Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приведите примеры дополнительной, перекрестной и скрытой трансакций и нарисуйте соответствующие этим трансакциям диаграммы.

Транзактный анализ.

1. Что такое Эго-состояние?

Эго-состояния - внутренние состояния личности, внешне выражаемые в личностных ролях. Эго-состояние - термин психотерапевтического подхода, склонного к анализу и лечению. Личностная роль - термин психологии развития личности, направленного на деятельное отношение. Эго-состояния мы узнам и анализириуем, личностную роль естественно изменить.

Родительские эго-состояния («Родитель») заимствованы у родительских фигур и воспроизводят чувства, установки, поведение и реакции этих людей.

Родитель – это роль, которая как бы копирует поведение наших родителей, и других личностей, создающих «карту» нашего мира. То есть, роль, являющаяся совокупностью всех убеждений, установок и верований, которые человек считает правильными. Эту роль хорошо характеризует слово «надо».

Взрослые эго-состояния («Взрослый») занимаются независимым сбором и обработкой информации и оценкой вероятностей, что является основой для действия. Объективная оценка действительности из третьей позиции восприятия.

Взрослый – это роль, которая познает и анализирует то, что сейчас происходит в окружении. Роль в которой человек рассуждает «максимально здраво». Эту роль возможно, хорошо характеризует слово «могу».

Детские эго-состояния («Ребенок») являются следами детства индивида и воспроизводят его поведение и психическоесостояние в какой-то конкретный или переломный момент его развития, используя однако возросшие возможности, имеющиеся в распоряжении взрослого человека.

Ребенок – это роль, в которой человек живет исходя из сиюминутных желаний, эмоционального состояния ребенка примерно пятилетнего возраста. Эту роль хорошо характеризует слово «хочу».

 

2. Опишите каждое Эго-состояние: Родитель, Взрослый, Ребенок.

Структура личности в трансактном анализе характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Каждое эго-состояние представляет собой особый паттерн мышления, чувств и поведения. Выделение эго-состояний основано на трёх аксиоматических положениях:

1. каждый взрослый некогда был ребёнком. Этот ребёнок в каждом человеке представлен эго-состоянием Ребёнок;

2. каждый человек с нормально развитым мозгом потенциально способен к адекватной оценке реальности. Способность систематизировать приходящую извне информацию и принимать разумные решения относится к эго-состоянию Взрослый;

3. у каждого индивида были или есть родители или заменившие их лица. Родительское начало внедрено в каждую личность и принимает вид эго-состояния Родитель

 

Эго-состояния и типичные способы поведения и высказывания

Эго-состояния Типичные способы поведения, высказывания
Родитель Заботливый родитель Утешает, исправляет, помогает " Это мы сделаем" " Не бойся" " Мы все тебе поможем"
Критический родитель Грозит, критикует, приказывает " Опять ты опаздал на работу? " " У каждого на столе должен быть график! "
Взрослый Собирает и дает информацию, оценивет вероятность, принимает решения " Который час? " " У кого же может быть это письмо? " " Эту проблему мы решим в группе"
Ребенок Спонтанный ребенок Естественное, имульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение " Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе" " Вы это сделали просто замечательно! "
Приспосабливающийся ребенок Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение " Я бы с радостью, но у нас будут неприятности"
Бунтующий ребенок Протестующее, бросающее вызов поведение " Я это делать не буду! " " Вы этого сделать не сможете"

Взрослый у Э. Берна играет роль арбитра между Родителем и Ребёнком. Анализируя информацию, Взрослый решает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов желательно отказаться, а какие желательно включить.

Диагностировать эго-состояния в личности возможно путём наблюдения за вербальными и невербальными компонентами поведения. Например, находясь в состоянии Родитель, произносятся фразы типа “мне нельзя”, “я должен”, критические замечания типа “итак, запомни”, “прекрати это”, “ни за что на свете”, “я бы на твоём месте”, “милый мой”. Физическим признаком Родителя является нахмуренный лоб, качание головой, “грозный вид”, вздохи, скрещенные на груди руки, поглаживание другого по голове и т.п. Ребёнок может быть продиагностирован на основании выражений, отражающих чувства, желания и опасения: “я хочу”, “меня злит”, “я ненавижу”, “какое мне дело”. К невербальным проявлениям относятся дрожащие губы, потупленный взор, пожимание плечами, выражение восторга.

Вербальные и невербальные взаимодействия между людьми называются трансакциями. Трансакция – это обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей. Воздействия могут быть условными или безусловными, положительными или отрицательными. Различают трансакции параллельные, перекрёстные и скрытые [5].

Параллельные — это трансакции при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, стимул: «Который сейчас час?», реакция: «Без четверти шесть.» В данном случае взаимодействие происходит между Взрослыми Эго-состояниями собеседников. Такие взаимодействия не обладают способностью производить конфликты и могут продолжаться неограниченное время. Стимул и ответная реакция при таком взаимодействии отображаются параллельными линиями.

Перекрёстные (пересекающиеся) трансакции уже обладают способностью производить на свет конфликты. В этих случаях на стимул даётся неожиданная реакция, активизируется неподходящее эго-состояние. Например, когда на вопрос мужа “Где мои запонки? ” женой даётся ответ “Куда положил, там и возьми”. Таким образом, на исходящий от Взрослого стимул даётся реакция Родителя. Такие перекрёстные трансакции начинаются взаимными упреками, колкими репликами и могут закончиться хлопаньем дверьми.

Скрытые трансакции отличаются тем, что включают более двух эго-состояний, так как сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения. Таким образом, скрытая трансакция содержит неявную информацию, посредством которой можно повлиять на других так, что они этого не осознают [7].

Трансакция может производиться на двух уровнях – социальном и психологическом. Это характерно для скрытых трансакций, где на психологическом уровне они содержат скрытые мотивы.

