Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 13.2. Правовые основы государственной организации таможенного дела и таможенной службы в Российской Федерации






§13.2.1. Понятие таможенного дела и правовые основы его организации в Российской Федерации

 

Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации. Таможенное дело входит в сферу государс­твенной монополии, то есть таможенным регулированием занимает­ся только и исключительно государственный аппарат. Главными це­лями таможенного дела являются:

1) экономические, и в их числе чисто фискальные (пополнение доходной части бюджета страны) и регулятивные (запреты, ограни­чения, лицензирование, квотирование экспорта и импорта товаров). Регулирование призвано стимулировать развитие национальной экономики, защитить российский рынок от недобросовестных хо­зяйствующих субъектов, шире привлечь иностранные инвестиции в российскую экономику, обеспечить выполнение обязательств перед другими государствами;

2)защитные, связанные с обеспечением экономической, сани­тарной и других видов безопасности страны, защитой общественного порядка, здоровья населения, сохранности культурных ценностей и т. Д. Обеспечивают достижение названных целей основные компо­ненты таможенного дела: таможенная служба как особая разновид­ность государственной службы, таможенная деятельность на основе таможенного права, а также единая таможенная политика, являюща­яся составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации.

Таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Основными средствами проведения в жизнь таможенной политики выступают правовые нормы и основанная на них служебная тамо­женная деятельность, содержание которой кратко можно определить как специфическую разновидность административного надзора.

При исполнении должностных обязанностей должностные лица таможенных органов обязаны: соблюдать права и законные интересы граждан, участников внешнеэкономической деятельности и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела; поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных обязанностей; исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации, установленные для федерального государственного гражданского служащего или сотрудника таможенного органа.

Исполнение должностных обязанностей должностным лицом таможенного органа осуществляется в соответствии с его должностным регламентом. Должностной регламент утверждается в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе Российской Федерации.

 

§13.2.2. Государственные органы управления таможенным делом и их компетенция

 

Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.

Таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы Российской Федерации, являющиеся правоохранительными

органами и составляющие единую систему, в которую входят: нахо­дящаяся в системе Министерства экономического развития Феде­ральная таможенная служба, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты.

Федеральная таможенная служба России (ФТС России) [202] является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска) и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Руководство деятельностью Федеральной таможенной службы осуществляет Правительство Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 21 июля 1997г. N 114-ФЗ (ред. от 06.12.2011г. №409-ФЗ) " О службе в таможенных органах Российской Федерации" [203] Должностные лица таможенных органов (а таковыми являются все их работники, имеющие специальные звания таможенной служ­бы) являются представителями власти и в качестве таковых имеют право: отдавать законные распоряжения и предъявлять требования, обязательные к исполнению организациями, государственными ор­ганами и физическими лицами.

Сотрудник таможенного органа имеет право на: посещение для исполнения должностных обязанностей организаций независимо от форм собственности; применение физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о таможенном деле (ст. 16 Федерального закона «О службе в таможенных органах»).

 

§13.2.3. Таможенный контроль и административная ответственность за нарушение таможенных правил

 

Таможенный контроль и административная ответственность за нарушение таможенных правил призваны обеспечить строгое выпол­нение всех видов таможенных режимов, а также полноту и своевре­менность уплаты всех видов таможенных платежей. В соответствии со ст. 224 Федерального закона о таможенном регулировании товары, ввозимые в Российскую Федерацию, подлежат помещению под одну из таможенных процедур в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Таможенного союза и настоящим Федеральным законом, за исключением товаров: происходящих с таможенной территории Таможенного союза (территории государства - члена Таможенного союза); выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Таможенного союза. Для целей применения настоящего Федерального закона товарами, выпущенными для свободного обращения на таможенной территории Таможенного союза, считаются товары, в отношении которых уплачены ввозные таможенные пошлины по тем же ставкам, что и в Российской Федерации, и в отношении которых соблюдены те же запреты и ограничения, что и в Российской Федерации, а также изготовленных из товаров, происходящих с территории Таможенного союза или выпущенных для свободного обращения на территориях государств - членов Таможенного союза.

