Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть Особенная 7 страница






К общеобразовательным программам, которые направлены на ре­шение задач формирования обшей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ, относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования.

К профессиональным образовательным программам, которые на­правлены на решение задач последовательного повышения профессио­нального и общеобразовательного уровней и подготовку специалистов соответствующей квалификации, относятся программы: 1) начального профессионального образования; 2) среднего профессионального об­разования; 3) высшего профессионального образования; 4) послеву­зовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобра­зовательной программы, как и основной профессиональной образо­вательной программы (по конкретной профессии, специальности), устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом, а нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются законом и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

Наряду с образовательными программами в системе образования в России устанавливаются государственные образовательные стан­дарты, включающие федеральный, а также национальный и (или) ре­гиональный компоненты.

Федеральные органы государственной власти в пределах их ком­петенции устанавливают федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных про­грамм, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, тре­бования к уровню подготовки выпускников. При реализации обра­зовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образователь­ные стандарты.

§11.1.3. Правовой статус образовательных учреждений и их система

Образовательным является учреждение, осуществляющее обра­зовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько об­разовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и вос­питание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения различаются по своим организационно-правовым формам (государ­ственные, муниципальные, негосударственные - частные, образовательные учреждения общественных и религиозных организаций), а также своей типовой принадлежностью и видовыми особенностями.

По действующему законодательству к образовательным относят­ся учреждения следующих типов: 1) дошкольные; 2) общеобразова­тельные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); 3) учреждения начального профессиональ­ного, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; 4) учреждения дополнительного образования взрослых; 5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в разви­тии; 6) учреждения дополнительного образования; 7) учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); 8) учреждения дополнительного образования детей; 9) другие учреждения, осуществляющие учебный процесс. В рамках каждого из этих типов различается несколько его разновидностей (видов) образовательных учреждений.

Для современного этапа общественного развития характерно обновление всех звеньев системы образования - от дошкольных учреждений до университетов, изменяются содержание и методы учебной и воспитательной, работы, развиваются новые формы взаимосвязей между системами образования и рынком труда. В последние годы в России наметилась тенденция формирования долгосрочных стратегических программ, определяющих линию развития и модернизации ее социальной сферы. Так важнейшей целью, изложенной в Концепции – 2020, является модернизация системы образования, «являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны».[110]

Цели и задачи воспитания и обучения нашли отражение и в Национальной доктрине образования[111], которая определяет и пути их достижения посредством государственной политики в области образования, а также ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.; «Концепция структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 23.03.2001 г. №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования»[112], в котором содержатся предложения об осуществлении поэтапного перехода на новые нормативные сроки освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования: 1-я ступень (начальное общее обра­зование)—4 года; 2-я ступень (основное общее образование)—5—6 лет; 3-я ступень (среднее (полное) общее образование)—2 года; «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования»[113], в которой ставится задача создания “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования”; «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы».[114] Целью данной Федеральной целевой программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, а также некоторые другие документы долгосрочного действия. Так, в конце 2012г. Правительство Российской Федерации утвердило Государственную программу Российской Федерации " Развитие образования" на 2013-2020 годы. Госпрограмма направлена на реализацию мероприятий государственной политики по обеспечению функционирования и развития всех уровней сферы образования, в том числе по обеспечению доступности качественного образования, по развитию системы оценки качества образования, по стимулированию реализации федеральной государственной образовательной политики в сфере образования в субъектах Российской Федерации.

Отражающие образовательный уровень цензовые типовые ступе­ни профессионального образования представлены различными видами образовательных учреждений профессионального профиля. Но при этом необходимо заметить, что профессиональную подготов­ку не следует отождествлять с профессиональным образованием со­ответствующего уровня.

Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приоб­ретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения оп­ределенной работы или группы работ. Она может быть получена в различных образовательных учреждениях: межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах) и т. д. Но профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

Начальное профессиональное образование имеет своей целью под­готовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно-полезной деятельно­сти на базе основного общего образования и может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального обра­зования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня).

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного об­щего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

Образовательным учреждением среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) является об­разовательное учреждение, реализующее профессиональные обра­зовательные программы среднего профессионального образования. К образовательным учреждениям этого типа относятся следующие виды средних специальных учебных заведений: техникум (училище, школа), колледж, техникум-предприятие (учреждение).

Техникум (училище, школа) — основной тип среднего специаль­ного учебного заведения, реализующего профессиональные образова­тельные программы среднего специального учебного заведения. Кол­ледж—самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа (или структурное подразделение университета, академии, инсти­тута), реализующее углубленные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по индивиду­альным учебным планам продленной подготовки кадров, обеспечива­ющие обучающимся повышенный уровень квалификации.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетво­рение потребностей личности в углублении и расширении образова­ния на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Оно может быть получено в образовательных учреж­дениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях). При этом лица, имеющие начальное профессиональное образование или среднее профессиональное образование соответс­твующего профиля, могут получить высшее профессиональное обра­зование по сокращенным ускоренным программам.

