Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Имам Ахмад ад-Дардир

Аль-Харида аль-Бахийя (Основы ашаритской акыды)

 

Это изложение знаменитого во всем исламском мире матна (текста) по акыде «Аль-Харида аль-Бахийя» шейха Ахмада ад-Дардира аль-Малики, который был устазом тариката Хальватия.

 

Введение

 

1. Вопрос: Кого называют " Ахлю-с-Сунна валь-Джама'а"?

 

Ответ: Так называют последователей имамов истинного Пути - Абуль-Хасана Аш'ари и Абу Мансура аль-Матуриди, разы Аллаху анхум.

 

2. Вопрос: Кто автор книги «Аль-Харида аль-Бахийя»?

 

Ответ: Автор книги «Аль-Харида аль-Бахийя» — имам Ахмад ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Абу Хамид аль-Адави аль-Малики аль-Азхари, известный, как ад-Дардир, да будет доволен им Всевышний Аллах. Шейх Ахмад ад-Дардир родился в 1127-м году по хиджре. Это один из крупнейших маликитских ученых, автор знаменитых комментариев к «Мухтасар Халиль» и «Акрабуль масалик ли мазхаб Малик».

 

3. Вопрос: Каково основное назначение науки акыда?

 

Ответ: Её основное назначение - исследовать положения исламского вероубеждения, которые можно вывести из достоверных источников Шариата.

 

4. Вопрос: Какова основная польза от изучения этой науки?

 

Ответ: Главная польза от изучения акыды заключается в том, что мусульманин с правильным вероубеждением спасётся от наказаний Ада. Также знание акыды укрепляет веру в положения Ислама и защищает её от сомнений, которые сеют заблудшие.

 

5. Вопрос: Является ли познание Всевышнего Аллаха обязательным?

 

Ответ: Да, познание Всевышнего Аллаха обязательно для каждого мукалляфа.

 

6. Вопрос: Что нужно понимать под истинным познанием Всевышнего Аллаха?

 

Ответ: Истинное познание, или знание (аль-ма'рифа), - это твёрдая убеждённость, подтверждённая доказательством из Откровения. Следовательно, неверующий (кяфир), сомневающийся и мукаллид не обладают истинным ма'рифатом.

 

7. Вопрос: Кто такой мукаллид?

 

Ответ: Мукаллид – это тот, кто полностью убежден в истинности положений веры, которые утверждены Откровением, однако эта убеждённость не основана на доказательстве. Иными словами, мукаллид слепо следует за кем-то в своем знании о Всевышнем Аллахе.

 

8. Вопрос: Каково шариатское решение относительно мукаллида в акыде?

 

Ответ: Это, несомненно, верующий мусульманин. Однако он является грешником, если обладает способностью подтвердить свое знание о существовании Вснвышнего Аллаха логическим умозаключением.

 

9. Вопрос: То есть человек, не обладающий такой способностью, в грех не впадает?

 

Ответ: Нет. В этом случае мукаллид не является грешником.

 

10. Вопрос: К умозаключению какого рода должен прийти человек, чтобы не впасть в грех?

 

Ответ: Достаточно самого простого логического умозаключения. Например, размышление над абсолютным порядком созданного мира в итоге приводит к мысли, что существует Тот, Кто сотворил этот мир.

 

11. Вопрос: Обязанность познания Всевышнего Аллаха ложится на мукалляфа по требованию Шариата или разума?

 

Ответ: Обязанность познания Всевышнего Аллаха ложится на мукалляфа только по требованию Шариата.

 

12. Вопрос: Значит ли это, что человек не будет введен в Ад, если до него не дошла проповедь Пророка и он, не поверив в существование Всевышнего Аллаха, умер в куфре?

 

Ответ: Да, такой человек будет спасен в Будущей Жизни, даже если поклонялся идолам и отрицал существование Всевышнего Аллаха. В этом ашариты расходятся с матуридитами, согласно которым умерший в куфре будет ввергнут в Огонь, даже если его не достиг пророческий призыв. По их мнению, познание Всевышнего Аллаха - это требование разума, и разум (а не только Шариат) обязывает мукалляфа через логические умозаключения прийти к пониманию того, что Всевышний Аллах существует.

 

13. Вопрос: Кого следует относить к мукалляфам?

 

Ответ: К мукалляфам относятся люди и джинны.

 

14. Вопрос: Дайте шариатское определение термину «таклиф».