Э. Берн приводит примеры угловой трансакции, в которой участвуют три эго-состояния и пишет, что в ней особенно сильны продавцы. Например, Продавец предлагает покупателю дорогой вид товара со словами: “Эта модель получше, но она вам не по карману”, на что покупатель даёт ответ: “Вот её-то я и возьму”. Продавец на уровне Взрослого констатирует факты (что модель лучше и что она не по карману покупателю), на что покупатель должен был бы дать ответ на уровне Взрослого – что продавец безусловно прав. Но поскольку психологический вектор был умело направлен Взрослым продавца к Ребёнку покупателя, отвечает именно Ребёнок покупателя, желая продемонстрировать, что он вовсе не хуже других [3].

Одобрение в трансактном анализе понимается как “поглаживание”. Существует три типа поглаживаний: физическое (например, касание), вербальное (слова) и невербальное (подмигивание, кивки, жесты и тому подобное). Поглаживания даются за “существование” (то есть являются безусловными) и за “поступки” (условные поглаживания). Они могут быть позитивными – например, дружеское физическое прикосновение, тёплые слова и доброжелательные жесты; и негативными – шлепки, хмурые взгляды, брань.

Безусловные поглаживания получаются, как в младенческом возрасте, просто за тот факт, “что ты есть”. Позитивные безусловные поглаживания бывают вербальными (“Я люблю тебя”), невербальными (смех, улыбки, жесты) и физическими (прикосновения, ласки, баюканье). Условные же поглаживания даются скорее за поступки, чем за факт существования: когда ребёнок впервые начинает ходить, родители говорят с ним взволнованным голосом, улыбаются, целуют; когда же ребёнок прольёт молоко или сверх меры раскапризничается, он может получить окрик, шлепок или гневный взгляд [2].

Следующий аспект трансактного анализа — структурирование времени. Согласно Э. Берну, люди структурируют время при помощи шести способов: уход, (избежание), ритуалы, развлечение (времяпрепровождение), деятельность, игры, интимность (любовные сексуальные взаимодействия).

Такие трансакции, как ритуалы, развлечения или деятельность, направлены на достижение определённых целей – структурирование времени и получение воздействий от окружающих. Поэтому их можно обозначить как “честные”, то есть не предусматривающие манипуляции другими. Игры же являются сериями скрытых трансакций, ведущих к определённому результату, в котором у одного из игроков есть заинтересованность [5].

Ритуалом называется стереотипная серия простых дополнительных трансакций, которые заданы внешними социальными факторами. Неформальный ритуал (например, прощание) в своей основе неизменен, но может отличаться в деталях. Формальный же ритуал (например, церковная литургия) характеризуется очень маленькой свободой.. ритуалы предлагают безопасный, вселяющий уверенность и часто приятный способ структурирования времени.

Можно определить времяпрепровождение как серию простых, полуритуальных дополнительных трансакций, целью которой является структурирование определённого интервала времени. Начало и конец такого интервала можно назвать процедурами. При этом трансакции обычно приспособлены к нуждам всех участников таким образом, чтобы каждый мог получить максимальный выигрыш в течение данного интервала – чем лучше адаптирован участник, тем больше его выигрыш. Времяпрепровождения обычно взаимно исключают друг друга, то есть не смешиваются. Времяпрепровождения формируют основу для знакомства и могут привести к дружбе, способствуют подтверждению избранных человеком ролей и укреплению его жизненной позиции [6].

 

3. Что такое жажда стимула, жажда признания и структурный голод?

Люди от рождения имеют стремление (стимул) как к психическому, так и физическому здоровью. Согласно Берну, существуют три основные формы побуждения. 1) Жажда стимула, при этом наиболее сильными являются стимулы, связанные с физической близостью. 2) Жажда признания, удовлетворяемая с помощью «поглаживаний». 3) Структурный голод – касающийся структурирования времени (часов бодрствования).

Длинные серии транзакций, тянущиеся порой через всю человеческую жизнь, можно классифицировать таким образом, чтобы иметь возможность прогнозировать – кратковременно или долгосрочно – социальное поведение человека. Такие серии транзакций происходят даже тогда, когда не удовлетворяют инстинктивным стремлениям человека, потому что большинство людей испытывает тревогу, когда сталкивается с неорганизованным временем; именно поэтому многие предпочитают приемы с коктейлями одиночеству. Необходимость в структурировании времени основана на трех влечениях или потребностях. Первое – это стимульный голод или жажда ощущений.

Большинство организмов, включая человеческий, нуждаются в стимулирующих воздействиях, что бы ни говорили некоторые из нас. Это объясняет популярность американских горок и то, почему преступники всеми способами стремятся избежать одиночного заключения. Второе – жажда быть замеченным или потребность в признании, – потребность в ощущениях особого типа, которые могут предоставить только другие люди и в некоторых случаях отдельные животные.

Вот почему человеческим и обезьяньим младенцам недостаточно материнского молока; точно так же нужны им звуки, запахи, тепло и прикосновение матери, иначе они увянут, как увядают взрослые, когда некому сказать им " Здравствуйте". Третье – структурный голод; именно поэтому люди стремятся создавать организации. А те, кто умеет структурировать время других, – самые ценные и высокооплачиваемые члены общества.

 

Человеческий организм отличается потребностью в различных формах контакта с окружающими людьми и получением реакции от них в процессе взаимодействия. Эта потребность получила название стимульного голода. Первая форма проявления этой потребности у маленького ребенка является тактильный голод, то есть потребность в физической близости. Отсутствие адекватного физического контакта повышает восприимчивость к заболеваниям и даже приводит к смерти; такое состояние, как госпитализм, было впервые выявлено Рене Шпицем (Rene Spitz, 1945) у детей, проживавших в приютах.

