Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 19. Налоговая система Японии.






Налоговая система Японии несколько отличается от надоговой ситемы США и западноевропейских стран. Япония – унитарное государство, состоящее из 47 префектур, объединяющих 3255 муниципалитетов, поселков, районов, каждый из которых имеет самостоятельный бюджет.

Действующая в настоящее время налоговая система Японии сформировалась в послевоенный период (1950-е годы), когда политика японского правительства в области налогообложения сыграла важную роль как в обеспечении общих условий социально-экономического развития страны, так и в качестве средства проведения промышленной политики и политики ускоренной технической модернизации. Основные принципы современной системы налогообложения были сформулированы в рекомендациях «миссии Шоупа», имевших целью внедрение «лучшей в мире налоговой системы». Однако японское правительство подошло весьма избирательно к претворению рекомендаций в жизнь и очень скоро занялось адаптацией налоговой политики к социально-культурным особенностям и насущным экономическим потребностям страны. А так как основной задачей тогдашней экономической политики Японии было стимулирование ускоренного экономического роста, то и политика в сфере налогообложения была призвана обеспечить наиболее благоприятные условия для решения этой задачи. Более того, по признанию большинства японских и зарубежных специалистов и экспертов, послевоенный японский тип налоговой системы формировался по преимуществу как неотъемлемый элемент политики экономического роста, что неизбежно влекло за собой преднамеренный отход от принципов равенства и нейтральности в осуществлении налоговой политики.
Использование налоговой системы в качестве инструмента ускоренного экономического роста происходило, во-первых, в виде стимулирующих мер для достижения специфических политических целей и, во-вторых, в виде постоянного снижения налоговых ставок.

Между правительством и деловыми кругами в тот период сложился консенсус относительно того, что налоговая система должна активно использоваться для стимулирования экономического роста. Следует также отметить, что лежавшая в основе общей стратегии экономического роста промышленная политика правительства носила вынужденно (вследствие объективной ограниченности распределяемых ресурсов) селективный характер, т.е. стимулирующие налоговые меры распространялись преимущественно на определяемые в каждой конкретной фазе развития приоритетные отрасли и производства (отсюда и широко известное наименование «система приоритетного налогообложения»).
Если говорить об общем налоговом бремени нации, то отношение суммарного объема налогов к национальному доходу составляло в первой половине 50-х годов ХХ века 16, 5% по сравнению с 35, 5% — в Англии, 24, 4 — в ФРГ, 21, 9 — в США и Канаде и 21, 8% — во Франции. Начиная со второй половины 70-х годов обнаружилась тенденция к утяжелению налогового бремени, но и в середине 90-х годов оно было значительно легче, чем в других развитых странах.

Современная налоговая система Японии, как в США и Европе, характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления.

В настоящее время в стране функционируют государственные (25 налогов) и местные налоги (30 налогов). При этом более 64% всех налоговых поступлений образуется за счет государственных налогов, а остальные – за счет местных. Затем значительная часть налоговых средств перераспределяется через государственный бюджет в пользу местных бюджетов. Распределение налогов является как бы зеркальным отражением их сбора, т.е. примерно 64% финансовых ресурсов расходуется на цели местных бюджетов, остальные – на осуществление общегосударственных функций.

Налоги можно классифицировать по группам:

1.Прямые подоходные налоги с юридических и физических лиц:

- предприятия и организации уплачивают из прибыли:

-государственный подоходный налог по ставке -33, 48%;

- префектурный налог – 5% государственного (1, 67% от прибыли);

- городской – 12, 3 государственного (4, 12% от прибыли).

- физические лица уплачивают:

- государственный подоходный налог по ставкам: 10, 20, 30, 40, 50%;

- префектурный налог по ставкам 5, 10, 15%;

- местный по ставкам 3-12%

Налог имеет необлагаемый минимум, льготы… - в итоге от налога освобождается до 30% доходов.

2. Налоги на имущество юридические и физические лица вносят по одинаковой ставке – 1, 4% стоимости имущества.

К этой же группе относятся:

- на логии на регистрацию лицензий;

- налог на наследство;

- налог на улучшение земель;

- гербовый сбор.

3. Прямые и косвенные потребительские налоги:

- налог с продаж – ставка 3-5%;

- налог с владельцев автомобилей;

- акцизы (спиртные напитки, табачные изделия, газ, бензин…);

- налог на развитие источников электроэнергии;

- акциз за услуги (проживание в гостиницах, питание в ресторанах, купание в горячих источниках…).

• Налог на проживание в гостиницах и пользование предприятиями общественного питания. Так, в случае, если плата за проживание одного человека в течение суток превышает 10 тыс. иен или если плата с человека за одно посещение ресторана превышает 5 тыс. иен, взимается налог в размере 3%;
• Налог за посещение горячих источников. За один день посещения горячих источников с человека берут налог в размере 150 иен, а за один день использования поля для игры в гольф — 800 иен. Эти налоги взимаются дополнительно к обычному 5% потребительскому налогу;

Местные налоги отнюдь не доминируют в местных бюджетах, составляя значительно меньше половины их доходной части. Собственные налоговые поступления, несмотря на множественность местных сборов, обеспечивают в последние годы около 40% доходной части местных бюджетов.
Это отличает японскую налоговую систему от североамериканской, где местные налоги зачастую превышают две трети бюджета муниципалитетов. Довольно существенную роль, хотя и меньшую, чем в ряде европейских стран, в том числе в Германии и России, играют отчисления от общегосударственных налогов.

Необходимо также отметить, что доходная часть бюджета страны и бюджетов префектур строится не только на налогах. В Японии довольно высока доля неналоговых поступлений. Так, в государственном бюджете налоги составляют 84% и неналоговые средства – 16%. В местных бюджетах 75% составляют налоговые поступления, а неналоговые -25%. Неналоговые поступления: арендная плата, продажа земельных участков и другой муниципальной недвижимости, пени, штрафы, продажа облигаций, доходы от лотерей, займы, остаток предыдущего года и др.
В целом японская налоговая система представляется достаточно эффективной. На ее функционирование в 2002 году из бюджета было затрачено 731, 6 млрд. иен. Таким образом, на сбор 100 иен налогов было затрачено 1, 6 иены (в 1980 г. – 1, 4 иены, в 1995 г. – 1, 26 иены).







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.