Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неделя общей физической подготовки (ОФП-1) для прыгунов, метателей и многоборцев 4 страница






Известно, что биологической основой спортивной тренировки является адаптация. Но приспособление организма к многообраз­ным средствам и методам системы тренировки дает наибольший эффект лишь тогда, когда нагрузка на организм соответствует силе и возможностям спортсмена. Обеспечить ее — главная задача уп­равления процессом тренировки.


Ежедневно оценивая и учитывая состояние спортсмена, сле­дует регулярно корректировать программу тренировки, опираясь на растущий уровень подготовленности легкоатлета. И вот такая постоянная балансировка программы тренировки с состоянием и функциональными возможностями спортсмена должна составлять основу управления в спорте.

Управление процессом тренировки включает в себя следую­щие взаимосвязанные элементы:

- определение индивидуальных особенностей и функциональ­ных возможностей спортсмена;

- определение цели и времени, необходимого для ее достиже­ния;

- определение конкретных задач обучения, воспитания и по­вышения функциональных возможностей;

- выбор средств и методов, величин нагрузок, определение различных циклов и др;

- составление общего и индивидуальных планов тренировки (на несколько лет, год, месяц и т.д.);

- практическое выполнение плана и регулирование трениро­вочных и соревновательных воздействий, учет и корректировка нагрузок.

В процессе тренировки постоянно приходится возвращаться к уточнению индивидуальных особенностей спортсмена, устанав­ливать новые задачи, выбирать более эффективные средства и методы, а план тренировки следует постоянно приспосабливать к изменяющимся функциональным возможностям легкоатлета и условиям, в которых он живет, трудится и тренируется.

Для регулирования воздействия тренировочных и соревнова­тельных нагрузок на спортсмена используются основные рычаги управления: изменение числа повторений, длительности и ин­тенсивности упражнения, интервалов отдыха, координационной сложности движений, психической напряженности.

В настоящее время большое значение приобрела та часть уп­равления, которая должна обеспечивать оптимальное соответствие между функциональными возможностями легкоатлета и нагруз­кой одного тренировочного дня.

При ежедневной тренировке (нередко 2 — 3 раза в день) важ­ную роль играет полное восстановление сил и возможностей спорт­смена к очередному тренировочному занятию. При облегченных нагрузках этого достичь легко. Но при больших нагрузках если не рассчитать возможности организма к восстановлению затрат в тре­буемое время, то в результате произойдет ухудшение состояния здоровья и работоспособности легкоатлета, накопится нервная ус­талость, приводящая к перетренированности.

Чтобы соразмерить ежедневную тренировочную нагрузку с воз­можностями легкоатлета, надо постоянно, изо дня в день оцени-


вать степень восстановления сил и возможностей спортсмена на протяжении длительного времени. В этом залог эффективной тре­нировки. С этой целью используются педагогический контроль и учет, врачебный и научный контроль, а также самоконтроль спорт­смена. На основании анализа динамики показателей всех видов контроля осуществляется регулирование хода тренировочного про­цесса.

Основная организационная форма учебно-тренировочного процесса для всех легкоатлетов — групповое или индивидуальное тренировоч­ное занятие. Кроме этого, занятия организуются в виде утренней зарядки, домашних заданий и кроссов, спортивных игр и др. Од­ной из важнейших форм занятий является спортивное соревнова­ние.

Во всех формах занятий следует соблюдать основное правило: начинать занятия необходимо с малых нагрузок, постепенно уве­личивая их до требуемого уровня в основной части и снижая в заключительной части занятия. Такая структура занятий незави­симо от формы проведения необходима для любого тренировоч­ного занятия и должна состоять из трех частей: подготовитель­ной, основной и заключительной.

Задачи подготовительной части учебно-тренировочного заня­тия состоят в том, чтобы организовать занимающихся и подго­товить их к предстоящей деятельности. Для этого используются следующие средства и методы: построение группы, принятие ра­порта, проверка посещаемости, объяснение задач и содержания тренировки; применение упражнений для разогревания организ­ма, повышения эластичности мышц, подвижности суставов, улучшения координации движений; проявление силы и быстро­ты; ознакомление с элементами техники легкоатлетических ви­дов и т.д. Кроме подготовки к основной части занятия, подгото­вительные упражнения используются для развития физических качеств и приобретения требуемых навыков, совершенствования элементов техники видов легкой атлетики и психологического настроя.

В занятиях с новичками в подготовительную часть включаются простые общеразвивающие упражнения. По мере роста подго­товленности легкоатлетов упражнения усложняются и переходят в разряд специально-подготовительных, не требующих больших затрат энергии, но готовящие его к более эффективной работе в основной части занятия. Общую и специальную подготовку, про­водимую в подготовительной части занятия, часто называют раз­минкой (общей и специальной), особенно при проведении инди­видуальных тренировочных занятий и при непосредственной под­готовке к соревнованиям.

