Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исполнение решений Архиерейского Собора 2013 года






Богословское (теологическое) образование. Богословская наука. Завершение процесса реформирования духовных школ является по-прежнему одной из приоритетных задач, стоящих перед нами. Архиерейский Собор 2013 года постановил «ускорить реализацию решений, содержащихся в принятых Священным Синодом 22 марта 2011 года документах» и «обеспечить получение кандидатами в священство образования, предусмотренного Архиерейским Собором 2011 года». Как осуществляется это решение? Если рассматривать текущую ситуацию на примере духовных школ, действующих на территории Российской Федерации, то мы видим, что в настоящее время из двух духовных академий и 34 семинарий России на новые программы перешло лишь 8 учебных заведений. По старым все еще работают 28 семинарий, хотя первоначально всеобщий переход на бакалаврские программы планировался в 2012-2013 учебном году. Высший Церковный Совет за последний год принял ряд документов, подготовленных Учебным комитетом, а также особой рабочей группой под председательством митрополита Волоколамского Илариона, и обеспечивающих нормативную и методологическую основу перехода на бакалавриат. Уже утверждены такие документы как:

· «Правила приема на бакалавриат духовных учебных заведений»;

· «Положение о подготовительном отделении в духовных учебных заведениях»;

· «Положение о порядке проведения практики духовных образовательных организаций»;

· «Положение об индивидуальных наставниках»;

· «Методические рекомендации по организации семинаров и руководству письменными работами студентов в духовных учебных заведениях»;

· «Примерные вопросы к итоговому междисциплинарному экзамену по программе бакалавриата в духовных учебных заведениях»;

· «Регламент участия представителей Учебного комитета в итоговой аттестации выпускников образовательных организаций с использованием дистанционных образовательных технологий»;

· «Положение о приемной, предметной и апелляционной комиссиях духовных учебных заведений».

Также утверждены применительно к Московской духовной академии с учетом возможного дальнейшего расширения опыта на другие духовные учебные заведения:

· «Положение о нормативах времени для расчета учебной и научно-методической работы профессорско-преподавательского состава Московской духовной академии»;

· «Положение об учебно-методическом отделе Московской духовной академии».

Одобрено с некоторыми замечаниями, которые требуют доработки документа, «Положение по церковной аккредитации образовательной деятельности образовательных организаций».

В феврале планируется окончательно утвердить на Высшем Церковном Совете единый Учебный план подготовки бакалавра, Учебный план так называемого нулевого курса, календарный график введения единого учебного плана в духовных учебных заведениях и Положение об учебном процессе.

После этого Учебный комитет приступит к реализации принятых решений на практике. Прошу архиереев, в ведении которых находятся семинарии, активно включиться в соответствующую работу.

Кроме того, рабочая группа под председательством митрополита Волоколамского Илариона ведет большую работу по созданию учебников и учебно-методических комплексов для бакалавриата с тем, чтобы обеспечить семинарии современными учебниками по всем дисциплинам. Работа, конечно же, громадная и требует времени. Тема находится на постоянном контроле Высшего Церковного Совета.

Собор 2013 года поручил создать в епархиях «систему повышения квалификации, дистанционного обучения и аттестации клириков, с учетом, в том числе, опыта курсов при Новоспасском ставропигиальном монастыре города Москвы». Осуществление этой задачи также сталкивается с трудностями. Полагаю необходимым подключить к этой работе помимо духовных академий и семинарии, имеющие соответствующий потенциал. Прошу Учебный комитет во взаимодействии с епархиальными архиереями к сентябрю 2015 года подготовить нормативную и методологическую базу для реализации этой важной программы.

Во исполнение пункта 23 Постановлений Собора 2013 года при Синодальной библейско-богословской комиссии учрежден Координационный центр по развитию богословской науки, который в 2014 году разработал следующие документы: «Положение об Общецерковном докторском диссертационном совете Русской Православной Церкви», «Положение о докторских диссертационных советах в Русской Православной Церкви», «Положение о кандидатских диссертационных советах в Русской Православной Церкви». Эти документы будут представлены на рассмотрение Священного Синода.

