Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внешнее финансирование инновационных проектов






Глобализация экономических отношений, потребность повышения конкурентоспособности продукции и ограниченность ресурсной базы вынуждают исследовать новые подходы к развитию и управлению предприятиями. Устойчивость любого предприятия формируется на основе выявления ключевых характеристик. Важнейшим фактором является ресурсное обеспечение производственного процесса. Для достижения эффективности поставленных целей необходимо выделять приоритетные направления в использовании ресурсов. Инновационные процессы в экономике связаны с поиском, разработкой, освоением, усовершенствованием и последующей коммерциализацией новых товаров, продуктов, технологий, техники на основе построения эффективных организационных структур и методов хозяйствования. Инновационные процессы решают проблему повышения ресурсной отдачи, преобразования научных открытий в практические решения, обусловливают конкурентные преимущества производимой продукции, реализуемых товаров.

Для качественного отбора ресурсов необходима достоверная информация о существующих новых материалах, новых разработках, о развитии технического прогресса. Эти проблемы помогает решать информационные системы управления, базы данных и базы знаний. На современном этапе технологического прогресса экономические достижения пере­довых стран определяются уровнем развития новейших инфор­мационных технологий. Управление крупным предприятием немыслимо без информационной системы. Информационные системы ERP (Enterprise Resources Planning - Планирования Ресурсов Предприятия) представляют интегрированные информационные системы автоматизации процессов управления предприятием. Подсистема управления производством предназначена для планирования производственных процессов и материальных потоков в производстве, отражения процессов производственной деятельности предприятия и построения нормативной системы управления производством.

Развитие новых информационных технологий ведется по пути обеспечения приоритетных направлений научно-технического (технологического) развития и связанных с ними ключевых, приоритетных технологий. Основой для принятия решения о внедрении ИТ-проекта является анализ показателей финансовой эффективности инвестиций.

Для управления эффективностью деятельности предприятий существуют системы CPM, BPM, EPM - это набор управленческих процессов планирования, организации выполнения, контроля и анализа, которые позволяют бизнесу определить стратегические цели и затем оценивать и управлять деятельностью по достижению поставленных целей при оптимальном использовании имеющихся ресурсов. Это система управления, построенная на принципах управления стоимостью бизнеса.

Существуют различные методологии для внедрения управления эффективностью деятельности. Их применение дает компаниям структуру декомпозиции сверху вниз, с помощью которой увязываются планирование и выполнение, стратегия и тактика, цели предприятия и его структурных единиц (business-unit). Применяемые методологии могут включать стратегию 6 Сигма (Six Sigma strategy), Сбалансированную систему показателей (balanced scorecard), расчет себестоимости на основе операций (activity-based costing (ABC)), Всеобщее управление качеством (Total Quality Management), экономическую добавленную стоимость (Economic value added), систему интегрированной стратегической оценки (integrated strategic measurement).

Под потенциалом предприятия понимается совокупность ресурсов предприятия, обеспечивающих его функционирование и развитие.

Потенциал предприятия включает:

· финансовый капитал;

· сырьевые ресурсы;

· технические ресурсы (состав, состояние оборудования);

· технологические ресурсы (используемые технологии, ноу-хау, уровень НИОКР);

· информационные ресурсы;

· человеческие ресурсы (уровень квалификации специалистов, ценности, корпоративная культура);

· организационные ресурсы (структура управления, методы управления)

· ресурсы, связанные с деловой репутацией фирмы (имидж фирмы, марочные активы, гудвилл (goodwill), накопленный опыт).

Ограниченность ресурсов диктует необходимость выбора оптимума производственных ценностей и самого процесса производства, базируясь на принципах комбинации, замещения ресурсов с учетом эффекта масштаба и закона падающей производительности.

Инновационные процессы решают проблему повышения ресурсной отдачи, преобразования научных, фундаментальных открытий в практические решения, обусловливают конкурентные преимущества производимой продукции, реализуемых товаров.

Однако реализация инновационного процесса возможна при развитии системы факторов и условий, необходимых для его осуществления, то есть инновационного потенциала, который характеризует способность предприятия к внедрению инноваций, на базе освоения которых происходит обновление и усовершенствование товаров, продуктов, технологий, техники и т.д.

Основными видами управления предприятием на микроуровне являются организационные, производственные, кадровые, инвестиционные, инновационный и финансовые технологии.

Для выявления первоочередных задач при планировании деятельности проводят анализ состояния предприятия, включающийэтапы:

1. системное исследование внутренних возможностей и уровня конкурентоспособности;

2. анализ факторов внешней среды и ресурсного потенциала предприятия.

Стратегический анализ позволяет определить цели функционирования предприятия и разработать набор стратегических альтернатив.

Целью разработки стратегии развития предприятия является выявление основных направлений его эффективного функционирования на основании максимальной реализации существующего научно-технического потенциала во взаимосвязи с внутрипроизводственными резервами и внешней окружающей средой.

Стратегический план предприятия состоит из следующих разделов:

· Цели и направления деятельности;

· Текущие и долгосрочные задачи;

· Выделения базовой стратегии;

· Функциональные стратегии;

· Описание наиболее важных программ;

· Описание внешних операций;

· Объем капитальных вложений и распределение ресурсов.

Разработка стратегии начинается с внешнего анализа, анализа факторов, которые находятся вне сферы постоянного контроля руководства предприятия и которые могут повлиять на его стратегию.