Товары, вывозимые из Российской Федерации, подлежат помещению под одну из таможенных процедур, если товары предназначены к вывозу за пределы таможенной территории Таможенного союза. В иных случаях товары, вывозимые из Российской Федерации, подлежат помещению под таможенную процедуру, если это предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза или актами Правительства Российской Федерации.

Помещение товаров под таможенную процедуру осуществляется в порядке и на условиях, которые определены Таможенным кодексом Таможенного союза и настоящим Федеральным законом.

Виды таможенных процедур установлены статьей 202 Таможенного кодекса Таможенного союза.

В целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных процедур: выпуск для внутреннего потребления; экспорт; таможенный транзит; таможенный склад; переработка на таможенной территории; переработка вне таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; временный ввоз (допуск); временный вывоз; реимпорт; реэкспорт; беспошлинная торговля; уничтожение; отказ в пользу государства; свободная таможенная зона; свободный склад; специальная таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами).

Специальная таможенная процедура устанавливается законодательством государства - члена таможенного союза в соответствии с условиями и в отношении категорий товаров, определенных решением Комиссии таможенного союза.

Важнейшей составной частью таможенного дела является таможен­ный контроль, который проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле. При ввозе таможенный контроль начинается с момента пересечения таможенной границы товарами и транспортными средствами, а при вывозе - с момента принятия таможенной декларации. Заканчивается же таможенный контроль в момент выпуска ввезенных предметов, а при вывозе - в момент пересечения таможенной границы.[204]

Статья 110.Таможенного кодекса Таможенного союза[205] предусматривает много­численные и разнообразные формы таможенного контроля. Он может осуществляться в форме проверки документов и сведений; устного опроса; получения объяснений; таможенного наблюдения; таможенного осмотра; таможенного досмотра; личного таможенного досмотра; проверки маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; таможенного осмотра помещений и территорий; учета товаров, находящихся под таможенным контролем; проверки системы учета товаров и отчетности; таможенной проверки.

Личный таможенный досмотр - является исключительной формой таможенного контроля, который проводится по письменному решению руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, при наличии достаточных оснований полагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства таможенного союза. В процессе и в результате осуществления таможенного контро­ля, в связи с выявленными нарушениями таможенных правил, тамо­женные органы и их должностные лица могут применять различные средства и меры административного принуждения: меры и средства пресечения (приостановление операций по счетам, изъятие товаров или наложение на них ареста, личное задержание граждан, применение физической силы, оружия); восстановительные меры (неуплаченные таможенные платежи взыскиваются ими с организаций и бесспорном порядке, независимо от времени обнаружения факта неуплаты, да еще с ежедневным начислением пени); применение административ­ных наказаний за совершение таможенных административных пра­вонарушений.

В соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного Союза

любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.

В соответствии со ст. 23.8. КоАП РФ Таможенный орган рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 16.1, статьями 16.2 - 16.24 настоящего Кодекса.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе: руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители; руководитель структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители; начальники региональных таможенных управлений, их заместители; начальники таможен, их заместители; начальники таможенных постов - об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.

 

 

Контрольные вопросы

1. Назовите органы исполнительной власти, осуществляющие реализацию полномочий в сфере государственного управления иностранными делами Российской Федерации.

2. Назовите основные виды и функции органов МИД РФ за рубежом.

3. Назовите основные функции консульских учреждений.

4. В чём заключается координирующая роль МИД России в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации во взаимоотношениях с иностранными государствами?

5. Какие меры принуждения и поощрения могут быть применены в соответствии с законодательством, обеспечивающим административно-правовое регулирование вешних связей в областях внешнеэкономического, научно-технического и социально-культурного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами?

6. Раскройте содержание понятия таможенного дела

7. Назовите государственные органы управления таможенным делом

8. Раскройте компетенцию органов исполнительной власти, действующих в области таможенного дела.

9. Назовите меры, применяемые в порядке таможенного контроля.

10. Назовите особенности административной ответственности за нарушение таможенных правил.