 

Потребность в тесном физическом контакте сохраняется на протяжении всей жизни, поэтому индивид постоянно стремится к физической близости с другими людьми. Вместе с тем довольно рано люди усваивают простую истину: нельзя получить все, что пожелаешь, поэтому начинается поиск компромиссов, принятие других форм контакта. Тактильный голод преобразуется в голод признания (recognition hunger), то есть простое подтверждение своего существования другими людьми, " словесное прикосновение". Факты такого узнавания получили название поглаживаний по аналогии с физическими поглаживаниями детей как проявлением ласки. Поглаживание представляет собой основную единицу социального взаимодействия; обмен поглаживаниями составляет трансакцию.

 

Третьей формой стимульного голода является структурный голод, или потребность организовывать и заполнять время, чтобы избежать скуки. " Вопрос заключается в том, что дальше? Говоря бытовым языком, что могут делать люди после обмена приветствиями? " (Berne, 1964, р. 16). Или, выражаясь языком одной из книг Берна " Что вы говорите после того, как поздоровались? " (Berne, 1972), " Извечной проблемой человека является структурирование часов бодрствования. В экзистенциальном смысле функция всей социальной жизни - заручиться взаимной поддержкой в реализации этого проекта" (Berne, 1964, р. 16). (Способы, которыми люди заполняют время, будут обсуждаться ниже в разделе, посвященном социальному взаимодействию.) Голод возбуждения - это желание или предпочтение структурировать время интересными и волнующими способами. Разновидностью структурного голода является голод лидерства. Лидеры организуют деятельность и программы, благодаря которым люди могут заполнить и структурировать свое время.

 

4. Что Э. Берн подразумевал под структурированием времени и какими способами люди могут структурировать время?

Согласно Э. Берну, люди структурируют время при помощи шести способов: уход, (избежание), ритуалы, развлечение (времяпрепровождение), деятельность, игры, интимность (любовные сексуальные взаимодействия).

 

Такие трансакции, как ритуалы, развлечения или деятельность, направлены на достижение определённых целей - структурирование времени и получение воздействий от окружающих. Поэтому их можно обозначить как “честные”, то есть не предусматривающие манипуляции другими. Игры же являются сериями скрытых трансакций, ведущих к определённому результату, в котором у одного из игроков есть заинтересованность.

 

Ритуалом называется стереотипная серия простых дополнительных трансакций, которые заданы внешними социальными факторами. Неформальный ритуал (например, прощание) в своей основе неизменен, но может отличаться в деталях. Формальный же ритуал (например, церковная литургия) характеризуется очень маленькой свободой.. ритуалы предлагают безопасный, вселяющий уверенность и часто приятный способ структурирования времени.

 

Можно определить времяпрепровождение как серию простых, полуритуальных дополнительных трансакций, целью которой является структурирование определённого интервала времени. Начало и конец такого интервала можно назвать процедурами. При этом трансакции обычно приспособлены к нуждам всех участников таким образом, чтобы каждый мог получить максимальный выигрыш в течение данного интервала - чем лучше адаптирован участник, тем больше его выигрыш. Времяпрепровождения обычно взаимно исключают друг друга, то есть не смешиваются. Времяпрепровождения формируют основу для знакомства и могут привести к дружбе, способствуют подтверждению избранных человеком ролей и укреплению его жизненной позиции.

 

Игрой называется серия следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с чётко определённым и предсказуемым исходом. Она представляет собой повторяющийся набор порой однообразных трансакций, внешне выглядящих вполне правдоподобно, но обладающих скрытой мотивацией. Игры отличаются от времяпрепровождений или ритуалов двумя основными характеристиками: 1) скрытыми мотивами и 2) наличием выигрыша. Отличие игр в том, что они могут содержать элемент конфликта, они могут быть нечестными и иметь драматический исход.

Приведите примеры дополнительной, перекрестной и скрытой трансакций и нарисуйте соответствующие этим трансакциям диаграммы.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРАНСАКЦИИ (рис.8).

Основная особенность дополнительных ТА в том, что векторы общения параллельны и никогда не пересекаются. Пока ТА дополнительны - процесс коммуникации между людьми будет протекать гладко и неопределенно долго. Это правило не зависит ни от природы ТА, ни от их содержания.

Дополнительная ТА имеет под собой совпадение ожиданий, при этом Я-состояние, в которое обращаются, является источником реакции.

ПЕРЕКРЕСТНЫЕ ТРАНСАКЦИИ

возникают, когда на определенный стимул следует неожиданная реакция (рис. 9). Именно этот тип ТА доставляет Наибольшие хлопоты в общении.

При перекрестной ТА векторы не параллельны друг другу, а Я- состояние, в которое обращаются, не является источником реакции. Например, стимул рассчитан на взаимоотношения Взрослый - Взрослый: " Ты не видела, где мои запонки? ". Дополняющим здесь может быть признан ответ: " Запонки лежат на столе". Однако собеседник может вспылить: " Вечно я у тебя во всем виноват! " (Детский вариант) или " Ищи их там, куда сам положил! " (Родительский вариант). После пересекающейся ТА процесс коммуникации временно прекращается. Начинается позиционная борьба, которая длится до тех пор, пока векторы будут приведены в порядок. Для восстановления контакта одному собеседнику или обоим в паре необходимо изменить свое Я-состояние.

СКРЫТЫЕ ТРАНСАКЦИИ

являются более сложными. Это связано с тем, что поведение людей не всегда соответствует их социальному положению. На социальном уровне, например, начальник может быть и маленьким мальчиком и покровительствующим отцом. Скрытые ТА требуют одновременного участия более, чем двух состояний, одно из которых маскируется. Открытое сообщение происходит на внешнем социальном уровне, скрытое - на психологическом уровне. Скрытые ТА - это шифровка, секрет, по крайней мере, для Я- состояния Взрослого. Соответственно, результат такой ТА определяется на психологическом, а не на социальном уровне. Это можно рассмотреть на примере торговой ситуации (рис.10).

 

 

6. Что Э. Берн подразумевал под сценарием?