Основное предназначение внешнего анализа — определить и понять возможности и угрозы, которые могут возникнуть для предприятия в настоящем и будущем.

Проведение анализа конкурентоспособности предприятия, его устойчивости на рынке проводится на основе информационных систем (КИС). Наличие баз данных и баз знаний позволит получать не только сведения о материальных, нематериальных и организационных ресурсах, но и информацию об уникальном опыте и новых технологиях.

Проводимый анализ внешней среды на основе системы МИС (маркетинговых исследований) включает в себя следующие этапы: анализ внешней среды в целом, анализ отрасли.

Влияние внешней среды на деятельность предприятия зависит от результатов анализа и его последствий: после анализа будут приняты необходимые стратегические решения. Конечной целью внешнего анализа является формирование альтернативных стратегических решений, их оценка и окончательный выбор стратегии.

Каждая производственная система функционирует в дифференцированной внешней среде, включающей все силы и организации, с которыми фирма сталкивается в своей повседневной и стратегической деятельности. Внешняя среда очень динамична. Предприятие должно своевременно реагировать на изменения среды. Внешняя среда формирует определенную систему ресурсов (состав, структуру, качественные характеристики), которыми может располагать предприятие для выполнения своей миссии.

Внешняя среда состоит из двух частей:

1. макросреда (дальнее окружение);

2. микросреда (отраслевое или ближнее окружение).

Макросреда включает общие факторы, которые не касаются прямо краткосрочной деятельности предприятия, но могут влиять на его долгосрочные решения. Число возможных факторов макросреды достаточно велико. В связи с этим рассматривают четыре узловых направления, анализ которых получил название «PEST-анализ»: Political-legal (политико-правовые); Economic (экономические); Sociocultural (социокультурные);

Technological forces (технологические факторы).

Изменения макросреды влияют на стратегические позиции предприятия на рынке, воздействуя на элементы микросреды. Поэтому целью анализа макросреды является отслеживание и анализ тенденций и событий, протекающих независимо от предприятия, которые могут повлиять на устойчивость его во внешней среде.

Для анализа и прогноза развития макросреды используют разнообразные методы: прогнозирование отдельных тенденций и событий, сценарный анализ, имитационное моделирование, факторный анализ.

Микросреда включает все составляющие, которые прямо влияют или находятся под непосредственным влиянием основной деятельности предприятия: акционеры, поставщики, местные организации, конкуренты, покупатели, кредиторы.

Выводы на основе проведенного анализа могут свидетельствовать о

дефицитности ресурсов предприятия, которые замедляют процесс развития предприятия, приводя к переносу сроков осуществления инновационных разработок.

Чтобы исключить дефицит ресурсов и обеспечить рационализацию хозяйственной деятельности, на предприятиях внедряются системы планирования, включая: планирование потребностей в материалах (MRP); планирование производственных ресурсов (MRP II); планирование ресурсов, синхронизированное с потребителем (CSRP) и пр. Особое место в системе ресурсного обеспечения производственно-хозяйственной деятельности предприятий занимает система планирования потребностей предприятия (ERP), которая, с одной стороны, является комплексной, поскольку охватывает все ключевые процессы деятельности предприятия и необходимые для этого ресурсы. С другой стороны система ERP строятся по модульному принципу и, следовательно, позволяет выделить для подробного рассмотрения любой блок хозяйствования.

Ресурсное обеспечение деятельности организаций представляет собой одну из важнейших системных функций. Исследование его закономерностей требуется для рационального, эффективного и своевременного распределения и перераспределения, использования и пополнения ресурсов, необходимых для осуществления социально-экономической деятельности. Именно эта функция является основой выполнения предприятиями ряда других институциональных функций.

Процесс ресурсного обеспечения рассматривается в направлении отдельных видов деятельности или отдельных проектов с расстановкой приоритетов в пользу инновационного направления.

Управление процессом формирования инвестиционных ресурсов включает стандартные функции управления и осуществляется в соответствии с инвестиционной стратегией организации, которая является составной частью стратегии ресурсного обеспечения, и создает условия для реализации следующих основных целей:

· оценить потребность организации в оборотном капитале, трудовых ресурсах в прогнозируемом периоде, исходя из внутренних и внешних условий ее деятельности и социальной миссии;

· сбалансировать потребности с имеющимися у организации собственными источниками их обеспечения; обосновать оптимальную структуру источников формирования инвестиционных ресурсов организации, исходя из цены собственного и заемного капитала;

· аккумулировать ресурсы на инвестиционные цели для обеспечения расширенного воспроизводства;

· обеспечить формирование и оптимизацию материальной и стоимостной структуры основного и оборотного капитала; оказывать активное воздействие на повышение эффективности использования инвестиционных средств;

· обеспечивать финансовую устойчивость организации в долгосрочной перспективе и реализацию ее социальной миссии.

Интеллектуальные ресурсы, энергетические ресурсы, технологии, организация производства, информация - все эти ресурсы представляют собой совокупные ресурсы предприятия и выступают в качестве обеспечивающих компонентов его деятельности.

Ресурсное обеспечение представляет собой одну из важнейших функций, реализация которой определяет уровень развития предприятия и эффективность его функционирования. Механизм ресурсного обеспечения - это система институциональных элементов, необходимая для распределения и перераспределения ресурсов хозяйствующими субъектами и их структурными подразделениями, а также трансформации ресурсов из одной формы в другую. Выявление проблем ресурсного обеспечения в инновационной деятельности предприятия - важнейшая задача, которую нужно решать.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.