Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Памяти Сергия Симеоновича Гнусина






Статьи о настоятеле Преображенской обители г. Москвы С. С. Гнусине из Календарей Казанского издания федосеевцев за 2010 и 2009 гг.

Из Календаря за 2010 г. (стр. 89-100).

 

Памяти Сергия Симеоновича Гнусина

 

Сергий Семеонович Гнусин — преславный отец и учитель нашего федосеевского «старопоморского согласия, настоятель Преображенской обители, иконописец, художник, каллиграф, писатель, известный деятель староверия и уважаемый духовный отец, но подлинная история его жизни осталась известна лишь весьма узкому кругу его почитателей и единомышленников, а со временем была утрачена, оставив краткий след только в Красном уставе — вероучительном руководстве старопоморского согласия. Но его духовные противники постарались изо всех сил, чтобы в анналы старообрядчества о нем вошли вымышленные рассказы и необоснованные обвинения»1.

Сергий Семеонович прибыл на Преображенское кладбище еще при Илье Алексеевиче Ковылине и «вел жизнь в обители тихую и строгую, наполненную мо­литвами и трудами: наставник при женском приюте, как написано в Красном уставе — " знаменитая обители единый от премудрейших духовный правитель", а также " главный деятель между прочими отцы"»2. По просьбе Ильи Алексеевича Сергий Симеонович составил 2 книги «О браке», которые Ковылин использовал в прениях с «брачниками»3. «Умелый художник и каллиграф: " писаные им книги и тетради отличаются искуснейшим подражанием древнему печатному шрифту" — отмечалось в дневных записках о московских раскольниках, опубликованных во 2-й книге 1885 г. Чтений Общества истории и древностей российских.

Сергей Семенович известен как художник и иконописец, но работы его не со­хранились или нам не известны. " Учительный настоятель" Гнусин оставил пре­имущественно литературное наследие, но на сегодняшний день оно полностью не выявлено и не описано. Сочинениями Сергея Семеновича занимался М. И. Чуванов, им был подготовлен доклад для Русского библиографического общества о Пандектах Гнусина, а также архимандрит Никанор (Кудрявцев) — игумен единоверческого монастыря, разместившегося в Преображенском богаделенном доме, выявивший мно­жество сочинений, но также не избежавший ряда укоренившихся заблуждений.

Далекий от сочувствия и восхищения старообрядцами игумен Никанор отмечал, что " голый перечень сочинений Гнусина не может не обнаружить в нем плодо­витейшего писателя. За XIX век, если не за всю историю Преображенского кладбища трудно указать фигуру, равную в этом отношении Гнусину". А в Красном уставе прямо указывалось, что " подобного снискателя и изъяснителя священного писания наше московское христианское общество не имело"»4.

Нужно сказать, что в то время Преображенское кладбище переживало свой расцвет: «... как являет нам история, что оная святая обитель всеми благами, как духовными, так же и вещественными, обильно гобзовала. И якожевторыи Сион, по все страны святоотеческий закон разсылала, как о духовных действиях, дабы оныя исправлялись в единообразиях с первобытными отцы, такожде и на созидание богослужебных храмов. Во все страны посылалось от московских отец благословение и о служебных уставех повеление, дабы отправлять службу божию по уставу древлецерковному, елико следует простым людем»5.

