Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концептуальные основы инновационного менеджмента






ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ — это организация и планиро­вание (включая мотивацию и контроль) процессов разработки и внедрения новшеств на объектах различных уровней, направ­ленные на достижение инновационных целей этих объектов.

Инновационные цели — это часть общей системы целей. Они связаны с потребностью обновления протекающих в организации процессов.

В инновационном менеджменте можно выделить практическую и научную составляющие. Практическая составляющая проявля­ется в осуществлении конкретных управленческих действий в той или иной сфере, например в сфере производства. Но в основе этих действий лежат определенная методология, понятийный аппарат, приемы, разработка которых может быть отнесена к научной со­ставляющей. Последней и является уже упомянутая инноватика.

Обобщение имеющихся концепций позволяет выделить сле­дующие составные части инноватики, связанные с исследованием:

• формирования новшеств и поиска инновационных решений;

• технологического прогнозирования;

• восприимчивости к новшествам и сопротивления нововве­дениям;

• диффузии (распространения новшеств);

• адаптации к новшествам человека и приспособления их к его потребностям;

• форм организации инновационной деятельности;

• рынка нововведений;

• инновационных стратегий;

• конкурентных преимуществ и стадий развития;

• государственного регулирования инновационной деятельности.

10.Экономические расчёты прибыльности и длительности инновационного процесса

Инновационный процесс, представленный кривой прибыльности можно выразить схемой:

где Д - деньги (капитал);

СП - интеллектуальный продукт (в виде проектов, опытных образцов, «ноу-хау»), средства производства, труд;

П - производство;

Т - новый товар;

Д1 - доход от реализации товара;

Доход от реализации товара Д1 должен быть больше вложенного капитала Д в этом случае будет обеспечена прибыльность инновационного процесса. Это отражено на кривой прибыльности разными площадями затратной и доходной фаз.

Укрупнено чистая прибыль в момент времени t рассчитывается по формуле:

где Пt - прогноз чистой прибыли в году t;

Tt - прогнозная продолжительность выпуска продукта, лет;

Цt - прогнозная цена продукта в году t - на конкретном рынке;

Ct - прогнозные издержки по выпуску продукта году t;

Nt - прогнозная годовая программа выпуска товара в году t;

Ht - прогнозные налоги в году t по данному продукту.

С использованием данной формулы возможно построение прогнозного цикла прибыльности планируемой к выпуску инновации.

Кроме того, можно рассчитать длительность инновационного процесса и использовать эти данные при стратегическом планировании инновационной деятельности предприятия. Для расчета длительности необходимо использовать серию кривых (рис. 3.3.).

Проектирование нового продукта (точка А) должно начаться в тот момент времени, чтобы обеспечить его освоение (точка В) до падения спроса на господствующую модель. Для сохранения массы прибыли фирмы на оптимальном уровне рекомендуется точку перехода с одной модели на другую (точка C) устанавливать на половине программы выпуска нового продукта - правило «50 на 50». В этом случае одновременно будут выпускаться старая и новая модели товара примерно в одинаковых количествах.

В общем случае можно предложить следующую последовательность расчета жизненного цикла инновации:

1. Построение кривой ЖЦТ для господствующего товара (II) на основании данных о:

• динамике масштаба производства товара по предшествующим годам;

• динамике сбыта товара по предшествующим годам;

• динамике прибыльности по предшествующим годам;

• прогнозе сбыта, прибыльности товара на ближайшие несколько лет на основе сценариев развития будущего;

2. Построение кривой ЖЦТ для перспективного товара (III) на основании данных о:

• планируемой длительности фаз инновационного процесса перспективного товара;

• длительности фаз инновационного процесса товара-аналога в том случае, если данные по проектируемому товару отсутствуют;

• прогнозе сбыта товара в динамике на ближайшие годы;

3. Корректировка ЖЦТ перспективного товара с учетом следующих коэффициентов: конкурентоспособности (К1) - чем больше конкурентоспособность, тем короче ЖЦ господствующей модели; количества конкурентов (К2) - чем их больше, тем меньше жизненный цикл; технической сложности (К3) - чем товар сложней, тем длиннее цикл; наличия опыта производства товара (К4) - чем больше опыт, тем короче цикл; гибкости производственных технологий (К5) - чем технология легче перестраивается, тем короче цикл; научно-технической динамики отрасли (К6) - чем динамичней отрасль, тем короче цикл.

4. Определение точки перехода с одной модели на другую. Не во всех случаях, возможно, перейти на новую модель по классическому варианту " 50/50".

