Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткий обзор содержания послания к Галатам.






Предисловие

Надпись и приветствие (I, 1-5).

Доказываются две главных мысли: 1) что Св. Павел есть истинный Апостол Христов и 2) что наше спасение – во Христе; и, вместе, дает почувствовать свое недовольство Галатами.

1) Он есть истинный Апостол – непосредственный посланник Божий (1-2):

(Апостол, избранный не человеком, напр. Варнавой или Ананией, крестившем его, и не чрез человека, напр. кого-либо из первых Апостолов, напр. Петра или Иоанна, но непосредственно от Самого И. Христа и Его Бога, и Отца, Который воскресил Х-та и дал власть на небе и земле (Мф. 28, 18) (I), о том же свидетельствуют и все Ефесские христиане, т.е. что Св. Павел – истинный Апостол Христов, ибо они принимают его учение. И, далее, не «возлюбленным» или «святым», а просто: «церквам Галатийским», т.е. не приветствует ни именем любви, ни именем чести, но только именем общины, даже без слова «Божиим», в чем выразилось великое негодование Апостола).

2) Посылает им «благодать», как силу, примиряющую с Богом после греха, ибо Он отдал себя за грехи наши, и «мир», как силу чистой пред Богом нравственной жизни, «чтобы избавить нас от настоящего лукавого века», в котором живут враждебные Богу силы: похоть плоти, очес и гордость (1 Иоан. 2б 15-17); и все это по милости – воле Бога и Отца (3-4). За все это слава Ему вечная (5).

Далее следуют три части послания.

Часть первая. Защитительная. (1 и 2 гл.)

В ней Апостол защищает свое Апостольское достоинство от нападок врагов, которые говорили, что учение Апостола – его Евангелие не – то, что учение Ап. Петра или Иакова; что Павел – не от Бога Апостол, а самозванец, и что он научился вере не от Бога, а от людей. В опровержение всех этих мыслей Св. Апостол:

1) Доказывает неизменность своего учения – как Божественного и Апостольского. (I, 6-10):

(Его удивляет перемена в настроении Галат, которые переходят к какому-то «иному» евангелию (6), ибо нет «иного», есть только одно, а прочие – ложь (7). Истину его Евангелия никто не может изменить ни на небе (ангелы), ни на земле; даже сам Апостол (8-9) не может под страхом отлучения (анафема) (10) переменить того, что говорил раньше).

Доказав первую – как бы вводную, но, вместе с тем, и основную мысль, Апостол прямее переходит:

2) К защите своего Апостольства. Именно, что:

А) Евангелие, которое он проповедует, принято им не от людей, не им самим придумано, а он научен, подобно самовидцам Спасителя, Самим Господом, призвавшим его к Апостольству (11-16), чему опять доказательство:

а) его личное свидетельство (сказую) (11-12) и

б) свидетельство других, которые могут подтвердить его внезапную перемену из гонителя в защитника веры Христовой (13-16).

Б) От других Апостолов и вообще от верующих он не мог научиться этому Евангелию, как можно видеть из обстоятельств его жизни, и все-таки Евангелие его - принято Апостолами и всей Церковью, следовательно, оно истинное (17-24):

а) Прямо после обращения он пошел для проповеди в Аравию и Дамаск, чрез три года пришел на 15 дней в Иерусалим лишь познакомиться с Ап. Петром и больше никого из Апостолов не видел (17-19), и они приняли его в свое общение, значит, учение его истинно. Все это было по истине так, как он говорит (20), а потом:

б) Другие церкви Сирии и Киликии и в Иудее тоже «прославляют» за него Бога, следовательно, и они признают его проповедь (21-24). А их никого он не знал и не видел, следовательно, учение его ни от Апостолов, ни от кого из верующих, а от Бога. Более того –

В) Сами Апостолы в Иерусалиме дали ему и Варнаве согласие на это учение (II, 1-10). Рассказывая, как это было, Апостол указывает на:

а) побуждение и цель своего путешествия в Иерусалим (1-2):

(был послан волею Божьею церквами Антиохии на суд Собора Апостолов в Иерусалим для решения вопроса, правильна ли его проповедь об оправдании).

б) Как был принят тамошними христианами (3-5):

(Во-первых, его и, даже необрезанного, Тита приняли, не принуждая обрезаться (3) и, во-вторых, сами Павел и Варнава, не смотря на покушения лжебратий, сохранили свободу и мир в Иерусалиме (4-5) и, главное):

в) Как отнеслись к Св. Павлу и его Апостольству старейшие Апостолы (6-10).

