Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жизненный цикл инноваций






Жизненный цикл инновации представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшества. Жизненный цикл инновации определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта.

Обобщенная схема жизненного цикла инновации представлена на рис. 16.1.

Инновация в своем жизненном цикле проходит ряд стадий, включающих:

• зарождение, сопровождающееся выполнением необходимого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработкой и созданием опытной партии новшества;

• рост (промышленное освоение с одновременным выходом продукта на рынок);

• зрелость (стадия серийного или массового производства и увеличение объема продаж);

• насыщение рынка (максимальный объем производства и максимальный объем продаж);

• упадок (свертывание производства и уход продукта с рынка).

С позиций инновационной деятельности целесообразно различать как жизненные циклы производства, так и жизненные циклы обращения новшества. Графическая интерпретация жизненного цикла производства показана на рис. 4.

Рис. 4. Жизненный цикл производства инновационного продукта

 

Первая стадия – внедрение новшества –- является наиболее трудоемкой и сложной. Именно здесь велик объем расходов на освоение производства и выпуск опытной партии нового товара. На первой стадии воспроизводится и совершенствуется технология, отрабатывается регламент производственного процесса, И именно на данной стадии наблюдается высокая себестоимость продукции и незагруженность мощностей.

Вторая стадия – стадия промышленного освоения производства – характеризуется медленным и растянутым во времени наращиванием выпуска продукции.

Третья стадия – стадия подъема – отличается быстрым наращиванием производства, значительным увеличением загрузки производственных мощностей, отлаженностью технологического процесса и организации производства.

Четвертая стадия – стадия зрелости и стабилизации – характеризуется устойчивыми темпами наибольших объемов выпуска продукции и максимально возможной загрузкой производственных мощностей.

Пятая стадия – стадия увядания или упадка – связана с падением загрузки мощностей, сворачиванием производства данного товара и резким уменьшением товарных запасов вплоть до нуля.

Состав и структура циклов жизни новой техники и технологии тесно связаны с параметрами развития производства. Так, например, на первой стадии жизненного цикла новой техники и технологии производительность труда низкая, себестоимость продукции снижается медленно, медленно возрастает прибыль предприятия либо экономическая прибыль даже отрицательна. В период быстрого роста выпуска продукции заметно снижается себестоимость, окупаются первоначальные затраты.

Частая смена техники и технологии создает большие сложности и нестабильность производства. В период перехода на новую технику и освоения новых технологических процессов снижаются показатели эффективности всех подразделений предприятия. Вот почему инновациям в области технологических процессов и орудий труда должны сопутствовать новые формы организации и управления, пооперационный, попроцессорный и подетальный расчет экономической эффективности.

Жизнециклическая концепция инноваций играет очень важную роль в определении как максимального объема выпуска, объема продаж и прибыли, так и продолжительности цикла жизни конкретного новшества.

Анализ продолжительности циклов жизни новой техники и технологии проводится в следующей последовательности, включающей:

1) определение общей продолжительности циклов жизни изделий данного семейства, поколения за всю историю, с тем чтобы установить устойчивую величину цикла данного вида техники или технологического процесса, в том числе и по стадиям;

2) определение распределений продолжительностей циклов жизни и их стадий вокруг центральной тенденции, поскольку это является основой прогноза продолжительности циклов жизни будущего новшества;

3) выработку базы стратегии и тактики роста производства соответственно продолжительности стадий циклов жизни новой техники и технологии;

4) распределение вероятностей продолжительности циклов будущих образцов и пропорционально ей ресурсов во времени следующего цикла;

5) тщательный анализ факторов, влияющих на продолжительность прошлых циклов, и экстраполяция результатов на прогноз их влияния на циклы жизни будущих изделий;

6) формализацию методов сбора исходных данных и применение эконометрических моделей расчета.

Методика анализа продолжительности циклов жизни позволяет дать ответ о динамике технико-экономических показателей производства. Во-первых, это дает возможность определить период роста производства до максимального, которому эквивалентны наилучшие тенденции ведущих показателей экономической эффективности: приведенных затрат, себестоимости продукции, производительности труда, величины рентабельности. Во-вторых, следует установить зависимость роста выпуска с экстремумом технико-экономических показателей и с объемом продаж, ибо они, как правило, не совпадают. В-третьих, необходимо проанализировать тенденции изменения технико-экономических показателей при удвоении объема выпуска, дать ответ: существует ли пропорциональность, инерционность, эффект запаздывания и проч. Из приведенной методики ясно, что исследование динамики продолжительности стадий циклов жизни в зависимости от технико-экономических показателей и объема продаж является одним из важнейших современных методов анализа новой техники и технологии.

