Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Арифметический расчет






Его можно выполнить по следующей методике:

Предел безубыточности = Постоянные расходы (накладные расходы)

Продажная цена - Переменные расходы

 

Предел безубыточности = 20000

5 - 2.50 = 8 000 (штук)

Таким образом, предел безубыточности получается, когда реализация 8 000 рам по $5 дает доход в $40 000.

Есть еще один метод подсчета предела безубыточности:

Накладные расходы

Предел безубыточности = Накладные расходы

валовая маржа х 100,

где

валовая маржа = Валовая прибыль (прибыль без вычета накладных расходов)

Выручка от реализации х 100

 

В данном случае:

валовая маржа = $80 000 - $40 000 (себестоимость рам)

$80000 х 100 = 50%

 

$20 000

Предел безубыточности = $20000

50 х 100 = $40 000

 

И графический, и арифметический методы расчета точки нулевой прибыли, " мертвой точки", имеют свои плюсы. Благодаря второму методу яснее вырисовывается роль валовой маржи в покрытии постоянных расходов. График же наглядно демонстрирует важный аспект в организации нового предприятия: показатель постоянных расходов поднимает отметку, от которой берет начало линия переменных затрат, и поэтому, чем ниже постоянные расходы, тем ниже будет " мертвая точка" - точка нулевой прибыли.

Так что при планировании начала деятельности нового предприятия лучше, чтобы постоянные расходы были на минимальном уровне. Если доход предприятия ниже ожидаемого, то тогда во всяком случае отсутствует главное неудобство, связанное с тем, что весь доход пойдет на покрытие высоких постоянных расходов, в то время как его можно было бы направить на развитие бизнеса.

По истечении некоторого периода работы предприятия вы можете проанализировать его деятельность, причем сейчас вы уже будете оперировать фактическими показателями, как по затратам, так и по доходам, а не ориентировочными данными. Теперь уже можно, не особенно рискуя, увеличить постоянные расходы, будучи уверенным, что ваши доходы смогут их покрыть.

Анализ безубыточности также позволяет получить показатель степени риска, которую несет в себе ваша идея. Чем выше расположена точка нулевой прибыли, тем надежнее должна быть гарантия осуществления ваших прогнозов по объемам реализации, поэтому можно порекомендовать не допускать слишком высоких постоянных расходов на этапе становления бизнеса.

Составление сметы прибылей и убытков

 

Для оценки показателей финансово-хозяйственной деятельности существует расчет прибылей и убытков. В этом документе сосредоточены все показатели доходов и расходов, связанных с работой предприятия, которые представлены так, чтобы было легко рассчитать сумму прибыли или убытков от деятельности вашей фирмы. В одной из последующих глав мы расскажем о методах бухгалтерского учета и отчетности, которые используются при составлении этого документа.

Расчет прибылей и убытков может быть представлен в двух вариантах: отчет о прибылях и убытках и смета прибылей и убытков. Первый документ содержит данные за какой-то отчетный период, как правило за месяц или год. В этой же главе речь пойдет о втором, то есть о смете прибылей и убытков, которая представляет собой прогноз будущих показателей.

Прежде чем открывать дело, вам надо определить, как оно будет функционировать. Если возможны несколько вариантов, то нужно будет выбрать один. Для этого, возможно, потребуется проработать несколько смет прибылей и убытков с тем, чтобы выбрать оптимальный прогноз, который обещает наивысшую прибыль от вложенного капитала. Такой " вариантный" анализ может подсказать более эффективное решение или продемонстрировать несостоятельность первоначально избранного. Не обязательно сразу использовать весь стартовый капитал, лучше кое-что оставить " в резерве".

В конце концов владелец предприятия должен принять решение по стратегии развития бизнеса и выбрать наилучший вариант прогноза прибылей и убытков. Этот прогноз становится сметой прибылей и убытков, то есть основополагающим документом для владельца предприятия.