(Они оставили его при своем учении (не возложили на него ничего более) (6), признали за ним указанную ему свыше область работы (среди необрезанных) (7), видя в том перст Божий (8), и подали руку общения ему и Варнаве (9), прося их лишь не забывать бедных (10). В виду всего этого Св. Павел:)

Г) Тверд в своем учении, как полноправный другим Апостолам-самовидцам, и, более того, однажды пошел даже против самого Ап. Петра, когда увидел, что тот действует не по Евангелию (II, 11-21). Об этом столкновении Св. Павел сообщает следующее:

а) Прежде передает самый факт, на почве которого возникло разногласие (11-14):

(Ап. Петр в бытность свою в Антиохии сначала общался с христианами из язычников (в вечерях любви) и так было до прихода «некоторых от Иакова» когда он вдруг стал избегать прежнего общения (11-12), за ним стали так поступать и другие (13). Это смущало тамошних: они были в недоумении, что это значит, тогда Св. Павел осудил его, говоря, что сам он как Иудей изменил закону – общался с язычниками, а теперь вдруг не хочет этого делать для необрезанных, заставляя их, свободных от закона, обрезываться, т.е. стеснять свою свободу (14), и Петр смолчал, признав тем правду в Павловых словах).

б) Потом излагает свою речь к Ап. Петру, сказанную в присутствии всех, в которой выясняет пока в общих чертах (подробнее делает это в вероучительной части послания) сущность веры в Господа Иисуса Христа и, особенно, свободу при ней от закона (15-21). Здесь он из самого поведения Ап. Петра и других иудеев выводит убеждение, что:

ба) Не основательно держаться закона, после того, как он был так явно оставлен (15-18):

(Иудеи были в лучшем положении, чем язычники (15): у них был закон и жертвы, но и при этих средствах ими было понято, что оправдание таким путем немыслимо, и обратились на путь веры (16). А теперь, как будто чего испугавшись и выразив что-то в роде недоверия Христу за Его путь оправдания (17), - неразумно стали строить только что разрушенное нами (18). Наоборот:)

бб) Искренне верующему во Христа нужно на Него Одного возложить свою надежду спасения, решительно отказавшись от спасения чрез закон (19-21):

(Сам закон величием и неисполнимостью своих требований привел меня к убеждению бессилия спасения им, итак, я стал сознательно мертв для дел по нему, но у меня открылась надежда жизни по вере в Бога. И вот, я, как и Христос, покорный воле Божией, оставляю прежний путь, хотя мне было нелегко отказаться от всего прошлого, однако я «сраспялся Христу» (19) и, таким образом, живу не своими силами (не я), но силами возродившего меня Христа. Правда, я теперь еще не имею всей полноты Его сил, но верю, что получу, и живу теперь этой надеждой (20). Поэтому мне, получившему все от Христа, было непоследовательно отвергать Благодать и обращаться к делам закона для своего спасения (21).).

II. Часть вторая. Вероучительная. ( III, 1-V, 12).

Очистивши от наветов лжебратии свой Апостольский авторитет в глазах Галат в первой части своего послания, во второй – вероучительной – Св. Павел доказывает Галатам, что им совсем не нужен закон для спасения, что дорога ко Христу им открыта помимо закона. Закон только для иудеев и то на время, которое теперь, впрочем, кончилось и для них, а потому – и им открыт тот же путь спасения – верою.

1) Закон не нужен для Галат, как для язычников (III, 1-14).

А) Потому что Галаты получили благодать Св. Духа не по закону, а по вере (1-5):

(Несмотря на то, что дело Христово было так ясно и живо усвоено в первый раз Галатами, теперь все это помутилось у них (1). Но разве за дело закона получена вами благодать Св. Духа? – конечно, нет (2), а вы теперь идете назад – от духа к плоти (3); не было бы это для вас причиной кары Божией (4), так как Бог дал вам духа не за дела, а за веру (5). Так было и с Авраамом – он тоже оправдан верой, а его Бог сделал отцом народов – чтобы в нем оправдались те, у кого нет закона – язычники, следовательно, и вы.

Б) Потому что так было определено Богом, чтобы язычники получили оправдание от веры Авраама, как им это было обетовано (8-14):

(Авраам за веру свою был оправдан и получил обетование о Потомке и потомстве (6), но кто это потомство, как не верующие, подобно Аврааму? (7). Так и в Писании сказано, что в Аврааме получат благословение все народы, т.е. те, что будут в нем как потомки, но не по плоти только, а по духу, т.е. по вере (8). Итак, это так (9). Поэтому спасайтесь же верою, ибо по делам закона и можно только получить проклятие (10), так говорил и пророк (11). А закон не имеет общего с верой: природа его иная (12). Теперь время такое, что Христос за всех принял на Себя ответ пред законом – проклятие, как то, полагалось по тому же закону (13), дабы не только язычники, но и евреи одинаково оправдывались: за веру получали Духа (14).).

