Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональная пригодность — это вероятностная ха­рактеристика, отражающая возможности человека по овла­дению какой-либо профессиональной деятельностью.






Основными структурными компонентами пригодности чело­века к работе являются:

гражданские качества (моральный облик, отношение к об­ществу). В некоторых профессиях недостаточное развитие именно этих качеств делает человека профессионально непри­годными.(учитель, воспитатель, судья, руководитель);

отношение к труду, к профессии, интересы, склонности к данной области труда, так называемая профессионально-тру­довая направленность личности

общая дееспособность (физическая и умственная): широта и глубина ума, самодисциплина, развитый самоконтроль, бес­корыстная инициатива, активность;

— единичные, частные, специальные способности/ т.е. каче­ства, необходимые в определенных видах деятельности: па­мять на ароматы для кулинара, звуковысотный слух для му­зыканта, для конструктора — пространственное мышление и т.п. Сами по себе они не делают из человека аса, но необхо­димы в общей структуре профпригодности;

знания, навыки, опыт, выучка в данной профессиональной области.

Принято выделять следующие функ­ции в системе профориентации:

социальную — усвоение определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих осуществлять социально-професси­ональную деятельность в качестве полноправного и полноцен­ного члена общества;

— экономическую — улучшение качественного состава работ­ников, повышение профессиональной активности, квалифи­кации и производительности труда;

— психолого-педагогическую — выявление, формирование и учет индивидуальных особенностей каждого выбирающего про­фессию;

— медико-физиологическую -т- учет требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для вы­полнения той или иной профессиональной деятельности. Основными направлениями профессионального сопровождения

в связи с выбором профессии являются:

профессиональное просвещение, построенное на популяри­зации совокупности знаний, о социально-психологических и других аспектах выбираемой профессии; Этой деятельностью охватывается весь контингент выбирающих профессию, по­этому качество работы этой системы определяет уровень ин­формированности, а также способность выбирающих профес­сию оперировать информацией о мире профессий, учитывая условия правильного выбора, и осознавать ситуации выбора;

профконсультирование, выполняющее следующие цели:

 

справочно-информационную, представляющую информа­цию о каналах трудоустройства, требованиях к приему на работу и учебу, возможностях освоения различных профес­сий, перспективах профессионального роста;

диагностическую, направленную на изучение личности субъекта выбора профессии с целью выявления соответствия ее особенностей тому или иному виду профессиональной деятельности

- формирующую, подразумевающую коррекцию выбора про­фессии с целью выявления соответствия возможностям и интересам субъекта. Е.А. Климовым описаны наиболее часто встречающиеся си­туации профконсультационной практики:

1) выбирающий профессию хорошо ориентируется в мире про­фессий, выбрал свою профессию в соответствии со своими ин­тересами, склонностями, способностями, имеет представле­ние о путях получения профессии, но обращается в профкон-сультацию для подтверждения правильности своего выбора;

2) выбирающий профессию имеет сразу несколько вариантов про­фессионального плана и не знает, какое учебное заведение вы­брать;

3) конфликтная ситуация, когда профессиональный план вызы­вает разногласия либо внутренние (недооценка себя, завышен­ный уровень притязаний), либо внешние (конфликт с родите­лями, учителями);

4) выбирающий профессию не имеет профессионального плана, не уверен в себе, однако проявляет выраженные склонности к определенному виду деятельности;

5) выпускник не имеет ни четко выраженного профессионально­го плана, ни склонностей к какому-то виду деятельности («ну­левая» ситуация).

Важную роль в психологическом сопровождении, связанном с профессиональным самоопределением, выполняет психологи­ческая диагностика, имеющая целью изучение индивидуаль­но-психологических особенностей как учащихся школ, так и тех, кто уже выбрал профессию и обучается в учреждениях про­фессионального образования. Профессиональная пригодность при этом диагностируется как изначально присущее человеку каче­ство. Но оно подкрепляется интересами, способностями субъек­та, его профессиональными намерениями.

Наиболее распространенными психодиагностическими мето­диками, направленными на выявление общей профессиональ­ной направленности, являются: «Карта интересов»; методика «Цен­ностные ориентации» Рокича; методика ДДО (дифференциаль­но-диагностический опросник); опросник Холланда.