«И сим духовным учреждениям того времени был главный деятель между прочими отцы» Сергий Симеонович Гнусин (во святом крещении Иоанн) «оныя знаменитыя обители единым от премудрейших духовным правителем»6. Сей «...достославный и учительныи отец, Богом врученныи ему талант не скрывал, и со всяким тщанием на стражи гонимыя святыя церкви стоял, и на созерцание священнаго писания, повсюду верных сынов еяобзирал, и на путь спасительныи святоотеческих законов наставлял. А уклоняющихся в развращение коего либо иномнения, вразумлял, и от святаго писания научал. А сопротивляющихся, и от единства веры отделяющихся, содерзновением обличал и на кривосказительныя их суемудрия многия книги написал»7. Сергием Симеоновичем «в тоже время собрана богодухновенная книга Новыя пандекты, на нынешняя последняя самовластныя лета, от двух сот 56-ти священных книг, и внешних, от которых оная книга Пандекто, яко прекрасными и различными цветы лепотне уряженная; святей соборней и апостольстей церкви, яко венец всеговейно поднесенная. Она имеется в 4-х книгах и разделяется на 9-ть частей. Книга 1, имеет в себе 3 части. Часть 1, беседует о богословии, и о правой вере, в главах 21. Часть 2 — о церкви и обрядах ея в главах 40. Часть 3 — о божественных иконах, и преслушающаятому, в главах 37. Книга 2, имеет в себе часть едину, располагается на главы 272, в них же беседует о седми тайнах церковных, о приятии еретик. Книга 3 имеет в себе две части, беседует в ней о священном и божественном писании, в главах 33 и о обрядах и житии християнском, в главах 80. Книга 4-я имеет в себе 3 части, беседует о повиновении пастырям, и о отступлении от ереси, и последующих ей, в главах 56. Часть другая о четырех монархиях, и пятой антихристовой, и о окрестностях тоя, в главах 95. Часть следущая — о всей твари иносказательне, в главах 21. В четырех книгах всего глав 655, листов 1579». (...) «Еще им же составлена книга о различии действий духовных древлеправославныя церкви учителей, и о новых. И обоих обряды, и совершение таинств, в лицах воображены, в чем сопротивныя различия, православной церкви со инославной довольно поясни, и доводами святаго писания, и новаго подтверди. К сим же 3-я книга — богослужебный устав, оным же премудрейшим учителем собран от древлепечатных и старописменных уставов, общецерковных и киновиййных. Во оном уставе на весь год, чинно положено всякая служба церковная, дозволенная простолюдину8. 4-я книга его же трудов снискания на Ефремово 105 слово, еже о антихристе толкование9, и оное преподобнаго речение, 80 стихов раздельно и от многих святых писаний пояснено»10.

Еще же преславный отец Сергий Симеонович «...духом и силою Илииною ревнуя, ревновав по законе отеческом, на возникающих и умножающихся тогда в царствующем граде братского единения отступников, сиречь: иномнительных самобрачников. Их же он неправое мудрование многим святым писанием, особою книгою, обличив, посрами. И еще во обличение своем оправдывающим несвященное брачное сожитие, 58 глав собрав, во упомянутой книге Пандект положив»11.

Но поскольку эти обличения «...поправшим совесть самомудрым защитником безчиннаго брака, яко некая горестная лютость обретаются, ея же они не терпяще клеветаху на праведнаго злобно, не точию пред властию, но даже и пред самим царем, и его именным повелением заточен был в Соловецкую обитель, коея и был многолетныи заключевник, и тамо житие свое страдальчески скончал...»12. «Изыдоша бо тогда поистине неции от нашеягонимыя Церкви, не точно любогреховнаго любострастия, но даже и иномнительным безсвященнобрачныя тайны оправданием. Во главе же таковых от духовных правителей бяху Василий Емельянов, Василий Монин, Василий Скачков и прочия. А от могущих мира: Лаврентий Иванов...»13.

