Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 6. 1.Св. Павел дает правило духовным, как они должны относиться к впадающим в искушение






1. Св. Павел дает правило духовным, как они должны относиться к впадающим в искушение. Искушений никто из христиан не минует – они коренятся во внутренней – неминуемой борьбе духа и плоти и во вмешательстве в эту борьбу в пользу плоти врага нашего спасения – дьявола. В этой борьбе возможны и временные падения, нередко нечаянные увлечения. Кто сам в себе переносил, испытывал тяжелую внутреннюю борьбу с искушениями и нечаянные падения, особенно под влиянием духа злобы, тот, естественно, не с гневом и яростью отнесется к падшему, а с сожалением, благоразумием и любовью, беспокоясь о его спасении, ибо и сам может очень легко, если особенно окажется немилостивым и суровым к падшему, испытать искушение и падение*). Кто те духовные, которым Св. Павел дает такое правило? – Очевидно, более совершенные в духовной жизни – настоятели, поставленные Апостолом, а не все, получившие Духа, они и исправляли бы друг друга, потому что иначе не бывает ни в каком обществе: везде лучшие исправляют худших.

2. Другое побуждение быть снисходительными к искушениям и падениям Св. Павел указывает старшим в общем законе Христовом – любви: друг друга тяготы носите. Один недостаток (напр. вспыльчивость) имеешь ты, а другого не имеешь, напр. сонливости, вялости. Другой же имеет свой какой недостаток, не имея твоего. Ты переноси его недостаток, а он пусть переносит твой. Таким образом исполняется закон любви (Феод. Злат.).

в) Не трубите сами о себе (3-5).

3. Нам нечем превозноситься друг перед другом, потому что сами по себе мы ничтожество: - все наши достоинства и преимущества естественные и духовные не наши, а даны нам Богом; тщеславие же возникает из ложной мысли, что они-наши, чем и обольщает нас.

4. Правда, способности наши и силы естественные и духовные даны нам от Бога, но употребление то их зависит от нас. Если, по тщательном испытании того, что нами сделано в развитии и употреблении данного нам Богом, мы найдем что-либо хорошее, то, сознавши его, можно этим похвалиться, но и то в себе – в своем сознании, а не пред другими, потому что внутреннюю жизнь свою нельзя показать другим. И самым дозволением искать похвалы в себе – в своих внутренних делах Св. Павел ведет опять-таки к сознанию, только гораздо более глубокому, своего ничтожества в употреблении данных Богом сил. Человек загубил свой дух, подчинив его низшей своей природе. Этим, очевидно, нечем хвалиться. Благодать Св. Духа восстановила его дух; человеку предоставлено побороть в себе греховность со страстями и похотями, - дела которой указаны в V гл. 19-21 ст., и воспитать плоды духа, указанные в V гл. 22-23 ст. Вот эти-то дела свои он и должен тщательно исследовать и, если сознает себя полным победителем плоти, то может этим хвалиться в себе. Но может ли он быть полным победителем своих похотей и страстей, чтобы быть достойным похвалы? Положим, он с большими усилиями победил свои похоти и страсти внешние, не дает им более обнаруживаться в видимой, телесной форме, но в нем, в сердце его, остаются страстные движения, - можно не делать страстных дел, а внутренне волноваться страстями, что почти одно и то же. Внутри, в отношении к страстям бывает помысл, сочувствие, влечение, склонение воли. Помысл, влечение, сочувствие могут быть не вольны. Воля может не допускать себя до греха, но влечение будет показываться, прорываться сочувствие и давать знать помыслы. В помыслах человек не виновен, но влечения и сочувствия его им, хотя и временные, указывают, что сердце его не чисто от страсти; в нем есть еще остаток страстей. Ему еще нечем хвалиться в себе. Вот путь к совершенству, который должны пройти дух человека и душа его: во 1-х), он должен постоянным напряжением своего духа и воли умалить и потушить в своем сердце страстные и похотные влечения; во 2-х), подавить сочувствие к страстным и похотным помыслам, наконец, в 3-х), возбудить в сердце своем омерзение, гнев, ненависть к страстным и похотным помыслам. По этим признакам очень верно можно определить всякому свое дело спасения, - насколько оно успешно идет вперед и заслуживает внутренней похвалы. Если заметишь, что при взгляде на предмет страсти, или при помысле о нем прорывается из сердца сочувствие к нему, то знай, что сердце твое нечисто, в нем живет еще страсть. При таком искушении себя – своей внутренней жизни, всякий легко заметит, что ему нечем хвалиться, что он в самом себе ничтожество.

5. Ибо и Господь будет судить нас не по грехам другого, и не по сравнению нас с худшими, а по собственному нашему делу (труду – бремени всей жизни) признает нас грешными или святыми: по делу сему всякий получит и воздаяние (Иерон.).

Б) Пасомым, - хотя материально старайтесь отблагодарить ваших духовных руководителей (6).

6. Дав повеление совершенным духом – учителям, исправлять немощных в духе кротости и друг друга тяготы носить, теперь немощным – обучаемым, дает наставление делиться своими материальными благами со своими учителями за их духовные блага. Это – закон Господа, чтобы проповедующим Евангелие жить от благовествования (1 Кор. 9б 14). По объяснению Св. Златоуста, это во 1-х), для того чтобы поставить учителя, нередко впадающего от своего учительского достоинства в самомнение, в материальную зависимость от обучаемого, и тем смирить его самомнение; во 2-х), это теснее сближает учителя с учеником и укрепляет взаимную любовь.

III. Побуждение к духовной жизни и всякой добродетели; это как бы заключение нравоучительной части (VI, 7-10).

7. Человек по существу своему всегда одинаков, - что бывает с нами, то тоже, конечно было и с Галатами. Познакомившись с наставлениями Св. Павла о свободе, иные из нас охотно примут его уроки о свободе, но о жизни духовной заботиться не будут, разумея ее, как нечто отвлеченное и потому не слишком необходимое для себя. Другие же, сознавая неизбежность духовной жизни, воздержатся от грубых пороков и сделают какие-либо явные добрые дела, но не позаботятся об очищении сердца от страстей и похотей. В том и другом случае предполагается нравственная леность, - нехотение понудить себя сделать напряжение, напрячь ум и сердце, и тело, в той ложной надежде, что сойдет и то, что есть, а кое-что есть. Так, конечно, было и с Галатами. Апостол и говорит: нет, не обольщайтесь такими ложными мечтами: Бога обмануть нельзя. Он все видит, и вашу леность, и недобросовестное отношение к делу своего спасения. Он будет судить вас за то, что вы в силах были сделать и не сделали; на суде Его жатва будет соответствовать посеву: что кто посеял в существе своем, что есть он по итогу всей жизни и деятельности, таковым он признан будет, по тому и определится и его прямое достоинство, такое и место получит и соответственную ему сумму благ и наказаний.

1) Слав.: «раздражающе»; - с греч.: вызывающе.

2) Впадет – с греч.: схвачен будет, увлечен нечаянно, прежде чем обдумает.

3) Слав.: «прегрешение»; - с греч.: увлечение, случайное падение.

*) В жизни отцов пустынников нередко встречаем, говорит Филарет Черниговский, что те из них, которые слишком сурово взыскивали с своих учеников за погрешности, сами подвергаемы были опасности падения, от которой избавлялись не иначе, как по сознании своей несправедливости и по раскаянии в том.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.