В простейшем варианте жизненный цикл инновационного продукта формируется движением ординарных денежных потоков. Структурированный по этапам, он разделяется на два периода: инкубационный (создание) и рыночный (коммерциализация инновации). Инкубационный период связывается с проведением исследований и разработок, научно-технической и организационной подготовкой производства и характеризуется денежными оттоками инвестиционного содержания. Рыночный период задает жизненный цикл товара, он связывается с коммерциализацией инновационного продукта – производством, продвижением продукта на рынок при организации непрерывного мониторинга и характеризуется денежными притоками операционного содержания. В определенных ситуациях по результатам мониторинга возникает необходимость выполнения работ, требующих инвестиционных затрат, вследствие чего проект с ординарными денежными потоками преобразуется в проект с неординарными потоками, что усложняет задачу координации в управлении жизненным циклом инновационного продукта.

В принципиальном плане задача координации может быть сформулирована как задача оптимизации денежных потоков, в которой в качестве критерия оптимизации действует установка на сокращение инновационного лага – временного разрыва между научно-технической подготовкой производства инновационного продукта и точкой возврата инвестиций. Представляется, что этот критерий удовлетворяет интересам всех участников проекта и в определенной мере согласует их, поскольку работает на приближение момента трансформации потоков денежной наличности, перевода их из области отрицательных в область положительных значений. При фиксированном моменте начала проекта сокращение инновационного лага может быть обеспечено удлинением сроков выполнения прикладных исследований и разработок, «эффект сжатия» в данном случае достигается через более длительную, и, следует полагать, более качественную реализацию идей, заложенных в концепции инновационного продукта. Качество при этом может быть оценено приростными значениями параметров инновационного продукта, достигаемыми при выполнении прикладных исследований и разработок.

Практический вопрос заключается в том, насколько это качество, выраженное в форме технического, экономического, социального, экологического эффектов, необходимо потребителю в момент вывода продукта на рынок, может быть востребовано им и целесообразно для участников проекта? Ответ на первую часть вопроса находится путем проведения маркетингового мониторинга, вследствие чего потребитель, даже не будучи непосредственным заказчиком проекта, проявляет свой интерес в реализации проекта и в меру такой активности становится привлеченным его участником.

В оценке целесообразности обеспечения более высокого уровня качества обнаруживается определенная тонкость, уловить которую можно, рассматривая технически сложный инновационный продукт и имея в виду, что в отношении его допускается проведение до- и послепродажного обслуживания. Соответствующая возможность закладывается при разработке путем обеспечения «стыковки» процессов до- и послепродажного обслуживания с конструктивно-технологическим решением.

Так, например, если принимать во внимание будущие затраты потребителя на приобретение продукции и ее эксплуатацию (а создавая новое изделие, следует помнить о ценовых параметрах конкурентоспособности), то при выполнении разработки можно поступить двояким образом: предложить изначально продукт с высокими характеристиками надежности и, следовательно, дорогой по цене либо предложить продукт с менее высоким, но приемлемым для потребителя уровнем надежности и предусмотреть возможность проведения в дальнейшем усовершенствования, модернизации. Однозначно, что в обоих вариантах следует также предусмотреть возможность проведения технического обслуживания, реконструкции и восстановления изделия.

Все это может быть обеспечено применением модульного проектирования, отработкой совместимости отдельных элементов конструкции, интеграцией диагностических систем и систем дистанционного обслуживания, других подобных им решений, априорную оценку результативности которых следует производить с учетом фактора технического риска. По общим правилам технический риск проявляет себя в получении отрицательных результатов научно-исследовательских работ, недостижении запланированных технических параметров при проведении конструкторских и технологических работ и т.д.

«Эффект сжатия» инновационного лага может быть достигнут также путем приближения точки возврата инвестиций. В жизненном цикле инновационного продукта такое действие соотносится с выполнением операций научно-технического трансфера – передачи продуктов интеллектуального труда из сферы науки в сферу производства, которая совершается при внедрении результатов разработок в производство. Очевидно, что постановка продукции на производство сопряжена с одноименным риском.