Подготовка профильных специалистов. В 2013-2014 годах созданной Священным Синодом Межведомственной рабочей группой во главе с Преосвященным митрополитом Ростовским Меркурием была сформирована нормативная база для обеспечения процесса обучения и повышения квалификации помощников благочинных и настоятелей по основным направлениям церковной деятельности: миссионерскому, катехизическому, социальному и молодежному. В настоящее время одобрено десять заявок образовательных организаций на реализацию программ подготовки соответствующих церковных специалистов в рамках полубакалавриата. Сотрудники всех епархий, благочиний, приходов Русской Православной Церкви, а также кандидаты на вакантные места по четырем названым мной направлениям, смогут получить профильное образование. Поскольку усвоение новых знаний и умений легче дается молодежи, большинство учащихся этих специализированных курсов, считаю, должны составлять молодые люди. Церковь стремится приобщить юношей и девушек к вере, привлечь их к различным формам служения. И предметом нашего особого внимания должна быть всесторонняя пастырская забота о молодом поколении.

Несмотря на то, что Архиерейскими Соборами принимались постановления о введении штатных единиц помощников благочинных по основным направлениям церковного служения и были утверждены документы, регламентирующие молодежную, социальную, катехизическую деятельность, до сих пор такие должности введены не во всех епархиях. Там же, где они есть, их нередко занимают священнослужители. Между тем, Собор при определении на эти должности постановил отдавать приоритет мирянам со специальной подготовкой в образовательных центрах и назначать за эти труды достойную заработную плату. Призываю всех вас как можно активнее вовлекать мирян в различные сферы церковной жизни, отправлять их на обучение по четырем вышеназванным профилям, дабы в своем служении они руководствовались не просто горячим апостольским порывом, но и соответствующими знаниями.

Если же помощником благочинного назначается священник, для которого это очередное по счету послушание, об эффективности его работы возможно говорить в весьма редких случаях: обычно только когда такой священник обладает какими-то выдающимися способностями. Потому к просветительскому, миссионерскому, молодежному, социальному служению необходимо привлекать священнослужителей, не имеющих большой приходской нагрузки, либо мирян. Дело пастырей: с одной стороны духовное водительство, воцерковление людей, научение их основам веры, с другой стороны — общее руководство упомянутыми выше видами деятельности с привлечением штатных сотрудников и добровольцев.

 

Воскресные школы и дошкольное образование. Во исполнение поручений Архиерейского Собора 2013 года для воскресных школ (для детей) составляется Единый учебно-методический комплект. В 2014 году изданы учебные пособия и методические руководства по курсам «Основы христианской нравственности» и «История христианской Церкви» для начальной ступени (дети 7-11 лет). Работа в данном направлении продолжается.

В связи с тем, что Собор 2013 года поставил вопрос о необходимости участия Церкви в духовно-нравственном воспитании дошкольников, усилиями Синодального отдела религиозного образования и катехизации подготовлена нормативно-методическая основа, дающая возможность реализации таких занятий в дошкольных образовательных организациях. Чтобы епархии без промедления могли подключиться к данному процессу, Синодальным отделом подготовлены «Рекомендации по организации системной работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» и «Православный компонент дошкольного образования к основной образовательной программе дошкольного образования» с методическими указаниями по его внедрению. Документы разосланы в епархии в качестве рекомендательных. Важно, чтобы они нашли применение на местах. Сегодня всем нам необходимо в полной мере использовать имеющиеся в данной области возможности. Наработки Синодального отдела учитывают законодательство России, но могут быть использованы и в других странах нашей канонической ответственности применительно к местным законам.

