Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и расчет налогового бремени организации.






НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ — мера, степень, уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Величина налогового бремени зависит прежде всего от видов налогов и налоговых ставок.

1. Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки представляет собой отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:

НН = (НП / В + ВД) x 100%,

где НН - налоговая нагрузка на организацию; НП - общая сумма всех уплаченных налогов; В - выручка от реализации продукции (работ, услуг); ВД - внереализационные доходы.

2. Абсолютная налоговая нагрузка представляет собой сумму налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды, подлежащих перечислению организацией, и рассчитывается следующим образом:

АНН = НП + ВП + НД,

где АНН - абсолютная налоговая нагрузка;

НП - налоговые платежи, уплаченные организацией;

ВП - уплаченные платежи во внебюджетные фонды;

НД - недоимка по платежам.

относительной налоговой нагрузки, который рассчитывается как отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости. Иными словами, сумма налоговых платежей соотносится с источниками их уплаты.

Вновь созданная стоимость продукции организации определяется следующим образом:

ВСС = В - МЗ - А + ВД – ВР или ВСС = ОТ + НП + ВП + П, где ВСС - вновь созданная стоимость;

В - выручка от реализации продукции, работ или услуг (с учетом НДС);

МЗ - материальные затраты;

А - амортизация;

ВД - внереализационные доходы;

ВР - внереализационные расходы (без налоговых платежей);

ОТ - оплата труда;

НП - налоговые платежи;

ВП - платежи во внебюджетные фонды;

П - прибыль организации.

В этом случае относительная налоговая нагрузка определяется по следующей формуле:

ОНН = (АНН: ВСС) x 100%.

3. По этой методике показатель налоговой нагрузки определяется как отношение всех налогов к сумме источника средств для их уплаты:

НН = (Сумма (НП + ВП) / Сумма ИС) x 100%,

где Сумма (НП + ВП) - сумма начисленных налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды; Сумма ИС - сумма источника средств для уплаты налогов.

 

 

Оценка эффективности налогового планирования.

Вся система налогового планирования в интегрированных структурах имеет одну конечную цель - увеличение прибыли группы компаний в целом. Оценить ее эффективность можно только по степени влияния применяемых методов и способов налогового планирования на финансовые результаты деятельности группы и ее бизнес-единиц.

Следует оценить:

 согласованность налоговой стратегии предприятия с общей стратегией его развития. - степень согласованности целей, направлений и этапов в реализации этих стратегий;

 согласованность налоговой стратегии предприятия с предполагаемыми изменениями внешней среды. - насколько разработанная налоговая стратегия соответствует прогнозируемому развитию экономики страны, изменениям налоговой политики государства и конъюнктуры финансового рынка в разрезе отдельных ее сегментов;

 внутренняя сбалансированность налоговой стратегии. - насколько согласуются между собой отдельные цели и целевые стратегические нормативы предстоящей деятельности по налоговому планированию; насколько эти цели и нормативы корреспондируют с содержанием налоговой политики по отдельным аспектам налогового планирования; насколько согласованы между собой по направлениям и во времени мероприятия по обеспечению их реализации;

 реализуемость налоговой стратегии. -потенциальные возможности предприятия в формировании финансовых, интеллектуальных и технико-организационных ресурсов для решения поставленных задач налогового планирования;

 приемлемость уровня рисков, связанных с реализацией налоговой стратегии- насколько уровень прогнозируемых налоговых рисков, связанных с деятельностью предприятия, обеспечивает достаточное равновесие в процессе его развития и соответствует налоговому менталитету его собственников и ответственных за налогообложение менеджеров. Кроме того, необходимо оценить, насколько уровень этих рисков допустим для финансовой деятельности данного предприятия с позиций возможного размера финансовых потерь (налоговых санкций, пеней за несвоевременную уплату налогов);

 результативность разработанной налоговой стратегии. - прежде всего на основе прогнозных расчетов финансовых коэффициентов, а также исходя из динамики показателя доли налоговых отчислений в добавленной стоимости. Наряду с этим могут быть оценены и нематериальные результаты реализации разработанной стратегии — рост деловой репутации (гудвилл) предприятия; повышение управляемости денежных потоков; повышение уровня социальной удовлетворенности прилегающей внешней среды и др.Для оценки эффективности функционирования системы налогового планирования в интегрированных структурах авторы предлагают использовать систему показателей, состоящую из следующих групп.