Производственный риск возникает в сфере производства вследствие низких технологических возможностей освоения инновационных продуктов, неадекватного использования материально-технических ресурсов, снижения производительности труда и т.д. Однако и в отсутствие производственного риска постановка продукции на производство сама по себе, без должного маркетингового сопровождения – испытания опытного образца и/или опытной партии в рыночных условиях – не гарантирует ожидаемого результата через поступление выручки от реализации инновационного продукта, поскольку при выведении продукта на рынок обретает действие фактор коммерческого риска. Коммерческий риск обнаруживает себя в сфере материально-технического обеспечения производства и сбыта инновационных продуктов вследствие неудовлетворительной организации маркетинга, нестабильных взаимодействий с партнерами, недостижения запланированного уровня качества товаров, завышения цен и т.д.

Изложенное дает основание считать, что операции научно-техническо­го трансфера, рассматриваемые в последовательности работ от внедрения результатов разработок в производство и далее вплоть до этапа освоения и развертывания производства, поставки инновационного продукта на рынок, имеют ключевое значение в обеспечении трансформации потоков денежной наличности и потому должны быть обеспечены адекватным управленческим инструментарием, какой предоставляет, в частности, логистика.

Логистика занимается поставками товаров различных функциональных свойств и назначения. При этом она руководствуется восьмью правилами: продукт – обеспечение нужного продукта, качество– необходимого качества, стоимость – с требуемым уровнем затрат, потребитель – доставка заявившему о своей потребности клиенту, количество – в необходимом количестве, время– в нужное время, место – в нужное место, персонифицированность – система обслуживания разрабатывается для каждого отдельного заказа, которые в данном случае должны быть воплощены с учетом специфики продуктов интеллектуального труда, предстающих объектами научно-технического трансфера. Осуществление правил логистики в операциях научно-технического трансфера восходит к решению принципиального вопроса из области коммерции: в какой момент времени должна быть совершена передача продуктов интеллектуального труда для их использования в производстве наукоемких товаров и услуг, кому и на каких условиях. По сути, этим решением осуществляется выбор вариантов трансфера – внутрифирменный и межфирменный (табл.5).

Таблица 5 - Формы научно-технического трансфера

Внутрифирменный трансфер Межфирменный трансфер
Внутрифирменное научно-производственное кооперирование. Внутрифирменный инжиниринг. Внутренний венчур.   Заказные исследования и разработки. Купля-продажа патентов и патентных лицензий. Купля-продажа беспатентных лицензий. Купля-продажа технологий в материализованном виде – оборудование, технологические линии. Купля-продажа технической документации. Обучение специалистов, консультативное сопровождение. Инжиниринг. Техническая помощь. Венчурный бизнес. Совместное предпринимательство. Организация совместных предприятий.

 

В целом логистика научно-технического трансфера (в иной терминологии – технологического трансфера или трансфера технологий) строится на осознании того, что «трансфер технологий (ТТ) подразумевает применение знаний, целевое их использование, являясь особенно сложным видом коммуникации, поскольку зачастую требует слаженных действий двух и более индивидуумов или функциональных ячеек, разделенных структурными, культурными и организационными барьерами.

Понимание важности роли человеческого фактора в процессе ТТ не позволяет представить его как простое перемещение информации из пункта А в пункт Б. На самом деле трансфер технологий должен рассматриваться как процесс взаимодействия и взаимообмена информацией между людьми в течение продолжительного периода времени».

Из приведенного определения следует, что логистика научно-технического трансфера может быть отнесена к категории информационной логистики, так как главным объектом управления выступает информационный поток. Новые научные знания прикладного характера могут быть представлены в виде конструкторской и технологической документации, выполненной в соответствии с требованиями стандартов на разработку и постановку продукции на производство, воплощены в моделях, опытных образцах новой техники, передаваться как изобретения, полезные модели, промышленные образцы, как производственный и управленческий опыт.

Информационный поток такого содержания, по сути, представляет собой не что иное, как поток технологических возможностей производства или разработки нового продукта и интегрируется с материальным потоком в той мере, в какой движение информации сопровождается движением материального потока или приобретает материальный носитель. В последнем случае имеется в виду не только надлежащим образом оформленная техническая документация, но и передача технологического оборудования, в режимах эксплуатации которого заложен «производственный секрет».

Безусловно, что поставка нового технологического оборудования может быть интерпретирована как материальное сопровождение передачи информации – это особая форма технологического трансфера, широко применяемая в практике международного обмена, в частности, промышленно развитых стран с развивающимися странами. Однако, материальное сопровождение нередко обусловлено условиями передачи информации на основе лицензионных соглашений (в том числе и в противозаконном порядке), когда в обязанности лицензиата «насильно» вменяется приобретение сырья, материалов из источников, указанных лицензиаром.

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.