 

Ответ: Таклиф, согласно самому верному мнению, - это возложение на человека шариатских обязательств, которые тяжки (аль-кульфа) для нафса. К таклифу не относятся действия, которые квалифицируются Шариатом как дозволенные (аль-мубах), нежелательные (макрух) и поощряемые (мандуб). К таклифу относятся только запретные (харам) и обязательные (фард) действия, ведь только эти два последних вида связаны с обязательным исполнением (фард) и отказом (харам).

 

15. Вопрос: Каковы главные условия таклифа? В каком случае человек становится мукалляфом?

 

Ответ: Условия таклифа:

 

1. Совершеннолетие;

2. Способность к разумному различению;

3. Факт, что до человека дошёл исламский призыв. Главное его положение заключается в формуле " Ля иляха илля Ллах, Мухаммадун расулюЛлах";

4. Здоровое зрение или слух (как минимум).

 

16. Вопрос: Будет ли наказан вечными муками Ада умерший до совершеннолетия ребёнок?

 

Ответ: Нет, он будет спасён.

 

17. Вопрос: Совершеннолетие (аль-булюг) - это условие таклифа только для человека или также для джиннов?

 

Ответ: Джинны являются мукалляфами с самого рождения, поэтому достижение совершеннолетия не является для них условием таклифа.

 

18. Вопрос: Что конкретно подразумевается под обязательным познанием Всевышнего Аллаха? Означает ли это знание Его Сущности?

 

Ответ: Под этим подразумевается знание того, что обязательно (аль-ваджиб), возможно (аль-мумкин) и невозможно (аль-мустахиль) в отношении Всевышнего Аллаха. Речь не идёт о знании Его Сущности.

 

19. Вопрос: Приведите доказательства (далиль) того, что познание Всевышнего Аллаха обязательно.

 

Ответ: Доказательство из Корана - слова Всевышнего Аллаха:

 

«Знай, что нет никакого истинного Бога, кроме Аллаха» (Сура «Мухаммад», аят 19).

 

Доказательство из Сунны - слова Посланника Аллаха, мир ему и молитва:

 

«Аллах приказал мне воевать, пока они не засвидетельствуют, что нет иного божества, кроме Аллаха».

 

Ввиду того, что многие базовые положения акыды основываются на понятии «хукм» и связаны с ним, следует рассмотреть значение данного понятия.

 

 

Вопрос: Каково языковое значение термина «хукм»?

 

Ответ: «Хукм» в арабском языке имеет значение «препятствование» или «запрещение». Судья (или правитель) называется «аль-Хаким», поскольку препятствует притеснителю чинить зло в отношении притесняемого.

 

 

Вопрос: Каково шариатское определение «хукма»?

 

Ответ: «Хукм» в шариатском значении — это утверждение относительно вещи другой вещи. Например, утверждение в отношении Всевышнего Аллаха атрибутов (сифатов) существования (аль-Вуджуд) и безначальности (аль-Кидам). Также «хукм» — это отрицание в отношении той или иной вещи другой вещи. Например, отрицание в отношении Всевышнего Аллаха качеств сотворенного. На русский язык термин «хукм» можно перевести как «постановление», «решение» или «закон».

 

 

Вопрос: Каковы источники для хукма?

 

Ответ: Источников хукма три: Шариат, разум (аль-акль) и обычный, установленный Всевышним Аллахом, порядок вещей (аль-адат). Место шариатского хукма, такого, как фарз, ваджиб или макрух, — это книги по фикху и его основам (усуль аль-фикх). Что касается хукма разума (аль-хукм аль-акли), то место его — разум, и познается он через разум. Хукм же, связанный с установленным обыкновенным порядком вещей, познается посредством эмпирического опыта, через созерцание постоянного повторения созданных Всевышним Аллахом явлений и законов мироздания. Например, созерцание возгорания куска древесины от соприкосновения с пламенем огня. Однако следует обязательно учесть, что истинным Творцом, как огня, так и воспламенения, является Всевышний Аллах.

 

Вопрос: На какие основные категории подразделяется хукм разума?

 

Ответ: Хукм разума делится на три следующих категории:

 

Необходимость или обязательность (аль-вуджуб);

Невозможность (аль-истихаля);

Возможность (аль-джаваз).

 

 

Вопрос: Дайте шариатское определение для каждой из перечисленных категорий.