необходимо психологи­ческое обеспечение выбора профессии и адаптации к условиям организации обучения в системе профессионального образова­ния, а затем адаптации к условиям профессионального труда и выработки индивидуального профессионального стиля трудовой деятельности с учетом своих психологических особенностей, в частности, типа темперамента.

Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике че­ловека и ее динамическим особенностям определенные требова­ния, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной дея­тельности («воины»), сангвиники — для организаторской дея­тельности («политики»), меланхолики — для творческой дея­тельности в науке и искусстве («мыслители»), флегматики — для планомерной и плодотворной деятельности («созидатели»). Для некоторых видов деятельностей, профессий противопоказа­ны определенные свойства человека. Например, для деятельно­сти летчика-ист^бителя противопоказаны медлительность, инерт­ность, слабость нервной системы, следовательно, флегматики и меланхолики психологически мало пригодны для подобной де­ятельности.

Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенны-ми факторами, педагогическими воздействиями. От темпера­мента зависит влияние различных факторов, определяющих уро­вень нервно-психического напряжения (например, оценка дея­тельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т.п.).

Существует четыре пути приспособления темперамента к тре­бованиям деятельности.

Первый путь — профессиональный отбор, одна из задач ко­торого — не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют только лишь при отборе на профессии, предъявляю­щие повышенные требования к свойствам личности.

Второй путь приспособления темперамента к деятельности за­ключается в индивидуализации предъявляемых к человеку тре­бований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

 

2. общая схема описания профессии подразуме­вает четыре аспекта:

социально-экономический (краткая история профессии, ее роль в системе народного хозяйства, сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения, заработной плате, пре­стижности профессии);

производственно-технический (данные о технологическом процессе, объекте, орудиях труда, рабочем месте, формах орга­низации труда);

санитарно-гигиенический (информация о климатических условиях, характере освещения и других санитарных фак­торах, режиме и ритме труда, медицинских противопоказа­ниях);

психофизический (требования профессии к особенностям пси­хических процессов и свойствам личности).

Е.А. Климовым предложена четырехъярусная обзорная клас­сификация профессий по признакам предмета, целей, средств и условий труда.


По предмету труда все профессии подразделяются на био-номические (природа), техномические (техника), сигномиче-ские (знаки), артономические (художественные образы), соционо- номические (взаимодействие людей) по А.Н. Леонтьеву. Соот­ветственно, Е.А. Климов определяет пять схем профессиональ­ной деятельности: «человек — природа», «человек — техника», «человек — знак», «человек — художественный образ», «чело­век — человек».

1. «Человек — живая природа» (П). Представители этого типа профессий имеют дело с растительными и животными организ­мами, микроорганизмами и условиями их существования (мас­тер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог).

2. «Человек — человек» (Ч). Предметом интереса, обслужи­вания, распознавания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста (продавец, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель, социальный работник).

3. «Человек — техника» (Т) и неживая природа. Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда (сле­сарь-сборщик, техник-механик, электрослесарь, инженер-элект­рик, техник-технолог).

4. «Человек — знаковая система» (3). Естественные и искус­ственный языки, условные знаки, символы, цифры, формулы — вот предметные миры, которыми занимаются представители это­го типа профессий (оператор фотонаборного автомата, програм­мист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед).

5. «Человек — художественный образ» (X). Явления, факты художественного отображения действительности — вот что за­нимает представителей профессий этого типа (художник-деко­ратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инст­рументов, концертный исполнитель, артист балета, актер дра­матического театра).

В пределах каждого типа профессий Е.А. Климовым выделе­ны их классы по признаку целей (второй ярус):

— гностические профессии (Г);

— преобразующие (П);

— изыскательные (И).

По признаку основных орудий, средств труда в рамках каж­дого класса выделяют четыре отдела (третий ярус):

— профессии ручного труда (Р);

— профессии машинного труда (машины с ручным управлением используются для обработки, перемещения, преобразования предметов труда, поэтому типичными профессиями в этом подразделении являются водитель, машинист и т.д.) (М);

профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А), — операторы машин с ЧПУ

— профессии, связанные с преобладанием функциональных
средств труда (Ф).

По условиям труда профессии можно разделить на четыре группы (четвертый ярус в приведенной схеме):

— работа с условиями микроклимата, близкими к бытовым, * комнатным» (Б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ;

— работа, необходимо связанная с пребыванием на открытом воз­духе в любую погоду (О): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор госавтоинспекции;

— работа в необычных условиях (на высоте, под землей, под во­дой, при повышенных и пониженных температурах (-Н): ан-тенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, по­жарный);

— работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь и здоровье людей — взрослых или детей, большие ма­териальные ценности (М) (воспитатель детского сада, учитель, врач, следователь).