ГЛАВА 14. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОНОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ И ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

В результате изучения главы 14 студент должен:

знать основные положения, современное правовое обеспечение по вопросам обороны РФ; механизм и способы обеспечения законности при реализации норм военного законодательства; методы административно-правового регулирования таможенного дела и таможенной службы; административно-правовой статус спецслужб РФ; механизм и способы обеспечения законности при реализации норм военного и таможенного законодательства; о внешней деятельности российского государства, системе загранорганов, способствующих ее осуществлению, их роли и нормативно-правовых актах, являющихся основой такой деятельности;

уметь применять полученные знания в практической деятельности юриста по оказанию квалифицированной помощи гражданам в защите их прав и законных интересов при обращении по вопросам воинской службы и реализации конституционной обязанности по защите РФ; в отношениях с органами государственной исполнительной власти;

иметь навыки

- самостоятельного изучения административного законодательства в области обороны, защиты и охраны Государственной границы РФ;

- само­стоятельно вырабатывать практические навыки в применения и тол­кования законодательства, особенного связанного с толкованием норм военного законодательства, а также умения ориентироваться в избранной профессиональной специа­лизации.

Тема 14.1. Государственное управление обороной Российской Федерации.

§14. 1.1. Понятие обороны и системы военной организации государства

На основании ст. 1Федеральный закон от 31 мая 1996г. N 61-ФЗ (ред. от 08.12.2011г. №424-ФЗ) " Об обороне»[206] под обороной понимается «система полити­ческих, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная зашита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории». В целях организации обороны устанавливаются во­инская обязанность граждан России и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств и создаются Вооруженные Силы Российской Федерации. К обо­роне привлекаются войска гражданской обороны, пограничные, железнодорожные и другие, а для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти. Служба внешней разведки Рос­сийской Федерации, органы Федеральной службы безопасности и другие спецслужбы, внутренние войска МВД России.

Основными правовыми актами, закрепляющими основы организации обороны РФ, являются федеральные законы: «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. (в ред. от 08.12.2011г. №375-ФЗ) [207], «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 N 76-ФЗ (ред. от 25.06.2012г. №90-ФЗ)[208], «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» от 26 фев­раля 1997 г. №31-ФЗ (в ред. от 09.03.2010г. №27-ФЗ)[209], Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. №1237 " Вопросы прохождения военной службы" (в ред. от 16.01.2008 г. N50)[210], и другие.

В соответствии с Военной доктриной Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 05 февраля 2010 г. N 146 " О Военной доктрине Российской Федерации" [211], которая является одним из основных документов стратегического планирования в Российской Федерации и представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.

В настоящей Военной доктрине учитываются основные положения Военной доктрины Российской Федерации 2000 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, а также соответствующие положения Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года.

Согласно Военной доктрине 2010г. военная политика Российской Федерации направлена на недопущение гонки вооружений, сдерживание и предотвращение военных конфликтов, совершенствование военной организации, форм и способов применения Вооруженных Сил и других войск, а также средств поражения в целях обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников.

В пп. 8 и 9 Военной доктрины Российской Федерации дается примерный перечень внешних и внут­ренних военных угроз.

Военная организация государства включает в себя Вооруженные Силы Российской Федерации, составляющие ее ядро и основу обес­печения военной безопасности, другие войска, воинские формиро­вания и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими. В военную организацию государства входит также часть промышлен­ного и научного комплексов страны, предназначенная для обеспече­ния задач военной безопасности. Главной целью развития военной организации государства является обеспечение гарантированной за­щиты национальных интересов и военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.

Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Они предназначены для отражения агрессии, направлен­ной против Российской Федерации, для вооруженной зашиты целос­тности и неприкосновенности ее территории, а также для выполне­ния задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Привлечение Вооруженных Сил к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом РФ в соответствии с федеральными законами.

Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из централь­ных органов военного управления, объединений, соединений, во­инских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил, в Тыл Вооруженных Сил, а также войска, не вхо­дящие в виды и рода войск Российской Федерации.