 

Ответ: А. «Аль-вуджуб», или обязательность, — необходимое отрицание разумом невозможности существования той или иной вещи. Другими словами, разум утверждает бытие данной вещи как обязательное и необходимое, так что ее небытие совершенно невозможно помыслить. Пример этому — необходимое и обязательное утверждение бытия Божественной Сущности и извечных Её атрибутов, несуществование которых невозможно помыслить. Затем категория «аль-вуджуб» делится на два вида:

 

 

1. Необходимость, присущая извечной вещи. Например, обязательные характеристики, которые должно утверждать в отношении Всевышнего Аллаха.

2. Необходимость, присущая сотворенным вещам. Например, факт занимания телом своего места в пространстве.

 

Потом, с точки зрения постижения разумом, необходимое делится также на два вида:

 

1. Постигаемое без приложения малейшего размышления. Например, постижение разумом необходимости занимания телом своего места в пространстве. Данную характеристику тела разум постигает без какого-либо усилия со своей стороны.

 

 

2. Постигаемое путем приложения размышления. Например, постижение разумом наличия у Всевышнего Аллаха атрибута безначальности (аль-Кидам).

 

Б. Невозможность (аль-истихаля) — необходимое отрицание разумом возможности существования той или иной вещи. Отсюда невозможная вещь (аль-мустахиль) — это то, что невозможно представить разумом, нельзя помыслить. Например, невозможно помыслить существование наряду с Всевышним Аллахом сотоварища, который разделял бы с Ним атрибуты божественности. И оно, невозможное, с точки зрения своего рационального постижения, тоже делится на два вида:

 

1. Постигаемое без малейшего усилия со стороны разума. Например, постижение разумом невозможности одновременного отсутствия в сотворенных телах качеств движения и покоя.

 

2. Постигаемое через приложение размышления. Например, постижение невозможности существования наряду со Всевышним Аллахом сотоварища, разделяющего с Ним атрибуты божественности.

 

 

В. Возможность (аль-джаваз) есть допущение разумом как существования, так и несуществования той или иной вещи, то есть, с точки зрения разума, бытие и небытие данной вещи одинаково возможны. Возможное (аль-джаиз), с точки зрения своего рационального постижения, делится на два вида:

 

1. Постигаемое без какого-либо усилия со стороны разума. Например, постижение факта наличия в теле либо покоя, либо движения.

 

2. Постигаемое через размышление. Например, постижение факта возможности вечного наказания для ни разу не согрешившего в своей жизни праведника. Однако это, хотя и возможно с точки зрения разума, невозможно с точки зрения Откровения, поскольку Всевышний Аллах возвестил через Коран и Сунну, что обязательно введет праведника в Рай.

 

Вопрос: Дайте определение разума.

 

Ответ: Разум есть рационально непостижимая тонкая субстанция, посредством которой душа постигает как знание, заложенное на уровне инстинкта, так и то, которое она получает посредством созерцания. Место разума — сердце. Его свет находится в мозге. Начало его появления в человеке — момент вдыхания в зародыш живого духа. Начало совершенства его — достижение человеком совершеннолетия.

 

Вопрос: Является ли разум с его необходимыми законами (аль-вуджуб, аль-мустахиль, аль-джаваз) доказательством в познании Всевышнего Аллаха?

 

Ответ: Да, разум с его небходимыми, вложенными Всевышним Аллахом в человека, законами является доказательством.

 

Вопрос: Могут ли противоречить эти законы разума Истине Откровения (Корану и Сунне)?

 

Ответ: В достоверных и несомненных доказательствах Корана и Сунны нет ничего, что бы противоречило законам разума.

 

Разъяснение того, что всё, что не есть Всевышний Аллах, является сотворенным.

 

Вопрос: Что есть мир?

 

Ответ: Сотворенный Всевышний Аллахом мир в арабском языке обозначается термином «аль-'алям», происходящим от слова «аль-'алямат», которое употребляется в значении «указание на что-либо». Отсюда мир (аль-'алям) содержит в себе ясное указание на сотворившего его Творца, или, другими словами, сам факт объективного существования мира есть неоспоримое доказательство того, что Всевышний Аллах существует. Всё, что не является Всевышним Аллахом, создано и называется «мир». Данное положение также указывает на тот факт, что сотворённый мир обладает объективным бытием и не есть иллюзия, как утверждали это заблудшие группы эллинских софистов.

 

Вопрос: Дайте краткую характеристику данным группам.

 

Ответ: Данных групп, отрицающих объективную реальность мира, а также возможность объективного знания о нем, три:

 

1. Группа «аль-инаадийя», отрицающая объективную реальность мира, считая его исключительно плодом воображения.