В зависимости от поставленных задач в основной части трени­ровки в разминке используются упражнения, помогающие лучше


 




осваивать технику отдельных видов легкой атлетики, развивать необходимые физические качества. В целом подготовительная часть тренировочного занятия длится 30 — 40 мин.

В основной части занятия главными задачами являются:

1. Укрепление здоровья, повышение уровня физического раз­вития и подготовка занимающихся к большим нагрузкам.

2. Овладение техникой легкоатлетических упражнений, совер­шенствование ее, развитие быстроты, силы, выносливости, лов­кости, гибкости применительно к определенному виду легкой ат­летики.

3. Приобретение тактических умений, морально-волевых ка­честв, способствующих достижению высоких спортивных резуль­татов в избранном виде легкой атлетики.

Подбор соответствующих средств и методов, определение на­грузки будут зависеть от периода тренировки, подготовленности занимающихся, изучаемых видов легкой атлетики, условий и места проведения занятий.

В основную часть тренировки следует включать не более двух-трех видов легкой атлетики, обычно это бег и ходьба в сочетании с прыжками и метаниями. Помимо этого можно включать различ­ные эстафеты, подвижные и спортивные игры, гимнастические упражнения с отягощениями (гантели, гири, штанга, мешки © песком, свинцовые пояса и манжеты, набивные мячи и др.), уп­ражнения на тренажерах и со специальными устройствами и т.д.

Основная часть занятия должна начинаться с наиболее слож­ных заданий, связанных с овладением нового материала большой координационной сложности (овладение техникой легкоатлети­ческих упражнений, ее совершенствование, упражнения на быс­троту). Во второй половине основной части тренировки целесооб­разно применять упражнения для развития силы или выносливо­сти, а также для отработки элементов техники. Для того чтобы занимающиеся приучались проявлять высокую работоспособность при различных состояниях организма, необходимо применять не­сколько иной порядок построения занятия, когда отдельные дви­гательные задачи решаются в различных условиях. С этой целью в основной части занятия несколько раз чередуются специально-подготовительные и основные упражнения, а иногда могут при­меняться и общеподготовительные упражнения.

Продолжительность основной части 1 — 1, 5 ч, а в отдельные периоды и значительно больше зависит от задач тренировки, уров­ня подготовленности занимающихся, применяемых средств и ме­тодов, предлагаемой нагрузки.

В заключительной части решаются задачи, направленные на снижение деятельности органов дыхания и кровообращения до исходного уровня или близкого к нему, расслабление мышц, пе­реход к другой деятельности или отдыху. Кроме этого в конце


занятия следует подвести итоги, оценить деятельность каждого занимающегося и определить содержание домашнего задания.

Быстрый переход от большой и длительной работы к полному покою вреден. Поэтому в заключительной части применяют уп­ражнения малой и средней интенсивности, простые по коорди­нации и уже известные занимающимся. Следует подбирать легко дозируемые упражнения: медленный бег, ходьба, элементарные движения, упражнения на расслабление и пр. Продолжительность заключительной части тренировочного занятия около 10 мин.

Правильно проведенное занятие должно вызывать у занимаю­щихся, наряду с определенной усталостью удовлетворение про­деланной работой, желание заниматься с еще большей заинтере­сованностью и целеустремленностью.

Занимаясь организацией обучающихся на занятиях легкой ат­летики, используют в основном три метода: фронтальный, груп­повой и индивидуальный.

При фронтальном методе всем занимающимся дается одно и то же задание, и оно должно быть выполнено одновременно всеми. При групповом методе занимающиеся подразделяются на группы. Каждая группа получает задание от преподавателя и под руковод­ством старшего выполняет его, а преподаватель контролирует процесс, переходя поочередно от одной группы к другой. При ин­дивидуальном методе тренер определяет персонально каждому за­дание и предлагает выполнить его самостоятельно, контролируя правильность исполнения.

Тренировочным формам занятий, как правило, присуще ком­плексное использование всех трех методов. Однако в зависимости от возраста занимающихся, уровня их двигательной подготовлен­ности и количественного состава в группе определяется преиму­щественное использование того или иного метода. Например, в школьной секции (особенно в младшей возрастной группе) луч­ше использовать фронтальный метод, так как дети в силу возрас­тных особенностей не способны овладеть движениями самостоя­тельно. Занятия в вузе, особенно по прыжкам и метаниям, лучше вести групповым методом из-за ограниченного количества мест для занятий. Проведению занятий со спортсменами высокой ква­лификации характерен индивидуальный метод, поскольку потреб­ность в индивидуализации учебно-тренировочного процесса рас­тет по мере повышения квалификации легкоатлетов. Индивиду­альный метод необходимо использовать и при совершенствова­нии техники в сложно координированных видах легкой атлетики (барьерный бег, прыжки, метания).

Серии заданий, направленные на комплексное развитие фи­зических качеств в сочетании с совершенствованием элементов техники, эффективнее выполнять в форме круговой тренировки с использованием повторного и интервального методов.