Современное монашество. В течение двух послесоборных лет активно обсуждалась организация жизни монашества на современном этапе. Был создан новый проект «Положения о монастырях и монашествующих». В целях проведения общецерковной дискуссии он был направлен на отзыв в епархии и опубликован в сети Интернет. Его планировалось вынести на обсуждение нынешнего Архиерейского Совещания. Однако было выявлено довольно серьезное расхождение во взглядах на рясофор, на церковно-правовые последствия его принятия.

Согласно одной точки зрения, рясофор приравнен по каноническому статусу к монашеству, ибо является его первой ступенью. Согласно другой, рясофор — это лишь приуготовление к нему. Данную тему мы обсудим сегодня или завтра и по итогам дискуссии будет продолжена работа над Положением о монастырях и монашествующих.

Кроме того, в течение двух лет ведется работа по организации системы образовательных курсов для монашествующих Русской Православной Церкви. В настоящее время соответствующий документ проходит согласование на уровне Высшего Церковного Совета. После его принятия он будет направлен в епархии, и правящим архиереям нужно будет претворять его в жизнь.

Память новомучеников и исповедников Церкви Русской. Предметом постоянной заботы Соборов последних лет является распространение почитания новомучеников и исповедников Церкви Русской. К сожалению, их подвиг пока еще недостаточно известен большинству наших соотечественников. Нам важно предпринимать все необходимые усилия для увековечения в людских умах и сердцах памяти об их жертве, которая воспламеняла бы в наших современниках любовь ко Христу.

Чтобы координировать деятельность по ознакомлению широкого круга людей с житием новомучеников и исповедников ХХ века, Священный Синод по поручению Архиерейского Собора 2013 года сформировал Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, который возглавляет митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Совет провел большую предварительную работу по сбору информации о том, что уже делается по данному вопросу в епархиях, и осенью прошлого года провел свое первое заседание, во время которого были выработаны определенные рекомендации. Эти рекомендации будут своевременно разосланы. Прошу обратить на них особое внимание.

Культура. Культура является мощным инструментом формирования личности. Архиерейский Собор 2013 года призвал епархии создавать культурно-просветительские и духовно-образовательные центры, разрабатывать программы епархиальных мероприятий, способствующих развитию отечественной культуры. На основании присланных епархиями предложений по этому направлению Издательский совет составил рекомендации, которые были разосланы в епархии. Призываю вас, используя их, заботиться о достойном уровне осуществляемых церковных культурно-просветительских программ. Важно также прилагать усилия по популяризации христианского мировоззрения через книгопечатание, кинематограф, театральное искусство.

На протяжении уже долгого времени проводятся различные православные фестивали, наши епархии стали активно подключаться к празднованию значимых памятных дат. Однако по-прежнему в организации тех или иных мероприятий отсутствует межъепархиальная кооперация. Нужно насыщать церковную культурную программу совместными проектами, в которых участвовали бы верующие из разных регионов. Это сплотит людей, послужит установлению дружественных связей, будет способствовать обмену опытом и распространению различных инициатив. Таким образом, в условиях глобализации и секуляризации общественного сознания мы сбережем для будущих поколений свою национальную культуру, базирующуюся на духовно-нравственных ценностях Православия.

 

Сохранение памятников. Милостью Божией многие памятники церковной архитектуры пережили советскую эпоху и сохранились до сего дня.

Патриаршим Советом по культуре проведена большая работа в епархиях, находящихся на территории России. Подготовлен малый реестр из 150-ти наиболее ценных с точки зрения экспертов памятников церковной архитектуры. Кроме того для правильного использования, сохранения и восстановления движимых и недвижимых памятников культуры, переданных Церкви, создан реестр всех объектов культурного наследия Российской Федерации с общим количеством памятников церковной архитектуры 12080 объектов. В настоящее время сформирован список из 37 митрополий и епархий, не входящих в состав митрополий, на территории которых расположено наибольшее число памятников церковной архитектуры. Согласно синодальному решению от 25 декабря 2014 года в их штат необходимо ввести должность епархиального древлехранителя. На него возлагается контроль за сохранением памятников истории и культуры — объектов недвижимого имущества со связанными с ними произведениями иконописи, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и иными предметами церковного наследия, находящимися в собственности или пользовании епархий.

