Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационная культура предпринимательства и проблема обеспечения благоприятного инновационного климата






 

Для обеспечения экономической устойчивости в рыночной среде, характеризующейся финансовой устойчивостью, конкурентоспособностью продукции и технологии, эффективностью производства и реализации, крупные предприятия осуществляют реактивные и стратегические инновации, обусловленные реакцией на преобразования конкурентов и изменения внешней среды. Реактивные инновации носят приспособленческий характер, тогда как стратегические инновации – упреждающий, поскольку их реализация приводит к получению существенных конкурентных преимуществ в перспективе.

Согласно анализу М. Портера конкурентоспособных отраслей и предпринимательских структур девяти наиболее промышленно развитых стран, непрерывная модернизация производства на основе реализации стратегических инноваций (технологии высшего порядка и обеспечивающие их системы машин, оборудования, соответствующие им способы организации труда, производства, маркетингового обслуживания) является источником устойчивого конкурентного преимущества не только предпринимательских структур и отраслей, но и стран, в которых обеспечено динамично устойчивое воспроизводство инновационно-предпринимательского типа. Предприятия, отрасли и страны могут утрачивать конкурентные преимущества, если отказывались от непрерывного обновления производства. Скорость использования нововведений, быстрота реализации предпринимателей на нововведения конкурирующих фирм поддерживают конкурентоспособность предпринимательских структур.

Такую стратегию избрали японские фирмы, работающие в ключевых отраслях национальной экономики в послевоенный период. Это позволило им осуществить переход от стадии факторной конкуренции к стадии инновационной конкуренции.

В России инновационная активность отличает предприятия, относящиеся к отрасли машиностроения и металлообработки (около половины от общего количества инновационно-активных предприятий в промышленности). Второе место занимают предприятия пищевой промышленности, далее следуют предприятия химической и нефтехимической промышленности и легкой промышленности.

Типы инноваций дифференцируются по отраслевому признаку: в топливной, полиграфической промышленности и металлургии преобладают технологические инновации; а в остальных отраслях – продуктовые, на которые приходится почти две трети всех затрат. Они являются и более наукоемкими – при их осуществлении на НИОКР расходуется треть от всех инвестируемых средств.

Более 70% предприятий осуществляют инновации в целях расширения ассортимента продукции, чтобы заполучить сегмент рынка. Снижение издержек производства – цель почти половины от общего количества инновационно-активных предприятий

Любая инновационная деятельность является предпринимательской и основана на:

· поиске новых идей (от нового продукта до новой структуры) и их оценке;

· поиске необходимых ресурсов;

· создании и управлении предприятием;

· получении денежного дохода и личном удовлетворении достигнутым результатом.

Не всякое предпринимательство является инновационным, а лишь такое, которое позволяет извлечь предпринимательский доход в результате создания производства, использования или диффузии инновационного продукта. К субъектам инновационного предпринимательства относятся предприятия и организации, осуществляющие инновационную деятельность. В условиях рыночной экономики развитие инновационного предпринимательства зависит от спроса со стороны потребителей на инновации, наличия развитого научно-технического потенциала национальной экономики, функционирования венчурных фирм и инвесторов, финансирующих рисковую инновационную деятельность. Первые инновационные предприятия на территории России существовали в таких организационных формах, как центры научно-технического творчества молодежи, союзы изобретателей и рационализаторов, научно-технические общества, научно-технические кооперативы. Эти предприятия использовали материально-техническую базу, научный задел и кадровый потенциал государственных НИИ и ПКБ. Вследствие ухудшения экономической ситуации и снижения инновационного спроса многие из перечисленных выше организационных форм прекратили свою деятельность или изменили ее направление.

Исследование субъектов инновационной деятельности предполагает рассмотрение, что они собой представляют в высокоразвитой рыночной экономике, в каких экономических отношениях находятся и какие
функции выполняют. Без анализа современных теоретических представлений о природе и характере инновационной деятельности хозяйствующих субъектов в экономически развитых странах невозможно выделить и
практически реализовать приоритеты, которым должны следовать процессы реформирования отечественной инновационной сферы.