«Наиболее решительно «самобрачные новожены» заявили о себе, вступив в 1816 г. в борьбу за места попечителей при богаделенном доме на Преображенском кладбище, принадлежавшем федосеевцам. Потерпев неудачу (поморцам было отказано в открытии моленной на Преображенском кладбище), поморцы стали направлять в гос. инстанции письма, порочащие федосеевцев. Конфликт 1816-1818 гг. привел к ус­тановлению строгого надзора зафедосеевским согласием...»14. «Начиная с 1816 г. Гнусин оказался втянут в конфликт внутри общины Преображенского кладбища, возникший в связи с выбором попечителей. Власти утвердили кандидатов, едино- мысленныхГнусину. В ответ противники Гнусина написали донос (ГИМ. Хлуд. №346. Л. 122 об., 123 об.), в котором до сведения властей доводилось, в частности, что на кладбище скрываются «беглые и опасные люди», в том числе, Гнусин, который, якобы, является автором «Апокалипсиса седмитолкового», и картин, оскорбляющих нравственность и порочащих христианство и верховную власть (пресловутый портрет императора Александра с надписью «Антихрист» — Ф.Т.)...»15. Началось подробное и длительное следствие. Но «...в итогах расследования отмечалось, что " ничего особенного не открыто, кроме только того, что будто бы он дозволял себе согласно со своим учением составление оскорбительных насчет религии картин, которых однако при всех стараниях не отыскано, и в том удостоверяет только противная ему партия" (Курсив мой. — Е.А. ). Более того, прямо указывалось, что о картинах, осуждающих браки и государей — помазанников Божиих16, " есть только словесные показания с противной Г. стороны, которые со времени возникших в 1816 г. ссор от Преображенского кладбища отошли и составили свое общество под названием поморское, где браки допускаются"))17.

«Таким образом, получалось, что нет и явного преступления, за которое бы Гнусин должен быть осужден по законам, тем не менее, " необходимо удаление его из Москвы потому более, что он по строгим правилам и скромной жизни своей, почи­тается от многих приверженцев к старообрядческой вере за святого" (Курсив мой. — Е.Л. ) Рекомендовалось также удалить и другого учителя — Ивана Федотова»18.

С 1818 по 1821 гг. Сергий Семеонович был вынужден скрываться и находился в том числе в Судиславле в богаделенном доме купца Николы Папулина. «Но немало было и желающих угодить власти. Так, в следственном деле сохранился еще один из доносов — на этот раз анонимный — небольшая, в половину листа записка: " Сергей Семенов Гнусин прежде проживал в Преображенском раскольничем богаделенном доме и был наставником в их молельне. Ныне имеет жительство в г. Судиславле Костромской губернии в доме купца Васильчикова под именем Сергея Васильева Гнусова"»19.

«Вскоре московский гражданский губернатор князь Д. В. Голицин получил донесение из Костромской губернии о взятии на основании именного указа С. С. Гнусина с плакатным паспортом (паспорт, выдававшийся людям податных сословий. — Е.А. ) от дома Московского градского общества. 23 декабря 1821 года в присутствии советника губернского правления Палицина при заседателе дворянского земского суда Цветкова и бургомистра Судиславля Андрея Москвина Гнусин был допрошен и весьма подробно и чистосердечно изложил свой жизненный путь.

Мы приводим его рассказ, опустив некоторые устаревшие, а потому несколько трудные для понимания слова и обороты: " от роду себе имею 65 лет, федосеевского старообрядческого толку, был дворовым человеком помещика Осокина Оренбургской губ. Белебеевской округи, от коего лет 16 тому назад бежал, скитался по лесам и разным селениям, если иногда спрашивали, то назывался настоящим своим именем и помещика своего, уверяя, что имею при сем письменный вид, хотя его и не было. Через два года пришел в столичный город Москву, где встретился у Юхотного ряда (ряд, где торговали кожами. Известны были казанские юхотники или кожевенники. — Е.А. ) с вольноотпущенником крестьянином помещика Шапошникова Петром Никифоровым, от которого узнал, что он одного со мной согласу, и объявил ему о себе, что беглый и не имею на свободное проживание письменного вида, которой (П. Никифоров. — Е.А. ) по старости лет из сожаления ко мне отдал свою отпускную, а сам уехал в дом свой в Саратов. С этой отпускной называл я себя Петром Никифоровым. По знанию живописного мастерства записался в цех ремесленной управы и проживал в Москве до 1813 года, а потом через приятеля своего г. Казани сокольного пометчика (очевидно, готовил соколов к охоте. — Е.А. ) Андрея Васильева Шаронова получил уже от помещика своего настоящую отпускную, совершенною в Казанской палате Гражданского суда, с которой и приписался 22 декабря 1815 г. к московскому мещанству по высочайшему манифесту о 7-й ревизии. Назад же тому года с три или более по извету отпадших от нашего согласия московского купца Лаврентия Иванова Осипова с прочими в том, что я имел чужую отпускную, за что и был судим, но как преступление сие сделано было до всемилостивейшего манифеста прошлого 1814 г. августа в 30 день (в честь мира с Францией. — Е.А. ), то от суда и следствия освобожден без наказания, после чего проживал в городе Москве в Преображенском богаделенном доме, по временам ездил в Коломну в таковой же богаделенный дом, а с год времени укрывался я по разным местам с получаемым заочно от Московского общества паспортами и проживал у старообрядцев одного со мноюсогласу в г. Коломне и селе Писцове от того, что отпадшие московский купец Осипов с прочими начали делать на меня ложные доносы. В Судиславльский богаделенный дом прибыл я два дни назад. Содержателю дома купцуПапулину показал паспорт, который и принял меня и отвел особый покой. Из живущих при богаделенном доме едва ли кто и заметил ли. Приезд мой я не известил. Естие мне приносила с кухни старушка. Ее зовут — не знаю. Сам же никуда не выходил, с ворами, беглыми знакомства не имел. Показую сущую справедливость. К подлинному допросу руку приложил московский мещанин Сергей Семенов Гнусин".

