Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сорок вторая проповедь






О ДВУХ СОСТОЯНИЯХ САМОСТИ (НАФС)

Шейх (да будет доволен им Аллах и да предоставит Он ему удовлетворенность) сказал:

 

«Самость имеет только два состояния: состояние благополучия и состояние напасти, когда она подвергается напасти, признаками [чего] являются беспокойство, жалоба, негодование, протест и недоверие к Господу Истины и недостаток терпения, удовлетворенности и согласия. Более того, вероятно дурное поведение, ассоциирование созданий и материальных объектов с Создателем и неверие. С другой стороны, признаками состояния благополучия являются жадность, импульсивность и преследование плотских вожделений и удовольствий. Как только самость (нафс) удовлетворяет одно желание, она идет за другим, преуменьшая благословения, которыми она уже обладает, такие как еда, питье, одежда, жены, жилище и средство передвижения. Она находит ошибки и дефекты в каждом из этих благословений, жаждая чего-то превосходящего и более прекрасного, не являющегося частью ее предназначенной доли, и чуждаясь того, что было предоставлено ей. Таким образом, человек попадает во всевозможные неприятности и подвергается многим опасностям в долгом и изнурительном процессе, который не имеет ни конца, ни завершения ни в этом мире, ни в будущей жизни. Как было сказано: «Воистину, самое тяжкое из наказаний - это желание иметь то, что не является вашей назначенной долей».

Когда самость подвергается напасти, она желает только избавления, забывая о наслаждении, вожделении и удовольствии и не желая ничего из этого. Избавившись от страдания, она, однако, возвращается к своему легкомыслию, жадности и импульсивности, к своему упорному неповиновению Господу и греховному восстанию против Него. Она забывает все неприятности и боль, все несчастья, через которые она прошла прежде. Теперь ее подвергают еще более тяжелым испытаниям и напастям из-за больших грехов, совершенных ею, чтобы освободить ее от них и удержать ее от греховных действий в будущем, так как благополучие и комфорт не смогли преобразовать ее и ее сохранность обретается в напасти и страдании.

Если бы самость вела себя должным образом, когда несчастье было удалено от нее, и придерживалась бы повиновения, благодарности и удовлетворенности ее долей, то все было бы лучше для нее и в этом мире, и в будущей жизни. Она получила бы больший комфорт, благополучие, одобрение от Аллаха, удовольствие и помощь [на пути] к успеху.

Всякий, кто желает безопасности в этом мире и в будущей жизни, должен поэтому придерживаться терпения и удовлетворенности. Он должен перестать жаловаться людям, представить его надобности Господу, придерживаться повиновения Ему, ждать прихода счастья от Него и быть преданным лишь только Ему, так как Он лучше, чем любой другой и чем все Его создание. Его лишение - это на самом деле подарок, Его наказание - благословение, Его испытание - лекарство, Его слово - дело, Его желание - действительность. Несомненно, «когда задумано творенье Им, Он молвит: «Будь!» - и явится оно» (Коран, 36: 82). Все Его деяния хороши и мудры и благотворны, хотя Он скрывает от его слуг познание их преимуществ и оставляет это для одного Себя. Его слугам поэтому крайне подобает быть в состоянии удовлетворенности и покорности, быть преданными служению, выполнять веления, соблюдать запреты. Подчиняясь декрету судьбы, они должны избавиться от озабоченности и борьбы с Божеством, что является источником велений судьбы, не должны задаваться вопросами, почему, как и когда и должны оставить сомнения в Господе Истины во всех его аспектах движения и покоя.

Все это основывается на хадисе Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом), от которого его передал ‘Ата. ибн ‘Аббас сказал: «Я ехал позади Посланника, когда он сказал мне: " Мой мальчик, заботься об Аллахе и Он позаботится о тебе. Заботься об Аллахе, и ты найдешь Его перед собой. Поэтому, когда у тебя есть что просить, проси Аллаха, и когда ты ищешь помощи, ищи помощи у Аллаха. Перо Судьбы уже иссохло, написав все, что должно произойти, поэтому, если бы Его слуги устремились доставить тебе какое-то благо, не предназначенное тебе Аллахом, они не были бы способны на это, и если бы Его слуги устремились причинить тебе какой-то вред, не предназначенный тебе Аллахом, они не смогли бы сделать этого. Поэтому, если ты можешь относиться к Аллаху с честностью и убежденностью (йакин), поступай соответственно, а если ты не можешь, много пользы в том, чтобы быть терпеливым к тому, что ты не любишь. Знай, что помощь пребывает в терпении, радость с горем, и «за каждой тягостью наступит облегченье» (Коран, 94: 5)».

Каждому правоверному надлежит сделать этот хадис зеркалом для своего сердца, носить его как свою нижнюю и верхнюю одежду, поступать с ним как с своим собственным хадисом, в соответствии с которым он должен действовать во всех условиях, будь он в движении или в покое, для того чтобы он мог быть в безопасности в этом мире и в будущей жизни и заслужить почет в обоих мирах через милосердие Аллаха».

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.