Из сказанного доселе Галаты ясно видели, что они несомненно сподобляются благословения Авраамова одною верою, помимо дел закона. Но у христиан из иудеев могли явиться недоумения, которые мешали бы образоваться на этот счет крепким убеждениям, или ослабили бы уже составившиеся. Поэтому Апостол переходит теперь к:

2) Опровержению возражений об исключительном значении веры для язычников, помимо закона (III, 15-29). Именно, могли подумать – Аврааму даны были обетования ради его веры, и исполнение их обусловлено верою, но, ведь это потому, что тогда не было закона. А вот явился закон и условия изменились, так что получение обетования стало зависеть не от веры, а от дел закона. Апостол отвечает:

А) Нет, закон не изменил силы обетования за веру (III, 15-18).

И обыкновенное завещание не изменяемо, при перемене – всякое изменение должно быть оговорено, и особенно здесь, где закон имел в виду совсем других лиц, и условия, и цели, чем вера (15). Итак, Аврааму дано обетование, и оно должно распространиться чрез его Потомка (Христа) на все народы (16), потому что закон и не мог отменить обетование (17), именно, потому, что это две совершенно разные вещи (18).

Но если и при законе осталось в силе получение обетования чрез веру, то зачем же дан закон? Это тоже могли возразить Апостолу. И он дает ответ: закон дан для приготовления людей к принятию Христа – он – пестун во Христе, почему, с пришествием Христа он и стал не нужным. Теперь и Иудеи, и язычники одно во Христе Иисусе. Итак,

Б) Для чего же дан закон? (III, 19-29).

(Он – не самостоятельное явление, а лишь «приложися», прибавлен к вере для большего охранения избранного народа и в нем истин веры ко дню пришествия «Семени». Он ниже веры (19), которая дала Аврааму обетование без посредств (20). Если такова роль закона, как оградителя от греха, то он не исключает веры, «могущей животворить» (21). Он только глубже раскрывал пред людьми их греховность, о чем говорит и Писание, что закон, таким образом, приводил всех к мысли спасаться только верою во Христа (22). Именно: до веры закон стерег людей, определяя их каждый шаг (23), и вместе показывал нам наше бессилие и чрез то приводил нас к Христу, научая оправдываться только верою в Него (24). Но теперь время детства окончено, руководство излишне – закон довел до веры (25), и мы стали уже по вере в Христа, чрез Его благодать, возрожденными Его жизнью – одно с Ним – Сыны Божии (26). Как это стало? Сначала мы крестились, а потом облеклись, т.е. надели как бы одежду Его праведности чрез исполнение Евангелия (27), и в этой одежде все сделались одно: нет разницы между людьми, во всех одна и та же жизнь Христова (28). Но быть Христовыми, значит быть семенем Авраама, ибо Христос его наследник по обетованию верою (29).).

3) Новое свидетельство в пользу ненужности теперь закона (IV, 1-7).

Высказанную в 3-й главе мысль (ст. 24-29) о педагогическом значении закона для Иудеев, апостол поясняет снова примером из общественной жизни Римлян (1-7):

(Наследник до срока, определенного отцом, равен рабам (1-2); так и евреи «до времени» были в подчинении закону – рабы (3); но вот, настало время, и отец послал Сына (4), и Тот снял с вас иго закона – рабства, и вы получили сыновство (5-6), потому теперь обетование стало вашим помимо закона (7).

Ряд уговоров остаться верными учению Христову и не связывать себя законом (IV, 8 – V, 12).

А) Напоминает им их прежнюю жизнь в язычестве в сравнении с христианской (8-10):

(Ранее вы служили своим богам – ложным, выдумкам вашим (8), но тогда вы не знали Истины, а теперь, когда Сам Бог открылся вам, вы строите себе идолов в еврейской обрядности (9), суеверничаете (10).

Б) Указывает на свою тревогу – не напрасно ли учил их (11).

В) Убеждает их собственным примером оставить закон; просит это сделать для него, - не обижать его, как и ранее не обижали его, а были послушны (12):

Г) Указывает на их прежнюю любовь и послушание ему (13-16):

(Вы не только слушались, но выражали ко мне свою самую горячую любовь, когда не презрели меня больного, а приняли как ангела, как Самого Христа (13-14), готовы были мне, больному глазами, отдать свои глаза; такое ваше настроение было счастьем – радостью для вас (15), а теперь – перемена; уже не за проповедь ли мою (16)? - нет, во всем виноваты лжеучители.

Д) Указывает на неблагонамеренность лжеучителей по отношению к ним (17-18):

(Они хотят вас оторвать от меня и моего дела к себе из тщеславия (17), и это им удалось – при мне вы ревновали об одном, а после – о другом, но разве в деле спасения может быть так?).

