Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стимулирование позитивной мотивации






Отклоняющееся поведение имеет место постольку, поскольку работают механизмы его сознательной и бессознательной мотива­ции. Человек с девиантным поведением имеет устойчивую моти­вацию к сохранению девиации. Горькая правда заключается в том, что несмотря на страдания личность всячески сопротивляется по­зитивным изменениям. Стимулирование мотивации изменения поведения можно назвать самой главной задачей и самой большой трудностью психолого-социального воздействия на личность.

Работа с мотивацией клиента настолько сложна, что некото­рые специалисты выдвигают в качестве главного условия для по­веденческой терапии наличие уже сформированного желания из­менения себя и своей жизни. Другие соглашаются на работу и с теми, кого «привели родственники», затрачивая массу усилий и времени на создание позитивной мотивации.

Работа с мотивацией начинается с первых минут поведенче­ского консультирования. Вопросом первостепенной важности яв­ляется то, почему клиент обратился за помощью — какова моти­вация его обращения. Нередко девианты обращаются за психологи­ческой помощью не для устранения дезадаптивного поведения, а для сохранения его, надеясь «обыграть» специалиста и задобрить родственников. На данном этапе будут уместны прямые вопросы: Что Вы хотите получить от нашего сотрудничества? Что вы ожида­ете от терапии? Чем я могу помочь вам? Также возможно исполь­зование приема раскрытия намерений с помощью уточняющих ги­потез: «Вы обратились за помощью, потому что хотите успокоить ваших близких?»

Достаточно распространена методика конфронтации клиента на этапе заключения терапевтического контракта. При этом клиента побуждают убедить специалиста, что он действительно нуждается в помощи и желает изменений. Могут быть полезны следующие вопросы: Что плохого в таком поведении? 'Как вы реально по­страдали от него? Кому и какой вред вы нанесли? Какую плату вы готовы заплатить за то, чтобы избавиться от него? Зачем вам это нужно?

Конфронтируя клиента (оказывая легкое сопротивление), мы стимулируем его личную ответственность за свое поведение, а так­же активизируем процессы самовнушения. При выраженной склон­ности личности к оппозиционному поведению возможно исполь­зование приема открытой конфронтации, когда специалист прямо заявляет, что у клиента ничего не получится в силу тех или иных причин, например слабой воли, и ему нужно признать свое пол­ное поражение.

Широко распространен прием оценки негативных последствий девиантного поведения. При этом клиента просят как можно под­робнее, с конкретными примерами, рассказать о том, как он ре­ально пострадал от своего поведения, какой вред он нанес своим близким и окружающим людям. В случае выраженного защитного поведения клиента можно исследовать негативные последствия конкретного вида девиантного поведения его друзей, родственни­ков или знакомых. Консультант должен помочь клиенту спонтанно выразить такие чувства, как вина, раскаяние, стыд, боль, отвра­щение, злость, бессилие и отчаяние.

Достаточно эффективна методика проектирования будущего, которая предполагает подробное описание своего будущего при сохранении девиантного поведения и без него. Например, клиент представляет, какой будет его жизнь, если он будет продолжать пить, а затем — если он откажется от спиртного. Терапевт помога­ет не только конструировать образы, но и выражать свои пережи­вания по их поводу. Для себя и, своей новой жизни полезно подо­брать метафоры. Если представление о будущем без девиантного поведения вызывает положительный эмоциональный отклик, це­лесообразно перейти к составлению плана действий по его дости­жению.

При достижении взаимопонимания переходят к заключению те­рапевтического договора. Договор регулирует отношения между участ­никами терапевтического процесса и является основным спосо­бом поддержания мотивации к изменениям на всем протяжении совместной работы. Он оформляется в виде письменного или уст­ного контракта, содержащего цели, методы, условия, сроки рабо­ты, а также взаимные обязательства сторон. Выполнение договора обязательно для всех участников процесса. Стороны договаривают­ся о своих действиях в случае нарушения контракта.

Важным мотивирующим моментом является дальнейшая прора­ботка проблемы клиента. Совместно с консультантом он пытается ответить на следующие вопросы: Что для него значит отклоняю­щееся поведение? Что оно дает ему? Чего он лишится в случае освобождения от девиации? Клиент может поговорить со своей девиацией, если затрудняется ответить на вопросы. В случае прояв­ления защитного поведения в форме сопротивления, отрицания или ухода от сотрудничества целесообразно использование невер­бальных способов самовыражения. Это могут быть рисунки на темы, связанные с девиантным поведением, например: «Я и наркоти­ки», «Жизнь без наркотиков».

При стойком отрицании проблем и нежелании личности изме­няться в позитивном направлении прибегают к более интенсив­ным методам воздействия. Прежде всего можно использовать по­тенциал семьи или референтной группы, перейдя в режим группо­вого консультирования или семейной психотерапии. Эффективным методом стимулирования позитивных изменений выступает груп­повое убеждение [1]. Для этого специально собирается группа зна­чимых для девианта людей (друзья, коллеги по работе, родствен­ники, в том числе дети не моложе восьми лет). Группа заранее готовится к беседе, например в случае химической зависимости, формируя адекватное представление о проблеме и определяя цели помощи. Специально составляются перечни конкретных инциден­тов, связанных с аддикцией, свидетелями которых были участни­ки группы. Проводится репетиция убеждения. В итоге все автори­тетные люди, например, поочередно рассказывают химически зависимому человеку о том, что по его вине происходило в их жиз­ни, активно выражая свои чувства, при этом не осуждая и не кри­тикуя самого зависимого. Далее жертве зависимости на выбор пред­лагаются конкретные варианты лечения и реабилитации.

Довольно жестким, но, к сожалению, единственно эффектив­ным в некоторых случаях, является методика естественных по­следствий поведения. Суть приема — в предоставлении девианту пол­ной свободы действий при делегировании ему всей ответственно­сти за себя и свое поведение. При этом на личность перестают воздействовать (критиковать, убеждать, водить к специалистам) и лишают ее какой-либо поддержки. С определенного момента чело­век сам должен заботиться о себе, иногда семье приходится с ним просто расстаться. Отношения окружающих с данным человеком определяются жесткими правилами и условиями. Ему не верят на слово и не помогают просто так. Если он продолжает жить в се­мье, то его потребности удовлетворяются только в случае строго­го выполнения им семейных правил. Например, семья может до­говориться о том, что в случае положительного результата теста на наркотики подросток на неделю лишается всех прав и какой-либо денежной поддержки. Родители могут отказать ему даже' в обедах и крове до полного выполнения их условий. Другим усло­вием может стать согласие аддикта на получение специальной помощи.

В ходе работы периодически приходится обсуждать вопрос о силе и способах сопротивления клиента позитивным изменениям и терапии.

В некоторых случаях для формирования мотивации позитивных изменений целесообразно помещение личности в иную социальную среду, например сменив место жительства при включенности под­ростка в асоциальную группировку.

Работа с мотивацией является неотъемлемой составляющей всех этапов поведенческой интервенции. Специалист может выбирать доступные для него и адекватные для клиента методики стимули­рования мотивации позитивных изменений. При этом главным фак­тором, побуждающим клиента к сотрудничеству, являются личные отношения между ним и специалистом, основанные на честности, ответственности, поддержке и уважении.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.