишь задают общее направление.

В-четвертых, не существует стандартного режима культурной модернизации, есть только рациональный выбор. Модель культуры сочетает большое количество элементов. В культурную модернизацию входят: культурная жизнь, культурное содержание, структура, система, идея и формы, которые затрагивают все области и элементы культуры в целом. Модель процесса культурной модернизации является сочетанием элементов. В разные исторические периоды в разных местах и условиях процесс также шел по-разному и требовал сообразных эле­ментов. Культурные элементы, подходящие определенной стране или региону, вовсе не обяза­тельно будут подходить всем остальным.

В-пятых, основным путем культурной модернизации, подходящим большинству разви­вающихся стран, является путь интегрированной модернизации. Она является комплексным процессом инноваций, отбора, распространения и рецессии элементов культуры, совместным воздействием двух культурных трансформаций (от традиционной культуры к индустриальной, от индустриальной к постмодерну) и постоянным стремлением к культуре знания, а также фор­мой международной конкуренции, в ходе которой развивающиеся страны стремятся достичь высоких по мировым стандартам уровней культурной модернизации. Ее итогами являются культурная креативность, качество культурной жизни, культурные учреждения и культурная индустрия, достигшие мирового уровня; конечной же целью является формирование второй культурной модернити. В настоящее время ее черты включают в себя культурную индустриа­лизацию, сетевое взаимодействие, экологизацию, демократизацию, гуманизацию, диверсифика­цию и глобализацию, в будущем возможны другие изменения. Принципы движущей силы инте­грированной культурной модернизации включают в себя модель движения под воздействием инноваций, двухколейную модель и модель совместного действия; национальные цели, культур­ная глобализация, международное культурное взаимодействие оказывают все большее влияние на интегрированную культурную модернизацию. Пути и режимы интегрированной культур­ной модернизации являются крайне разнообразными, сохраняя зависимость от отправной точки и выбранного пути. Процесс интегрированной культурной модернизации должен осуществлять координацию двух переходов (от аграрной культуры к индустриальной и от индустриальной к культуре знания). Путь интегрированной культурной модернизации является новым.

В настоящем докладе кратко рассмотрены теории первичной и вторичной культурной мо­дернизации, также теория интегрированной культурной модернизации и их политические кон­нотации. Политика культурной модернизации достаточно разнообразна. В разных странах в раз­ное время может быть избрана разная политика. Теория культурной модернизации применима на уровне мира и отдельных стран, но требует корректировки на региональном уровне. В силу разнообразия культур и типов их модернизации, разнообразны и соответствующие теории.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.