Правящий архиерей несет особую ответственность за состояние всех храмовых зданий и должен вести начальствующее наблюдение за сохранением памятников церковной архитектуры и искусства во вверенном ему уделе.

Предложил бы Синодам Самоуправляемых Церквей, Белорусского Экзархата и Митрополичьих округов рассмотреть возможность использования опыта Патриаршего Совета по культуре в подведомственных епархиях.

 

Строительство новых храмов. Во исполнение решения Архиерейского Собора 2013 года ведется создание общецерковной базы проектно-сметной документации по строительству храмов. Финансово-хозяйственным управлением Московского Патриархата приобретены исключительные права на повторное использование семи проектов, прошедших государственную экспертизу, среди которых есть храмы на 200, 300 и 500 прихожан. В большинстве проектов предусмотрена возможность строительства домов причта. Эскизы проектов размещены в свободном доступе на официальном сайте ФХУ. В связи с необходимостью регулярного пополнения создаваемой базы прошу епархии активнее подключиться к этому общеполезному делу. На данный момент только Новосибирская епархия проявила готовность поделиться имеющимися у нее храмовыми проектами.

 

Церковь в мире информации. Мы живем в информационном обществе. Потому и вопросы, касающиеся сферы информации, неизменно обсуждаются на Соборах, заседаниях Священного Синода и Высшего Церковного Совета. Сегодня практически во всех епархиях существуют собственные информационные ресурсы от епархиальных газет, журналов, сайтов до разножанровых СМИ, в том числе радио и телевизионных. Однако по-прежнему во многих церковных СМИ существенное и даже центральное место занимает официальная хроника. Но она обычно малоинтересна широкой аудитории, хотя и является необходимым и полезным материалом.

Люди ждут от нас живого слова о Боге, о Православии, чтобы прочитав статью или посмотрев выпуск телепрограммы, например, о какой-нибудь яркой личности или о значимом событии, получить ответы на волнующие их вопросы, найти выход из непростой ситуации, всерьез задуматься над собственным бытием. Задача сотрудников епархии, отвечающих за информационное направление, помогать журналистам находить интересных людей или явления в современной жизни Церкви, а не только в ее прошлом.

Известно, что церковный контекст не всегда привлекает светских журналистов. Но нужно и можно доносить церковное послание и информацию о позиции Церкви светскому обществу. Нужно приглашать людей для участия в дискуссии. Хорошим примером являются площадки региональных отделений Всемирного Русского Народного Собора.

 

Процесс подготовки Всеправославного Собора. Архиерейский Собор 2013 года выразил особую озабоченность ходом подготовки Всеправославного Собора и, в частности, выразил убеждение, что «все решения, как в ходе подготовки Всеправославного Собора, так и на самом Соборе, необходимо принимать исключительно на основе единогласного волеизъявления всех Поместных Церквей, а не большинством голосов» (пункт 60 Постановлений).

В марте минувшего года я посетил Стамбул для участия в Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей, на котором мы обменялись мнениями относительно перспектив созыва Всеправославного Собора. С удовлетворением хотел бы отметить, что после продолжительных и не всегда простых дискуссий позиция Московского Патриархата по принципиальным для нас вопросам была поддержана многими Поместными Церквами. Благодаря этому в итоговом постановлении Собрания Предстоятелей подчеркивается, что все решения, как на самом Всеправославном Соборе, так и на подготовительных этапах к нему, принимаются на основе консенсуса. Данное постановление гарантирует, что голос каждой Поместной Церкви будет услышан. Это будет способствовать сохранению всеправославного единства. Председателем Собора станет Патриарх Константинопольский, Предстоятели Автокефальных Православных Церквей будут восседать от него по левую и правую стороны. Тем самым видимым образом будет отражена православная экклезиология, согласно которой Предстоятель первой по диптиху Поместной Церкви является первым среди равных.