Период, на который составляется смета прибылей и убытков, зависит от масштабов создаваемого дела. Смета малого предприятия с небольшим стартовым капиталом составляется на несколько месяцев. Если же требуются более значительные первоначальные вложения, то смета составляется на несколько лет и содержит такие разделы, как платежи в погашение кредита и крупные статьи расходов.

У каждого предприятия будет своя смета прибылей и убытков, но есть статьи доходов и расходов, которые содержатся в каждой смете. Это проиллюстрировано ниже.

Итого…

Месяц………………….…..1………2….…..3………4...............12……………... за 1-й год

Выручка от реализации

Изделие А

Изделие Б

Услуга В

1. Итого выручка от реализации

Прямые расходы

а) Товарные запасы на начало периода

б) Остаток товарных запасов на конец периода

в) Стоимость закупленных материалов за период

г) Расход товарных запасов за период (А+В-Б)

д) Заработная плата

2. Производственная себестоимость реализованной продукции (г+д)

3. ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ = 1 - 2

4. Валовая прибыль в % от реализации = 3/1 х 100

 

Накладные расходы

Производственная себестоимость, исключая прямые расходы

Затраты на реализацию, исключая прямые расходы

Транспортные расходы

Административные расходы

Расходы на рекламу

Расходы на услуги связи

Аренда и содержание помещений

Содержание автотранспорта

Банковские услуги

Прочие расходы

Отчисления в фонд социального страхования и прочие фонды

5. Итого накладных расходов

6. ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ ДО ВЫЧЕТА НАЛОГОВ = 3-5

7. Налоги в федеральный и местный бюджет

ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ ПОСЛЕ ВЫЧЕТА НАЛОГОВ = 6-7

Предел безубыточности - " мертвая точка" -для данного показателя реализации =5/4х100

При составлении сметы совершенно необходимо обеспечить сопоставление всех доходов и расходов за плановый период. Например, если вы готовите смету на каждый месяц, то арендную плату следует также разбить по месяцам, независимо оттого, с какой периодичностью она выплачивается: ежемесячно или ежеквартально. Благодаря этому, ваша смета будет отражать истинное положение с рентабельностью вашего предприятия.

Смета - это документ, который должен быть постоянно перед глазами предпринимателя. Сопоставляя фактические показатели с теми, которые заложены в бюджетные предположения, он может контролировать выполнение планов финансовой деятельности.

Если правильно им пользоваться, он может дать первое предупреждение о том, что расходы или доходы не соответствуют запланированным показателям. В этом случае предприниматель может откорректировать смету и дать более точный прогноз будущей деятельности своего предприятия или же принять какие-то меры.

И наконец, еще одна статья расходов, которая не фигурировала в вышеприведенных расчетах - это налоги в госбюджет, такие, как налог на прибыль и НДС.

При проведении ваших исследований до создания предприятия вам надлежит детально ознакомиться с законами по налогообложению и их применением. Возможно, вам даже потребуется консультация у других предпринимателей или какой-то специализированной фирмы.

 

" Бухгалтер - это не просто счетовод, а ответственное лицо, которое помогает вам правильно платить налоги и следит за расходами фирмы."

 

" Если фирма только что создана, ее бухгалтер должен очень хорошо ориентироваться в действующем законодательстве и помогать руководителю принимать правильные решения в области финансов. Бухгалтер - это не просто счетовод, как принято было к нему относиться, а ответственное лицо, которое помогает вам правильно платить налоги и следит за расходами фирмы, что достаточно сложно в обстановке ежеквартально меняющегося законодательства."

Сергей Балканов, консультант по вопросам предпринимательства, Москва.

 

Смета прибылей и убытков является важным инструментом в руках предпринимателя. По ней он может сверять фактические показатели финансово-хозяйственной деятельности. Смету можно и нужно корректировать по мере поступления более точных данных по будущей деятельности предприятия. Кроме того, для оценки вашей идеи потребуется проработать еще один аспект будущего бизнеса, а именно: расчет движения денежных средств.

