Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Необихевиоризм.






 

В середине прошлого столетия бихевиористы столкнулись с рядом проблем, которые привели к пересмотру предмета исследований. Стало ясно, что такие понятия как «запечатление», «сила привычки», «детерминирующая тенденция и «навык» слишком неопределенные с научной точки зрения и что «закон эффекта» Э. Торндайка и «метод проб и ошибок» Д. Уотсона мало что объясняют в формировании устойчивых паттернов поведения.

Поведение, как отмечает Скиннер, не может рассматриваться как совокупность феноменов, возникающих по принципу «все или ничего», а описание его в терминах вероятности той или иной реакции приводит к необходимости исследования промежуточных «переменных», усиливающих частоту появления реакции. Согласно Скиннеру, единица анализа поведения, даже в самых простейших случаях, является не отдельная физиологическая реакция, а, фактически, целый класс реакций поискового поведения. Оперантное поведение является функцией подкрепления определенных переменных этого поискового поведения. Подкрепление, идущее в след за поведением, выделяет в нем определенные паттерны, оказывая, таким образом, обратное воздействие на поисковое поведение. Посредством оперантного обусловливания среда конституирует базисный репертуар поведения, благодаря которому, по Скиннеру, мы сохраняем равновесие, ходим, пользуемся инструментами, говорим, пишем, управляем автомобилем и самолетом [29, с.68].

В концепции К.Халла организм рассматривается как многоуровневое саморегулирующаяся система, в котором наблюдаемые стимул-реактивные связи опосредуется рецепторно-эффекторными процессами в центральной нервной системе. На этом уровне формируются так называемые, «символьные конструкты», замещающие поведение. В результате, количество внешних стимул-реактивных взаимодействий сокращается и усиливается потенциал тех паттернов поведения, которые обеспечивают редукцию потребностей.

Прогресс науки о поведении, по Халлу, связан с выведением формул и уравнений, решением теорем, описывающих закономерности различных видов человеческого поведения [35, с.57]

Э. Толмен развивал концепцию «молярного бихевиоризма». Накопленные в результате экспериментальных исследований факты, а именно: об успешном решении лабиринтных задач теми животными, которые, находясь в лабиринте, были лишены возможности совершать пробежки или какие-либо перемещения в этом пространстве; об успешном использовании сформированных лабиринтных навыков в условиях, когда, например, лабиринт наполнен водой, - позволили ему сформулировать гипотезу о формировании у подопытных животных «когнитивных карт лабиринта». Толмен ввел в свою концепцию такие понятия как «намерение», «виккарные пробы» и рассматривал поисковую активность животных как аналог процесса выдвижения и проверки гипотез. Специфической особенностью теоретической позиции Толмена является подчеркивание целенаправленности поведения животных, что вызывало картину, со стороны ортодоксальных бихевиористов, которые усматривали в этом возврат к психологии сознания, развиваемой В. Вундтом и Э. Титченером.

Один из фундаментальных принципов науки о поведении – объективность. Считалось, что объективное знание строится на эмпирических фактах и логико-математических способах их упорядочения и обоснования. Поведение, недоступное эмпирическому опыту, суждения и выводы, не поддающиеся строгому математическому анализу не входили в сферу интересов классического бихевиоризма. Исследования Скиннера, Халла и Толмена означали прорыв в науке о поведении и открытие нового направления, которое получило название «необихевиоризма».

Представители этого направления дополнили бихевиоризм учением о промежуточных переменных как факторов, опосредствующих функциональные связи между чувственно воспринимаемым опытом и поведением. Необихевиористы вернули в предметную область психологических исследований потребности, поисковое поведение, образ, целевые детерминанты и обогатили науку о поведении учением о подкреплении.

В частности, в работах Скиннера было показано, что основной единицей анализа поведения является связь: стимул – реакция - стимул, - в которой представлены стимулы, предшествующие поведению и определяющие его направление и стимулы, следующие за поведением (стимул - подкрепление), обеспечивающие редукцию исходной стимуляции и коррекцию поведения (реакции) в соответствии с изменениями состояний организма.

Если рассматривать поведение в контексте «организм – среда» или «потребность – подкрепление», что, собственно тоже самое, поскольку потребность находится на полюсе организма, а подкрепление на полюсе среды, - то взаимодействие между этими двумя полюсами осуществляется по принципу обратной связи: организм реагирует на среду, а среда воздействует на организм и это взаимодействие происходит до тех пор, пока потребность, по крайней мере, с одной стороны, например, со стороны организма, не будет сведена к минимуму. Другими словами, организм контролирует среду, а среда контролирует организм и установление причинно-следственных отношений в этом взаимодействии – вопрос выбора. С точки зрения И.П. Павлова, стимул – причина реакции, по Скиннеру, реакция – причина стимул-подкрепления, которое осуществляется в среде, например, экспериментатором, который по отношению к организму – та же среда.

Дальнейшая судьба бихевиоральной парадигмы была связана с событиями в области кибернетики и языкознания.