1. Показатели, позволяющие получить наиболее обобщенную характеристику эффективности избранной налоговой политики.
Коэффициент эффективности налогообложения (Кэн) отражает соотношение между собой показателей чистой прибыли и общей суммы налоговых платежей хозяйствующего субъекта. Он рассчитывается по формуле:

Кэн = ЧП / Н,

где ЧП - планируемая (или фактическая) сумма чистой прибыли; Н - общая сумма налоговых платежей.

Увеличение показателя свидетельствует о снижении общего налогового бремени организации относительно величины чистой прибыли. Целесообразно проводить сравнение коэффициентов эффективности налогообложения за ряд лет.

Налогоемкость реализации продукции (НЕ) позволяет определить сумму налоговых платежей, приходящихся на единицу объема реализованной продукции:
НЕ = Н / Р,
где Н - общая сумма налоговых платежей; Р - объем реализации продукции (работ, услуг).

2. Частные показатели, характеризующие долю групп налоговых платежей в себестоимости, цене продукции, балансовой прибыли.

Коэффициент налогообложения издержек:

КНЗ = НЗ / З;
коэффициент налогообложения цены:

КНЦ = НЦ / Ц;

коэффициент налогообложения прибыли:

КНП = НП / П,

где НЗ - сумма налоговых платежей, входящих в состав издержек (затрат производства); НЦ - сумма налоговых платежей, входящих в цену продукции; НП - сумма налоговых платежей, уплачиваемых за счет прибыли; З - сумма издержек (затрат) организации; Ц - цена продукции; П - сумма балансовой прибыли.

Показатели первой и второй групп характерны для зарубежной практики налогового планирования. В отечественной практике их применяют редко, хотя они полезны как для оценки общего уровня налогообложения, так и для определения доли налогов в объеме затрат, цены и прибыли. Однако этих показателей недостаточно, чтобы оценить влияние льгот на финансовые результаты организации, эффективность деятельности фирмы в том или ином регионе, доходность с точки зрения налогообложения и пр.

3. Показатели эффективности использования налоговых льгот.

Коэффициент эффективности льготирования (Кэл) - отношение величины налоговой экономии, получаемой в результате использования льгот (Э), к общему объему выручки (Р):
Кэл = Э / Р.
Этот показатель характеризует величину налоговой экономии, получаемой в результате применения льгот на один рубль выручки от реализации продукции, а также долю участия конкретной льготы в увеличении финансовых ресурсов организации относительно величины общей выручки.

При Кэл > 0 применение льготы приносит прибыль, при Кэл < 0 - убыток.

Также дополнительно могут рассчитываться:

Коэффициент льготного налогообложения (Клн) - отношение суммы налоговой экономии, полученной после использования льготы, к величине налогового обязательства, возникающего у организации без учета данной льготы:

Клн = Э / Н.

При Клн, стремящемся к 1, эффективность льготы повышается.

Расчет коэффициента льготного налогообложения позволяет организации определить степень влияния льготы на величину конкретного налога, а коэффициента эффективности льготирования - долю дополнительно полученных финансовых средств относительно выручки от реализации продукции (или другой базы, например: товарооборота, добавленной стоимости, объема оборота денежных средств и т.д.). Оба показателя оценивают каждую отдельную льготу и весь применяемый в группе организаций комплекс льготирования.

Эффективность финансирования вложений за счет налоговой экономии можно оценить с помощью коэффициента льготного инвестирования (Кин) - доли инвестиций, осуществляемых за счет налоговой экономии:

Кин = Э / И,

где Э - величина налоговой экономии, полученной по льготе; И - сумма инвестиций, вложений, другого использования прибыли, подлежащая льготированию.

При Кин, стремящемся к 1, налоговая эффективность инвестиций повышается.