Игры организованы в сценарии. " В операционном смысле сценарий представляет собой сложный набор трансакций, по природе своей повторяющихся, что в действительности проявляется не всегда, поскольку полный цикл может потребовать всей жизни" (Berne, 1961, р. 116). Это бессознательный жизненный план, в основе которого лежит решение, принятое в раннем детстве. Наиболее ранний опыт формирования сценария получил название протокола, он ведет свое начало из опыта общения с родителями и их влияния; позднее он подвергается воздействию мифов и сказок, с которыми знакомят ребенка. В последующие годы он несколько подавляется, однако вновь проявляется в предсознании как изменяемая часть сценария (script proper). Изменяемая часть сценария модифицируется в соответствии с реальностью и проявляется в адаптации, которая отыгрывается в жизни и в групповом лечении. Все три формы включены в термин сценарий. Другие разновидности включают оперативный сценарий, который вытекает из адаптации, а также вторичный адаптированный сценарий, который служит постановочным сценарием жизни. Кроме того, обычно существует антисценарий, или контрсценарий, который является более безопасным и конструктивным планом, чем волнующий, но часто деструктивный сценарий, и который перемежается со сценарием. Контрсценарий может также определять стиль жизни, в то время как сценарий ответственен за неизбежную судьбу, которая для сторонних наблюдателей может показаться полной неожиданностью.

 

Хотя сценарий как жизненный план рассчитан на всю жизнь, он может воспроизводиться в укороченных версиях каждый год или даже неделю, иногда по несколько раз на протяжении одной групповой сессии или в течение нескольких секунд. Сценарии могут быть конструктивными или трагическими. Распространенный трагический сценарий проистекает из усвоенного в детстве убеждения в существовании доброго Санта Клауса, который в нужный момент подарит успех и счастье. Когда человек отчаивается ждать, он может обратиться за помощью к психотерапевту. Сценарии тесно связаны с жизненными позициями, в частности сценарий с Санта Клаусом имеет отношение к позиции " Я не о'кей; вы о'кей" и может привести к результатам, о которых шла речь выше при обсуждении четырех позиций.

 

Сценарии оказывают доминирующее влияние в социальных взаимодействиях, которые, таким образом, испытывают воздействие заложенных в сценарий ранних переживаний. Игры избираются в соответствии со сценарием, трансакции отбираются в соответствии с играми. Окружение отбирается по его участию в трансакциях; для более устойчивых отношений отбор производится по готовности участвовать в играх; для более близких взаимоотношений люди отбираются по их способности играть роли в сценарии. В жизненном сценарии человека всегда присутствует элемент судьбы. Человек является пленником своего сценария, если ему не удастся как-то преодолеть эту зависимость. Таким образом, принятое в детстве решение определяет всю жизнь человека и то, как он встретит смерть.

 

Составив в детском возрасте свой сценарий, мы склонны в дальнейшем следовать ему и проживать его, по крайней мере, в течение какой-то части нашей взрослой жизни. При этом возможно проживать его в роли Победителя, Побежденного (Жертвы) и Не-победителя (Банальный).

III. 1. Сценарий Победителя.

Берн определил «Победителя» как «того, кто достигает поставленной перед собой цели. Под «победой» понимается также то, что поставленная цель достигается легко, свободно и счастливо. Если в детстве человек решил стать выдающимся генералом или политическим деятелем и, в конце концов, достиг этого, получив общественное признание, то человек – победитель. Если же он решил стать миллионером, то будет победителем, если станет счастливым и спокойным миллионером. Если человек решил стать отшельником, без гроша за душой и станет им, счастливо существую в своей келье, то он тоже победитель. «Победа» всегда соотносится с целями, которые каждый себе поставил.

III. 2. Сценарий Побежденного (Жертвы).

Побежденный (Жертва), наоборот, это «человек, который не достигает поставленной цели». И опять дело заключается не в самом достижении или чем-то еще, а в степени сопутствующего комфорта.

Если человек решил стать известным генералом, пошел в армию и с позором был оттуда выгнан, он Побежденный (Жертва). Если его политическая карьера закончилась скандалом, в результате которого его выгнали со службы, он Побежденный (Жертва). Он будет также Побежденным, если решил стать миллионером, а закончил нищим отшельником.

Ели он решил стать миллионером, стал им, но постоянно чувствует себя несчастным из-за язвы желудка или напряженной работы, он также является Побежденным. Если он стал отшельником и постоянно жалуется на нищету, пустоту и отсутствие общения, он тоже Побежденный.

Берн однозначно определил «Победителя» и «Побежденного» в их отношении к «достижению поставленной цели», так как он хотел подчеркнуть то обстоятельство, что «Победителей» нельзя просто приравнивать к тем, кто накапливает деньги и материальные ценности. Аналогично, «Побежденными» необязательно являются люди, не имеющие материальных ценностей.

Дело в том, что некоторые люди в детстве могут решить добиться цели, которую нельзя осуществить без нищеты, самоограничения и даже физического вреда. Например, младенец может без слов решить: «Что бы я ни делал, у меня ничего никогда не получится» и затем начнет осуществлять это решение. Для достижения поставленной цели у него ничего не должно получаться. Другой ребенок в раннем детстве может решить следующее: «Чтобы мать и отец любили меня, я должен умереть» и затем будет стремиться к осуществлению этой трагичной цели. Сценарии с таким концом все будут считаться сценариями «Побежденного», хотя они не совпадают с буквой данного Берном определения.

В зависимости от трагичности финала, сценарии «Побежденных» можно классифицировать по трем степеням. Сценарий «Побежденного» первой степени – это сценарий, в котором неудачи и потери человека не настолько серьезны, чтобы их не обсуждать в обществе. Примерами могут служить повторяющиеся ссоры на работе, небольшая депрессия при стационарном лечении или неудача на экзаменах при поступлении в институт.

«Побежденные» со второй степенью испытывают неприятные чувства, которые достаточно серьезны, чтобы их считать приемлемыми для разговора в обществе. Это может быть увольнение со многих работ, госпитализация по поводу тяжелой депрессии или же исключение из университета за плохое поведение.