Смета прибылей и убытков предприятия по изготовлению окопных рам

В качестве примера рассмотрим смету этого предприятия на первые б месяцев. Он составлялся по данным, полученным в ходе исследования рынка, и исходя из оценочных параметров и предположительных затрат.

 

Месяц             Итого
Реализация рам       1 550 1 600 1 650  
Выручка ($5 за штуку)              
Итого выручка от реализации, ($)   б 000          
Материалы для рам ($1.50 за штуку)              
Заработная плата ($ 1)       1 550 1 600 1 650  
Производственная себестоимость, ($)              
Валовая прибыль, ($)       3 875      
Накладные расходы:              
Арендная плата              
Реклама              
Зарплата штатных работников              
Прочие расходы              
Итого накладных расходов              
Чистая прибыль до вычета налогов, ($) -500     -125      

 

Результаты исследования, проведенного владельцем, показали, что приемлемые показатели дохода от реализации продукции могут быть достигнуты только через 4 месяца. Владелец считает необходимым поддерживать темпы прироста объема производства на уровне последних двух месяцев, т.е. плюс 50 рам, до конца года. Если это получится, то предприятие будет рентабельным по итогам первого года, тем более, что к тому времени доля накладных в общих затратах значительно снизится.

Этот предприниматель добросовестно старался свести затраты к минимуму, не торопясь с приемом в штат новых сотрудников и активизируя рекламную кампанию вплоть до достижения достаточного объема реализации.

Согласно прогнозам владельца к концу года реализация составит 1 950 рам в месяц, и если накладные останутся в тех же пределах, то ежемесячная чистая прибыль до вычета налогов составит S875. Такой расклад устраивает нашего предпринимателя, и он приступает к разработке плана движения денежных средств на базе этих показателей.

 

Расчет движения денежных средств

 

На первый взгляд этот документ можно принять за смету прибылей и убытков, поскольку в нем также детализируются доходная и расходная части. Кроме того, расчет движения денежных средств также играет двойную роль, то есть является и аналитическим инструментом для оценки идеи создания бизнеса, и средством управления действующим предприятием.

Однако главное назначение этого расчета состоит в том, чтобы держать владельца в курсе всех поступлений денежных средств и производимых платежей. Деньги есть жизненные соки, питающие организм предприятия. Они нужны для оплаты счетов и закупки материалов и оборудования, а без них бизнес обречен.Расчет нужен для того, чтобы предвидеть возможный недостаток денежных средств и принимать соответствующие меры.

Как было указано ранее, стартовый капитал - это не что иное, как деньги, которые нужны для обеспечения начала деятельности предприятия, то есть его главное назначение - покрытие расходов. На второй рабочий день предприятие начинает получать денежные поступления от реализации, равно как и выплачивать определенные суммы по статье производственных затрат. Такое движение денег для обеспечения текущей работы предприятия называется движением оборотных средств.

Возьмем, к примеру, только что созданное предприятие, которому нужно покрывать свои накладные расходы и прямые затраты. Поступлений от реализации, которые можно было бы использовать для этих целей, вряд ли будет достаточно на первых порах, и, следовательно, расходы могут превысить доходы. Если у предприятия нет источника финансирования, чтобы покрыть эту разницу, то ему придется туго.

Нечем будет оплачивать счета, выплачивать зарплату, даже если по смете финансовых результатов оно может считаться рентабельным.

Некоторые цифры этого расчета вероятнее всего уже фигурируют и в смете прибылей и убытков, но с той лишь разницей, что показатели доходов и расходов учитываются по месяцам, когда деньги получены или выплачены. Например, в смете аренда закладывается как ежемесячные расходы, но зачастую, фактически, оплата производится ежеквартально. Стало быть в расчете движения денежных средств она будет фигурировать 4 раза в год, а именно в те месяцы, когда деньги перечисляются арендодателю. Для этого конкретного месяца сумма такого платежа может быть весьма значительной, и поэтому, вероятно, потребуется ее специально запланировать. Расчет движения денежных средств даст предпринимателю представление о вероятной динамике денежного оборота в будущем.