Организация обороны включает в себя: прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы; разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины Российской Федерации; правовое регулирование в области обороны; строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения; разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, вооружения и военной техники, создание их запасов, а также планирование использования радиочастотного спектра; планирование перевода органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени; мобилизационную подготовку органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны; создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов; планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне; оперативное оборудование территории Российской Федерации в целях обороны; обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, в области обороны; развитие науки в интересах обороны; координацию деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обороны; финансирование расходов на оборону, а также контроль за расходованием средств, выделенных на оборону, и деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации; международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны; другие мероприятия в области обороны (ст.2 ФЗ «Об обороне»).

§14.1.2. Система и компетенция органов государственного руководства военной организацией государства и управления Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями

Руководство строительством и подготовкой, применение военной организации государства, обеспечение военной безопасности Рос­сийской Федерации осуществляет Президент РФ, который является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. Президент РФ определяет основные направления воен­ной политики и утверждает Военную доктрину Российской Федера­ции; осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и орга­нами; в установленных законом случаях объявляет общую или час­тичную мобилизацию, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение, отдает приказ о ведении военных действий; утверждает федеральные государствен­ные программы вооружения и разлития оборонного промышленного комплекса; утверждает структуру, состав Вооруженных Сил Российс­кой Федерации, других войск, воинских формирований до объедине­ния включительно и органов, а также штатную численность военно­служащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; издает указы о призыве россий­ских граждан на военную службу и ряд других полномочий (в ст. 4 Закона «Об обороне» перечисляется 20 наименований).

Правительство РФ организует оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск вооружением, военной и спе-циальной техникой, обеспечение их материальными средствами, ре­сурсами и услугами, осуществляет общее руководство оперативным оборудованием территории Российской Федерации и интересах обо­роны, а также иные установленные федеральным законодательством функции и полномочия по обеспечению военной безопасности (ст. 6 Закона «Об обороне» включает в себя 27 наименований).

Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны)[212] является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы).

Минобороны России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, [213] Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, [214] Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств [215] и Федерального агентства специального строительства. [216]

Деятельностью Министерства обороны руководит Президент РФ. Им же осуществляется руководство Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации (ГУСП), [217] которое является федеральным органом исполнительной власти (федеральным агентством), осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению исполнения Президентом Российской Федерации полномочий в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации.

К полномочиям ГУСПа относится: организация обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации палат Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации,

Аппарата Правительства Российской Федерации; обеспечение в пределах своей компетенции согласованного функционирования и взаимодействия государственных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций, имеющих мобилизационные задания, в области мобилизационной подготовки и мобилизации; организация обеспечения функционирования пунктов управления государством и Вооруженными Силами Российской Федерации и иных специальных объектов мобилизационного назначения, отнесенных к ведению ГУСПа, и объектов их инфраструктуры; организация обеспечения работы, жизнедеятельности и безопасности Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, руководителей федеральных органов исполнительной власти, Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, а также иных должностных лиц в соответствии с устанавливаемым Президентом Российской Федерации распределением для работы на специальных объектах в период их пребывания на указанных объектах.

Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации яв­ляется центральным органом военного управления и основным ор­ганом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации, осуществляющим координацию деятельности органов и-войск Федеральной пограничной службы РФ, внутренних войск МВД РФ, железнодорожных войск РФ, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских форми­рований, Службы внешней разведки, органов Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, феде­рального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти но выполнению задач в области обороны. Ге­неральный штаб состоит из главных управлений, управлений и иных структурных подразделений.

Основными задачами и функциями Генерального штаба явля­ются: стратегическое планирование применения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с учетом их задач и военно-административного деления страны; оперативная и мобили­зационная подготовка Вооруженных Сил, координация оперативной и мобилизационной подготовки других войск, воинских формиро­ваний и органов, а также контроль за состоянием мобилизационной готовности; проведение мероприятий, связанных с поддержанием боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил и перевод их на организацию и состав военного времени, организация страте­гического и мобилизационного развертывания Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов; координация де­ятельности по проведению в стране мероприятий по воинскому уче­ту, подготовке граждан России к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы; разведывательная деятельность в целях обороны и безопасности; организация службы войск, осущест­вление контроля за их состоянием; разработка и координация планов строительства и развития Вооруженных Сил, а также мобилизацион­ного и стратегического их развертывания и ряд других функций.

