Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели борьбы с терроризмом






Борьба с терроризмом в Российской Федерации осуществляется в целях:

- защиты личности, общества и государства от терроризма;

- предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий;

- выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.

Идеология терроризма - продемонстрировать устрашение, привлечь внимание к себе, заручиться поддержкой масс.

Люди, обычно предсказуемы (имеют свои привычки, благоразумны) и этим уязвимы для террориста. Террористы понимают поведение масс лучше, чем обычные люди. Многие возможности террористов порой недооцениваются правоохранительными органами.

Тактика терроризма.

Вербуются террористы из малоимущих слоев населения, у которых погибли родственники, нет средств существования, нет цели в жизни. Став членом группировки, они получают деньги, обретают уверенность и силу духа, появляется цель в жизни.

Террористы изучают опыт терактов, повторяя удачные операции, стараясь застичь людей врасплох, внезапно. Милосердие у террористов отсутствует.

Если теракт у группировки удался, группировка берет на себя ответственность за его совершение.

Если теракт провалился, группировка быстро меняет свое название и берет на себя ответственность под другим названием, чтобы запутать полицию при расследовании теракта

Руководители группировок, как правило, талантливые люди, вынашивающие далеко идущие преступные цели.

Материально-техническая база и финансирование террористов:

Базы и центры подготовки террористов в странах, поддерживающих их политические цели.

Наличие значительных финансовых средств из различных источников:

- поддержка терроризма состоятельными соотечественниками;

- наркобизнес;

- продажа оружия;

- игорный бизнес, рэкет, вымогательство;

- деятельность легальных и нелегальных (подставных) экономических структур.

Дешевле и выгоднее осуществлять ведение скрытых (террористических) действий, чем открытых (военных).

Причины терроризма:

- политические;

- идеологические;

- националистические;

- религиозные;

- криминального (уголовного) характера;

- экономические;

- социальные;

- личностно - патологические;

- экологического характера.

Цель террора:

- изменение политического строя;

- захват власти в государстве, регионе;

- отделение от государства, образование самостоятельного государства, требование автономии, независимости и т.д.;

- удовлетворение экономических требований;

- изменение законодательства: правового, экономического, социального;

- месть;

- уничтожение или ослабление конкурентов.

Цель теракта (не считая политических целей) - в минимальный срок совершить максимальный ущерб. Террористы - не рациональные люди, они действуют оперативно и жестоко.

Методы действий террористов:

- взрыв или поджог на объекте, вблизи объекта, в месте скопления людей, транспортного средства;

- стрельба по объектам, людям (в том числе обстрел с закрытых позиций);

- захват ВС, объектов, авиационных комплексов, заложников;

- поломка, порча, разрушение, (ВПП, ВС, навигационного и светотехнического оборудования);

- организация паники (в залах ожидания пассажиров, в ВС с использованием ложных объявлений, слухов и т.д.);

- отравление помещений, воды, пищи, одежды;

- подкуп персонала;

- ложные сообщения, угрозы (по телефону, по почте) о применении взрывного устройства (ВУ);

- радиоэлектронное подавление радиосвязи, создание помех в каналах управления; отвлечение внимания, провоцирующие действия.

Сегодняшний терроризм крылат. Он облюбовал одно из самых эффективных средств передвижения - воздушный транспорт. Этому служат следующие предпосылки:

1) Реальность захвата и угона ВС представляет минимальную опасность для преступника и большую угрозу жизни пассажиров и экипажа.

2) Захват и угон ВС расценивается преступником как одно из результативных средств достижения задуманной им цели.

3) Выполнить преступные действия террорист способен при использовании минимальных сил и средств.

4) Как правило, один или ограниченное количество террористов могут осуществить захват любого ВС.

5) Реальная возможность использования БС в качестве оружия уничтожения.

Пассажиры на борту воздушного судна представляют значительную ценность для государства. Действующие группировки преступников считают захват ВС наиболее легким и дешевым способом приобретения популярности, освобождения отбывающих наказание террористов, получения выкупа. В случае катастрофы большинство пассажиров погибает, а террорист остается анонимным лицом.

Бомбы, гранаты, пистолеты стали средствами принуждения, применяемыми современными

воздушными террористами. Они отдают себе отчет в собственной силе: ничто не служит демонстрацией решительности лучше, чем взрывное устройство в руках террориста. Через аэропорты, пункты контроля, салоны лайнеров и пилотские кабины проходит фронт борьбы с терроризмом. Идет настоящая война.

Как писал американский профессор Маккензи Ора, руководивший программой «Терроризм и авиация» в рамках всемирного фонда авиационной безопасности, «это война, которую невозможно выиграть, но нельзя проиграть».