Ниже приводится типичный расчет движения денежных средств для вновь созданного предприятия:

Месяц………………………..1………2………3……..4……………12

Приход

От реализации

Поступления от прочей деятельности

Полученные кредиты

Дополнительные взносы в уставной фонд

Продажа основных средств

Итого поступлений (1)

Расход

Зарплата штатных работников

Закупка материалов

Производственная себестоимость

Затраты на реализацию

Транспортные расходы

Административные расходы

Расходы на услуги связи

Аренда и содержание помещений

Содержание автотранспорта

Проценты за кредит

Прочие расходы

Отчисления в фонд социального страхования и прочие фонды

Платежи в погашение кредита

Закупки оборудования

Отчисления в местный /федеральный бюджет

Выплаты дивидендов и процентов учредителям

Итого платежей (2)

Чистый доход или месячное сальдо (1-2)

Остаток на начало месяца Остаток на конец месяца

 

Показатели чистого дохода свидетельствуют об активном сальдо или недостатке денег ежемесячно. Эти цифры не являются критерием прибыльности или убыточности. Они указывают на тенденцию в динамике движения денежных средств. Данные о прибыли или убытках за отчетный период будут представлены в соответствующем отчете.

Показатель чистого дохода прибавляется к остатку на начало месяца и получается конечный, или сводный, месячный остаток. Все эти данные очень важны, поскольку служат индикатором возможной потребности в дополнительных " вливаниях" оборотных средств для текущей деятельности. Если предвидится недостаток денежных средств, то владельцу предприятия необходимо будет принять какое-то адекватное решение.

Он может взять кредит, продать часть имущества предприятия или пригласить третье лицо в качестве совладельца. С помощью расчета движения денежных средств эту проблему можно обнаружить задолго до ее возникновения. Если прогноз показывает недостаток денег, владелец предприятия может сразу же зарезервировать часть имеющегося стартового капитала или увеличить его, чтобы на момент пуска предприятия начальное сальдо было достаточным для покрытия всех расходов.

Проблемы, связанные с движением денежных средств довольно обычны для развивающихся, вновь созданных и сезонных предприятий, имеющих высокие постоянные затраты, например, гостиниц, которые заполняются отпускниками преимущественно в летние месяцы.

Расчет движения денежных средств предприятия, выпускающего оконные рамы

Владелец уже составил смету прибылей и убытков, и теперь ему нужно рассчитать движение денежных средств. Но прежде ему следует узнать, какой порядок применяется для оплаты различных расходов предприятия. Во-первых, оплата аренды помещения производится не ежемесячно, а раз в квартал авансом. Во-вторых, предприятие, поставляющее материалы для изготовления рам, продает их только партиями по 500 штук с оплатой при поставке. Стало быть, придется создавать запасы материалов, так как одной партии в 500 штук на месяц не хватит.

Во-первых, надо подсчитать, сколько запасов потребуется на шесть месяцев (в штуках)

 

Месяц           б
Реализация рам     1 350 1 550   1 650
Закупка материалов для рам            
Остаток на конец месяца            

 

Наш предприниматель мог бы закупить и 1000 рам на второй месяц, но тогда в запасе у него осталось бы всего 100. Если бы вдруг поступил крупный заказ, фирма не смогла бы его выполнить. Поэтому было решено подстраховаться и пополнить запас на этот месяц. Точно так же в последующие месяцы предприниматель счел, что нет смысла рисковать и держать минимальный запас сверх прогнозируемого объема реализации. При этом, расчет движения денежных средств будет выглядеть следующим образом:

 