Военный округ Вооруженных Сил Российской Федерации - основ­ная военно-административная единица - является общевойсковым оперативно-стратегическим территориальным объединением Воо­руженных Сил РФ и предназначен для осуществления мер по под­готовке к вооруженной защите и для вооруженной зашиты Российс­кой Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории в установленных границах ответственности, которые устанавливаются Генеральным штабом Вооруженных Сил. Указом Президента РФ от 20 сентября 2010 N 1144 " О военно-административном делении Российской Федерации»[218] в России создаются четыре вместо шести военных округов и четыре объединенных стратегических командований (ОСК) по образцу единых боевых командований Вооружённых сил США.

ОСК «Запад» создаётся на базе Московского и Ленинградского военных округов, куда также входят Северный и Балтийские флоты. Штаб располагается в Санкт-Петербурге.

ОСК «Юг» создаётся из Северо-Кавказского военного округа, части Приволжско-Уральского военного округа, с включением Черноморского флота и Каспийской флотилии ВМФ России. Штаб располагается в Ростове-на-Дону.

ОСК «Центр» создаётся из части Приволжско-Уральского военного округа и части Сибирского военного округа (до Байкала), штаб ОСК находится в Екатеринбурге.

ОСК «Восток» создаётся из Дальневосточного военного округа и восточной части Сибирского военного округа, штаб ОСК располагается в Хабаровске.

В мирное время ОСК продолжают именоваться военными округами.

Управление военным округом осуществляет командующий вой­сками военного округа, который назначается на должность и осво­бождается от должности Президентом РФ по представлению Мини­стра обороны РФ. Командующий войсками военного округа является прямым начальником всего личного состава военного округа и несет ответственность за боевую и мобилизационную готовность, состоя­ние, подготовку и всестороннее обеспечение войск военного округа, выполнение оперативных (боевых) и иных задач, возложенных на военный округ, а также за готовность объединений, соединений и во­инских частей Вооруженных Сил, других войск, воинских формиро­ваний и органов, дислоцированных на территории военного округа, к выполнению задач в области обороны.

В состав Вооруженных Сил Российской Федерации входят также военные комиссариаты, которые являются территориальными органа­ми Министерства обороны РФ в республиках, краях, областях, горо­дах и районах. Руководство деятельностью военных комиссариатов осуществляется Генеральным штабом через командующих войсками соответствующих военных округов. Руководство военным комисса­риатом возлагается на военного комиссара.

К задачам и функциям военных комиссариатов относятся: раз­работка планов проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов на основе действующего законодательства; проведение призыва граждан на военную службу; осуществление воинско­го учета граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу; осуществление контроля и оказание необхо­димой помощи предприятиям и организациям в выполнении фе­дерального законодательства, решений органов исполнительной власти и местного самоуправления по оборонным вопросам и не­которые другие организационные и военно-учетные функции и полномочия.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции осуществля­ют следующие функции: организуют и обеспечивают исполнение законодательства в области обороны; участвуют в разработке феде­ральной государственной программы оперативного оборудования

территории и обеспечивают еевыполнение в пределах своих тер­риторий; организуют и обеспечивают воинский учет и подготовку граждан к военной службе, их призыв на военную службу, военные сборы и призыв по мобилизации; обеспечивают учет и мобилиза­ционную подготовку транспортных и других технических средств в целях обороны; участвуют в планировании и обеспечивают выпол­нение мероприятий по гражданской и территориальной обороне и ряддругих функций, перечисленных в ст. 7 Федерального закона «Об обороне».

 

§14.1.3. Правовое регулирование воинской обязанности и прохождения во­енной службы гражданами Российской Федерации

Основу правового регулирования реализации воинской обязан­ности российских граждан и государственной организации прохож­дения ими военной службы составляют Конституция РФ, ряд осно­вополагающих Федеральных законов: от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 01.12.2011г. N 375-ФЗ)[219]; от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужа­щих» (в ред. от 14.07.2008 г.)[220]; от 26 февраля 1997 г. № 31 -ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Феде­рации» (в ред. от 09.03.2010 г. №27-ФЗ) [221], а также многочисленные президентские и правительственные нормативные правовые акты по различным вопросам обороны и организации военной службы, в частности, многочисленные воинские уставы.