Сценарий третьей степени приводит к смерти, увечью, серьезной болезни или суду. Финалом этого сценария может стать тюремное заключение за разбазаривание фондов фирмы, пожизненная госпитализация в результате психического расстройства или попытка покончить жизнь самоубийством после провала на экзамене.

Для описания сценария «Побежденных» третьей степени и его финала часто используют термин хамартический сценарий. Это слово происходит от древнегреческого слова «хамартия», означающего «главный поток». Значение этого слова отражает тот путь в соответствии с которым сценарий «Побежденного» подобно древнегреческой драме, от ранних негативных решений неизбежно приводит к трагическому финалу.

III. 3. Сценарий Не-победителя.

Человек, имеющий сценарий «Не-победителя» представляет собой «золотую середину». День ото дня он терпеливо несет свою ношу, немного при этом выигрывая и не сильно проигрывая. Такой человек никогда не рискует. Поэтому такой сценарий часто называют банальным.

На работе «Не-победитель» не становится начальником, но его и не выгоняют с работы. Он, скорее всего, спокойно дорабатывает до конца и тихо уходит на пенсию. Он будет сидеть в своей качалке, приговаривая: «Я мог бы стать начальником, если бы я только был вовремя в нужном месте. Во всяком случае, я думаю, что я работал не так уж плохо».

Бёрн предложил способ, по которому можно отличать победителя от побежденного. Для этого надо спросить человека, что он будет делать, если проиграет. Берн считал, что «Победитель» знает, что, однако не говорит об этом. «Побежденный» не знает и только и делает, что говорит о победе. «Победитель» всегда учитывает несколько возможностей, а «Побежденный» ставит все на одну карту и неизбежно проигрывает. «Не-победитель» иногда выигрывает, а иногда проигрывает, но не достигает ничего значительного потому, что не умеет рисковать.

В данной главе были изложены 3 основных сценария жизни, именуемых также стратегиями. В заключение главы можно сделать следующие выводы:

1. Существует три основных жизненных стратегии: «Победитель», «Побежденный (Жертва)» и «Не-победитель».

2. Под «победой» понимается то, что поставленная цель достигнута легко, свободно и счастливо.

3. В зависимости от трагичности финала, сценарии «Побежденных» можно классифицировать по трем степеням.

 

7. Что такое игры и как люди развивают их?

Времяпрепровождение и игры относятся к занятиям (engagements); они располагаются между деятельностью и ритуалами, с одной стороны, и близостью с другой. Если времяпрепровождение является прямой трансакцией, то игры можно отнести к скрытой. Трансакции в играх являются дополнительными и предполагают вознаграждение. " Процедуры могут быть успешными, ритуалы - эффективными, времяпрепровождения - выгодными, но все они по определению искренни; они могут включать соревнование, но не конфликт, их конец может быть сенсационным, но не драматичным. В то же время каждая игра, с одной стороны, в основе своей нечестная, а, с другой - результат ее драматичен, а не просто волнующ" (Berne, 1964, р. 48). Игры не имеют ничего общего с " развлечениями"; они угрюмо серьезны, как карточные игры. Продажи предполагают наличие игры, их так и называют: " страховая игра", " игра в продажу недвижимости" и т. д. вплоть до " мошеннической игры"; война - это тоже игра.

 

Игры имеют свои названия: сотня их перечислена и описана в книге " Игры, в которые играют люди" (Berne, 1964), от A (Addict, " Пристрастие") до Y (You've Got to Listen, " Ты должен слушать"). Множество других игр были выявлены позднее. Излюбленная игра супругов называется " Если бы не ты" с ее социальным вариантом " Если бы не он". Жена извлекает из этой игры целый ряд выгод, в том числе избавление от непосильного или пугающего дела, манипулирование мужем, получение информации для структурирования и заполнения социальных взаимоотношений с другими женщинами.

 

Наиболее распространенная игра в коллективах " Почему бы вам не... - Да, но...", в которую может играть любое количество участников. Игрок, обозначаемый " он", возражает " Да, но...": " Хороший игрок может противостоять остальной группе как угодно долго, пока окружающим не надоест, тогда " он" выигрывает" (Berne, 1961, р. 104). Эта игра ведется отнюдь не под предлогом получения помощи или информации, а со скрытой целью увещевания и потакания Ребенку, который огорчает Родителя.

 

Игры выполняют целый ряд функций; они заполняют большую часть социальной жизни. С целью избежать скуки времяпрепровождения и не подвергать себя при этом опасностям близости, люди прибегают к играм для возбуждения и социального подкрепления, или поглаживания. Как и в случае времяпрепровождения, люди, играющие в одни и те же игры, держатся вместе.

 

Игры относятся к двойным трансакциям и предполагают два уровня, социальный и психологический, причем последний бывает скрыт. Выгода находится на психологическом уровне, в форме чувств, хороших или плохих. Повторение игры ведет к коллекционированию определенных чувств, " купонов", что превращается в " рэкет". Некоторым людям необходимы определенные игры для поддержания психического здоровья. " Их динамическая функция состоит в сохранении психического равновесия, а их фрустрация ведет к взрыву гнева или состоянию, которое в трансактном анализе называется отчаянием" (Berne, 1961, р. 108), это состояние скорее сходно с экзистенциальным отчаянием, чем с депрессией.

 

Выгодами от некоторых игр являются чувства вины, неадекватности, обиды, страха, боли и гнева, это и есть " продажа купонов". Самооправдание этих чувств составляет рэкет. Игры предназначены для манипулирования окружающими, поэтому игроку полагается проявлять эти чувства и предпринимать значимые действия, связанные с собственным жизненным сценарием, без чувства вины. Игры, подобно процедурам, ритуалам и времяпрепровождениям, осваиваются в семье. Если последние три прямо преподаются родителями, то игры обычно осваиваются косвенно или путем подражания. Они передаются в поколениях.

8. В чем значение иллюзии автономии?

