Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические подходы. Теория опасного состоянии.






Ряд криминологов, изучая поведение, делает акцент на личности преступника. Психологический подход восходит к Р.Гарофало. Считается, что вклад психологии в криминологию по сравнению с социологией незначителен. Низкая продуктивность психологических исследований объясняется чрезмерным увлечением психологов специальными, в т.ч. математическими методами, вследствие чего приходится иметь дело с «психологией без души».

Психологические теории используются для обоснования тактики осуществляемых на практике мер поэтапной коррекции поведения осужденных (методика «модификации» - Моргантаун, США).

Теория опасного состояния впервые описана в книге «Критерии опасного состояния» Р.Гарофало (1880 г.).

Теория стигмы – концепция, согласно которой ни одно действие не преступно само по себе, а является таковым в силу закона. Человек становится преступником потому, что его поведение признано преступным в результате стигматизации, осуществляемой системой уголовной юстиции. Государство навязывает лицу, совершившему преступное деяние, статус преступника. Достаточно привести пример: вызов с урока ученика к инспектору по делам несовершеннолетних; совершение преступления небольшой тяжести и осуждение за него.

Во второй половине 20 века в мировой криминологии продолжали играть заметную роль теоретические построении «социальной дезорганизации» и «дифференцированной связи». Они рассматривают отдельные аспекты воспроизводства преступности.

После второй мировой войны заметными теоретическими вехами в развитии криминологии стали концепции: конфликт культур; интеракционизм; стигматизация; концепция уменьшающих преступность человеческих ценностей.

Интеракционизм (учение о взаимодействии) выдвинут Г.Беккером. По данной теории, преступление – это результата взаимодействия между людьми, и изучают влияющее на совершение преступления взаимодействие преступников, жертв преступления, инстанций контроля.

Теория клеймения разрабатывалась в США с конца 30-х годов 20 века Гофманом, Беккером, Меадом, Танненбаумом. В результате осуждения человека и. особенно в тех случаях, когда ему назначено наказание в виде лишения свободы, человеку как бы присваивается позорящее его клеймо лица второго сорта, к тому же опасного для общества. Это проявляется в отрицательном, недоверчивом отношении окружающих к осужденному и в том, что человек осознает себя преступником.

В начале 20 века в России происходит осмысление преступности и воздействия на нее.

А.Радищев в труде «О законоположении» (1801-102 гг.) обосновал необходимость подробного сбора сведений о правонарушениях, их побуждениях, причинах, причинах незаконного осуждения. Подробно разработал основы судебной статистики, сформулировал положение о целесообразности сравнительного изучения преступлений, их причин, характера применяемых к преступникам наказаний и их результативности. Считал, что аксиома законотворчества – «лучше предупреждать преступления, нежели оные наказывать».

Значителен вклад русских писателей в гуманизацию идей о наказании преступников. Толстой, Достоевский – отвращение смертной казни.

Отмечены труды М.Гернерта, М.Духовного, Е.Ефимов, В.Набокова, Н.Таганцева, В.Спасовича, И.Фойницкого, М.Чубинского; Н.Гоголя, Л.Толстого, А.Пушкина, М.Лермонтова.

Последняя треть 19 века: появились статистические исследования преступности, попытки научного осмысления влияющих на преступное поведение факторов. И.Орлов, А.Хвостов: отрицали сведение многообразных причин преступности к какой-нибудь одной, главенствующей среди них. Описали географические особенности преступности.

Конец 19- начало 20 века: криминология развивается в социологическом и антропологическом направлениях.

После революции 1917 г. изучение преступности продолжалось. По всей стране при различных ведомствах действовали кабинеты и клиники по изучению преступности и преступника. (Петроград, 1918 г.). К середине 20-х гг. наметилась тенденция к централизации криминологических исследований и усилению государственного контроля за ними.

Возрождение советской криминологии началось в 60-е годы после разоблачения «культа личности» Сталина в 1956 г. и отхода коммунистической верхушки от политики массового террора. Оставалась зависимость криминологической мысли от коммунистической идеологии.

В 70-80е гг. в криминологии сложилась концепция предупреждения преступлений. На ее формирование оказали влияние Г.Аванесов, С.Бородин, П.Дагель, А.Жалинский, Ф.Измайло, В.Эминов. По данной теории предупреждение преступлений рассматривается как реально существующая разновидность управленческой деятельности государства, имеющая своих субъектов. Сформированы криминологические направления преступления молодежи (Н.Ветров, Н.Грабовская, М.Нарикбаев), женские преступления (Ю.Антонян, В.Серебрякова), насильственные преступления (С.Алимов, Э.Побегайло), половые преступления (Ю.Антонян, А.Дьяченко), корыстные преступления (С.Милюков, М.Миненок), организованные преступления (Б.Волженкин, В.Овчинский), прогнозирование преступности и планирование противодействия ей (Г.Аванесов, С.Бородин, С.Вицин).

С середины 70-х годов появляются новые отрасли криминологии: виктимология, семейная криминология, политическая криминология, экономическая криминология, криминология средств массовой информации.

В Казахстане проблемами преступности занимается Казахстанская криминологическая ассоциация и высшие учебные заведения.

Выводы по теме: Криминология как наука начала складываться в последней четверти 19 века. В ходе исследования и развития криминологических исследований сложилось множество теорий, школ, по-разному объяснявших причины возникновения преступности и средства ее предупреждения. При всем их разнообразии можно выделить три основных направления в истории криминологической мысли: классическое, антропологическое-психологическое, социологическое. Впоследствии эти направления легли в основу комплексной науки криминологии.

 

Основная литература:

1.Криминология // под ред. Рогова И.И., Балтабаева К.Ж.- Алматы, 2004.- С.17-42.

2.Джекебаев У.С. Основные принципы уголовного права Республики Казахстан (сравнит. коммент. к книге Дж. Флетчера «основные концепции современного уголовного права».- Алматы, 2001.- С.1-36.

Дополнительная литература:

1. Кузнецова Н.Ф. Преступление и преступность. - М., 1969. - С. 173.

2. Криминология. //Под ред. академика В.Н. Кудрявцева, профессора В.Е. Эминова М.: Юристь, 1997. - С. 19-22. 3.Криминология. //Под ред. А.А. Герцензона, И.И. Карпеца, В.Н. Кудрявцева. - М., 1966. 4.Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировой криминологический анализ. - М.: Норма, 1999. - С.458-460. 5.Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. - М., 1980. -С. 164.

6.Четвериков B.C., Четвериков В.В. Криминология. // Учебное пособие. - М.: Новый Юрист, 1997.

Иншаков С.М. Криминология: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2002.

7.Долгова А.И. Криминология.- М.: Издательство НОРМА.- 2001.-272 с.

8. Варчук Т.В. Криминология: учебное пособие.- М.: ИНФРА-М., 2002.- 298 с.

9. Миндагулов А.Х. Борьба с преступностью как управленческий процесс // Криминологический журнал. 2001.-№1.

10. Аванесов Г.А. Криминология. Прогностика. Управление.- Горький, 1975.

11. Блувштейн Ю.Д., Зырин М.И., Романов В.В. Профилактика преступлений. -Минск, 1986.

12. Иншаков С.М. Криминология: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2002.

13. Варчук Т.В. Криминология: учебное пособие.- М.: ИНФРА-М., 2002.- 298 с.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.