 




12.2. Материально-техническое обеспечение учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике

Для полноценных занятий легкой атлетикой необходимы спортивные сооружения, оснащенные соответствующим инвен­тарем и оборудованием. В летнее время ими могут быть стадион или пришкольная площадка с беговой дорожкой, местами для прыжков и метаний. В зимнее время для занятий легкоатлетиче­ским спортом следует соответствующим образом оборудовать спортивный зал, где должны быть места для бега, прыжков и ме­таний (яма или маты для приземления, сетка для метания снаря­дов, резиновые дорожки для бега). Не менее одного раза в неделю следует проводить занятия на местности (в лесу, на пляже, у во­доема и т.д.). Спортивный зал может быть оборудован специаль­ными приспособлениями для развития физических качеств и со­вершенствования техники. Очень важно иметь в зале современное оборудование для физической подготовки: гантели — 2—10 кг, набивные мячи — 1 — 5 кг, мешки с песком — 10—15 кг, утяже­ленные пояса — 3 — 6 кг, жилеты — 5 — 8 кг, манжеты — 0, 5 — 2 кг, гири — 8 — 32 кг, штанги, эспандеры, мячи, блоковые аппараты, универсальные и специальные тренажеры. На стадионе желатель­но оборудовать городок физической подготовки со снарядами, на которых можно выполнять упражнения в висе и упоре, с различ­ными предметами.

Лишь немногие школы имеют возможность оборудовать стадион нормального размера для занятий легкой атлетикой и спортивными играми, но каждая школа должна позаботиться о сооружении спортивной площадки, на которой можно было бы заниматься не только легкой атлетикой, но и спортивными играми, а также гимна­стикой. Такая площадка должна иметь круговую беговую дорожку не менее 200 м, прямую беговую дорожку не менее 120 м, места для занятий прыжками и метаний.

Беговые дорожки, секторы для прыжков и метаний требуют специального оборудования. Покрытие площадки может быть шла­ковым, резинобитумным или современным синтетическим (на­пример, тартан, спортан, регупол и др.). Для оборудования ямы для прыжков в длину (тройным) следует вынуть грунт на глубину 40 — 50 см, сделать бортики и засыпать яму песком, смешанным с опилками. Для повышения плотности занятий на пришкольной площадке такую яму следует сделать удлиненной. Для прыжков в высоту следует оборудовать место для приземления из поролоно­вых матов высотой не менее 30 см. Круги для метаний лучше по­крыть асфальтом или бетоном. Кроме этого можно рекомендовать устройство опилочной дорожки шириной в 1, 5 м и длиной не менее 60 м, которая позволит заниматься на воздухе в любое время года (в том числе и зимой). Опилки насыпаются в специально


выкопанное «корыто» и для защиты от непогоды покрываются щитами или листами рубероида.

Для проведения занятий и соревнований по легкой атлетике должно быть достаточное количество инвентаря и оборудования. Для бега: стартовые колодки и деревянные молотки, эстафетные палочки, барьеры разной высоты, яма с водой и препятствия для. стипел-чеза, набор секундомеров, стартовый пистолет, цветные судейские флажки, мегафон. Для прыжков: дюралевые, бамбуко­вые или фиберглассовые планки, шесты, стойки для прыжков в высоту и с шестом, измерители высоты, рулетки 10 — 20 м, мел. Для метаний: оборудованные сектора, где предусмотрены меры безопасности, ядра (3 — 7, 257 кг), диски (0, 5 — 2 кг), копья (500 — 800 г), молоты (3 — 7, 257 кг), малые мячи (50—180 г), рулетки 20—100 м. Кроме этого следует иметь вспомогательные снаряды: набивные мячи, гири, штанги, гантели, дротики, гимнастиче­ские палки, обручи и др.

Для поддержания беговой дорожки и секторов в надлежащем порядке необходимо иметь следующий инвентарь: лопаты, граб­ли, ломы, тачки, гибкие шланги для поливки, широкую швабру, разбрызгиватель, борону, катки, машинку для раскраски линий на беговой дорожке и секторах. Любая беговая дорожка и секторы для прыжков и метаний требуют постоянного ухода. Их нужно регулярно подметать, убирать мусор, поливать в жаркую погоду, выравнивать после занятий специальной гладилкой или шваброй. Особенно тщательно нужно следить за состоянием ям для при­земления в прыжках. Если нет поролона, то место для приземле­ния в прыжках в высоту следует засыпать песком, смешанным с опилками на высоту 0, 5 — 0, 75 м. Перед каждым занятием песок для приземления должен быть хорошо разрыхлен и увлажнен.

При строительстве спортивной площадки основное внимание следует обратить на то, чтобы места для занятий были сделаны с расчетом на одновременное использование их большим количе­ством занимающихся, что обеспечит необходимую плотность урока и условия для массового обучения. Для решения этих задач необ­ходимо применение нестандартного спортивного оборудования с большой пропускной способностью, увеличение количества ин­вентаря, специальных тренажеров, использование прогрессивных методов проведения занятий и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.