Важнейшая функция инновационных предприятий – осуществление посреднической роли между научно-технической и производственной сферами, обеспечение почти автоматического экономического обмена между ними без всяких сбоев в конкурентных условиях. Инновационные предприятия, помимо доведения продукта научно-технической деятельности до состояния, позволяющего использовать его в производственной сфере (через создание различных объектов инновационного продукта), осуществляют поиск коммерческого партнера, способного удовлетворить новую латентную общественную потребность, " чреватую" возможной прибылью. Таким образом, инновационные фирмы (предприятия) возникают как следствие общественной потребности в сокращении издержек, появляющихся в процессе трансформации продукта, созданного в научно-технической сфере, в продукт, создаваемый в хозяйственной сфере. Инновационные предприятия позволяют ликвидировать некоторые из затрат и сократить издержки производства, т. е. они выступают институциональной формой, обеспечивающей эффективное взаимодействие научно-технических институтов и частных хозяйствующих субъектов в рамках рыночных отношений. Сами инновационные предприятия выделяются как самостоятельные хозяйствующие субъекты, если их функционирование позволяет сократить затраты, которые вынуждены нести научно-технические институты и хозяйствующие субъекты, связанные с созданием инновационного продукта или доведением научно-технических новшеств до возможности их коммерческого использования.

Действительно, при количественном наращивании внутрифирменных трансакций, фирма может неэффективно размещать ресурсы на создание инновационного продукта, по сравнению с тем, что может реализовать инновационный предприниматель. Издержки от непроизводительного расходования ресурсов фирмы могут превысить трансакционные издержки открытого рынка, т. е. издержки при организации этой трансакции инновационным специализированным предприятием.

Инновационное предприятие, таким образом, возникает, когда трансакционные издержки хозяйствующих субъектов, связанных с приобретением инновационного продукта на рынке, меньше внутренних затрат, связанных с созданием аналогичного продукта самим хозяйствующим субъектом.

Инновационное предпринимательство – многогранный вид экономической деятельности. В качестве предпринимателя выступают физические и юридические лица, осуществляющие следующие виды инициативной деятельности, связанные с воспроизводственным циклом инновационного продукта:

· создание инновационного продукта (собственно инновационное предпринимательство);

· выполнение посреднических функций (оказание услуг, связанных с продвижением инновационного продукта и его передачей от непосредственного создателя его потребителю);

· осуществление функций в финансовой сфере для обеспечения инновационной деятельности.

Будучи относительно самостоятельными данные виды предпринимательской деятельности в инновационной сфере дополняют друг друга, хотя и могут существенно различаться по организационно-правовой форме, по содержанию операций и способам их осуществления. Выбор формы инновационного предприятия зависит от личных пристрастий, сферы деятельности, наличия денежных средств.

Как свидетельствует зарубежный опыт, малое предпринимательство в инновационной сфере – первая по массовости и наиболее динамичная структурная составляющая рыночного инновационного потенциала промышленно развитых стран.

Действительно, основу инновационного предпринимательства составляют малые инновационные фирмы (эксплеренты) – технологические лидеры в зарождающихся отраслях экономики, открывающие новые сегменты рынка, развивающие новые производства, повышающие наукоемкость и конкурентоспособность производства и тем самым способствующие формированию новых технологических укладов.

К сильным сторонам малых инновационных предприятий относятся следующие:

· оперативное принятие управленческий решений, позволяющее сократить длительность инновационного цикла;

· низкий уровень накладных расходов, благодаря прямым и персональным контактам с ними;

· отсутствие бюрократических процедур в организации в виду минимальной управленческой иерархии предприятий49.

Трудности в деятельности таких предприятий связаны с низким профессиональным уровнем менеджмента, ограниченными возможностями внешнего финансирования, низкой специализацией рабочих мест. Из-за отсутствия множества структурных подразделений, что связано с незначительной степенью разделения труда, малые инновационные предприятия не получают синергетический эффект.

Учредителям малых инновационных предприятий свойственна высокая мотивация предпринимательской деятельности несмотря на персональную ответственность за ее успех в условиях коммерческого риска. К мотивам инновационного предпринимательства можно отнести:

· возможность реализации собственных творческих проектов;

· высокая степень самостоятельности и свободы в принятии решений;

· утверждение высокого имиджа и творческое признание успеха в инновационной сфере и др.

Повышенной инновационной активности малого предпринимательства способствуют свобода поисков, отсутствие бюрократизма, быстрая апробация новшеств и то, что инновационная деятельность – это единственной возможность для предпринимателя, хозяйствующего в небольшой фирме, повысить свой статус, создать более масштабную организацию. Из-за ограниченности всех видов ресурсов малый бизнес заинтересован в ускоренной разработке и использовании новых технологий, производстве новых продуктов, доведении до стадии промышленного образца нововведений, которые передаются на коммерческой основе для использования крупным предприятиям.