Месяц            
Приход: ($)            
Реализация            
Расход: ($)            
Закупка материалов для рам            
Оплата труда       1 550 1 600 1 650
Аренда            
Реклама            
Зарплата штатных            
работников     1 000      
Прочие расходы            
Итого платежей         6 850 6 900
Чистый доход -1 950     -550   1 350
Начальное сальдо   -1 950 -1150   -300  
Конечное сальдо -1 950 -1 150   -300    

Анализ движения денежных средств показывает, что при этом варианте предприятие не способно самостоятельно покрывать свои затраты. Низкие объемы реализации в первый месяц не позволяют покрыть за счет поступлений все расходы в этот период, особенно авансовые платежи аренды и закупку материалов.

Расчет движения денежных средств свидетельствует о том, что потребуется краткосрочный кредит приблизительно в $2 000 для покрытия недостатка денежных средств, образовавшегося из-за высоких накладных расходов. Предположим, что владелец предприятия смог набрать эту сумму либо из стартового капитала, либо за счет краткосрочного кредита. Теперь, на конец месяца положение с деньгами будет выглядеть так:

 

Чистый доход, ($) -1 950       -550     1 350
Начальное сальдо , ($)                  
Конечное сальдо, ($)                  

При наличии этих дополнительных средств у предприятия уже не должно быть проблем с денежными средствами в течение первых б месяцев, но это -.всего лишь прогнозные данные, а ведь может произойти и что-нибудь непредвиденное. Если. ему будет предоставлен кредит, то через несколько месяцев он постепенно будет выплачен за счет прибыли от реализации продукции. Причем, желательно выплатить по крайней мере $ 1 000 в 5-ом или 6-ом месяце, ибо в противном случае предприятие должно будет выплачивать проценты за пользование кредитом, а это - затраты, которые снижают рентабельность.

По мере прироста объемов реализации рам способность предприятия самостоятельно покрывать свои накладные расходы и затраты на закупку материалов будет нарастать, а потребность в дополнительных оборотных средствах будет, соответственно, сокращаться. Наш предприниматель не очень-то способствовал этому в четвертом месяце так как подошел срок оплаты аренды, и это сильно увеличило расходную часть. Лучше было бы повременить с приемом на работу новых сотрудников и дополнительным финансированием рекламной кампании, а не делать это в том же месяце.

Результаты этого анализа свидетельствуют о том, что владельцу предприятия необходимо найти дополнительные оборотные средства помимо имеющегося стартового капитала. Однако если заглянуть с имеющимися данными немного дальше вперед, то можно сделать вывод, что у этого предприятия определенно есть шанс.

Факторы, о которых нельзя забывать при расчетах

Вы конечно же отдаете себе отчет, что для ясности приведенный пример был упрощен. Когда вы будете анализировать свою ситуацию, вам придется учитывать все нюансы расходов и доходов. Кроме того, вам не следует упускать из виду ваши личные цели, которые вы сформулировали после прочтения главы 1, так как теперь вы должны иметь представление об уровне прибыли, к которому вы будете стремиться, воплощая в жизнь вашу идею.

Вы должны также принять во внимание ряд других факторов в той мере, в какой они имеют отношение к вашему бизнесу:

В каком размере определить доход владельцев предприятия, чтобы это не очень сказывалось на финансовом состоянии предприятия?

Какие дополнительные выплаты следует учесть, например, в части больничных листов и пенсионного обеспечения?

Если для создания предприятия был предоставлен кредит, как он будет погашаться, в том числе и в часта выплаты процентов?

Если развитие вашего бизнеса потребует замены оборудования, то сколько денег следует отложить для этой цели?

Если со временем вы предусматриваете расширить бизнес, то потребуется финансирование. Из какого источника поступят деньги?

Ваш бизнес будет основан на реализации за наличный расчет, или возможна продажа в кредит?