4. Другие частные показатели, характеризующие использование того или иного элемента налогового планирования.

Коэффициент налоговой эффективности региона (Кэр) оценивает результативность деятельности хозяйствующего субъекта в данном регионе с точки зрения налоговых последствий:

Кэр = Нр / Р,

где Нр - совокупная величина налоговых обязательств, возникающих в регионе; Р - общий объем выручки от реализации продукции за период.

Показатель Р может быть и другим, например: объем товарооборота, величина добавленной стоимости, валовой доход и т.д., который организация выбирает в зависимости от направлений деятельности и видов получаемых доходов.
При Кэр, стремящемся к минимуму, привлекательность функционирования в регионе повышается. Коэффициент налоговой эффективности региона позволяет, во-первых, сравнить результативность действия в регионе с точки зрения возможности снижения налогового бремени и увеличения собственных финансовых ресурсов и, во-вторых, сформировать величину налоговой экономии, получаемой в данном регионе по сравнению с другими.


Все вышеперечисленные показатели целесообразно применять в процессе налогового планирования при оценке альтернативных вариантов налоговой политики и выборе оптимального варианта, а также при подведении итогов планирования и определении его результатов.
Полученная информация позволяет установить наиболее и наименее эффективные элементы налогового планирования, оценить результативность их с точки зрения как получаемой экономии, так и стоимости внедрения. На этой базе производится необходимая корректировка действующей системы налогового планирования, принимаются решения об отказе от неэффективных методов или о разработке новых.

 

 

Налоговое планирование при управлении расходами хозяйствующих субъектов.

В современных российских условиях налоговое планирование в рамках управления расходами хозяйствующих субъектов целесообразно рассматривать исходя из его классификации в зависимости от целей деятельности хозяйствующих субъектов.

1) Если реальной целью деятельности является получение прибыли и максимизация чистой прибыли, то управление расходами должно быть направлено на всестороннее их уменьшение. Налоговое планирование в этом случае должно осуществляться в направлении уменьшения суммы налогов, относимых на расходы для целей налогообложения прибыли.

Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Действующее российское законодательство также предусматривает, что не признаются объектом налогообложения выплаты организаций, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль. Использование данного положения целесообразно для предприятий, имеющих целью максимизацию чистой прибыли, так как именно за счет чистой прибыли производится выплата дивидендов, материальной помощи, оплата дополнительных отпусков, пособий и другие выплаты. Конечно, чистая прибыль образуется после уплаты налога на прибыль.

Экономия на издержках и в том числе на налогах, относимых на расходы для целей налогообложения прибыли, безусловно, увеличивает сумму налога на прибыль, но, однако же, позволяет максимизировать сумму чистой прибыли хозяйствующих субъектов.

В сегодняшней российской действительности существует напрямую не противоречащее действующему законодательству завуалированное использование части расходов для удовлетворения нужд акционеров. Тем самым прибыль не максимизируется, но интересы собственников удовлетворяются. В этом случае организация балансирует на грани нарушения законодательства и теневой экономикой.

2)Если целью деятельности конкретного хозяйствующего субъекта не является получение прибыли и максимизация чистой прибыли, то управление расходами должно быть направлено, прежде всего, на минимизацию налога на прибыль. Для этого хозяйствующие субъекты должны учитывать соответствующие элементы учетной политики для целей налогообложения прибыли. Амортизационные отчисления, списание материальных ресурсов на производственные нужды и другие. Целесообразно также максимально включать в расходы обоснованные и документально подтвержденные расходы на оплату информационных и юридических услуг, на рекламу, на представительские цели, на обучение сотрудников и другие, как регулируемые, так и нет для целей налогообложения..

Следует помнить, что налоговое планирование в рамках управления расходами хозяйствующих субъектов, во-первых, оказывает влияние не только на уровень себестоимости единицы продукции, но и на конечные результаты деятельности организации. Во-вторых, необходимо учитывать специфику российских условий, когда расходы для целей налогообложения не совпадают с расходами по бухгалтерскому учету. В таких условиях хозяйствующие субъекты неизбежно большее внимание вынуждены уделять расходам, учитываемым для целей налогообложения прибыли.