11. Имитационная модель учёта риска

Сценарный анализ (метод сценариев, имитационная модель оценки риска проекта) связан с решением проблемы оценки риска проектов. Риск инвестиционного проекта выражается, в частности, в возможном отклонении потока денежных средств для данного проекта от ожидаемого - чем отклонение больше, тем больше риск проекта. При рассмотрении каждого проекта можно получить возможный диапазон результатов проекта, дать этим результатам вероятностную оценку - оценить потоки денежных средств, руководствуясь экспертными оценками вероятности генерации этих потоков или величиной отклонений компонентов потока от ожидаемых значений.

Метод сценариев (имитационная модель оценки риска проекта) заключается в следующем:

1. На основе экспертной оценки по каждому проекту строят три возможных сценария развития:

а) пессимистический;

б) наиболее вероятный (наиболее реальный);

в) оптимистический.

2. Для каждого сценария рассчитывается соответствующий показатель чистой текущей стоимости - NPV, т.е. получают три величины: NPVn (для пессимистического сценария); NPVB (для наиболее вероятного сценария); NPV0 (для оптимистичного сценария).

3. Для каждого проекта рассчитывается наибольшее изменение величины NPV - размах вариации Д (NPV) = NPV0 - NPVn и среднеквадратичное отклонение:

V *=i j

где NPVk - чистая приведенная стоимость проекта для каждого иэ рассматриваемых сценариев; NPV- средневзвешенная величина по вероятностям Рк реализации каждого из трех сценариев:

NPV = -x^NPVk.

3 k=i

Из сравниваемых проектов считается более рискованным тот, у которого больше размах вариации Д (NPV) или среднеквадратичное отклонение Одгру.

Рассмотренная методика может быть модифицирована путем применения количественных вероятностных оценок В этом случае каждому варианту (сценарию) - пессимистическому, наиболее вероятному и оптимистическому присваиваются вероятности их осуществления Рк; далее для каждого проекта рассчитывается вероятное значение NPV, взвешенное по присвоенным вероятностям, и среднее квадратичное отклонение от него:

°NPv^M(NPV-NPVk)2-Pk,

V А=1

где NPVk - чистая приведенная стоимость проекта для каждого из трех рассматриваемых сценариев; NPV - средневзвешенная величина по вероятностям Рк реализации каждого из трех сценариев:

NPV = f^NPVk-Pk.

k=l

Из сравниваемых проектов проект с большим значением среднего квадратичного отклонения считается более рискованным.

12.Статистические методы расчёта (точка безубыточности, рентабельность инвестиций, срок окупаемости)

К статическим методам инвестиционных расчетов относятся такие, которые применяются в случае краткосрочного характера инвестиционных проектов. Если инвестиционные затраты осуществляются в начале периода, результаты проекта определяются на конец периода.

Статические методы оценки экономической эффективности инвестиций относятся к простым методам, которые используются главным образом для грубой и быстрой оценки привлекательности проектов и рекомендуются для применения на ранних стадиях экспертизы инвестиционных проектов.

В качестве критерия выбора инвестиционной альтернативы используются следующие показатели (годовые или среднегодовые):

прибыль;

издержки (себестоимость);

рентабельность.

Статические методы инвестиционных расчетов основаны на проведении сравнительных расчетов прибыли, издержек или рентабельности и выборе инвестиционного проекта на основе оптимального значения одного из этих показателей, которые в данном случае выступают в качестве краткосрочной цели инвестора.

Для достоверного применения данных методов все предлагаемые проекты или инвестиционные альтернативы должны быть приведены в сопоставимый вид.

Из простых методов чаще всего используются методы расчета приведенных затрат, анализа точки безубыточности проекта, расчет показателя рентабельности инвестиций и срока окупаемости (периода возврата) инвестиций.

Содержание метода расчета точки безубыточности заключается в определении минимально допустимого (критического) уровня производства и продаж, при котором проект остается безубыточным, то есть, не приносит ни прибыли, ни убытков Следовательно, чем ниже будет этот уровень, тем вероятнее, что данный проект будет жизнеспособен в условиях непредвиденного сокращения рынков сбыта Таким образом, точка безубыточности может исп истовуватися как оценка маркетингового риска инвестиционного проектту.

Условие для расчета точки безубыточности может быть сформулирована так: обязательное определение объема производства (при условии полной реализации всей произведенной продукции), при котором получаемый маржин тия прибыль (разница между выручкой от реализации и переменными производственными затратами) (MP) покрывает постоянные затраты проекта (FC) Итак, точка безубыточности рассчитывается по формуле






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.