Анализируя состав действий для каждого типа профессий, Е.А. Климов наметил четыре их группы:

1. Двигательные (действия перемещения, расположения, по­ворота и т.д.).

2. Познавательные (гностические) действия, куда входят дей­ствия восприятия, воображения и логические действия.

3. Действия межличностного общения; диагностирующие, дей­ствие-требование, действие по информационному управлению партнером.

4. Действие по согласованию усилий.

Что же определяет выбор профессии? Отвечая на этот вопрос, Е.А. Климов намечает восемь основных факторов, определя­ющих профессиональный выбор:

1) позиция старших, семьи;

2) позиция сверстников;

3) позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители и т.д.);

4) личные профессиональные и жизненные планы;

5) способности и их проявления;

6) притязание на общественное признание;

7) информированность о той или иной профессиональной дея­тельности;

8) склонности.

В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие: интересы (познавательный, профессиональ­ный, интерес к профессии, склонности); способности. необходимые для успеха в определен­ном виде деятельности); темперамент; характер. Эти факторы часто относятся к субъективным. Следующая группа факто­ров (их можно назвать объективными) включает в себя: уро­вень подготовки (успеваемости), состояние здоровья, информи­рованность о мире профессий. Выделяют также социальные ха­рактеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Особое место занимают та­кие факторы, как способности. Часто проблему способностей свя­зывают с одаренностью, но такого уровня развития способностей требует от индивида лишь незначительное число профессий.

К.М. Гуревич выделил три типа профессий в связи с опреде­лением требований, предъявляемых к работнику:

— профессии, где каждый здоровый человек может достичь об­щественно приемлемой эффективности деятельности;

— профессии, в которых далеко не каждый человек может до­биться нужной эффективности;

— профессии, которые по своей сущности требуют достижения
высших степеней мастерства, они предъявляют специфические
требования к индивидуальным особенностям человека (профес­
сии, требующие абсолютной профессиональной пригодности).
Каждой тип профессии предъявляет определенные требова­
ния к тем или иным способностям и качествам человека.

Психологические требования профессий типа «человек — природа» к человеку: развитое воображение, наглядно-образ­ное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные фак­торы; поскольку результаты деятельности выявляются по про­шествии довольно длительного времени, специалист должен об­ладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым рабо­тать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях.

Профессия «человек — техника». Большинство профессий это­го типа связано:

1) с созданием; монтажом, сборкой технических устройств (спе­циалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из от­дельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, при­боры, регулируют и налаживают их);

2) эксплуатацией технических устройств (специалисты работа­ют на станках, управляют транспортом, автоматическими си­стемами);

ремонтом технических устройств (специалисты выявляют, рас­познают неисправности технических систем, приборов, меха­низмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их.

Психологические требования профессий «человек — тех­ника» к человеку: хорошая координация движений; точное зри­тельное, слуховое, вибрационное, и кинестетическое восприятие; развитое техническое и творческое мышление и воображение; умение переключать и концентрировать внимание; наблюдатель­ность.

Большинство профессий типа «человекзнаковая система» связано с переработкой информации и различается по особеннос­тям предмета труда. Это могут быть:

1) тексты на родном или иностранном языках (редактор, кор­ректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, набор­щик);

2) цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЭВМ, эко­номист, бухгалтер, статистик);

3) чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-ТсХйОЛОГ; чер­тежник, копировальщик, штурман, геодезист);

4) звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звуко­оператор).

Психологические требования профессий типа «человек — знаковая система» к человеку: хорошая оперативная и меха­ническая память; способность к длительной концентрации вни­мания на отвлеченном (знаковом) материале; хорошее распреде­ление и переключение внимания; точность восприятия; умение видеть то, что стоит за условными знаками; усидчивость, терпе­ние; логическое мышление. Профессии «человекхудожественный образ». Большинство профессий этого типа связано:

1) с созданием, проектированием художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);

2) воспроизведением, изготовлением различных изделий по об­разцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);

3) размножением художественных произведений в массовом про­изводстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по кам­ню и хрусталю, маляр, печатник). Психологические требования профессий типа «человек —

художественный образ» к человеку: художественные способ­ности; развитое зрительное восприятие; наблюдательность, зри­тельная память; наглядно-образное мышление; творческое вооб­ражение; знание психологических законов эмоционального воз­действия на людей.