Налоговое планирование при управлении доходами хозяйствующих субъектов.

Налоговое планирование в системе управления доходами организаций целесообразно осуществлять по различным направлениям. Ценовая политика предприятий в современных условиях тесно взаимосвязана с вопросами налогообложения. Большое влияние на уровень цен, а опосредованно и на уровень прибыли, как конечного финансового результата, оказывают косвенные налоги, прежде всего НДС. Оптимизация данного налога позволяет предприятиям увеличивать свои финансовые ресурсы. Поэтому хозяйствующие субъекты должны уделять соответствующее внимание вопросам налогового планирования НДС.

Сущность НДС позволяет сделать вывод, что используя освобождения по НДС «при выходе» продукции, предприятие получает мнимую льготу для целей налогообложения. Поэтому налоговое планирование НДС заключается не столько в применении налоговых освобождений в соответствии с положениями ст.149 и ст.145 НК РФ, а в том, чтобы:

· четко и правильно документально оформлять все суммы НДС, уплаченные поставщика, так как только надлежащим образом оформленные документы позволяют производить вычет сумм НДС;

· четко и правильно вести счета-фактуры (прежде всего по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам);

· отслеживать, чтобы расходы соответствовали положениям главы 25 НК РФ, так как увеличение производственной себестоимости оказывает влияние не только на прибыль, но и на налоговый вычет НДС;

· минимизировать срок от предоплаты до фактического оприходования ТМЦ;

· ускорять процесс выполнения сторонними организациями работ и услуг производственного назначения и их приемки в отчетном периоде с подтверждением факта актами сдачи-приемки этих работ, чтобы была возможность налогового вычета по НДС в отчетном периоде.

С 2002 года формирование доходов для целей налогообложения прибыли в отличие от целей бухгалтерского учета происходит в соответствии с положениями главы 25 НК РФ, что необходимо учитывать при управлении доходами, уделяя особое внимание доходам, не учитываемым для целей налогообложения в соответствии со ст.251 НК РФ: целевые поступления и финансирование; имущество и имущественные права, полученные в виде взносов в уставный капитал и другие доходы.

1. Ценовая политика во взаимосвязи с вопросами н/о. Следовательно прежде всего планируем НДС.

2. Проблемы трансфертного ценообразования.

3. В налоговом учете необходимо уделять особое внимание доходам, не учитываемым для целей налогообложения прибыли. (целевое финансирование и целевые поступления 251 ст)

4. Т.к. выручка от реализации отличается от выручки от продаж, то необходимо учитывать налоговые аспекты планирования точки безубыточности. SBE=FC/(1-VC/S)

Sbe-точка безубыточности, fc-постоянные расходы, vc-переменные расходы, s – выручка.

Налоговое планирование при управлении прибылью хозяйствующих субъектов.

НП доходов и расходов создает основы для планирования различных модификаций прибыли.

1. Если целью деятельности является получение прибыли и максимизация ЧП. При управлении прибылью от реализации необходимо…

ЭФР=(1-Нс)(Rно-Кс)*(ЗК/СК)

Нс-ставка на прибыль.R-коэффициент валовой рентабельности активов при условии отсутствия кредитных ресурсв(отношение прибыли к средней стоимости активов)

 

В результате налогового планирования можно воздействовать на налоговый щит:

¾ Различные ставки для различных видов деятельности

¾ Для отдельных видов деятельности использование льгот по прибыли (как внутри страны, так и за рубежом)

¾ Льготный режим в особых зонах

¾ Можно диверсифицировать деятельность, размещая структурные подразделения в странах с более низким н/о

Налоговый фактор оказывает влияние на плечо рычага – ЗК/СК. В условиях низких ставок на П или использования создаваемых предприятием налоговых льгот по прибыли, разница в стоимости СК и ЗК снижается

Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам.

Расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству % существенно не отклоняется от среднего уровня %, взимаемых по долг обязательствам, выданных в том же квартале

Существенным отклонением размера начислен процентов считается отклонение больше чем на 20% в сторону превышения или понижения.

