Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отличительные особенности инновационного менеджмента, его общие и частные функции






Принципы организации, планирования, стимулирования, ресурсного обеспечения применительно к инновационной деятельности.

 

На сегодняшний момент в российской экономике окончательно не сформировалось стремление к инновационному ведению бизнеса. Большинство предприятий, столкнувшись с необходимостью жесткой оптимизации издержек, в первую очередь, экономят на развитии производства, откладывая на ″ потом″ инновационные проекты, расходы на НИОКР и перевооружение.

По данным Минэкономразвития России понимание необходимости инноваций технологического характера у бизнеса остается низкой.

В современных рыночных условиях обеспечение конкурентоспособности любой организаций, повышение имиджа предприятий, захват новых рынков и увеличение денежного потока возможно только за счет создания необходимых предпосылок для последующего развития на основе создания, внедрения и распространения технических, технологических и организационных нововведений. Необходимость инновационной деятельности, способность к нововведениям выступает как законное требование времени.

Организации добиваются конкурентного преимущества благодаря нововведениям, к которым относят: новые технологии, новые способы маркетинга, производства или доставки и улучшения соответствующих услуг; новые или изменившиеся запросы покупателей; появление нового сегмента отрасли; изменение стоимости или появление новых компонентов производства; изменение параметров правительственного регулирования, таких как новые стандарты, ужесточение требований к охране окружающей среды, требования к новым отраслям и др.

Инновационная деятельность является сложной динамической системой действия и взаимодействия различных методов, факторов и органов управления, занимающихся:

- научными исследованиями, созданием новых видов продукции, совершенствованием оборудования и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства на основе новейших достижений науки, техники;

- планированием, финансированием и координацией научно-технического прогресса;

- совершенствованием экономических рычагов и стимулов;

- разработкой системы мер по регулированию комплекса взаимообусловленных мероприятий, направленных на ускорение интенсивного развития научно-технического прогресса и повышение его социально-экономической эффективности.

Инновационная деятельность направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутренних и зарубежных рынках.

В качестве общих принципов организации инновационной деятельности предприятия исследователи называют:

1. Целевую ориентацию, т.е. организация инновационной деятельности должна способствовать непрерывному протеканию инновационного процесса. Под непрерывностью здесь понимается целостность инновационной системы, которая должна способствовать преодолению негативных аспектов при передаче информации по стадиям инновационного цикла;

2. Системность инновационной деятельности, т. е. наличие четко обозначенных функций, их исполнителей и взаимодействий между ними;

3. Адаптивность как наиболее адекватно отражающая влияние факторов внешней, внутренней среды предприятия на процессы создания инноваций, учитывающая тенденции их изменения;

4. Оптимальное сочетание полномочий и ответственности подразделений;

5. Экономичность, т. е. организация инновационной деятельности должна способствовать оптимальной результативности инновационного процесса путем сокращения инновационного цикла, повышения конкурентоспособности новых изделий, своевременного реагирования на запросы потребителей и т. п.;

6. Иерархичность, т. е. обеспечение иерархического взаимодействия между элементами инновационной деятельности на любых вертикальных и горизонтальных уровнях системы.

Наряду с этим практики инновационной деятельности предприятия выбрали специфические принципы ее организации:

1. Создание атмосферы, стимулирующей поиск и освоение инноваций;

2. Нацеленность инноваций на нужды потребителя;

3. Приоритетные направления инновационной работы вытекают из целей и задач предприятия;

4. Организация инноваций осуществляется по принципу параллельности их выполнения;

5. Инновационная деятельность находится в компетенции руководителя и его функции заключаются в формировании стратегических инновационных проблем, целей и направлений организационного развития;

6. Подразделения, занимающиеся инновационной деятельностью должны обладать единством решаемых задач и их набор должен быть оптимальным;

7. К инновационной деятельности привлекается весь потенциал предприятия.

Ключевыми задачами организации инновационной деятельности любого предприятия являются:

1. Планирование инновационной деятельности организации. Планирование инновационной деятельности начинается с формулирования миссии, которая выражается в ориентации деятельности организации на инновации. Следующий шаг — это определение стратегических направлений инновационной деятельности и постановка целей в каждом из них. Затем руководство организации выбирает оптимальную для каждого направления инновационную стратегию развития. На основе инновационной стратегии формируются долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы, которые реализуются на основе конкретных действий менеджеров и сотрудников.

2. Организация инновационной деятельности. Эта функция заключается в формировании процессов и структур, поддерживающих инновации. Если формирование и реализация стратегий, нацеленных на развитие за счет инноваций, не является на сегодняшний день большой редкостью, то создание специфичных структур, позволяющих управлять идеями (потенциальными инновациями) характерно лишь для небольшого количества компаний.

3. Мотивация участников инновационной деятельности. Мотивация является одной из наиболее обсуждаемых проблем в менеджменте. Формирование благоприятной организационной культуры; создание креативной команды, способной достигать поставленных целей; установление эффективной системы вознаграждения труда, — все это задачи мотивации персонала.