Профессии «человекчеловек». Большинство профессий этого типа связано:

1) с воспитанием, обучением людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);

2) медицинским обслуживанием (врач, фельдшер, медсестра, няня);

3) бытовым обслуживанием (продавец, парикмахер, официант, вахтер);

4) информационным обслуживанием (библиотекарь, экскурсо­вод, лектор);

5) защитой общества и государства (юрист, милиционер, инс­пектор, военнослужащий).

Многие должности: директор, бригадир, начальник цеха, профсоюзный организатор — связаны с работой с людьми, по­этому ко всем руководителям предъявляются те же требования, что и к специалистам профессий типа «человек — человек».

Психологические требования профессий типа «человекчеловек»: стремление к общению: умение легко вступать в кон­такт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдер­жка; умение сдерживать эмоции; способность анализировать по­ведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимо­отношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие; способность мысленно ста­вить себя на место другого человека, умение слушать, учиты­вать мнения другого человека; способность владеть речью

Среди методов, направленных на изучение трудовой деятель­ности человека, широко используется метод профессиографии, описательно-технической и психофизиологической характери­стики профессиональной деятельности человека. Этот метод ори­ентирован на сбор, описание, анализ, систематизацию материа­ла о профессиональной деятельности и ее организации с разных сторон. В результате профессиограммирования составляются профессиограммы, или сводки данных (технических, санитар­но-гигиенических, технологических, психологических, психо­физиологических), о конкретном процессе труда и его органи­зации, а также психограммы профессий. Психограммы пред­ставляют собой «портрет» профессии, составленный на основе психологического анализа конкретной трудовой деятельности, в состав которого входят профессионально важные качества (ПВК) и психологические и психофизиологические составляющие, ак­туализируемые данной деятельностью и обеспечивающие ее испол- нение. Важность метода профессиографии и психологии профессионального образования объясняется тем, что он позво­ляет моделировать содержание и методы формирования профес­сионально важных качеств личности, заданных той или иной профессией, и строить процесс их развития исходя из данных

— психологическое изучение профессий и разработка «профес-сиограмм». Выявлялись объективные требования, предъяв­ляемые профессией к человеку — к отдельным психическим функциям, способностям или свойствам личности работни­ка. Профессиограммы использовались для разных целей: про­фотбора, профконсультаций, борьбы с утомлением и произ­водственными травмами;

В профотборе профессиональная пригодность может оцени­ваться по нескольким критериям: по медицинским показате­лям — внимание обращается на ряд противопоказаний, кото­рые могут предопределить снижение надежности в работе и спо­собствовать развитию заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью. К ним относятся: противопоказания в отноше­нии психического здоровья, в отношении состояния нервной си­стемы, слуха, зрения, сердечно-сосудистой и дыхательной сис­тем и т.д. (например, к водителям предъявляются требования в отношении нервно-психического здоровья, остроты зрения, цве­тоощущения); отбор по данным образовательного ценза, по конкурсным экзаменам направлен на выделение тех лиц, зна­ния которых обеспечивают успешное овладение или выполнение данных профессиональных обязанностей; психологический от­бор предназначен для выявления лиц, которые по своим спо­собностям и индивидуальным психофизиологическим возмож­ностям соответствуют требованиям, предъявляемым специфи­кой обучения и деятельности по конкретной специальности.