Автономия (autonomy): центральное понятие трансактного анализа и конечная цель терапевтического контракта. Достигается при восстановлении трех способностей: к осознанию, спонтанности и близости. Автономными считаются поведение, мышление или чувства, которые являются реакцией на реальность «здесь и теперь», а не на сценарные убеждения или требования эго-состояния Родителя. Автономное поведение характеризуется знаниями о себе, мире и других, спонтанным проявлением аутентичных чувств и готовностью вступить в открытые (интимные) отношения на основе уважения. Достижение автономии характеризует выход из сценария.

Иллюзия (delusion): (используется Берном для обозначения) контаминации Взрослого Ребенком.

Люди испытывают иллюзию автономии, когда полагают, что изменили свой сценарий, а в действительности они лишь изменили декорации, роли, костюмы и т.д., но не сущность драмы. Например, человек, имеющий родительские предписания быть проповедником, может стать наркоманом, а затем с религиозным рвением обращать других в своих последователей. Смена обстановки может создавать у человека иллюзии свободы, хотя в действительности это -порабощение родительскими предписаниями, только замаскированное.

Подобным же образом женщина со сценарием " Красавица и Чудовище" может верить, что освобождается от жизненных невзгод, разводясь с Чудовищем и заново выходя замуж, хотя на самом деле она может при этом менять одно Чудовище на другое.

Подлинная автономная личность, согласно Берну, -- это такая личность, которая осуществляет " проявление или восстановление трех способностей: осознания, спонтанности и искренности".

 

Осознание

 

Осознание -- это способность понимать то, что происходит в настоящем. Автономная личность является осознающей. Такая личность очищает от " засорения" Взрослого и начинает слышать, видеть, обонять, осязать, изучать и оценивать независимо. Отбрасывая старые мнения, которые искажают восприятие действительности, осознающая личность воспринимает мир скорее через личную встречу с ним, чем через то, как она была " приучена" видеть его.

 

Зная, что жизнь преходяща, осознающая личность ценит природу настоящего. Она чувствует, что хотя какие-то секреты природы известны ей, но многие тайны еще предстоит открыть. Осознающая личность может, стоя на берегу озера, смотреть на цветы, чувствовать дуновение ветерка и испытывать благоговение. Осознающая личность может, взглянув на закат, воскликнуть: " О! "

Человек, осознающий самого себя, прислушивается к сообщениям своего тела, понимая, когда он напряжен или расслаблен, когда открыт или замкнут. Осознающая личность знает свой внутренний мир чувств и фантазий, не боится и не стыдится его.

 

Осознающая личность умеет слушать других людей и давать активную обратную связь во время разговора. Осознающая личность не расходует свою психическую энергию на то, чтобы создавать проблемы, использовать различные уловки или планировать психические контратаки. Вместо этого она пытается улучшать контакты с другими людьми, устанавливая с ними искренние отношения, совершенствуясь в умении как говорить, так и слушать.

Человек, осознающий самого себя, полностью находится в настоящем. Его мысль и тело реагируют в унисон ситуации " здесь и теперь"; тело не делает ничего отличного от того, на чем сосредоточена мысль. Такой человек:

не говорит сердитых слов, когда улыбается,

не хмурится, когда ситуация вызывает смех,

не срывается посреди пикника, чтобы вернуться к " важным делам",

не составляет в уме важное деловое письмо, когда занят любовью,

не возвращается заново к событиям прошлой ночи, пока составляет важное служебное письмо на работе,

не носит розовые очки, чтобы не замечать происходящих вокруг событий,

не пирует во время чумы.

Осознающие люди понимают, где они находятся, что делают и что по этому поводу чувствуют. Как заметил Авраам Линкольн: " Если мы сначала узнаем, где мы находимся и куда стремимся, мы сможем лучше судить о том, что делать и как это делать".

 

Первым шагом к интеграции является осознание с помощью Взрослого как контролера. Человек, начинающий осознавать, что ведет себя как тиран или бука, может решить, как отнестись к такому поведению, признать его своим и остаться таким, каков он есть, или сознательно отказаться от него. Перлз утверждает: " Все основывается на осознании"

 

Спонтанность

 

Спонтанность -- это свобода выбора из полного спектра поведения и чувств Родителя, поведения и чувств Взрослого, поведения и чувств Ребенка. Автономная личность является спонтанной и в то же время гибкой, а не бездумно импульсивной. Такая личность видит, что существует много доступных выборов, и использует то поведение, которое ей кажется подходящим к ситуации и ее цели.

 

Спонтанная личность свободна и принимает ответственность за свои личные выборы. Такая личность отвергает побуждение жить предопределенным образом и учится сталкиваться с новыми ситуациями, открывать новые способы мышления, переживания и реагирования. Она постоянно расширяет и переоценивает репертуар возможного поведения.

 

Спонтанная личность проявляет или восстанавливает способность принимать независимые решения. Такая личность признает Родителя и Ребенка как личную историю, но скорее принимает новые решения, чем остается во власти " судьбы". Когда личность не принимает самостоятельные решения, пусть и не всегда правильные, ее способности остаются ненаправленными, а поведение неясным и неустойчивым. Нерешительность, согласно Мартину Буберу, -- это порок, и этот порок представляет бесцельный круговорот способностей, без которых ничего нельзя достигнуть, но из-за которых, если их не направить и оставить нереализованными, все идет наперекосяк. В этом отношении автономная личность -- это личность, которая принимает решения, придающие целесообразность ее способностям. Эта личность сознательно и в разумных пределах принимает ответственность за выбранную ею судьбу.

 

Принять сознательное решение в отношении себя в состоянии Я Взрослого означает быть свободным -- свободным, несмотря на инстинкты и побуждения, свободным, несмотря на наследственность и окружающее влияние. Виктор Франкл пишет:

Конечно, у человека есть инстинкты, но он не находится полностью во власти этих инстинктов. Мы ничего не имеем против инстинктов и против людей, принимающих их. Но мы считаем, что такое принятие должно также предполагать возможность отказа, иными словами, оно должно быть свободным решением...