Е) Хочет своей любовью удержать их в истине (19-20):

(Он болеет душой за них (19) и теперь хотел бы сам видеть все, как оно у них обстоит, чтобы, соответственно положению, принять настоящие меры, заговорить, как надо (20).).

Ж) Указывает на свидетельство самого закона, как надо его употреблять, и приверженцы закона должны это слушать (IV, 21-V, 1):

(В истории Авраама есть иносказание на упразднение ветхого завета с пришествием Христа: вы должны слушать закон, как его служители-ревнители (21); так слушайте же, что он говорит вам: два сына Авраама: один рожден совсем обыкновенно от Агари – плотски, другой, хотя тоже плотски, но высшим порядком – по обетованию, здесь смысл иносказания (22-23). Две матери – два завета: Агарь – завет Синая и теперешнего Иерусалима, это – дитя рабы (24-25), а Церковь есть вышний Иерусалим, это Сарра, мать по обетованию, дети ее – дети Евангелия – мы (26); она не рождает плотски, но детей ее более первой (закона) (27), мы ее дети, как Исаак дитя обетования – веры, а не закона, - свободы, а не рабства (28). И как тогда Измаил гнал Исаака, так и ныне – подзаконные гонят евангеликов (29); потому и решение Бога – изгнать – упразднить закон и подзаконство (30). Итак, мы дети свободной – Церкви (31), стойте же в этой свободе и не подчиняйтесь духу рабства (V, 1).).

З) Далее Апостол грозит Галатам потерею спасения, если они станут подзаконными (2-6):

(С принятием обрезания вы должны будете потерять все то, что получили во Христе (2): Апостольски-авторитетно говорит, таковые должны исполнять весь закон (3). Но можете ли это сделать, лишившись благодати в Христе? – Конечно, нет (ср. 3, 10) (3-4). Не то с нами, живущими верою (5). За веру мы получаем Духа (ср. 3, 2), чрез Него сливаемся со Христом, а в Нем получаем силу делать дела любви во спасение и оправдание, так что тогда и обрезание для нас – ничто (6).

И) Наконец, Апостол убеждает Галатов возвратиться на правый путь веры и жизни тем, что они пока еще не далеко от него уклонились и им легко возвратиться к нему и в мыслях, и в жизни (7-12):

(Все у вас шло так хорошо и вдруг перемена (7), но помните – все было у вас соответственно вашему желанию; Бог не насиловал вашу свободу, - не от Призвавшего вера ваша (в этом, конечно, отношении), так кто же мешает вам и теперь изменить свои мнения? (8), а в них беда: хотя вы и мало стронулись, но мал квас все тесто квасит (9). Есть надежда, при помощи Божией вы переменитесь, а смутьяны ответят пред Богом (10). Что касается самого Апостола, то он тверд в своем, иначе, его не гнали бы (11). Теперь Апостол уверен, что все будет по-хорошему. Галаты в данном случае будут ему послушны, но боится, что если останутся лжеучители, то они и еще чему научат их, и молитвенно просит Бога освободить юную Церковь от смутьянов (12).).

III. Часть третья. Нравоучительная. ( V, 13-VI, 10).

Она распадается на три части:

1) Указывается общее начало христианской жизни. Выразить его можно в следующем: во Христе Иисусе вы освободились от ига закона, но не затем, чтобы жить по воле плоти: и здесь возлагается на вас иго, но не закона, а любви; посему пребывайте в деятельной взаимной любви и проводите духовную жизнь в борьбе с страстями и похотями (V, 13-25).

(Вы освобождены от скрупулезных предписаний закона, но не подпасть бы вам рабству плоти. Держитесь любви и работайте ей – это тоже иго, но оно легче и приятнее первого (13). Да и по духу В. З. любовь есть весь закон – его исполнение и в ней ваше счастье (14), иначе вы истребите друг друга (15), а средство для укрепления в любви – живите по духу, который теперь освободился от рабства плоти и при помощи Св. Духа поборает плоть, так что теперь вы часто делаете не то, что хочет плоть, которой ранее, до благодати, вы привыкли служить беспрекословно (16-17). И, следовательно, закон, стоящий ниже голоса духа, теперь не нужен (18). Чтоб вам знать, с чем идет ваша борьба, то вот А) плоды плоти: а) в области желаний (до вражды) и Б) в области удовлетворения чувства гнева (19-21), и б) плоды духа в области: а) чувства и б) желаний (только воздержание) (22-23). Они выше вещественных предписаний закона, а, потому теперь плоть побеждена (24), мы живем по духу, так и вам должно поступать (25).

Определяется, как должно вести себя: и совершеннейшие в христианском обществе в роли руководителей других, менее совершенных, и как последние должны относиться к первым (V, 26-VI, 6):

А) Совершеннейшим Ап. говорит:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.