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусмат­ривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение воен­ных сборов в период пребывания в запасе.

Граждане проходят военную службу по призыву, а также в доб­ровольном порядке (по контракту). При этом все граждане, проходя­щие военную службу, являются военнослужащими и имеют установ­ленный федеральным законом статус. Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных федеральными законами и иными нормативными актами Россий­ской Федерации.

Воинский учет осуществляется постоянно и охватывает все кате­гории граждан, подлежащих воинскому учету.

Воинский учет подразделяется на общий и специальный. На об­щем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за органами государственной власти, местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время. Граж­дане же, забронированные на этот период в установленном порядке за органами государственной власти, местного самоуправления или организациями, состоят на специальном воинском учете. Воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами районов, городов без районного деления и иных муниципальных (админист­ративно-территориальных) образований по месту их жительства. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет граждан осуществляется органами местного само­управления. Военные комиссариаты совместно с ответственными за военно-учетную работу должностными лицами органов исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществляют плановые проверки организаций по вопросам ведения воинского учета.

В соответствии со ст. 23.11 КоАП РФ военные комиссары субъек­тов Российской Федерации, городов (без районного деления), адми­нистративных округов и равных им административных образований, а также военные комиссары объединенных военных комиссариатов рассматривают дела об административных правонарушениях, предус­мотренных ст. 19.25, 21.1-21.7 КоАП РФ.

Обязательная подготовка к военной службе осуществляется в по­рядке, определяемом Правительством РФ, и предусмотрена ст. 11 — 15, 17—21 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Призыв на военную службу в основе своей регулируется ст. 22—30 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и более детально - в специальном Положении о призыве на военную службу граждан Российской Федерации[222], которое определяет порядок призыва на военную службу российских граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящих или обязанных состоять на воин­ском учете и не пребывающих в запасе (призывники).

Призыв на военную службу организует глава органа местного са­моуправления совместно с военным комиссаром района, города без районного деления, иного муниципального (административно-тер­риториального) образования. Нормы призыва на военную службу устанавливаются Министерством обороны РФ для каждого субъекта Российской Федерации и доводятся до них через штабы соответст­вующих военных округов (флотов), а до главы органа местного само­управления и военного комиссара - через военного комиссара соот­ветствующего субъекта Федерации.

Решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с законом освобождены от исполнения воинской обязанности, граждане, кото­рым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

От призыва на военную службу освобождаются граждане: а) при­знанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации, в) проходящие или прошедшие альтерна­тивную гражданскую службу, г) прошедшие военную службу в другом государстве.

Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане: а) имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень кандидата наук или доктора наук, б) яв­ляющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, погиб­ших в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, либо граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязан­ностей военной службы.

Не подлежат призыву на военную службу граждане: а) отбыва­ющие наказание в виде обязательных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; б) имеющие неснятую или непогашен­ную судимость за совершенные преступления, в) в отношении кото­рых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Определенным категориям граждан предоставляется отсрочка от призыва на военную службу.

Прохождение военной службы по призыву и по контракту в осно­ве своей регулируется ст. 31, 36—38, 49—51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а также специальным Положением о порядке прохождения военной службы, которое оп­ределяет порядок прохождения российскими гражданами воен­ной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту). Прохождение военной службы включает в себя назначение на воин­скую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, уволь­нение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которыми в соответствии с законодательством определяется служебно-правовое положение военнослужащих. Особенности прохождения военной службы в период проведения мобилизации, при введении чрезвычайного положения, военного положения и в военное время определяются федеральными конституционными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Контракт заключается гражданином (военнослужащим) с Министерством обороны РФ (федеральным органом исполнитель­ной власти, в котором предусмотрена военная служба) письменно по установленной типовой форме.

Пребывание в запасе военнообязанных граждан регулируется ст. 52, 53 Федерального закона «О воинской обязанности и военной служ­бе». Запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан: уволенных с военной службы с зачислением в запас; прошедших обучение по программе подготовки офицеров на воен­ных кафедрах при высших учебных заведениях; не прошедших воен­ную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу; не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек по достижении ими возраста 27 лет; не призванных на военную служ­бу по каким-либо другим причинам; прошедших альтернативную гражданскую службу[223]; женского пола, имеющих военно-учетную спе­циальность. Запас Службы внешней разведки и Федеральной службы безопасности создается в порядке, определяемом иными федераль­ными законами и нормативными правовыми актами Рос­сийской Федерации.