...что касается наследственности, то исследования наследственности показали, как высока степень свободы человека перед лицом предрасположенности. Например, близнецы, имея одинаковую предрасположенность, могут по-разному построить свою жизнь. Из двух одинаковых близнецов один становится ловким преступником, в то время как другой -- опытным криминалистом...

...что касается окружения, мы знаем, что не оно создает человека, но многое зависит от того, как человек воспринимает окружение, от его установки к нему.

 

Однако от личности требуется большее, чем просто принимать решения. Если личность не поступает в соответствии с принятым решением, то такое принятие решения бессмысленно. Только когда этика и поведение личности соответствуют друг другу, личность является конгруэнтной (Конгруэнтность - умение быть самим собой в контактах с окружающими) и целостной. Спонтанная личность свободна " делать свои собственные дела", но не за счет эксплуатации и/или равнодушия к другим.

 

Искренность

 

Искренность -- это проявление Естественным Ребенком сердечности, теплоты и близости к другим. Многие люди страдают от неспособности быть искренними. Маслоу считает, что это особенно справедливо для американцев:

...американцы нуждаются в значительно большем количестве терапевтов, потому что они не знают, как быть искренними -- у них нет искренней дружбы по сравнению с европейцами и поэтому у них действительно нет близких друзей, с которыми можно отвести душу.

 

Автономная личность имеет смелость дружить и быть искренней тогда, когда это уместно. Это особенно нелегко дается людям, которые сдерживают свои искренние чувства и у которых нет привычки проявлять их. Они могут чувствовать себя неловкими, даже фальшивыми, когда впервые пытаются отказаться от старых программ поведения. Тем не менее они делают такие попытки.

В процессе развития способностей к искренности личность становится более открытой -- учится раскрепощаться, открывать другим свой внутренний мир, приспуская некоторые маски, -- но проявляет это качество всегда с осознанием Взрослого. Личность воздерживается от трансакций, которые мешают близости, избегает пренебрежений, пересекающихся трансакций или исполнения игр. Такая личность играет в игры только тогда, когда это является сознательным решением, возможно не желая тратить время или энергию на определенного человека или ситуацию. Она не заставляет других играть роли Преследователя, Спасителя, Жертвы или оставаться постоянным Ребенком, постоянным Родителем, постоянным Взрослым. Вместо этого она стремится быть открытой и аутентичной, существуя вместе с другими " здесь и теперь", видеть других через их неповторимость, а не через свои искажения отпереживаний прошлого. Такая личность никогда не прибегает к обвинениям:

" Ты в точности такая же неряха, как и твоя мать! "

" Мой отец мог починить все, что угодно. Почему ты не можешь исправить хотя бы кран, чтобы из него не капала вода? "

" Ты точно, как мой брат, всегда хнычешь, если что-нибудь хочешь! "

" Ты точно, как моя сестра, всегда все должно быть по-твоему! "

Люди, которые отвергают осознание, спонтанность и искренность, тем самым отвергают ответственность за свой образ жизни. Они считают себя удачливыми или неудачливыми, полагая без сомнений, что:

так предназначено быть и этого не изменить,

так предназначено быть и этого не нужно изменять,

так предназначено быть и только-- -- -- -- -- может изменить это.

В противоположность этому автономные личности сосредоточены на " существующем, настоящем". Они позволяют развиваться своим способностям и поддерживают других в том, чтобы поступать так же. Они проецируют свои способности в будущее как реальные намерения, которые придают направленность и цель жизни. Если они и жертвуют чем-либо, то только меньшей ценностью ради большей, в соответствии с собственной системой ценностей. Они заняты не тем, как получить больше, а тем, как быть чем-то большим.

9. Что такое контаминации и исключения Эго-состояний?

контаминация — засорение, заражение Взрослого эго-состояния Родительским или Детским, либо одновременно обоими этими эго-состояниями.

 

Контаминация происходит, когда во Взрослое эго-состояние проникают в качестве непреложных истин предубеждения Родительского эго-состояния или фантазии и страхи Детского. Находясь во Взрослом эго-состоянии, человек оправдывает их и дает им рациональное объяснение. Результат контаминации — искаженное видение действительности и, соответственно, непродуктивные, ошибочные стратегии поведения.

 

Контаминация Родительским эго-состоянием приводит к грубым нарушениям обработки информации о себе и внешнем мире. Человек оценивает то, что он видит, слышит и чувственно переживает не для решения своих собственных задач в конкретных условиях, а для оценки соответствия ситуации определенным, заданным Родительскими фигурами критериям. Хотя эти критерии могут быть устаревшими или принципиально неприемлемыми для решения задачи, в данный момент стоящей перед человеком. Наиболее распространенный вариант — это предрассудки — ложные взгляды, которые стали привычными и поэтому не подвергаются объективному анализу и воспринимаются с детства как аксиомы. Родители выражают свое мнение с такой уверенностью, что ребенок принимает их за истину. Вырастая, человек обрастает предрассудками, принятыми в его близком и дальнем, семейном, социальном и профессиональном окружении. Наиболее ярко проявляется контаминация во взглядах на расовые и половые проблемы.

 

В крайнем, патологическом варианте контаминации человек может слышать голоса обвиняющие, приказывающие, например, «Ты ничтожество, ты не должен жить!» или «Он враг! Убей его!».

 

Речь человека, у которого Взрослое эго-состояние контаминировано Родительским, богата безличными предложениями. Например, «Нужно дело делать, а не болтать!», «За все надо платить!». Часто в речи местоимение «я» заменяется на «мы». Например, «Мы — советский народ, — самый читающий в мире!». А теперь часто можно услышать: «Мы, русские, бедны, ленивы и глупы. Нас только палкой погонять».