В январе 1822 г. Гнусин и Федотов были доставлены в Москву, где содержались во внутренней тюрьме одного из тюремных замков, какого именно пока неясно»20.

«Так собственными своими усилиями — доносами и соперничеством — старо­обрядцы " брачники" обрекли все старопоморское согласие на долгие годы преследо­ваний, строгого надзора и запретов. Гнусин и Федотов были объявлены секретными арестантами...»21.

«12 мая 1823 согласно раппорту обер-полицмейстера Гнусин и Федотов были отправлены в Архангельск в распоряжение генерал-губернатора на двух парах ло­шадей, " чтобы было удобнее ехать и чтобы не случилось чего непредвиденного". Для путевых издержек было выдано 500 руб.

Квартальный надзиратель, препровождавший Гнусина и Федотова, возвратился в Москву и сообщил об исполнении задания и издержке 85 руб., сверх полученных. С. С. Гнусин провел на Соловках более 16 лет»22. По некоторым сведениям настоятель Преображенского кладбища Семеон Кузьмин посетил Сергия Семеновича в заточении и "...имел с ним продолжительную беседу и получил от него разные наставления касательно общения с учениками»23. Кроме того Сергий Семенович написал из заключения письмо, исполненное смирения и поучительное для християн24.

«Сообщение о его кончине доставил в Москву Петр Трофимов, в нем говорилось, что Сергей Семенович до самой кончины говорил и поучал сущих и что более " не осталось де таковых стариков".

Так завершилась земная жизнь духовного отца Сергея Семеновича, невероят­ные трудности которой, вызванные крепостным состоянием Гнусина и вместе с тем обладанием разносторонними талантами, которые он, конечно, как истинный хри­стианин не мог сохранять под спудом, его оппонентами были обращены против него и послужили созданию о нем злой легенды.

Но даже властные расследователи поняли истинную суть этого человека, а столь суровое наказание было связано с их поистине паническим ужасом перед неиссякаемой твердостью старообрядцев в следовании вере отцов и их творческим деятельным потенциалом.

Все рассудили время и Божий суд. Это сообщение о Гнусине представляется первым шагом в освоении значительного, разностороннего и глубокого наследия " учительного настоятеля"»25.

За прахом отца Сергия приехал топозерский киновиарх отец Илия, тело мученика Христова обрело покой в освященной монастырской земле. Известный исследователь русского Севера С. Максимов отмечал, чтоТопозерский скит вплоть до своего разорения от светских властей в XIX веке, существовал в основном за счет поддержки боголюбцев с Преображенского кладбища. В известном Преображенском сборнике «Отеческия письма» во 2-й части имеется послание в Топозерскую обитель от 30-го мая 7326 (1818) г.26 Имя отца Иоанна (Сергия) внесено в старопоморский синодик на вечное поминание, там он стоит как «темничный страдалец»27.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.