В процессе отбора можно выделить несколько этапов. Пер­вый этап включает психологическое изучение профессии с це­лью выявления требований к человеку. При этом должна быть раскрыта внутренняя структура деятельности и дан не просто перечень психических процессов, которые необходимы для вы­полнения данной деятельности, а показана целостная картина их взаимосвязи. Информация о профессиональной деятельнос­ти может быть получена из разных источников: изучение инст­рукций, документов, в которых регламентируется деятельность; наблюдение за деятельностью соответствующих специалистов; беседа со специалистами об особенностях профессии, фотогра­фирование, киносъемка, хронометраж профессиональной дея­тельности. Информация о профессии обобщается в профессиограмме сиотрамме, в которой указываются особенности данной профес­сиональной деятельности, основные действия, операции, их по­следовательность, необходимая специальная подготовка, требу­ющиеся знания и умения, режим труда и отдыха, санитарно-гигиенические условия, характерные психофизиологические состояния (монотонность, утомление, эмоциональная напряжен­ность), объем и характер перерабатываемой информации, физи­ческая и интеллектуальная тяжесть труда-, используемое обору­дование, алгоритмы и психологическая структура выполняемых человеком действий. Затем оценивают степень значимости различных психических свойств и качеств личности для эф­фективного выполнения данной деятельности. Для этого в соответствии с проведенным описанием профессиональных дей­ствий определяются свойства личности, которые обеспечивают реализацию каждого такого действия и определяют степень важ­ности различных психических функций для достижения ко­нечного эффекта трудового процесса; продолжительность загрузки психической функции в течение всего трудового процесса. Та­кой анализ позволяет получить среднюю оценку значимости каж­дой психической функции в обеспечении отдельных рабочих опе­раций и трудового процесса в целом, необходимую для ранжи­рования функций по степени их важности для изучаемой деятельности, и сформулировать требования к профессионально важным качествам, функциям личности. Другой подход к оценке личностных качеств состоит в определении одного или несколь­ких интегральных показателей, характеризующих способнос­ти человека по выполнению наиболее ответственных сторон профессиональной деятельности. Например, для машиниста тепловоза — способность человека сохранять в условиях длитель­ного монотонного воздействия высокий уровень готовности к эк­стренным действиям, сохранять бдительность, а для водителя — психофизиологические качества, наиболее сильно влияющие на безопасность движения: внимательность, быстрота ориентиров­ки и предвидения.

Второй этап отбора включает выбор психодиагностических методов исследования, в том числе тестов, в наибольшей степе­ни характеризующих те психические процессы и профессио­нальные действия, в отношении которых надлежит оценивать профессиональную пригодность. К психодиагностическим ме­тодикам и тестам предъявляются следующие требования: 1) прогностическая ценность методики — характеризует возмож­ность методики, теста выявлять различия в психофизиологи­ческих функциях у лиц с разным уровнем профессиональной подготовленности.

2) надежность методики — характеризует стабильность резуль­татов, получаемых с ее помощью при повторных исследовани­ях одного и того же человека;

3) дифференцированность методики — означает, что каждая методика должна оценивать строго определенную функцию психики человека.

Существуют самые различные тесты, например, тесты для вы­явления интересов, склонностей, предпочитаемых форм деятель­ности, тесты для установления принадлежности человека к тому или иному психологическому типу или типу нервной системы, темперамента; тесты для выявления уровня развития определен­ных способностей памяти, мышления, внимания, восприятия человека, для выявления одаренности. Примером теста для изу­чения способностей может служить американский комплекс те­стов ГАТБ — это батарея тестов для определения общих способ­ностей человека. Он состоит из 12 тестов, измеряющих 9 раз­личных способностей: общий уровень интеллекта — умение понимать указания; способность воспринимать абстрактные прин­ципы, умение рассуждать и оценивать; владение словом — спо­собность быстро понимать значение слов и эффективно пользо­ваться ими; владение числом — умение быстро и точно произво­дить арифметические действия; пространственная ориентация — мысленное восприятие геометрических фигур в двухмерном и трехмерном пространстве, представление движений объектов в пространстве; восприятие формы; восприятие и выделение су­щественных деталей в речи и табличных материалах; моторная координация глаз, рук, пальцев — подвижность пальцев, лов­кость рук.

Этой батареи тестов достаточно для установления возможнос­тей использования того или иного человека в той или иной про­фессиональной деятельности. Однако для точного определения профпригодности человека к какой-либо конкретной профессии более эффективно использование специализированной батареи тестов, подобранных для выявления уровня развития именно тех психологических качеств и способностей человека, которые про­фессионально необходимы для данной специальности.

Французский психолог Бонардел, применяя различные пси­хологические тесты и методики (практический интеллект, вре­мя реакции, ловкость, управление сложными механизмами и т.п.), пришел к выводу, что средние показатели группы рабочих с трав­мами во всех заданных тестах ниже, чем средние показатели контрольной группы, т.е. группа травмированных рабочих отли­чается выраженной неполноценностью по всем методикам.

Анализ зарубежной практики показывает, что профотбор, осу­ществляемый на современной научной основе, позволяет обеспе­чить надежность и безопасность работы людей различных про­фессий.