 

2. Группа «аль-индийя», отрицающая возможность наличия абсолютной и объективной истин. Эта группа заявляет, что всякое убеждение — истина, когда исповедующий данное убеждение считает его таковым. Например, если некто заявляет, что огонь Ада есть Рай, то это его убеждение — истина. Можно сказать, что подавляющее большинство современных людей исповедуют, на самом деле, воззрения этой группы (аль-индийя), не подозревая об этом, поскольку они всегда и всюду провозглашают относительность истины.

 

3. Группа «ля адрийя», которая сомневается во всем и даже подвергает сомнению свое сомнение.

 

Вопрос: Из каких вещей слагается мир?

 

Ответ: Сотворенный мир, согласно несомненному доказательству, слагается из субстанций (аль-джавахир), акциденций (аль-арад) и тел (аль-аджраам).

 

Вопрос: Что есть субстанция (аль-джаухар)?

 

Ответ: Субстанция (или аль-джаухар) — это мельчайшая неделимая частица, которая занимает место в пространстве и является основой для акциденции (аль-арад). Другими словами, субстанция самодостаточна, не нуждается в своем бытии в другом созданном, но является основой для зависимого от нее другого, то есть акциденции.

 

Вопрос: Что есть акциденция (аль-арад)?

 

Ответ: Акциденция — это то, что не обладает самостоятельным бытием и нуждается для собственного существования в другом, то есть в субстанции.

 

Вопрос: Приведите примеры акциденции.

 

Ответ: Примеры аль-арада, или акциденции: цвет, запах, движение, покой, любовь, ненависть, отвращение и т. п.

 

Вопрос: Что есть тело (аль-джисм)?

 

Ответ: Тело — это соединение двух и более субстанций, то есть тело состоит как минимум из двух субстанций или больше.

 

Вопрос: Какова главная реальность созданного мира?

 

Ответ: Главная реальность мира заключается в его изначальной и постоянной нужде в другом. Этот другой — Всевышний Аллах. И тот факт, что мир нуждается в другом, есть несомненное доказательство его сотворённости.

 

Вопрос: Какие еще существуют признаки того, что мир является созданным?

 

Ответ: Признаком сотворенности мира является его изменение и переход акциденций из небытия в бытие и наоборот. Данный факт подтверждается либо наблюдением (например, появление покоя после движения, света после тьмы, черноты после белизны, жары после холода и наоборот), либо посредством рационального доказательства. Например, мы можем наблюдать, что те или иные тела обладают постоянным покоем, например, горы, или, напротив, постоянным движением, например, планеты. При этом наш разум, несмотря на констатирование постоянства этого движения или покоя вещей, заключает, что дело может обстоять с точностью до наоборот, поскольку сущность всех тел одинакова и на них распространяются одинаковые законы. Поэтому является возможными движение гор и остановка, с последующим постоянным покоем, планет. Итак, наблюдаемые нами изменения акциденций из состояния в состояние, указывают на возможность их небытия, что ведёт к непременному отрицанию в отношении акциденций качества извечной безначальности (аль-Кидам).

 

 

Всё, что подвержено небытию, не может обладать качеством вечности, следовательно, является созданным (аль-хадис). Отсюда следует, что всякая акциденция сотворена, что непременно ведет к признанию сотворенности всех субстанций и тел, поскольку они неотделимы от акциденций. Ведь правило гласит: всё, что не может быть отделено от созданного, само является созданным. Поэтому весь мир целиком с его акциденциями, субстанциями и телами, является сотворённым, то есть существующим после того, как его не существовало.

 

Вопрос: Приведите доказательство тому, что всякая сотворённая вещь обязательно нуждается для своего существования в сотворяющем её Творце.

 

Ответ: На это нужду указывает совершенство и абсолютный порядок мироздания. Ведь данные характеристики мира указывают на то, что его создал обладающий всеми атрибутами совершенства Творец. Ведь если бы Творца не существовало, то это означало бы, что мир образовался сам, что ведет к предпочтению возможности бытия мира перед возможностью его небытия без причины. Однако возможность бытия и небытия для мира одинакова, поэтому не может быть перевеса одной из сторон (бытия или небытия мира) без причины на то — это невозможно. А всё, что ведет к невозможному, является невозможным. Кроме того, это ведет также к перевесу слабой стороны (бытие) по отношению к сильной (небытие) без причины, потому что основа вещей — небытие, которое сильнее бытия. Исходя из всего вышесказанного, заключаем, что у этого мира есть Творец, которым является Всевышний Аллах.