Собрание Предстоятелей приняло решение о созыве Всеправославного Собора в Константинополе в 2016 году, «если не воспрепятствуют тому непредвиденные обстоятельства». До этого будет созвана Специальная межправославная комиссия, которая уже приступила к работе, но продвигается в своих трудах не так уж быстро. В текущем году должно состояться Всеправославное предсоборное совещание. Комиссии, а затем совещанию нужно пересмотреть и отредактировать принятые ранее проекты соборных документов. Пока состоялось лишь первое заседание комиссии 30 сентября — 3 октября 2014 года в Шамбези. В нем принимала участие делегация Московского Патриархата во главе с Преосвященным митрополитом Волоколамским Иларионом. Второе заседание запланировано на февраль.

Хотел бы отметить, что, к сожалению, не все Поместные Церкви смогли участвовать в работе комиссии: представители Православной Церкви Чешских земель и Словакии не получили приглашение Константинопольского Патриарха и потому отсутствовали на заседании. Между тем, принятый на Собрании Предстоятелей принцип консенсуса в процессе подготовки Всеправославного Собора предполагает участие всех без исключения Поместных Автокефальных Церквей. Памятуя о том, что грядущий Собор призван явить миру единство Православия, считаю, что возникшая проблема должна быть решена как можно скорее.

Не буду увеличивать время своего доклада подробным перечислением моих визитов в Поместные Православные Церкви и встреч с их Главами. Предлагаю ознакомиться с этой информацией в приложении № I к моему докладу.

 

Ситуация на Ближнем Востоке. Члены Освященного Собора 2013 года выразили «глубокую обеспокоенность в связи с резким ухудшением положения христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке» и определили защиту христиан в этом регионе в качестве одного из приоритетных направлений внешнецерковной деятельности (пункт 62 Постановлений).

Продолжающиеся преследования христиан в ряде стран мира, особенно на Ближнем Востоке, являются предметом пристального внимания нашей Церкви. Используя жестокие методы, убивая христиан за исповедание веры во Христа, экстремисты пытаются физически уничтожить само христианство, разрушить существующий межрелигиозный баланс. Сотни тысяч верующих стали заложниками сложившейся крайне тяжелой ситуации и были вынуждены покинуть данный регион. На наших глазах происходит подлинная трагедия, настоящий геноцид христианского населения в тех землях, откуда Благая весть распространилась по всему миру. Масштабы этой катастрофы, которую мировые СМИ в большинстве своем обходят молчанием, еще только предстоит оценить.

Русская Церковь, сознавая свою ответственность в деле защиты христиан Ближнего Востока, оказывает разностороннюю помощь страждущим братьям и сестрам. Наши призывы защитить христиан слышны на различных международных мероприятиях и форумах. За минувшие два года эта тема постоянно поднималась мною в ходе многочисленных встреч с государственными и религиозными лидерами. По мере возможности страждущим христианам оказывается и материальная поддержка. В частности в марте 2013 года я благословил сбор средств для народа Сирии. Летом 2013 года в наших приходах и обителях для Антиохийского Патриархата было собрано 1, 3 млн. долларов. При участии и содействии Императорского православного палестинского общества в Сирию было отправлено 11 партий вещевой и продуктовой помощи.

Христиане Ближнего Востока сегодня видят в нашей Церкви, а также в России защитницу своих интересов. И мы не должны забывать о нашем долге делать все возможное для сохранения христианского присутствия на Ближнем Востоке. Хотел бы призвать Преосвященных владык обратить внимание на необходимость освещения данной проблематики в местных СМИ.