4. Систематическая оценка результатов инновационной деятельности. Инновационную деятельность необходимо постоянно оценивать для того, чтобы проверять правильность выбранной стратегии и вовремя предпринимать корректирующие действия.

Общая цель инновационной деятельности любой организации — выживание и развитие предприятия путем выпуска новых/улучшенных видов продукции и совершенствования методов её производства, доставки и реализации.

Целями инновационной деятельности организации с позиции его внутренних потребностей являются повышение эффективности производства за счет обновления всех производственных систем, повышение конкурентных преимуществ предприятия на базе научного, научно-технического, интеллектуального и экономического потенциалов

В условиях рыночной экономики инновационная деятельность должна способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразной высококачественной продукции и услугах, а для этого необходимо формулировать те необходимые задачи, которые готовы в полной мере раскрыть данные проблемы и пути выхода из них.

Инновационная деятельность организации должна быть сосредоточена на решении главных задач:

- проведении научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшеств, лабораторных исследований, изготовлении лабораторных образцов новой продукции, новых конструкций и изделий;

- подборе новых видов сырья, материалов для изготовления новшества;

-подборе новых технологий, ноу-хау и создании на их основе технологического процесса производства новой продукции;

- проектировании, изготовлении, испытании и освоении образцов новой техники, машин, механизмов, приборов;

- проектировании, планировании, внедрении новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;

- подготовке, обучении, переквалификации и подборе персонала;

- информационном обеспечении инновационной деятельности;

- проведении работ по приобретению необходимой документации по оформлению патентов, лицензий, ноу-хау, технологических регламентов, испытательных методик и т. д.;

- организации и проведении маркетинговых исследований и организации каналов сбыта инноваций;

- организации опытного производства и освоении новшеств;

- технологической подготовке производства и внедрении новшества;

- производстве и реализации новых продуктов, изделий.

Наиболее полную классификацию частных задач инновационной деятельности приводит И. Б. Гурков:

1. поддержание высокого технического уровня, разработка новых видов продукции и процессов, замена устаревших;

2. расширение ассортимента выпускаемой продукции внутри основной специализации фирмы, вне основной специализации фирмы;

3. внедрение стратегических инноваций;

4. коренное обновление и увеличение количества единиц производственного оборудования;

5. поддержание/увеличение доли на рынке;

6. проникновение на новые рынки внутри страны и за рубежом:

- разработка дифференцированных продуктов и процессов;

- научно-техническое обеспечении процессов вывода товаров на рынок;

7. повышение конкурентоспособности продукции;

8. усиление гибкости производства

9. снижение издержек производства путем:

- снижения удельных трудозатрат;

- снижения удельного потребления материалов;

- снижения энергопотребления;

- снижения уровня отбраковки изделий;

- снижение затрат на разработку новых изделий;

10. ускорение проектирования и освоения производства новых изделий;

11. повышение качества продукции;

12. улучшение условий труда;

13. снижение уровня загрязнения окружающей среды.

Инновационная деятельность является мощным рычагом, который помогает преодолеть спад, обеспечить структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией. Но внедряя инновации в практику, важно знать, какие факторы способны затормозить или ускорить инновационный процесс (таблица 1).

Таблица 1 - Факторы, влияющие на развитие инновационной деятельности организаций

 

Группа факторов Факторы, препятствующие инновационной деятельности Факторы, способствующие инновационной деятельности
Экономические и технологические Недостаток средств для финансирования инновационных проектов, слабость материальной и научно-технической базы, отсутствие резервных мощностей, доминирование интересов текущего производства Наличие резерва финансовых и материально-технических средств, прогрессивных технологий, необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры
Политические и правовые Ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства Законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность, государственная поддержка инноваций    
Социально-психологические и культурные Сопротивления переменам, которые могут вызвать такие последствия как изменение статуса сотрудников, необходимость поиска новой работы, перестройку новой работы, перестройку устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения и сложившихся традиций, боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу Моральное поощрение участников инновационного процесса, общественное признание, обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда, создание нормального психологического климата в трудовом коллективе
Организационно-управленческие Устоявшаяся организационная структура компании, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий, жесткость в планировании, ориентация на сложившиеся рынки, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов Гибкость оргструктуры, демократичный стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок, децентрализация, автономия, формирование целевых рабочих групп

 

В результате грамотно поставленных задач инновационной деятельности рождаются новые идеи, новые и усовершенствованные продукты, новые или усовершенствованные технологические процессы, появляются новые формы организации и управления различными сферами экономики и ее структурами.

Конкретные задачи инновационной деятельности организации определяются ресурсными возможностями самой организации. А ресурсные возможности влияют на масштабы инновационной деятельности, полноту охвата социально-экономических проблем, очередность их решения и получения конечных результатов.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.