Действующее законодательство устанавливает три ступени вы­сшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошед­шему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр», дипломированный специалист», «магистр». При этом сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют: для получения квалификации (степени) «ба­калавра» - не менее четырех лет; «дипломированный специалист» - не менее пяти лет, за исключением случаев, предусмотренных соответс­твующими государственными стандартами; для получения квали­фикации (степени) «магистр» - не менее шести лет. В современной России установлены следующие виды и наименования высших учеб­ных заведений: университет, академия, институт.

Университет - высшее учебное заведение, которое: реализует об­разовательные программы высшего и послевузовского профессио­нального образования по широкому спектру направлений подготов­ки (специальностей); осуществляет подготовку, переподготовку и(или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундамен­тальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в облас­тях своей деятельности. Согласно Федеральному закону от 22.08.1996 года N 125-Ф (в ред. от 16.11.2011г. N 318-ФЗ) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[115] отдельным университетам может быть присвоен статус Федерального университета - высшего учебного заведения, которое:

реализует инновационные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, интегрированные в мировое образовательное пространство;

обеспечивает системную модернизацию высшего и послевузовского профессионального образования;

осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации кадров на основе применения современных образовательных технологий для комплексного социально-экономического развития региона;

выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, обеспечивает интеграцию науки, образования и производства, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения;

является ведущим научным и методическим центром.

В отношении университетов, находящихся в ведении Российской Федерации, в равной степени эффективно реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и выполняющих фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, может устанавливаться категория " национальный исследовательский университет ". Категория " национальный исследовательский университет" устанавливается Правительством Российской Федерации на 10 лет по результатам конкурсного отбора программ развития университетов, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий.

Федеральные университеты и университеты, в отношении которых установлена категория " национальный исследовательский университет", вправе реализовывать образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно.[116]

Академия - высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского професси­онального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалифика­ции для определенной области научной и научно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или куль­туры; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

Институт - высшее учебное заведение, которое: реализует обра­зовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, перепод­готовку и (или) повышение квалификации работников для опреде­ленной области профессиональной деятельности; ведет фундамен­тальные и (или) прикладные научные исследования.

Послевузовское профессиональное образование предоставляет гра­жданам возможность повышения уровня образования, научной, педа­гогической квалификации на базе высшего профессионального обра­зования. Российское законодательство предусматривает и различает две разновидности послевузовского профессионального образования: 1) профессиональное дополнительное образование, направленное на непрерывное повышение квалификации и профессиональную пере­подготовку лиц, имеющих профессиональное образование, в соот­ветствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, квалификационными требованиями к профессиям и должностям и способствующее развитию деловых и творческих спо­собностей этих лиц, повышению их культурного уровня и 2) послеву­зовское научное профессиональное образование, связанное с соиска­тельством ученых степеней (аспирантура, адъюнктура, докторантура, экстерн-соискательство ученой степени кандидата наук и доктора наук по результатам защиты кандидатской или докторской диссер­тации соответственно). Эти разновидности послевузовского профес­сионального образования не являются взаимообусловленными либо альтернативными. Единым и единственным условием для получения любого из этих видов послевузовского профессионального образо­вания является лишь документально подтвержденное завершение программы высшего профессионального образования. Гражданин, имеющий законченное высшее профессиональное образование, по своему усмотрению самостоятельно может выбирать для себя любое направление (вид) послевузовского профессионального образования.

Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответ­ствии с уровнем и направленностью реализуемых им образователь­ных программ) устанавливается при его государственной аккреди­тации. Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы госу­дарственного образца об уровне образования и (или) квалификации, исходя из того, что в Российской Федерации установлены следующие образовательные уровни (образовательные цензы): основное общее образование; среднее (полное) общее образование; начальное про­фессиональное образование; среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование; послевузовское професси­ональное образование. Документ государственного образца о соот­ветствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования.

§11.1.4. Организационно-правовой статус высшего учебного заведения и управление им

К высшим учебным заведениям относятся все имеющие статус юридического липа образовательные учреждения, реализующие об­разовательные программы высшего профессионального образова­ния[117]. Высшие учебные заведения могут иметь филиалы, факультеты, кафедры, подготовительные отделения, научно-исследовательские лаборатории, аспирантуру, докторантуру, учебные подразделения дополнительного профессионального образования и другие струк­турные подразделения, создание которых (кроме филиалов) осуще­ствляется самим учебным заведением с последующим уведомлением учредителя и внесением в установленном порядке изменений в устав высшего учебного заведения. Филиалы же создаются учредителем по согласованию с федеральным государственным органом управления образованием. Структурными подразделениями университетов и ака­демий могут быть также институты и колледжи, реализующие непол­ные и (или) полные образовательные программы высшего профес­сионального образования.

