Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением, и искуплением;






31. чтоб было, как написано: «хвалящийся хвались Господом» (Иерем. 9, 24).

II. Устранение причин, от которых происходили толки Коринфян (I, 17-IV, 16).

Все эти толки Коринфян были так нелепы, что достаточно было двух-трех вопросов, чтобы обличить эту нелепость и заставить образумиться толковавших. Но Св. Павел поставил целью и на будущее время предотвратить всякую возможность подобных явлений, устранив (заградив) производящие их причины (источники). В числе же последних были: А) слишком большое доверие к решениям своего ума, как и вообще к мудрости человеческой (I, 17-II, 16), и Б) неправое понятие о том, какова роль людей и даже самих Апостолов в деле насаждения на земле спасительной веры Христовой (III, 1-IV, 16).

А) Первая причина (источник) толков заключалась в том, что слишком много значения придавали человеческой мудрости, открывая ей доступ в качестве решительницы вопросов и законодательной постановительницы определений в область веры. Чтобы Коринфяне и впредь не впали еще в какое-либо суемудрие, Св. Павел раскрывает теперь, что мудрость человеческая и Евангелие – две противоположности: надобно отказываться от первой, чтобы принять второе. Евангелие есть истинная мудрость Божия, но человеческой мудрости она не кажется таковой. Потому, кто хочет быть учеником мудрости Евангельской, тот должен отказаться от мудрости человеческой и согласиться быть буиим – глупым. Евангелие есть истинная мудрость, но оно является в совершенно простой форме, поэтому и вмещают его только те, которые не опутаны человеческою мудростью; принимая же его в сердечной простоте, они становятся мудрее мудрецов. Это Апостол доказывает следующим:

а) Предмет Евангельской проповеди не вместим для мудрости человеческой, и это по намерению Божию (I, 17-25).

17. Потому, говорит Св. Павел, я немногих крестил, что Христос послал меня не для того, чтобы крестить, что может исполнить всякий верующий, но для того, чтобы проповедью подготовить к крещению, что не всякий может исполнить (Деян. 9, 15; 26, 18). Проповедь его была не в премудрости слова – не в красноречии и разных соображениях ума, чтобы не упразднить креста Христова. Каким же образом?

- Простая речь о Христе распятом, как Спасителе, прямо доходила до сердца и запечатлевалась на нем, но речь витиеватая, украшенная соображениями ума, прямо касалась ума, легко могла возбуждать в нем несогласие, споры, возражения и не доходить до сердца; такая проповедь о кресте не достигает своей цели, не обращает ко Христу, а упраздняет крест Христов.

18. Почему послан благовестить не в премудрости слова? – Потому, что слово о кресте, т.е., что Бог, воплотившись, умер на кресте и спас нас, само по себе для спасаемых, т.е. для тех, которых определил Бог, по их расположению и жизни, спасти, есть сила Божия, привлекающая их и спасающая, а для погибающих, по своей воле, оно всегда будет только юродством, - как ни раскрашивать его человеческою мудростью, они все одно не примут его, не последуют ему. Так, Св. Павел говорит слово в синагоге, в Ареопаге, или в частном доме: одни глумятся, другие предлагают вопросы, спорят, а третьи, в молчании скрыв слово в сердце, тайком приходят к Апостолу на дом, и окончательно обращаются. Кто оттолкнул первых и привлек последних? – Не знаем кто, можем сказать только, что не Бог, ибо Он хочет всем спастись. Хотя здесь есть нечто непостижимое, но то несомненно, что ничего нет противного благости Божией и правде.

19. Почему Господу угодно было спасти нас крестом, а не мудростью слова человеческого, этого никто не может постигнуть. На всем протяжении истории так было, что устрояемое Богом мудрецам казалось – несообразным с ходом дел и не ведущим к цели, на самом же деле оно оказывалось самым целесообразным и тем посрамляло мудрость человеческую. В доказательство этой мысли Св. Павел берет пример из еврейской истории. Царь Езекия находился в трудных обстоятельствах в виду возможности нашествия на Иудею Сеннахерима, царя Ассирийского. Мудрые советники предлагали ему свои мудрые советы. Бог же чрез пророка Исаию объявляет ему, что будет то, что у Него положено в Его Божественном Совете, самый же Совет Божий – как книга запечатанная, которой никто прочесть не может. Никому не догадаться, что сделает Бог, и когда сделает, никакая мудрость не разберет, почему так сделано. Погублю премудрость премудрых и разум разумных отвергну. Мудрость посрамлена будет и разум скроется, уничтожится, как бы спрячется, потому что не в состоянии будет понять, как и что сделано Господом.

20. Как было в Ветхом Завете, что спасающий Промысл Божий был запечатанной книгой мудрости человеческой, так и теперь: крест и слово о Нем несомненно спасают: верующие в Него и крестившиеся становятся новою тварью, - перерождаются на глазах у всех. Но никто из мудрецов Греческих, из книжников Иудейских, из совопросников Иудейских и Греческих, долго упражнявшихся в искусстве словопрений, не в состоянии ни понять, ни объяснить этой спасающей силы Креста Христова. Этим Бог обратил в безумие всю мудрость человеческую, показав все свое бессилие.