 

Межхристианские отношения. В Постановлениях Собора 2013 года выражена озабоченность в связи с расхождением подходов, проявляющихся в процессе развития общеправославно-католического богословского диалога, а также в связи с возникающими сомнениями в соответствии его документов, посвященных теме соборности и первенства во Вселенской Церкви, православной вероучительной и канонической традиции (пункт 66). В сентябре 2014 года в Аммане прошло заседание XIII пленарной сессии Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православной и Римско-Католической Церквами. Нельзя сказать, чтобы оно проходило легко, поскольку в центре его внимания находится сложная тема соборности и примата во Вселенской Церкви. Вместе с тем на заседании нашей делегации удалось добиться того, что ранее подготовленный документ, вызывавший у нас серьезное несогласие, был отвергнут, и была начата подготовка другого проекта.

Сегодня фактором, вызывающим обеспокоенность в области взаимоотношений с Римско-Католической Церковью, является новое обострение проблемы унии на Украине в связи с последними политическими событиями в стране. Начиная с самых первых протестов в Киеве в конце 2013 года, Украинская Греко-католическая Церковь поддержала одну сторону конфликта, которая под националистическими и часто русофобскими лозунгами добивалась свержения власти. Руководство и многие представители УГКЦ выступали с крайне политизированными заявлениями, что не способствовало преодолению гражданского противостояния. Московский Патриархат, со своей стороны, всегда осуждал прямое вмешательство какой-либо Церкви в политику, тем более в той непростой социальной и религиозной ситуации, которая сложилась на Украине. Мы убеждены, что вовлечение Церквей в гражданский конфликт будет способствовать еще более глубокому разделению внутри украинского общества. Вместе с тем хотел бы с удовлетворением отметить, что сам Святой Престол всегда придерживался взвешенной позиции по ситуации на Украине и избегал односторонних оценок, призывая к мирным переговорам и прекращению вооруженных столкновений.

В целом отношения Русской Православной Церкви с Римско-Католической Церковью имеют положительную динамику развития, в первую очередь благодаря ясному осознанию необходимости объединения усилий православных и католиков для защиты традиционных христианских ценностей и противостояния таким вызовам современности, как секуляризация, дискриминация христиан, кризис семьи, размывание нравственных принципов в личной и общественной жизни.

Необходимо также отметить ответственную позицию, занятую Всемирным советом церквей в связи с драматическими событиями на Украине. 3 марта 2014 года генеральный секретарь ВСЦ д-р Олаф Фюксе Твейт обратился с призывом к вовлеченным в украинский конфликт сторонам отказаться от насилия и перейти к диалогу.

На состоявшемся в июле 2014 года в Женеве заседании Центрального комитета ВСЦ было принято специальное заявление, в котором выражалась озабоченность сложившейся ситуацией и содержался призыв к прекращению огня на Украине, деэскалации военного конфликта, переводе его в политическую плоскость и соблюдению верховенства закона.

10 октября 2014 года в Москве состоялась моя встреча с д-ром Твейтом, во время которой я поблагодарил его за взвешенную позицию в отношении конфликта на Украине, занятую Всемирным советом церквей. В ходе беседы была отмечена важность координации усилий христианских Церквей и международных христианских организаций для умиротворения украинского кризиса.

Члены Архиерейского Собора 2013 года подчеркнули невозможность диалога «с теми конфессиями, которые открыто попирают библейские нравственные нормы, поэтому оправданным было приостановление двусторонних диалогов с теми протестантскими сообществами, которые узаконили “благословение” “однополых союзов” и рукоположение лиц, открыто заявляющих о своей нетрадиционной сексуальной ориентации». В прошлом году наша Церковь была вынуждена приостановить богословский диалог с Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии, поскольку ее руководство избрало неприемлемую для нас позицию в вопросах семейной этики: глава Финской лютеранской церкви архиепископ Кари Мякинен одобрил принятый 28 ноября 2014 года Парламентом Финляндии закон о придании однополым союзам статуса брака.