 

 

Вопрос: Что означает сотворённость мира?

 

Ответ: Сотворённость (аль-худус) — это появление мира после его несуществования (это отлично от мнения философов, согласно которому, мир вечен наряду со Всевышним Аллахом, однако при этом они называют мир термином «аль-худус» в смысле нужды его (мира) в другом).

 

Вопрос: Каково шариатское решение относительно подобных воззрений философов?

 

Ответ: Всякий, кто исповедует вечность мира, является, согласно единодушному мнению мусульман, кяфиром.

 

Вопрос: Какое понятие противоположно понятию сотворенности (аль-худус)?

 

Ответ: Противоположным для понятия «сотворенность» является понятие «безначальность» (аль-Кидам). И эта характеристика принадлежит лишь Всевышнему Аллаху.

 

Разъяснение значения обязательных атрибутов Всевышнего Аллаха

 

 

Вопрос: Какое минимальное количество атрибутов (сифатов) Всевышнего Аллаха обязан знать мукалляф?

 

Ответ: Во-первых, следует знать, что количество обязательных сифатов Всевышнего Аллаха неограниченно, не поддаётся исчислению, так как число совершенных атрибутов Всевышнего Аллаха не имеет предела. Однако для мукалляфа является обязательным знание тех сифатов, на которые конкретно указывают не подвергающиеся сомнению тексты Корана и Сунны и которые подтверждены рациональным доводом. Число таких сифатов — тринадцать.

 

Вопрос: Перечислите эти атрибуты.

 

Ответ:

 

1. Существование (аль-Вуджуд);

 

2. Безначальность (аль-Кидам);

 

3. Бесконечность (аль-Бака);

 

4. Абсолютное неподобие сотворённому (аль-Мухаляфату лиль-хавадис);

 

5. Самодостаточность, или отсутствие нужды в другом (аль-Кияму би-н-нафс);

 

6. Единственность (аль-Вахданийя);

 

7. Жизнь (аль-Хайят);

 

8. Знание (аль-Ильм);

 

9. Волеизъявление (аль-Ирада);

 

10. Могущество (аль-Кудра);

 

11. Слышание (ас-Сам`);

 

 

12. Видение (аль-Басар);

 

13. Речь (аль-Калям).

 

О значении каждого из перечисленных атрибутов будет более подробно рассказано ниже.

 

Вопрос: Является ли верным заявление группы «аль-хашавийя» (аль-ваххабийя) о том, что ашариты ограничивают количество сифатов Всевышнего Аллаха лишь семью или восемью?

 

Ответ: Это ложь и поклеп на последователей имамов Абуль-Хасана аль-Ашари и Абу Мансура аль-Матуриди, да будет доволен ими обоими Всевышний Аллах, поскольку, как мы уже сказали выше, совершенство Всевышнего Аллаха не знает границ, Его сифаты бесконечны, и в это каждый мусульманин обязан верить. Однако Всевышний Аллах не вменил нам в обязанность знание о каждом Его атрибуте, так как это не представляется возможным для человека, но обязал нас знать те тринадцать сифатов, на которые конкретно указывают несомненные и достоверные тексты Откровения.

 

 

Вопрос: Дайте определение сифату Существование (аль-Вуджуд).

 

Ответ: Атрибут Существование называется по-арабски «ас-сифат ан-нафсийя». Таким образом, данный атрибут является сущностным сифатом Всевышнего Аллаха, поскольку «нафс» в слове «ан-нафсийя» означает Сущность. Другими словами, сущностный атрибут — это такой сифат, без наличия которого невозможно помыслить себе существующую вещь, будь эта вещь сотворена или безначальна, как Всевышний Аллах.

 

Вопрос: Является ли атрибут «аль-Вуджуд» дополнительным к Сущности Аллаха понятием, или Существование и есть сама Божественная Сущность (аз-Зат)?

 

Ответ: Согласно мнению имама Абуль-Хасана аль-Ашари, да будет доволен им Всевышний Аллах, атрибут «аль-Вуджуд» - это сама Сущность. В том, что имам относит Существование к сифатам (то есть дополнительным к Сущности понятиям), есть некая натяжка. Имеется в виду, что в языке в словах: «Сущность Аллаха существует», - содержится указание на то, что Сущность Всевышнего Аллаха характеризуется существованием. Поэтому имам относит Существование к атрибутам Всевышнего Аллаха лишь с этой точки зрения. Надо сказать, что данная позиция расходится с мнением имама Ахлю-с-Сунна Фахруддина ар-Рази, да будет доволен им Всевышний Аллах. Фахруддин ар-Рази считал, что «аль-Вуджуд» - это не сама Сущность, но дополнительное к ней понятием, то есть по-настоящему сифат.