Пребывающие в запасе военнообязанные граждане могут призы­ваться на военные сборы, продолжительность которых, место и время их проведения определяются Министерством обороны РФ или феде­ральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. При этом продолжительность военного сбора не мо­жет превышать 2 месяцев, а общая продолжительность военных сбо­ров, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запа­се, не может превышать 12 месяцев. Периодичность призыва граждан на военные сборы не может быть чаще одного раза в три года.

 

 

Тема 14.2. Правовое регулирование защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации

§14.2.1. Понятие и содержание защиты и охраны Государственной грани­цы Российской Федерации как объекта государственного управле­ния

В соответствии с Законом РФ от 01 апреля 1993г. N 4730-1 (ред. от 25.06.2012г. №93-ФЗ) " О Государственной границе Российской Федерации" [224] Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного сувере­нитета Российской Федерации. Зашита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправле­ния, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем при­нятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контр­разведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоох­ранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане. Защита Государственной границы обеспечивает жизнен­но важные интересы личности, общества и государства на Государс­твенной границе в пределах приграничной территории.

Охрана Государственной границы является составной частью за­шиты Государственной границы, осуществляемой органами и войс­ками Федеральной пограничной службы Российской Федерации в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами в воз­душном пространстве и подводной среде и другими силами (органа­ми) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых федеральным законодательством. Охрана Го­сударственной границы осуществляется в целях недопущения проти­воправного изменения прохождения Государственной границы, обес­печения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государс­твенной границы рассматриваются в федеральном законодательстве как пограничные меры, которые входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспе­чения безопасности и жизненно важных интересов личности, обще­ства и государства.

Режим Государственной границы включает в себя правила: со­держания Государственной границы; пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами; перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных; пропуска че­рез Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, то­варов и животных; ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промыс­ловой и иной деятельности; разрешения с иностранными государс­твами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

Режим Государственной границы устанавливается федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.

§14.2.2. Органы управления защитой и охраной Государственной границы Российской Федерации и их компетенция

Осуществляющие защиту и охрану Государственной границы государственные органы интегрированы в Пограничную службу Российской Федерации, основы руководства и управления которой, общий ее состав, основные задачи и полномочия определяются За­коном РФ «О Государственной границе» (ст.ст.28-44). Сейчас в структуре органов Федеральной службы безопасности России созданы и действуют управления (отделы, отря­ды ФСБ России по пограничной службе - пограничные органы).

Пограничная служба Российской Федерации - государственная военная организация, действующая в структуре ФСБ России, со­ставляющая основу системы обеспечения безопасности личности, общества и государства в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ре­сурсов.

Президент РФ осуществляет руководство деятельностью органов пограничной службы, действующих в системе ФСБ России, опреде­ляет основы пограничной политики России как целенаправленной деятельности государства по обеспечению и защите национальных интересов Российской Федерации в пограничной сфере.

Правительство РФ обеспечивает реализацию российской погра­ничной политики, устанавливает правила и процедуры реализации норм федерального законодательства по вопросам защиты и охраны Государственной границы. Статья 37. Полномочия органов местного самоуправления, предприятий и их объединений, учреждений, организаций, общественных объединений Российской Федерации в сфере защиты Государственной границы

Органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, устанавливаемыми законодательством Российской Федерации, организации (независимо от форм собственности) и их объединения, общественные объединения и их должностные лица обязаны предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации земельные участки для нужд защиты Государственной границы; оказывать помощь пограничным органам, Войскам противовоздушной обороны, Военно-Морскому Флоту, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Государственной границе, исполнять их законные предписания, а также создавать условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории в составе общественных объединений, добровольных народных дружин, в качестве внештатных сотрудников пограничных органов и в иных формах.