21. Почему Бог не премудростью, а буйством проповеди спасает? – Потому, говорит Св. Павел, что мир (люди) не познал Бога ни своею премудростью, - разумом, данным ему Богом, ни из Божией премудрости, разлитой в мире, - в творениях Его. Крест и проповедь о Нем, как спасающем, на самом деле есть величайшая премудрость Божия, а для человеческой премудрости есть безумие, поэтому-то слово крестное и приемлется не умом, а верою.

22-23. Св. Павел объясняет, что первоначальная проповедь Апостолов – о Христе, распятом (веруйте во Христа, распятого и спасетесь) действительно, казалась мудрости человеческой буйством. Иудеи ожидали Мессию с знамениями и чудесами, при посредстве которых Он поразит всех врагов их, а самих Евреев возвеличит, а Еллины (Греки, язычники вообще) ожидали от спасителя своего необыкновенной мудрости человеческой. Проповедь же Апостолов о Христе распятом, как Спасителе, для Иудеев была соблазном, ибо, по закону их, проклят всяк, висяй на древе (Второз. 21, 23); а для Еллинов была безумием, ибо какой же Он Бог, когда распят. Если распят, значит и себя не мог спасти, как же Он может спасать других, - и еще всех, всю вселенную. Это ни с чем не сообразно (Злат.). А между тем Он спасает.

24. Так, слово крестное, погибающим Иудеям и Еллинам, казалось соблазном и безумием, а спасаемые – званные видели и ощутили в нем Божию силу и премудрость. Каким образом это совершалось, - это тайна Божия, нам же является это как реальный факт: слыша слово о кресте – одни соблазнялись и даже глумились над ней, другие принимали ее к сердцу, веровали, крестились и благодатью Св. Духа возрождались к новой жизни.

25. Потому это так, что все, что учреждает и вводит в жизнь Бог, то, хотя нашей мудрости кажется безумием и немощностью, на деле премудрее всего, что могут сделать самые мудрые и сильные люди. Так действительно и оказалось: слово о Кресте, проповедуемое не учеными, но простыми и слабыми людьми, покорило весь мир, а труды мудрых и крепких мира покрыты забвением.

б) И в числе верующих (Коринфян) немного мудрых и видных лиц, но, уверовав, они получают высокое духовное достоинство (I, 26-31).

26. Для более наглядного доказательства своей мысли Св. Павел указывает на самих Коринфян: не мудрые из них, не знатные, не богатые или, вообще, сильные своим умом и благородные своим общественным положением, призваны Богом и уверовали в слово о кресте, а, по большей части, люди простые, бедные, не знатные.

27-28. Бог премудростью Своею благоволил избрать и призвать к вере во Христа безумных («буяя») мира, - необразованных не в слове только, но и в познаниях; немощных мира, - бедных, не имеющих в обществе никакого значения и власти; незнатных и уничиженных, - людей простого звания и низкого происхождения; ничего незначащее (слав.: «не сущих»), которых все ставили ни во что, но в лице их Он посрамил значащее («сущее»), - знатных рождением и честью. Каким образом? Призванных Своих Он наделил такими духовными совершенствами и в познаниях, и в нравственной жизни, что мудрые, знатные и сильные, видя их должны были признать, что те выше и лучше их во всем духовном.

29. Так Бог устроил наше спасение, чтобы люди сознали, что все от Бога, а не от них, чтобы они видели, что плотские их преимущества – ум, знатность, сила и власть, богатство и пр. не имеют в очах Его никакой цены, чтобы ими хвалиться пред Ним; и духовные дары дает Он же по Своей милости, а не за заслуги людей, и ими хвалиться нельзя, как своими.

30. Духовные дары, которыми Бог наделяет верующих во Христа, несравненно превосходят все плотские преимущества. Чрез них Господь делает верующих Своими чадами. Вы, верующие Коринфяне, говорит Св. Павел, стали от Него – Бога, т.е. рожденными по вере во Христа, ибо тем, которые приняли Его – уверовали в Него, дал им власть чадами Божиими быть, - они от Бога родились (Иоан. I, 12-13). Господь Иисус Христос для нас – верующих, есть источник истинной премудрости о Боге, мире и человеке: Он один дает истинное познание о всем; Он же дает верующим в Него богатство духовное – праведность (слав.: «правду») – оправдание отпущением грехов и благодатью Св. Духа, дающей силы для праведной жизни; освящение – святость – чистоту сердца и искупление (слав.: «избавление») от уз греха и плоти, мира и дьявола, свободу чад Божиих.

31. Таким образом, внешние преимущества – ничего, вся цена принадлежит преимуществам духовным. Но как они все подаются от Господа и в Господе, то если хочешь хвалиться, хвались только о Господе, то есть славословь Его за милости Его и проси Его продлить их для тебя, как написано об этом у пророка Иеремии.

1) Слав.: «буяя» - безумие (Феод.)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.