 

Вопрос: Что значит выражение «Существование Всевышнего Аллаха необходимо»?

 

Ответ: Это значит, что несуществование Всевышнего Аллаха невозможно.

 

Вопрос: Приведите вкратце рациональное доказательство того, что Всевышний Аллах существует.

 

Ответ: Доказательство необходимого существования Всевышнего Аллаха — абсолютный порядок созданного Им мира, бытие которого без сотворившего его Творца нельзя себе помыслить. Ведь, с точки зрения возможности, бытие мира равнозначно небытию его и поэтому не может перевесить его (небытие) без наличия объективной причины. Следовательно, у этого мира есть Создатель, который предпочел бытие этого мира его небытию.

 

 

Вопрос: Расскажите в общих словах о проявлениях сифата Существование.

 

Ответ: Сифат Существование означает, что Всевышний Аллах существует, что Он не есть Небытие. При этом Его Существование безначально и бесконечно, подобно прочим совершенным атрибутам. Описание Аллаха качеством «аль-Вуджуд» является обязательным с точки зрения разума. Ведь, если бы Всевышний Аллах не существовал, мир не появился бы. И если бы данный сифат не был обязательным с точки зрения разума, то был бы возможным, что обязательно означало бы необходимость в том, кто создал бы его. Мир бы тогда не появился, так как испытывающий нужду в другом не способен к сотворению вещей.

 

Всевышний Аллах самодостаточен в Своем существовании, то есть Его существование не обусловлено существованием чего-либо или кого-либо другого. Что же касается всего того, что не есть Аллах, то оно существует исключительно по причине проявления Его Знания и Воли. С точки зрения разума бытие сотворенного возможно, и его существованию предшествовало небытие. Оно (исключая некоторые вещи, такие, как Рай и Ад) подвержено несуществованию, непременно нуждаясь для своего существования во Всевышнем Аллахе.

 

 

Ни на одно мгновение сотворенный мир не может обойтись без Всевышнего Аллаха (неважно, Рай это и Ад, которым положено быть всегда, или подверженные уничтожению Небеса и Земля). Всевышний Аллах — это Тот, Кто создал эти вещи, одарив их временным или постоянным бытием. Поэтому, если Всевышний Аллах изволит, чтобы их существование прекратилось, они непременно перейдут в состояние небытия и не будут больше считаться существующими. Что же касается Бытия Всевышнего Аллаха, то к Нему не может прилагаться ничья воля, поскольку Его Существование не зависит от волеизъявления кого-либо, потому что Оно (Существование) обязательно для Аллаха с точки зрения разума. Следовательно, невозможно, чтобы Его Бытие было подвержено несуществованию и зависело от волеизъявления кого-то другого, как это происходит с сотворенным.

 

 

Следующие Истине люди говорят: «Ничто не обладает самодостаточным Бытием, кроме Всевышнего Аллаха. Что же касается того, что не есть Он, то оно существует согласно Его Знанию, Воле и Могуществу».

 

Вопрос: Существует заблудшая группа, которая исповедует «единство бытия» (вахдатуль-вуджуд). Что это - вкратце - за концепция?

 

Ответ: Данная идея означает утверждение Бытия только в отношении Всевышнего Аллаха, отрицая при этом объективное существование созданных вещей.

 

Вопрос: Укажите на разницу между вуджудитами и теми, кто исповедует соединение и слияние Аллаха с тварным (аль-хулюль валь-иттихад)?

 

Ответ: Разница состоит в том, что вуджудиты отрицают множественность бытия созданного мира, объявляя его иллюзией, тогда как хулюлиты утверждают наряду с Бытием Аллаха бытие созданного мира, с которым сущностно слит или соединён Всевышний Аллах.

 

Вопрос: В чем разница между убеждениями Ахлю-с-Сунна в этом вопросе, с одной стороны, и вуджудитами, с другой?

 

Ответ: Человек является мушриком (многобожником), согласно позиции вуджудитов, если верит в существование объективного мира. Однако этот человек (по их мнению) достигнет самой высокой ступени таухида (единобожия), когда будет убежден, что объективного мира не существует и что бытие мира есть Бытие Всевышнего Аллаха.