Многие экономисты связывают инновационное предпринимательство со способностью продвижения инноваций посредством рискового бизнеса, а к субъектам инновационного предпринимательства относят малые рисковые фирмы, способные реализовать коммерчески привлекательные новшества и получить на этой основе прибыль. Однако помимо малых форм инновационного предпринимательства (типичными представителями являются венчурные предприятия, создаваемые для апробации, доработки и доведения до промышленной реализации рисковых нововведений), функционируют средние и крупные организационные формы инновационного предпринимательства.

Как малые, так и средние формы инновационных предприятий могут быть представлены следующими организациями:

· деловой центр (бизнес-инкубатор), содействующий развитию совместного предпринимательства и обеспечивающий управление и услуги в юридической, бухгалтерской, экономической и другой деятельности малым предприятиям;

· внедренческая фирма, специализирующаяся на внедрении, патентовании и лицензировании, продвижении на рынок научно-технических новшеств и объектов инновационной деятельности, доведении изобретений до коммерческого использования и продаже лицензий.

В отличие от названных выше форм инновационного предпринимательства, венчурные (рисковые) фирмы являются временными структурами, создаваемыми для получения конкретного конечного инновационного продукта.

Малые инновационные предприятия имеют по сравнению с подобными крупными субъектами высокие шансы на получение предпринимательской прибыли при:

· использовании стратегии, ориентированной на малые ниши рынков;

· отсутствии жесткой конкуренции и сложных барьеров на рынке;

· невысокой капиталоемкости производства и продвижении на рынок;

· использовании результатов базисных, пионерных НИОКР в пограничных областях науки и техники;

· возможности прямых контактов с потребителями;

· возможности многовариантного использования результатов выполненных НИОКР, приложение их к различным потребностям;

· относительной стабильности экономических условий деятельности и устойчивость цен на сырье, материалы, комплектующие, энергию и др.

Крупные инновационные предприятия отличаются консервативностью и медленно реагируют на новые общественные потребности и коммерчески выгодное воплощение новых идей в рыночный продукт. Высокая эффективность малых инновационных предприятий объясняется оперативным реагированием на новые научные идеи и на решение конкретных проблем, связанных с получением конечного результата от реализации инновационного продукта.

Эффективность работы крупных инновационных предприятий повышается при:

· возможности масштабного использования инноваций;

· наличии жесткой конкуренции на уже освоенных
рынках, требующей крупных вложений для продвижения инноваций;

· высоких начальных издержках в производстве инновационного продукта;

· необходимости использования сложных технических систем, проведении длительных процедур испытания, апробации, лицензирования и сертификации инновационного продукта.

В отличие от малых предприятий, крупные корпоративные структуры предпринимательского типа имеют материальную и финансовую возможность для освоения базовых, стратегических инноваций. Используя эффект масштаба и располагая большим капиталом, крупное корпоративное предпринимательство способно осваивать стратегические технологии, имеющие приоритетное значение для достижения национальной экономики научно-технического прогресса. Государство, сотрудничая с крупными предпринимательскими структурами, создает смешанные частно-государственные предприятия по выполнению определенных предпринимательских проектов и программ.

К крупным организационным формам инновационного предпринимательства относятся научно-технические комплексы, инженерные центры, научно-технические кооперативы, технополисы и научно-технологические парки (технопарки), исследовательские консорциумы и инкубаторы, на средства которых осуществляется коммерциализация инновационного продукта. Крупные формы инновационного предпринимательства способствуют развитию наукоемкого производства, осуществлению трансферта технологий для скорейшего внедрения среди экономических агентов национальной экономики.

В экономически развитых странах средняя доля нематериальных активов в основном научного характера составляет на производственных предприятиях 30%, тогда как в России она практически не учитывается. Это ведет к безнаказанному воровству авторских достижений, а результаты НИОКР российских ученых коммерчески используются за рубежом без всякого долевого участия России и авторов достижений.

Поддержка инновационного предпринимательства должна способствовать преодолению субъектами инновационной деятельности барьеров организации, коммуникации, компетенции.