 

 

§14.2.3. Меры административного принуждения и административной ответственности, применяемые пограничными органами и вой­сками

Пограничные органы и должностные лица пограничных войск могут применять административное задержание физических лиц, со­вершивших административные правонарушения, рассмотрение дел по которым в соответствии с п. 1 ст. 23.10 КоАП РФ отнесено к ведению пограничных органов. В соответствии со ст. 27.5 КоАП РФ адми­нистративное задержание не должно превышать трех часов (осущест­вляют должностные лица войск и органов Пограничной службы РФ, указанные в-шт. 1 — 12 ч. 2 ст. 23.10 КоАП РФ, проходящие военную службу по контракту, и другие военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на должностях офицеров, прапорщиков (мичма­нов), выявившие административные правонарушения при выполне­нии ими обязанностей в области зашиты и охраны государственной границы, охраны внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации); на срок до сорока восьми часов (осуществляют должностные лица, указанные в пп. 1—4, 6, 7, 9, 10 ч. 2 сг. 23.10 КоАП РФ, проходящие военную службу по контракту, заместители начальни­ков пограничных отрядов, командиров соединений и воинских частей пограничного контроля, командиров морских соединений и частей, комендантов пограничных комендатур, командиров подразделений пограничного контроля, а также начальники отделений пограничного контроля, оперативно-розыскных отделений).

Осуществлять процессуальные действия, предусмотренные ст. 27.7—27.10 КоАП РФ (личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, террито­рий и находящихся там вещей; досмотр транспортного средства; изъ­ятие вещей и документов), вправе должностные лица, перечисленные в предыдущем абзаце.

Право составлять протоколы об административных правона­рушениях, предусмотренных ст. ч.1112 ст.7.2, 7.11, 8.16-8.20, 8.33, 8.35, ч. 2 ст.8.37, 8.38, 18.1- 18.7, 18.14,, ч.2 ст. 19.4 КоАП РФ, возложено на должностных лиц, указанных в пп. 1 ст. 23.10 КоАП РФ, т. е. тех должностных лиц, которые наделены также правом рассматривать дела об административных правонарушениях определенных составов, перечисленных в ч. 1 этой статьи, от имени органов и войск пограничной службы. Дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст.8.17-8-20, ч.2 ст.19.4 рассматривают должностные лица, указанные в пп. 1-8 ч.2 ст.23.10 КоАП РФ.

 

 

Контрольные вопросы

1.Что такое оборона государства?

2. Что входит в состав Вооруженных Сил Российской Федерации?

3.Из каких основных структур состоит система органов государственного руководства военной организацией государства и управления Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями

4.Что такое военный округ?

5.Какие лица не подлежат призыву на военную службу?

6.Назовите способы поступления на военную службу

7.В чем различие между охраной и защитой Государственной границы РФ?

8. Что такое режим Государственной границы?

9. Перечислите меры административного принуждения, применяемые органами пограничной службы.

 

 

Глава 15. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА, ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ИХ ЗАЩИТЫ В ИНТЕРЕСАХ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА.ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЮСТИЦИИ.

В результате изучения глава 15 студент должен

знать основные положения, современное правовое обеспечение вопросов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности РФ; методы и основания применения административного принуждения, используемые органами внутренних дел и внутренними войсками при осуществлении охраны общественного порядка; административно-правовой статус сотрудников полиции, а также особенности службы в ОВД; механизм и способы обеспечения законности при осуществлении деятельности по охране общественного порядка и общественной безопасности. Основные положения и правовой статус Министерства юстиции и подведомственных ему органов;

уметь применять полученные знания в практической деятельности юриста по оказанию квалифицированной помощи гражданам в защите их прав и законных интересов при обращении по вопросам службы в ОВД и реализации конституционных прав на защиту от посягательств преступных элементов; в отношениях с органами государственной исполнительной власти, осуществляющими деятельность по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности.

владеть навыкамисамостоятельного изучения административного законодательства в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а также в сфере юстиции; само­стоятельно вырабатывать практические навыки в применения и тол­кования законодательства, особенного связанного с толкованием норм, регулирующих деятельность органов внутренних дел и законодательства о внутренних войсках, а также умения ориентироваться в избранной профессиональной специа­лизации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.