Известный американский лингвист Н. Хомский выступил с жесткой критикой скиннеровской модели контролируемого поведения, утверждая, что вербальное поведение не возможно объяснить без такого понятия как «правило» и противопоставляя ей собственную теорию «Трансформационной грамматики».

Язык в теории Хомского представлен как многоуровневая иерархизированная система, управляемая правилами грамматики. Тот факт, что речевое поведение с отклонениями от грамматических норм языка является первым признаком, привлекающим внимание, - свидетельство того, что существуют правила построения речи. Определенный набор правил позволяет генерировать бесчисленное множество предложений, подобно тому, как применение правил начальной математики открывает возможность бесконечного генерирования новых чисел.

Согласно Хомскому, языковые способности человека определяются успешностью в использовании правил преобразования поверхностных – синтаксических структур в глубинные – семантические и обратно. Он считал, что языковая способность является родовидовым признаком человека и развивается в коммуникативной деятельности. Акцент Хомского на правилах построения языковой системы, которые интуитивно, неосознанно усваиваются и адекватно используются детьми раннего возраста (о чем свидетельствуют факты детского словотворчества), позволил многим бихевиористам пересмотреть свою точку зрения в отношении закономерностей не только вербального, но всего поведения в целом.

Кибернетика – это наука о законах образования, существования и функционирования системных объектов и способов управления этими объектами. Примером таких объектов является природа, общество, производство, социальные группы, человек, нервная система человека и животных. Основоположником кибернетики считается Н. Винер, который определил ее как науку о законах получения, хранения, передачи и переработки информации, общих принципах управления информационными процессами, одним из которых является принцип обратной связи.

Мощный толчок в развитии кибернетики произошел в 50-е годы, когда американские математики К. Шеннон и У. Уивер, используя теорию вероятности и математической статистики, разработали формальный аппарат для оценки и определения количества информации, содержащейся в сообщении. Это событие оказало влияние на развитие не только кибернетики, но и целого ряда естественных и гуманитарных дисциплин.

Понятие «информация» получило широкое распространение и приобрело статус общенаучной категории, позволяющей гомогенизировать огромное количество естественных и искусственных процессов. Информационный подход к исследованию психических процессов позволил интегрировать творческий потенциал исследователей, ориентированных на построение научно обоснованных теорий. Необихевиористы были первыми, кто пошел по этому пути.

А. Ньюэлл, Д. Шоу и Г. Саймон создали две компьютерные программы – «Логик-теоретик» и «Универсальный решатель проблем», которые после успешной их апробации, были представлены как теоретические конструкты человеческого мышления, приведенные в действие, как модели искусственного разума.

Создание многоуровневых систем естественного и искусственного языка, разработка правил трансформации тестов для перевода с одного языка на другой, алгоритмов для решения самых разнообразных задач – все это привело к распространению в психологии так называемой, компьютерной метафоры. Суть ее в том, что связь интеллектуальных возможностей человека с архитектоникой его мозга стали рассматривать по аналогии с тем, как связаны программа и компьютер. Иначе говоря, человека стали рассматривать как устройство для переработки информации и, с этой точки зрения, он конечно подобен компьютеру; в свою очередь компьютер по способу функционирования, должен быть уподоблен человеку.

Информационная парадигма подвела всех исследователей под один знаменатель, можно сказать, породнила сторонников разных направлений. Это привело к сближению теоретических позиций. Бихевиористы пересмотрели свое отношение к «когнитивным картам поведения» Э. Толмена и включили категорию «образ» в предметную область своих исследований.

В середине 60-х годов американский нейропсихолог К. Прибрам пишет: образ – это отражение внутри организма его окружения, а поведенческий акт – это отражение в окружающей среде того, что имеется внутри организма [26, с.248].

Поведение, само по себе то же запечатлевается в форме образа. Образ результата выполняет функцию предвосхищения цели. Моторный образ, также как и сенсорный, вызывает возбуждение рецепторных органов, взаимосвязанных с моторными механизмами. Статические и кинетические аспекты поведения, принципиально, как пишет он, по природе своей не различаются и подобны голограмме.

Любая последовательность предвосхищающих образов представляет собой, по Прибраму, программу или план. В свою очередь план – это иерархический построенный процесс, способный контролировать порядок, в котором должна совершаться какая-либо последовательность операций. План строится на основе и в соответствии с сенсорным образом, который входит в план, составляя его часть. Реализация плана вносит изменения в сенсорный образ.

В качестве новой единицы анализа поведения Д. Миллер, Ю. Галантер и К. Прибрам представили обобщенную схему – модель, действующую на основе принципа обратной связи. Основной логический элемент этой модели состоит из двух реципрокно связанных между собой процессов: (1) опробования внешних воздействий и сличения результатов этого процесса с состояниями организма, (2) оперирования на основе результатов сличения, направленного на изменения внутренних состояний. Возвратная петля связывает операциональную фазу процесса с фазой опробования. Эта модель, под названием «Т-О-Т-Е» (тест – операция –тест – выход), получила широкое распространение и используется как макро- и микростратегиях в практике бихевиорального и нейролингвистического программирования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.