 

Взаимодействие с общественными организациями. Основными сферами взаимодействия Церкви и общества являются забота о духовно-нравственном состоянии народа, сохранение и возрождение культурных традиций, патриотическое воспитание, укрепление межнационального и межрелигиозного мира и согласия, нравственная оценка законотворческого процесса, попечение о верующих в условиях непростой экономической и общественной ситуации.

Церковь стремится быть рядом с теми, кому нужна поддержка и помощь, где бы ни находились эти люди. Но это невозможно сделать эффективно, если не налажено сотрудничество с различными структурами общества — политическими партиями, научными, профсоюзными, предпринимательскими, культурными, молодежными и иными объединениями. Отрадно, что в последнее время нам удается вовлекать в церковно-общественную работу, в мировоззренческий и этический диалог все большее число общественных ассоциаций и их членов.

Примером взаимоотношений Церкви с различными общественными кругами стала деятельность Всемирного Русского Народного Собора. Являясь уникальной платформой для широкой дискуссии, он работает ради утверждения и проповеди вечных ценностей в современном мире, несмотря ни на какую политическую конъюнктуру.

Собор 2013 года выработал Позицию Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии. В связи с этим в прошлом сентябре было принято решение о создании Церковно-общественной природоохранной организации. В условиях повышенного внимания к вопросам экологии видится важной популяризация позиции Церкви в данной области, ее участие в экологических программах, инициирование ею собственных экологических проектов.

В 2013-2014 годах при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества действовал Совет православных общественных объединений, который включает в себя более пятидесяти общественных организаций, 57, если быть точным. За указанный период из 15 организаций, испросивших церковное одобрение своей деятельности, четыре его получили и были включены в Совет, еще две организации были приглашены в Совет в качестве кандидатов. Такое положение дел отчасти связано с тем, что не все организации, подающие заявки, имеют на свою деятельность благословение правящего архиерея и тесно взаимодействуют с Церковью. Также это связано с тем, что деятельность некоторых из них имеет лишь региональный характер.

Церковь активно осуществляет свое служение в самых разных сферах. Отрадно отметить развитие церковно-общественных инициатив, которые в последние годы становятся более заметными и разнообразными, и что весьма важно — более организованными. Возникает все больше мероприятий и проектов просветительской, гражданской, культурной, патриотической направленности. Часть из них реализуется при поддержке государства и негосударственных фондов.

Полагаю, что рост активности православных общественных объединений является одним из наиболее перспективных направлений церковной деятельности. Уже сегодня организуются большие проекты, например, по созданию епархиальных учреждений, где бы могли находить помощь будущие мамы, оказавшиеся в тяжелой жизненной ситуации. Налаживаются партнерские отношения и на другихуровнях. Так, в районных библиотеках открываются отделы православной литературы и проводятся регулярные встречи со священнослужителями. Еще больше идей реализуется на приходах. Здесь организуются и творческие мастерские при воскресных школах, и выпуск просветительской литературы, и спортивные состязания для жителей окрестных домов. Однако, как часто бывает, для воплощения той или иной мечты не хватает денег или оборудования, или поддержки от властей и общественных организаций. И здесь на помощь может прийти Международная грантовая программа «Православная инициатива».

За те почти пять лет, как она стала реализовываться в общецерковном масштабе, финансовую помощь получило около пятисот проектов. Из своих встреч с людьми, занимающимися ими в епархиях, я вижу, как в обществе постепенно изменяется отношение к делу привлечения средств на те или иные проекты. Люди начинают понимать, что если сидеть и ждать, пока кто-то сам их найдет и даст нужную сумму денег, любая, даже самая полезная инициатива, может так и не начать воплощаться на практике. Появляется все больше прихожан, которые, противостоя духовной расслабленности и порожденной ею лени, умеют усердно и регулярно трудиться и находить своим начинаниям поддержку. Работа Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив и курируемый им конкурс «Православная инициатива» способствуют тому, чтобы наши приходы адаптировались к реалиям современного общества и научились находить источники для восполнения материальных нужд, внося каждый свой вклад в миссию Церкви в мире.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.