Развитие рыночных отношений, разрушение командно-плановой экономики, сокращение объемов производства, приватизация государственной и муниципальной собственности, рост числа неплатежеспособных предприятий изменили механизм управления научно-техническим прогрессом, повлияли на характер и темпы научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведений как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности предприятий и экономики в целом. В настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие, идут процессы развития новых организационных форм хозяйственной и финансовой деятельности, формируется рынок ценных бумаг, рынок инноваций и капитала. В этих условиях многие предпринимательские структуры начинают заниматься инновационной деятельностью.

Предпринимательская деятельность является очень рисковой, т.к. существует высокая степень неопределенности, часто невозможно довести конструкторские и технологические разработки до практического внедрения и получения определенных финансовых результатов.

Любая страна гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Предпринимательство – это одна из форм проявления общественных отношений, которая способствует повышению материального и духовного потенциала общества.

Опыт начального периода перестройки показал, что мало провозгласить тезис, разрешающий предпринимательство, что недостаточно принять какие-то законы, способствующие этому. Нужно осознать, что необходимо создавать условия для его быстрейшего и эффективного развития, ведь за предпринимательством в России будущее.

Характер предпринимательского потенциала России обусловлен переходным состоянием российской экономики. Россия продемонстрировала способность к быстрому формированию класса предпринимателей и самой предпринимательской инфраструктуры.

Согласно проведенным исследованиям, 61% российского класса предпринимателей составляют кадры из прежней советской номенклатуры, которые сумели адаптироваться к требованиям рынка, успешно осваивают новые знания и стиль поведения. Другую часть составляет «неноменклатурный» сегмент российского предпринимательства, которая включает рядовых граждан, активно работающих в бизнесе, высококвалифицированных специалистов, открывающих консультативные фирмы. Также расширяется и малый бизнес в сфере технического обслуживания, ремонта, строительства.

В настоящее время для развития предпринимательской деятельности необходимо развивать и инновационное предпринимательство. К сожалению, в России до последнего времени инновационная деятельность осуществлялась в основном в крупных государственных учреждениях, которые управлялись через волевые решения бюджетного финансирования и планирования, при этом не учитывались особенности и закономерности самого инновационного процесса.

Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.

Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается как инновационный процесс.

Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. В основе предпринимательской деятельности лежит нововведение в области продукции или услуг, которое позволяет создать новый рынок для удовлетворения новых потребностей. Предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Инновационность является специфическим инструментом предпринимательства.

Процесс создания инноваций объединяет предпринимательство, науку, управление и технику. Инновация подразумевает технико-экономический процесс, который приводит к созданию лучших по свойствам изделий и технологий через практическое использование идей и изобретений.

Задача предпринимателей — это реформирование способа производства путем внедрения изобретений через использование новых технологических достижений для производства новых товаров. При этом можно производить прежние товары, но новыми методами. Но основная проблема инновационного бизнеса в том, что он является наиболее уязвимой частью российской предпринимательской деятельности.

Многие экономисты считают, что получение предпринимательского дохода является мотивацией всех видов предпринимательской деятельности. Но такой подход не учитывает, что наиболее мотивированной являлась бы деятельность в инновационном предпринимательстве с ожиданием наибольшего дохода, так как именно инновации выступают в качестве главного движителя экономического роста. В действительности сравнительно небольшой доход в области малых рисков компенсируется высокой вероятностью его получения, что является мощным мотивом для участия в инновационном бизнесе хозяйствующих субъектов.

В инновационной деятельности существуют риски, которые распространяются на всех участников этой деятельности, при этом выигрывают лишь немногие. Именно благодаря им выигрывает вся экономика, несмотря на то, что высокие риски ограничивают мотивацию к участию в инновационной деятельности. Поэтому необходимо снижать величину рисков через усиление мотивации посредством распределения рисков между участниками инновационной деятельности для исключения потерь для инноваторов, если не будет достигнут ожидаемый ими результат.

Наиболее действенным предложением по развитию инновационного предпринимательства в нашей стране может быть создание различных внебюджетных и бюджетных финансовых фондов инновационной направленности, которые могут быть подразделены по источникам их пополнения, по организации отбора перспективных проектов разного уровня и условий их финансирования.

В настоящий момент в России правовая, экономическая и организационная база для мотивации инновационной деятельности является слабой, что привело к проявлению технологического кризиса экономики. Поэтому основной проблемой является мотивация инновационной деятельности. Перед российской экономикой стоит основная стратегическая задача - выйти из технологического кризиса путем формирования постиндустриального технологического способа производства. Среди таких ключевых направлений выделяются технологии и товары в области космоса, авиации, биотехнологии, электроники и информации, транспорта.