Следующий этап отбора предполагает психологический про­гноз успешности обучения и последующей деятельности на ос­нове сопоставления сведений о требованиях профессии к челове­ку и полученных психодиагностических данных, с акцентом на оценку личностных характеристик; о возможности целенаправ­ленного совершенствования и компенсации профессионально значимых качеств (с учетом времени, отводимого на обучение); вероятность адаптации к профессии, возможности появления экстремальных ситуаций и воздействий.

Выделяют два типа профессиональной пригодности: абсо­лютную (к профессиям такого типа, где требуются специаль­ные способности) и относительную (к профессиям, овладение которыми доступно практически для любого здорового челове­ка). Оценивая профпригодность, в профотборе иногда ориенти­руются прежде всего на поиск лиц с высоким уровнем развития психологических качеств, наиболее важных для достижения успеха в обучении и выполнении профессиональной деятельнос­ти {подход п$ максимуму). Порой более эффективным является иной подход, когда стараются главным образом выявить и уст­ранить лиц с низкими показателями по профессионально важ­ным качествам (подход по минимуму). Выявление лиц с пока­зателями «ниже среднего» уровня позволяет вероятностно про­гнозировать их неудачи в обучении и деятельности и рекомен­довать им специальную психофизиологическую тренировку или выбор другой профессии. При реализации подхода по миниму­му минимально допустимые показатели тестов могут быть чет­ко определены требованиями профессии (например, лучше не добрать абитуриентов при обучении летчиков, чем принимать лиц с показателями, на основании которых можно вероятностно прогнозировать их низкую успешность и надежность в работе). Важно, чтобы результаты отбора не вызывали ложного толкова­ния о неполноценности лиц, получивших невысокие оценки. Не­высокие результаты, показанные кандидатами при отборе для одной группы специальностей, не исключают, а порой и предпо­лагают успешное прохождение ими отбора для других специ­альностей, где требуются иные психологические качества.

Применение тестов с целью прогнозирования профессиональ­ной пригодности может осуществляться только на основании ана­литического, синтетического и комплексного подходов. Анали­тический подход предусматривает изучение и оценку отдельных психологических показателей (например, внимания, памяти, дви­гательной координации и т.п.), важных для успешности обуче­ния и деятельности в избранной профессии. Синтетический под­ход предусматривает изучение целостной деятельности или важ­ных ее элементов, и поэтому в рамках этого метода применяются различные аппараты, с помощью которых моделируются такие элементы и целые профессиональные операции. Комплексный подход заключается в объединении аналитического и синтети­ческого методов и в изучении некоторых психических процес­сов как в раздельном их проявлении, так и в условиях целост­ной деятельности, где они могут выступать с иными качествен­ными и количественными показателями.

В ряде случаев целесообразно проводить двухэтапный отбор: вначале проводят отбор по тестам (первый этап), который, как правило, не требует больших затрат времени, а затем кандида­ты, успешно прошедшие отбор по тестам, проходят отбор на ра­бочих местах (второй этап), где в течение нескольких часов или дней выполняют профессиональные обязанности и ведется конт­роль изменения показателей качества деятельности человека че­рез каждые 2 часа. Полученные для каждого кандидата показа­тели качества деятельности аппроксимируются экспоненциаль­ными функциями:

где Qnp — предельное значение показателя качества деятельно­сти, характерное для «идеально» работающего специалиста; Q0 — исходный уровень подготовки кандидата к работе по пред­лагаемой специальности; t0 — его способности к усвоению этой специальности; t — текущее время подготовки. Необходимое вре­мя подготовки кандидата определяется по формуле:

где Q3 — заданный уровень качества деятельности, подготовки. Кандидат считается пригодным, если время, необходимое ему для достижения заданного уровня подготовки, не превышает время ТД0П, отводимое для этих целей, т.е. для пригодных кан­дидатов tH < Тдоп, а для непригодных tH > Тдоп.

Отечественный и зарубежный опыт профессионально-психо­логического отбора продемонстрировал его высокую производ­ственную и экономическую целесообразность: использование от­бора позволяет снизить отсев обучающихся в учебных заведени­ях из-за профессиональной неспособности на 30—50%, увеличить надежность работы систем управления на 10—25%, сократить аварийность на 40—70%, уменьшить стоимость подготовки спе­циалистов на 30—40%.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.