 

Что касается позиции Ахлю-с-Сунна, то человек, согласно мнению ашаритов, является мушриком, если исповедует независимость существования мира от Воли и Могущества Всевышнего Аллаха. Человек достигает ступени истинного таухида лишь в том случае, если он уверует, что объективный мир существует посредством бытия, отличного от Бытия Всевышнего Аллаха, и что его (мира) существование, таким образом, целиком зависит от приложения к нему Могущества Аллаха (аль-Кудра).

 

 

Следовательно, таухид в понимании вуджудитов заключается в утверждении того, что ничто не обладает бытием (аль-Вуджуд), кроме Всевышнего Аллаха. Они, приверженцы концепции «единства бытия», отрицают наличие бытия в отношении чего-либо, кроме Аллаха.

 

А таухид в понимании Ахлю-с-Сунна может состояться лишь при утверждении, что все действия принадлежат одному Всевышнему Аллаху.

 

Вопрос: Следовательно, акыда «вахдатуль-вуджуд» противоречит тому, что утверждают ашариты?

 

Ответ: Да, концепция «вахдатуль-вуджуд» противоречит акыде Ахлю-с-Сунна Валь-Джама`а. Более того, отрицающий множественность объективного существования сотворённых вещей является кяфиром, согласно единогласному мнению уммы, как об этом говорит в комментарии к «Джаухару ат-таухид» имам Амир Малики, да будет доволен им Всевышний Аллах. То же относится к исповедующим доктрину соединения и слияния Аллаха с тварным миром.

 

 

Да убережет нас Всевышний Аллах от куфра и заблуждения.

 

Вопрос: Приведите доказательство существования Аллаха из Корана и Сунны.

 

Ответ: Доказательство существования Аллаха в Коране — это следующие слова Всевышнего Аллаха: «Аллах есть Творец всякой вещи».

Доказательство из Сунны — слова Посланника Аллаха, мир ему и молитва: «Поистине, Аллах — Создатель всякого делающего и того, что он делает».

 

Разъяснение значения сифатов сальбийя

 

 

Вопрос: Что понимать под сифатами сальбийя?

 

Ответ: Слово «сальбийя» происходит от термина «ас-сальб», что значит отрицание. Эти сифаты названы «сальбийя» потому, что в них заложен смысл отрицания каких-либо недостатков и несовершенства в отношении Всевышнего Аллаха. Термин «ас-сифату ссальбийя» можно перевести как «атрибуты, отрицающие недостатки».

 

Вопрос: Перечислите эти сифаты.

 

Ответ:

 

1. Безначальность (аль-Кидам);

 

2. Бесконечность (аль-Бака);

 

3. Абсолютное неподобие сотворённому (аль-Мухаляфату лиль-хавадис);

 

4. Самодостаточность, или отсутствие нужды в другом (аль-Кияму би-н-нафс);

 

5. Единственность (аль-Вахданийя).

 

 

Разъяснение значения атрибута Безначальности (аль-Кидам)

 

 

Вопрос: Что означает Безначальность (аль-Кидам) Всевышнего Аллаха?

 

Ответ: Аль-Кидам означает, что Бытию Всевышнего Аллаха не предшествовало небытие. Надо сказать, что Безначальность Всевышнего Аллаха не обусловлена никакой другой вещью. Другими словами, нет ничего, что бы являлось причиной для Бесконечности Всевышнего Аллаха.

 

Вопрос: Существует ли мнение, согласно которому безначальность той или иной вещи обусловлена существованием другой вещи?

 

 

Ответ: Да, таково мнение философов, которые заявляют, что объективный мир, наряду со Всевышним Аллахом, безначален или вечен. При этом безначальность и вечность его обусловлены извечным Бытием Всевышнего Аллаха. Они, философы, употребляют в отношении мира слово «аль-худус» (созданность), подразумевая под этим лишь то, что мир нуждается в первопричине. Нет сомнения в том, что данная акыда философов — это акыда явного куфра и заблуждения, поскольку несомненные доводы Откровения и разума указывают на то, что всё, кроме Всевышнего Аллаха, сотворено.

 

Вопрос: Приведите рациональное доказательство Безначальности Всевышнего Аллаха.

 

Ответ: Доказательство Безначальности Всевышнего Аллаха состоит в том, что, если бы Он не был Безначален, Он нуждался бы в том, кто положил бы начало Его Существованию. Равным образом этот другой, не будучи Безначальным, нуждался бы в том, кто сотворил его и т. д. Это ведет либо к бесконечности цепочки нуждающихся друг в друге вещей (ат-тасальсуль), либо к замкнутости этой цепочки (ад-даур), когда каждая из двух вещей одновременно является творящей и сотворенной, предшествующей и последующей.