Условия сопоставимости!!

При отсутствии сопоставимости или налогоплательщик сам принимает такое решение, то:

Предельная величина %, которые учитываются не превышает:

1. Ставку рефинанс*1, 1 – в рублях. 15%, если в ин валюте

2. Ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную в 1, 8 раза, при оформлении в рулях, 15% - ин вал (с 1 января по 31 декабря 2010 включительно)

3. Ставку рефин*1, 8 – рубли. По валюте с коэффициентом 0, 8 – для ин вал (с 1 янв 2011-31 дек 2012)

До 1 ноября 2009 равная ставке рефинансирования, увеличенной в два раза, при оформлении в рублях. И 15% в ин вал. (с 1 янв по 30 июня 2010).

ЭФР в российских условиях приобретает следующий вид:

ЭФР=(1-Нс)*(Rио-Кс-

В российской практике ставка процента высока, есть специфика определения финансового результата, поэтому для принятия конкретного решения – привлекать кредит или нет, - необходимо последовательно считать:

· ЧП при условии получения кредита

· Потери ЧП в связи с уплатой процентов за кредит

· Определить влияние кредита на уровень эффективности использования СК

· Установить предельный процент за кредит, т.е. критическую точку, соблюдение которой позволит эффективно использовать собственные и заемные средства.

В данном случаем мы ЧП приравниваем к нулю, т.е. она будет потрачена на погашение превышения указанных процентов за кредит. Тогда находим значение Кс:

(1-Нс)(П0-(Из*Ксн)/100)-Из*(Кс-Кск)/100 = 0

Тогда для графы 8 таблицы получим:

Кс = (1-Нс)*100*П0/Из+Нс*Ксн = 0, 8*100*60/150+0, 2*18=35, 6%

Налоговое планирование при управлении инвестициями хозяйствующих субъектов.

Инвестиции:

-реальные:

· амортизационная политика

· переоценка

· привлечение кредитных ресурсов

· по дисконтированию по источникам финансирования и прибыли

· по форме осуществления: модернизация, реконструкция, техническое перевооружение, ремонт

При управлении нематериальными активми НП имеет значение при принятии решений:

· амортизационная политика

· привлечение кредитных ресурсов

· по дисконтированию по источникам финансирования и прибыли

· …

При управлении финансовыми инвестициями:

· По оптимизации уровня доходов по первичным и производным ценным бумагам в условиях примения различных ставок

· Увеличение базовой прибыли на акцию

 

Инвестиции в ОА:

· Работа с ДЗ

· Политика в части штрафов со стороны контрагентов

 

НП при разработке финансовых планов:

· При разработке прогнозного варианта баланса и формы 2 необходимо отражать в расчетах результаты изменения различных доходов, расходов и модификаций прибыли

· Планирование НДС и налога на прибыль также оказывает значительное влияние на варианты разрабатываемых финансовых планов

В получении положительного денежного потока по НП отводится первостепенная роль, так как в структуре денежных платежей хоз субъектов налоги занимают существенный удельный вес.

При оценке инвестиционных проектов могут использовать методы:

1. Периоды окупаемости

2. Срок дисконтируемой окупаемости

3. Чистая приведенная стоимость

4. Внутренняя доходность

5. Модифицированная внутренняя доходность

6. Индекс рентабельности

В каждом из перечисленных методов присутствует налоговая составляющая.

Налоговая составляющая в NPV присутствует в составе первоначальных инвестиций, а также в последующих поступлениях по проекту.

По инвестиционному налоговому кредиту у нас происходит регулирование по ст.67 НК РФ. Т.к. инвестиционный кредит предоставляется под проценты не менее ½ и не более ¾ ставки рефинансирования, то по нему можно не только дисконтировать, но и считать ЭФР.

Налоги, к-е уплачиваются хоз субъектами можно сгруппировать на две большие группы по степени их влияния:

¾ Сильно влияние: НДС, Налог на Прибыль.

¾ Меньшее влияние: Налог на имущество, ресурсные платежи, государственная пошлина, прочие налоги.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.