Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологічні особливості сприймання образу справедливого вчителя у навчальній діяльності






 

 

Итак, в идеалах школьников V класса, по своему содержанию и строению близких к идеалам учащихся IV класса, все же обнаруживаются в зачаточной форме те качественно новые особенности, которые станут доминирующими на следующем этапе формирования идеалов. В первую очередь, здесь мы имеем в виду то, что образ человека, принятый в качестве идеального, уже не носит характера нерасчлененного глобального целого, в нем подросток начинает выделять отдельные черты, которые кажется ему особенно ценными.

Влияние идеалов пятиклассников на их поведение начинает носить более сложный характер. Если следование идеалу требует выполнения знакомых школьнику и особенно интересных для него форм поведения, идеал приобретает достаточно действенный характер. Но часто поведение и поступки человека, взятого за образец, оказываются далекими от его повседневной жизни и деятельности; тогда, не умея найти в этих условиях путей для подражания своему идеалу, школьник либо совсем отказывается от следования ему, либо делает это в игровой форме.

Идеалы учащихся V класса, так же как и идеалы школьников IV класса, конкретны, т. е. воплощаются в определенных людях.

Вместе с тем в строении идеала появляются и некоторые новые черты.

Вместо общего глобального представления о человеке, принятом за образец, возникает более дифференцированное представление о его качествах. Правда, здесь чаще выступают собственно не качества как таковые, а обобщенные поступки, в которых эти качества реализуются, но все же это уже обозначает принципиально другой подход к выбору своего идеала. Эта особенность в строении идеала проявляется не всегда достаточно четко; часто пятиклассники продолжают выбирать свой идеал совершенно так же, как это делали ученики четвертых классов: нерасчлененно, не выделяя привлекающих их качеств, следуя только чувству восхищения или любви к человеку, который становится образцом. Но все же здесь уже намечается переход к новой ступени в строении идеала. Подобную динамику развития идеального образа можно охарактеризовать следующими словами И. М. Сеченова: «Сливая себя с любимым образом, ребенок начинает любить все его свойства; а потом путем анализа любит, как говорится, только последние» [12; 164].

Указанное изменение в строении идеалов непосредственно связано с появлением новых черт и в их содержании. Хотя идеалы пятиклассников по-прежнему носят преимущественно героический характер (47%), школьников этого возраста начинают привлекать и люди, обладающие такими чертами, как чуткость, отзывчивость, трудолюбие и т. п.

С этой точки зрения становится понятной возникающая у детей этого возраста тенденция выбирать идеал среди родителей, что в IV классе встречалось очень редко (26% в V классе в отличие от 4% в IV классе). Характерно, что в родителях дети прежде всего видят импонирующие им общественно ценные качества. Так, ученица V класса, говоря, что она хотела бы походить на маму, добавляла: «Раньше я не замечала как-то, что мама такая вежливая, спокойная. За это маму все кругом любят, уважают». А мальчик этого же класса рассказывает об отце: «Лучше всех — мой папа. Вот на кого мне хотелось бы походить! Он всегда помогает товарищам в беде, никогда никого зря не обидит».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.