В суматохе событий, связанных с созданием предприятия, такие факторы очень легко упустить из виду. Чтобы убедиться, все ли учтено, можно попросить кого-нибудь, кто разбирается в бизнесе, проверить ваши расчеты.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Пользуясь данными вашего исследования рынка и показателями затрат, подготовьте смету прибылей и убытков и расчет движения денежных средств для вашего предприятия и выберите предпочтительный вариант сметы. При этом вам следует учитывать альтернативные варианты функционирования вашего предприятия, которые бы способствовали повышению его рентабельности и не требовали бы дополнительных вложений оборотных средств.

 

Глава 5: Организационно-правовое оформление вашего предприятия

 

В недавнем прошлом в России покупка товаров для перепродажи и иная частная производственная деятельность, коммерческое посредничество с целью получения дохода считались преступлением и преследовались по закону. Но сегодня любой гражданин России имеет право заниматься предпринимательской деятельностью с целью получения прибыли как внутри страны, так и за границей.

Это право гарантируется, в частности, Законом РСФСР " О предприятиях и предпринимательской деятельности", который был принят 25 декабря 1990 года. В приложении к этой книге приведены выдержки из этого закона, и из них явствует, что собственность предприятия защищается от незаконного изъятия. Однако, чтобы пользоваться защитой по закону, ваша деятельность должна отвечать определенным требованиям и нормам.

Эта глава ни в коем случае не может заменить самостоятельное изучение законов и консультаций у юристов и специалистов в области предпринимательства.

Предприятие или индивидуальное предпринимательство?

По закону все субъекты предпринимательства обязаны зареги­стрироваться, прежде чем заниматься экономической деятель­ностью для извлечения дохода. Если вы хотите заниматься бизнесом самостоятельно, то вам не обязательно создавать предприятие. Однако любой бизнес, который предполагает использование наемного труда, должен регистрироваться именно в этом качестве.

Это означает, что если вы хотите работать самостоятельно, то вы должны зарегистрироваться как лицо, занимающееся индиви­дуальной предпринимательской деятельностью. Если же вы хотите, чтобы кто-то еще работал с вами, и вы собираетесь оплачивать его или их труд, то вам придется оформлять регистрацию предприятия в одной из форм, предусмотренных законом.

Виды предпринимательства, разрешенные законом

Закон о предпринимательстве разрешает зарегистрированным предприятиям заниматься любыми видами деятельности во всех сферах и отраслях экономики России кроме тех, которые подлежат ограничениям по законодательству Российской Федерации. Предприятие может заниматься одновременно несколькими видами хозяйственной деятельности. При этом, эта деятельность должна быть предусмотрена учредительными документами.

Ограничения на 1993 год относятся к следующим видам деятельности:

Изготовление оружия и боеприпасов

Изготовление наркотических и сильнодействующих веществ

или возделывание культур, содержащих наркотические или

сильнодействующие вещества

Некоторые виды деятельности в области здравоохранения

Изготовление орденов и медалей

Некоторые другие виды деятельности могут также подпадать под ограничения и требуют лицензирования, которое оформляется Советом Министров Российской Федерации или, по его поручению, ми­нистерствами и другими органами управления РФ. Вы же обязаны обеспечить, чтобы вся предполагаемая деятельность была разрешена этим законом и другими законодательными актами, а также предусматривалась учредительными документами.

Регистрация

Каким бы ни было ваше предприятие, крупным или малым, вы должны выполнить одно обязательное условие - зарегистрировать его. Государственная регистрация требуется также и для организации контроля вашей деятельности со стороны налоговой инспекции, санитарных и природоохранных служб. Закон о пред­принимательстве запрещает незарегистрированным предприятиям заниматься какой бы то ни было хозяйственной деятельностью.

Порядок регистрации зависит от типа предприятия, а оформление выполняется органами местных Советов по месту жительства пред­принимателя или нахождения предприятия. Если регистрируется предприятие, то документы затем направляются в Министерство финансов Российской Федерации для включения в Государственный Регистр.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.