Для поддержки инновационного предпринимательства необходимо, разработать государственную политику в области инновационной деятельности и обеспечить ее выполнение. Для этого государство должно стимулировать приток капитала в инновационную сферу через государственные гарантии, создание патентных фондов, долевое финансирование, страхование проектов, систем информационной поддержки. Это является тактической целью государственной политики в области инновационной деятельности.

Стратегическая цель государственной политики в области инновационной деятельности - это осуществление прорыва в базовых инновациях, которые формируют структуру постиндустриального технологического способа производства, что должно обеспечить устойчивое экономическое развитие России в XXI в. Главный инструмент технологического прорыва - это поворот инвестиций к инновациям, инновационному предпринимательству, и для этого следует направить средства и использовать имеющиеся в руках государства возможности.

По имеющимся оценкам, сегодня примерно 90% субъектов инновационной деятельности находятся в негосударственном секторе. В связи с этим необходимо стимулировать развитие малого инновационного предпринимательства. Поэтому актуальной проблемой является разработка эффективных механизмов государственного регулирования их деятельности. При этом государство не может взять на себя бремя инвестиционного обеспечения инновационной деятельности, но может создать условия для мобилизации инвестиционных ресурсов негосударственных инвестиционных банков, которые можно использовать для реализации наиболее приоритетных направлений инновационной деятельности.

К сожалению, еще одной проблемой развития инновационной деятельности является то, что немалая часть нового предпринимательства вышла из «теневого» бизнеса под прямой контроль криминальных структур. Криминальные структуры втягивают в свою орбиту и вполне «чистый» бизнес.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сказать, что условия для формирования инновационной деятельности российского предпринимательства являются не самыми благоприятными. К одному из ключевых факторов, наравне с продолжением либеральных экономических реформ, относится система образования, которая способна дать российским предпринимателям современные управленческие знания, привить определенную систему моральных ценностей, выработать новую предпринимательскую этику. Возможности для этого имеются - весьма высокий образовательный и квалификационный уровень российских трудовых кадров, развитая система образования. К решениям проблемы развития инновационной деятельности предпринимательских структур можно отнести внедрение современной системы управления и расширение экономической демократии, формирования новой культуры отношений между работниками, ведь многие из них стали одновременно и собственниками, и управляющими.

Для развития инновационной деятельности необходимо отметить следующие моменты:

- создание системы правовой охраны интеллектуальной собственности в России не завершено;

- отсутствие четких притязаний государства на владение объектами интеллектуальной собственности, которые создаются за счет средств федерального бюджета, и связанными с ней технологиями, тормозит развитие промышленных инноваций;

- до сих пор не созданы организационно-правовые механизмы стимулирования использования передовых технологий на базе изобретений в бизнесе, практически полное отсутствие государственной политики поощрения изобретательства и развития творческой активности граждан России применительно к интеллектуальной собственности;

- слабость и непоследовательность государственной политики в области охраны авторских и смежных прав приводит к наносящему ущерб и государству, и авторам.

К наиболее эффективным способам развития инновационной деятельности предпринимательских структур можно отнести:

- предоставление налоговых льгот со стороны государства;

- прямая финансовая помощь государства;

- специальные государственные кредиты;

- бюджетное финансирование посредством безвозвратного субсидирования;

- частичное финансирование заработной платы работников фирм, занимающихся научными и техническими исследованиями;

- создание центров развитой технологии на коммерческой основе с частично финансовой помощью государства, предоставляющих оборудование или лаборатории;

- создание венчурных предприятий или других организационных форм, которые создаются в составе компаний, на период выполнения инновационных этапов;

- создание сети консультационных центров, предоставляющих консультации в правовой, налоговой, финансовой, экспортных сферах и в области маркетинга.

В заключение из рассмотренного материала можно сделать обобщающий вывод. Поддержка инновационного предпринимательства является одним из приоритетных направлений государственной научно-технической и экономической политики государства. Нововведения нужно начинать с малого, то есть так, чтобы на начальном этапе не требовалось бы больших вложений финансовых и людских ресурсов, при этом следует ориентироваться на небольшой рынок. Если не учесть этот момент, может возникнуть проблема нехватки времени, которое необходимо для внесения оперативных изменений. Одной из причин снижения эффективности инноваций является слабость правовой базы в области инновационного предпринимательства и недостаточный уровень государственной поддержки инновационных предприятий. Любой вид инновационной деятельности требует государственной поддержки и стимулирования.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.