Первый случай захвата и угона самолета был зарегистрирован в 1931 году в Южной Америке. В дальнейшем (до 1967 года) этот вид незаконного вмешательства не пользовался особой популярностью у преступников. С 1931 по 1967 год было отмечено всего 65 случаев захватов и угонов.

И только начиная с 1967 года, когда по Америке, а затем и по всему миру, прокатилась волна захватов и угонов ВС, диверсий и шантажа, вопросы борьбы с воздушным терроризмом были выдвинуты на первый план.

Наибольшее количество АНВ отмечено в период с 1970 по 1979 год. За эти 10 лет в мире зарегистрировано более 700 случаев захватов и угонов ВС, погибло белее 1100 человек, ранено более 1000 человек. За этот же период зарегистрировано более 10000 угроз о захвате ВС и диверсиях. Высокий процент успешных попыток захватов и угонов самолетов в первые годы активизации преступных действий явился результатом попустительства ряда государств, не принявших практически никаких мер по отношению к лицам, виновным в угоне ВС на их территорию.

Существующие тенденции угрозы авиационной безопасности:

1) Гражданская авиация может быть уязвима для нападения в любом месте и в любое время, если не принять соответствующие превентивные меры авиационной безопасности, потому что:

а) сам характер авиационной отрасли позволяет преступнику осуществить террористическую акцию не находясь в непосредственной близости от намеченного объекта;

б) действующие в настоящее время группы террористов достаточно организованы и располагают современными техническими средствами для нападения на воздушные суда.

2) Нападения на объекты инфраструктуры воздушного транспорта остается на сегодняшний день одной из самых распространенных и опасных форм терроризма.

3) Гражданская авиация стала подвергаться нападениям террористов, приводящим к смерти пассажиров, авиаперсонала и других людей. Возникла опасность использования захваченного ВС в качестве средства поражения важных объектов на земле.

4) Угрозы в адрес гражданской авиации носят динамичный характер и требуют применения соответствующего набора превентивных мер.

5) Слабая организация работ по обеспечению авиационной безопасности, недостаточная оснащенность техническими средствами (досмотра, охраны) и недостаточная квалификация персонала служб авиационной безопасности аэропортов и авиакомпаний.

6) Современные ВВ имеет большую разрушительную силу.

7) Современные ВУ требуют много усилий для обнаружения, особенно если они

спрятаны в электронных устройствах. В связи с этим, необходимо осуществлять досмотр всего того, что попадает в контролируемую зону аэропорта и на борт ВС.

8) Увеличивается использование ухищренных способов проноса на борт оружия, боеприпасов, опасных предметов и веществ, ВУ и СВУ:

9) Растет количество случаев выявления и изъятия боевого оружия и боеприпасов.

10) Методы террористов становятся с каждым годом все более изощренными, хорошо продуманными, отработанными, что свидетельствует об их целеустремленности и способности угрожать безопасности гражданской авиации.

Новые угрозы и вызовы в отношении гражданской авиации

После трагических событий 11 сентября 2001 года проведен всесторонний анализ состояния авиационной безопасности ГА и осуществлена оценка новых и возникающих угроз терроризма на воздушном транспорте, на основе проведённых оценок было установлено наличие новых угроз:

1) использование воздушных судов в качестве оружия (значительное количество жертв и разрушений, как это имело место результате четырех угонов воздушных судов, совершенных 11 сентября 2001 года в Соединенных Штатах Америки);

2) нападение, совершаемые террористами в воздухе (что имело место в ходе известных событий 11 сентября 2001 года в США и 24 августа 2004 года в Российской Федерации;

3) нападение, совершаемые террористами на земле (может нанести значительный ущерб объектам инфраструктуры аэропорта;

4) закладки ВУ на объекты инфраструктуры аэропорта, транспортные средства;

5) применение ПЗРК и стрелкового оружия;

6) нападение с применением электронных средств, таких, как радиопередатчики или другие средства, создание активных преднамеренных радиопомех или изменения состояния наземных или бортовых авиационных систем управления или наведения, в результате чего ставится под угрозу безопасность людей и воздушного судна,

7) применение химического, биологического и бактериологического оружия с целью срыва воздушных перевозок;

8) использование радиоактивных материалов с целью угрозы жизни пассажиров и авиаперсонала, заражения имущества.

Воздушный терроризм в СССР и Российской Федерации

В СССР первая попытка захвата ВС произошла 25 октября 1958 года (попытка захвата двумя преступниками самолета Ан-2 в аэропорту Новые Кресты, Якутия). Жертв нет.

За 22 года (с 1958 по 1979 год) произошло 22-е попытки захвата ВС и шесть случаев захвата и угона ВС за границу. Убито 10 человек и ранено 7 человек.