 

На своих тренингах мы много времени уделяем работе с деконтаминацией. Освобождение от предрассудков, чужих ценностей дает много энергии для изменений. Мы предлагаем человеку написать прилагательные, которые он использует, когда говорит о людях различного пола, национальности, возраста, происхождения, веры, сексуальной ориентации. Например, «Мужчины — сильные, мужественные, воинственные, богатые, агрессивные, жестокие. Женщины — слабые, беззащитные, нежные, ласковые, любящие». Далее мы задаем вопросы: Вы располагаете достаточно точной информацией для таких утверждений? Есть ли в Вашем опыте иная информация? Что побудило Вас принять такие утверждения? Кто из родственников, друзей имеет аналогичные взгляды? Как помогают или мешают такие убеждения Вам в жизни? Теперь измените Ваши высказывания. Что Вы обнаружили?

 

Контаминация Взрослого эго-состояния Детским — это принятие детских иллюзий, заблуждений, представлений и страхов. Например, «Я хуже других», «Я не такой как все», «Я не нравлюсь людям». Если контаминация связана с ранними детскими травмами, то иллюзии могут быть и такими: «Мама полюбит меня, если я умру. Вот посмотрю, как они все будут плакать и жалеть, что обидели меня». Наиболее распространенные заблуждения — это иллюзия собственного величия или никчемности; ощущения преследования, страхи смерти.

 

Иллюзии возникают у детей по-разному. Некоторые заблуждения внушаются родителями, старшими братьями и сестрами («Ты не родной ребенок, а я — родной»). Некоторые появляются в результате работы детского воображения, фантазий. Здесь надо отметить и пагубное влияние на воображение ребенка фильмов ужасов, триллеров. Страх насильственной смерти, верования в нечистую силу, в черную кошку и обезьянью лапку, которая выполняет все желания.

 

Многие детские иллюзии связаны со сценарными решениями. Например, мечтательная девочка вырастет, повзрослеет, а потом и состарится, но всю жизнь она «проспит» в ожидании принца, который ее найдет, поцелует и «оживит». Мальчик — Спаситель мира будет в рядовой ситуации видеть вселенскую трагедию и сражаться с ветряными мельницами, как с великанами.

Исключение. Берн считал, что иногда человек «выключает» одно или более из своих эго-состояний, и назвал этот процесс исключением.

Люди, которые исключили Родителя, не будут действовать в соответствии с готовыми жизненными принципами. Вместо этого они в каждой ситуации заново создают для себя собственные принципы. Они прекрасно используют интуицию Маленького профессора для оценки того, что происходит вокруг них. Эти люди — заправилы и воротилы: ведущие политики, преуспевающие бизнесмены.

 

При исключении Взрослого я «выключаю» свою взрослую способность к опробированию действительности. Вместо этого слышу лишь внутренний диалог Родитель-Ребенок. В результате мои действия, чувства и мысли будут отражать их постоянную борьбу. Из-за того, что я не использую ресурсы Взрослого к тестированию реальности, мои мысли и поступки могут казаться даже странными, при этом существует вероятность того, что мне могут поставить диагноз психически больного.

 

При исключении Ребенка мы «выключаем» воспоминания детства. На вопрос: «Какое у тебя было детство?», такие люди ответят: «Я не знаю. Я ничего об этом не помню». Когда мы, будучи взрослыми, выражаем свои чувства, то часто находимся в эго-состоянии Ребенка. Поэтому человека с исключенным Ребенком часто называют холодным или бесчувственным.

Если исключены два из трех эго-состояний, то действующее эго-состояние называют константным или исключающим. На диаграмме оно обозначается более жирным кругом.

Человек с константным Родителем будет жить только по родительским принципам. На вопрос: «Как по вашему мнению можно осуществить этот план?», он ответит: «Я думаю, что это хороший план. Выполняйте его, вот и все». На вопрос: «Как вы себя чувствуете?», он ответит: «В такие времена надо сохранять спокойствие, не так ли?».

 

Согласно Берну, человек с константным Взрослым «не способен испытывать удовольствие». Вместо этого он «только и делает, что планирует, собирает и обрабатывает информацию».

 

Человек в константном Ребенке будет всегда действовать, думать и чувствовать, как будто бы он еще находится в детстве. При встрече с какой-нибудь проблемой чувства этого человека усиливаются и «выключают» как Взрослое тестирование реальности, так и Родительские принципы. Такого человека другие люди будут рассматривать как незрелого или истеричного.

 

Исключение не бывает тотальным, напротив, оно будет зависеть от конкретной ситуации. Например, когда мы говорим о человеке с исключенным Ребенком, то имеем в виду тот факт, что он редко бьюает в эго-состоянии Ребенка. Люди не могут жить без каких-то элементов эго-состояния Ребенка. Без элементов Взрослого они не могут действовать вне организаций, а без элементов Родителя не могут хорошо жить в обществе.

10. Почему перед проведением транзактного анализа следует составить специальный контракт?

Перед терапией заключается соглашение, или контракт. Пациентов расспрашивают, с какой целью они пришли к психотерапевту. Если пациенты могут четко сказать, чего хотят, психотерапевт предлагает им посетить несколько сессий, чтобы оценить методы его работы. Первыми задачами, которые ставит пациент и принимает психотерапевт, могут быть ослабление симптоматики или социальный контроль. Психотерапевт может иметь совсем иную цель, однако достижение ее на время откладывается до подписания контракта. Таким образом, контракт обсуждается не перед началом, а в процессе терапии и изменяется по ходу лечения.

11. Обоснуйте возможность использования гештальт-методов в транзактном анализе?

Включение гештальт-методов.М. и Р. Гоулдинги объединили теорию и практику трансактного анализа и гештальт-терапии, назвав разработанный им подход терапией нового решения. Они используют гештальт-технику пустого стула, чтобы дать клиентам возможность вести диалоги между Эго-состояниями. В ходе этого процесса клиенты могут входить в контакт с сильными чувствами, подавленными с детства, и показывать их.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Синдром гипотиреоза, гипофункции ЩЖ | В в е д е н и е




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.