 

Вопрос: В чём состоит ошибочность и невозможность «тасальсуля» (бесконечности цепи сотворения)?

 

Ответ: Ложность «тасальсуля» состоит в том, что каждое звено такой цепи непременно характеризуется качествами неспособности и нужды в чём-либо другом. Это явно противоречит качеству Божественности и ведет к отрицанию существования созданного мира, потому что нуждающийся в другом сам не способен к сотворению. Однако нет никакого сомнения в том, что объективный мир существует, следовательно, одновременное утверждение небытия мира и его несуществования невозможно. Отсюда следует, что сотворенность Всевышнего Аллаха невозможна, поскольку она ведет к невозможному, то есть к «тасальсулю».

 

Вопрос: В чём состоит ложность «ад-даура» (дурной цикличности)?

 

Ответ: Ложность «ад-даура» состоит в том, что каждая из двух вещей в такой цепи одновременно является творящей и сотворенной, предшествующей и последующей, а это невозможно. Следовательно, предполагаемая сотворенность Всевышнего Аллаха, приводящая к «дурной цикличности», также невозможна. А это, в свою очередь, ведет к утверждению Его Безначальности.

 

Вопрос: В Священном Коране и в Сунне говорится, что одно из имён Всевышнего Аллаха — «аль-Авваль» (Первый). Является ли «аль-Авваль» синонимом имени «аль-Кадим» (Безначальный)?

 

Ответ: Да, эти имена являются синонимами, поскольку отрицают в отношении Бытия Всевышнего Аллаха начало или отрицают наличие вещи, которая была бы до Него.

 

Вопрос: Известно, что группа «аль-хашавийя» (аль-ваххабийя) отрицает, что «аль-Кадим» относится к именам Всевышнего Аллаха. Как можно возразить им?

 

Ответ: Как мы уже сказали, «аль-Кадим» (Безначальный) является синонимом имени «аль-Авваль» (Первый). Кроме того, на законность употребления в отношении Всевышнего Аллаха имени «аль-Кадим» указывает единогласное мнение мусульманских ученых (аль-иджма). Эту иджму исламских ученых передаёт, в частности, имам Муртада аз-Забиди Ханафи, да будет доволен им Всевышний Аллах, в своём комментарии к книге «Ихья улюм ад-дин». А в комментарии Муллы Али Кари к книге «Фикхуль-Акбар» по этому вопросу говорится следующее:

 

 

И если спросят: «Почему правильно описывать (Всевышнего Аллаха) сифатами „аль-Вуджуд“ (Бытие), „аль-Ваджиб“ (Необходимо Существующий), „аль-Кадим“ (Предвечный, бытию Которого не предшествует „аль-адам“ (небытие)) и прочими подобными именами, о которых ничего не говорит Шариат?»

 

Ответим следующее: «Описывать так Аллаха — истина, поскольку в этом иджма, а это шариатский довод».

 

 

Шейх Вахби Сулейман Гавиджи Ханафи, да хранит его Всевышний Аллах, прокомментировал вышеприведенные слова Муллы Али Кари так:

 

Наречение Всевышнего Аллаха именем «аль-Кадим» утверждено и узаконено иджмой. Это, в частности, передаёт имам ибн Фаурак, да будет доволен им Всевышний Аллах, в книге «Макалятуль-ашари».

 

Следует также сказать, что данная иджма основывается на хороших или достоверных хадисах, которые указывают на то, что Всевышнего Аллаха можно описывать именем «аль-Кадим». В частности, это основано на хадисе, приводимом Абу Даудом от Абдуллы ибн Амра ибн аль-Аса, в котором Посланник Аллаха говорит: «Прибегаю к помощи Великого Аллаха от проклятого шайтана посредством Его благородного Ваджх и Его Извечной (Безначальной) Власти...»

 

 

Вопрос: Приведите доказательство из Корана и Сунны, что Всевышний Аллах — Безначальный (аль-Кадим).

 

Ответ: Доказательство из Корана следующее: «Он есть Первый» (Сура «аль-Хадид», аят 3).

Доказательство из Сунны — следующие слова Посланника Аллаха, мир ему и молитва: «О, Аллах! Ты Первый, и не было до Тебя ни одной вещи!» (аль-Бухари в «Аль-Адаб аль-Муфрад» и ат-Тирмизи в «Джами ас-Сахих» приводят этот хадис)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Западная Европа




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.