За этот же период в мире зафиксировано свыше 800 случаев попыток захвата и угона ВС, погибло около 1200 и ранено более 900 человек. В США за данный период зафиксировано свыше 200 попыток захвата и угона ВС. Другие виды актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации (угрозы в адрес воздушного транспорта, несанкционированное проникновение в ВС, блокирование ВС, нападения на земле с захватом заложников с целью шантажа и вымогательства и т.д.) отсутствовали или происходили крайне редко.

В последующие 10 лет (с 1980 по 1989 год) количество актов незаконного вмешательства увеличивается почти в 10 раз (283 АНВ). Из них: 15 попыток захвата ВС, 5 случаев угона ВС за границу и 263 случая угроз в адрес гражданской авиации.

В мире за этот период зафиксировано свыше 250 попыток захватов и угонов ВС.

Преступные акты воздействия на гражданскую авиацию приобретают постоянный характер. Начиная с 1984 года, количество угроз в адрес гражданской авиации увеличивается.

В период с 1990 по 1994 год количество актов незаконного вмешательства в деятельность воздушного транспорта по сравнению с прошедшими 32-мя годами (г 1958 по 1989 год) удваивается. Помимо таких преступлений, как попытки захвата и угона ВС, угрозы в адрес ГА, появляются новые виды преступлений: попытки диверсий, нападения на земле с захватом заложников с целью шантажа и вымогательства, несанкционированное проникновение в ВС, блокирование ВС и объектов воздушного транспорта, а также другие инциденты. Характер преступлений становится более организованным и жестоким.

В 1990 году было отмечено небывалое за всю историю Аэрофлота количество попыток захвата и угона ВС. Было осуществлено 33 такие акции (24 попытки захвата ВС и 9 случаев угона ВС за границу).

Только в июне месяце:

9 июня угнан самолет из Минска в Стокгольм;

18 июня угнан самолет из Измаила в Турцию;

19 июня угнан самолет из Риги в Хельсинки;

24 июня угнан самолет из Таллинна в Хельсинки;

28 июня попытка угона самолета из Краснодара в Турцию;

30 июня угнан самолет из Львова в Стокгольм.

«Плотность» угона самолетов в 1990 году беспрецедентна не только в истории отечественной гражданской авиации, но и в мировой практике.

В период с 2000 по 2004 год произошло 2 случая захвата ВС и два случая взрыва ВС в воздухе терроистками - смертницами.

11.11.2000г. при выполнении рейса на ВС Ту-154М ОАО «Внуковские авиалинии» по маршруту Махачкала-Москва воздушное судно было захвачено Амирхановым Ахмедом Амирхановичем. Террорист заставил экипаж лететь в Израиль (аэропорт Эйлат). После посадки преступник сдался израильским властям и передан правоохранительным органам России.

15.03.2001 г. при выполнении перелета по маршруту Стамбул- Москва ВС Ту-154М ОАО «Внуковские авиалинии» был захвачен тремя террористами, Преступники вынудили экипаж лететь в Саудовскую Аравию (аэропорт Медина) При проведении операции по освобождению заложников один убит, двое задержаны. Погибли бортпроводник Фомина Ю.В. и пассажир Камбал Г. (гражданин Турции).

24.08.2004 г. вскоре после вылета из аэропорта «Домодедово» г. Москвы террористками-смертницами взорваны в воздухе самолеты рейсов Москва - Сочи и Москва - Волгоград.

В 2008 году предприняты две попытки захвата воздушных судов.

15 октября 2008 года предпринята попытка захвата воздушного судна А-320 «Турецких авиалиний», следовавшего по маршруту Анталия - Санкт-Петербург. Пассажир во время полета запиской, направленной командиру ВС, потребовал лететь в город Штутгарт (Германия), в противном случае он взорвет самолет имеющимся у него взрывным устройством. На борту ВС находилось 163 пассажира и 7 членов экипажа. Нарушитель обезврежен членами экипажа и пассажирами. После посадки ВС в аэропорту назначения нарушитель передан сотрудникам правоохранительных органов. Пострадавших нет.

24 октября 2008 года предпринята попытка захвата воздушного судна Боииг-737-500 авиакомпании «Скай-Экспресс», рейса ЭХ-234, следовавшего по маршруту Сочи - Москва (Внуково). Пассажир во время полета запиской, направленной командиру ВС, выдвинул требование изменить маршрут полета и совершить посадку в Австрии. Если его требование не будет выполнено, то он взорвет самолет. На борту ВС было 130 пассажира и 6 членов экипажа, нарушитель силами членов экипажа и пассажиров был обезврежен и, после посадки ВС в аэропорту назначения, передан сотрудникам правоохранительных органов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.