В настоящее время согласно Федеральному закону № 83-ФЗ от 08 мая 2010г. (в ред. от 30.11.2011г. N 361-ФЗ) «О внесении изменений в отдельные нормативные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»[118] созданы новые типы (формы) образовательных учреждений высшего профессионального образования: казенные, бюджетные, автономные.

Казенные – учреждения, находящиеся в ведении органа государственной власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг и работ Финансовое обеспечение осуществляется за счет средств соответствующего бюджета. Все операции с бюджетными денежными средствами через лицевые счета, открытые ему в специально указанных кредитных организациях. Субсидии и бюджетные кредиты КУ не представляются. Доходы от самостоятельной деятельности зачисляются в соответствующий бюджет. Имущество находится в государственной (муниципальной) собственности без права им распоряжаться.

Бюджетные – учреждения вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к их основным видам деятельности за плату. Финансовое обеспечение осуществляется за счет субсидий из соответствующего бюджета. Распоряжаться имуществом могут только с согласия учредителя, которым определяется порядок формирования государственного (муниципального) заказа и его финансовое обеспечение. Имущество закрепляется на праве оперативного управления. Не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях и совершать сделки с ценными бумагами. Доходы от самостоятельной деятельности поступают в самостоятельное распоряжение.

Автономные – главное отличие от бюджетных и казенных - финансирование может осуществляться не только за счет субсидий, выделяемых учреждению для выполнения государственного заказа, но и за счет иных источников, не запрещенных федеральным законодательством, место размещения лицевых счетов определяется самостоятельно.

Главными задачами (основной деятельностью) высшего учебного заведения как центра образования, науки и культуры являются: удов­летворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, приобретении высшего образования и ква­лификации в избранной области профессиональной деятельности; удовлетворение потребностей общества в квалифицированных спе­циалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадров высшей квалификации; организация и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований и иных научно-тех­нических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования; переподготовка и повышение квалификации препода­вателей и специалистов; накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; распро­странение знаний среди населения, повышение его общеобразова­тельного и культурного уровня. Воспитательные задачи реализуются в совместной учебной, научной, творческой, производственной и об­щественной деятельности обучающихся и преподавателей. А осуще­ствляемые в обязательном порядке научные исследования являются непременной составной частью подготовки специалистов.

В учебной и научной деятельности высшего учебного заведения могут быть реализованы различные по срокам и уровню подготовки специалистов профессиональные образовательные программы вы­сшего профессионального образования, послевузовского професси­онального образования, программы дополнительного профессио­нального образования и переподготовки специалистов. Направления (специальности) подготовки и переподготовки специалистов опреде­ляются свидетельством о государственной аккредитации, что отража­ется в уставе вуза.

Высшее учебное заведение путем целенаправленной организации учебного процесса, выбора форм, методов и средств обучения создает необходимые условия обучающимся для освоения профессиональных образовательных программ. С этой целью высшее учебное заведение разрабатывает и утверждает учебные планы, в том числе для индиви­дуального обучения лиц с учетом уровня их предшествующей подго­товки и способностей.

В высших учебных заведениях устанавливаются следующие виды учебных занятий: лекции, консультации, семинары, практические за­нятия, лабораторные работы, контрольные работы, коллоквиумы, са­мостоятельная работа, практика, курсовое проектирование (курсовые работы), дипломное проектирование (дипломные работы). Возмож­ны и другие виды учебных работ.

Управление высшим учебным заведением осуществляется в со­ответствии с его уставом, который утверждается общим собранием (конференцией) преподавателей, научных сотрудников, представите­лей других категорий работников и обучающихся и согласовывается с учредителем, а также действующим законодательством.

Общее руководство высшим учебным заведением осуществляет выборный представительный орган - ученый совет высшего учебного заведения, в состав которого входит ректор, являющийся его предсе­дателем, и проректоры. Все другие члены ученого совета избирают­ся общим собранием (конференцией) тайным голосованием. Срок полномочий ученого совета не может превышать пяти лет. В состав ученого совета могут избираться представители всех категорий работников и обучающихся высшего учебного заведения, общественных и других организаций.

Непосредственное управление деятельностью высшего учебного заведения осуществляет ректор. Он несет ответственность за подго­товку высококвалифицированных специалистов, руководство обра­зовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью государственного высшего учебного заведения и осуществляет функции представителя государства в учеб­ном заведении. Разграничение полномочий между ученым советом и ректором определяется уставом высшего учебного заведения. В пре­делах своих полномочий ректор издает приказы и распоряжения, обязательные для всех работников и обучающихся в высшем учебном заведении. Исполнение части своих полномочий ректор может пе­редавать проректорам и другим руководящим работникам высшего учебного заведения.

В зависимости от структуры высшего учебного заведения в отде­льных подразделениях (факультет, институт и др.) могут создаваться выборные представительные органы - ученые советы, полномочия и порядок избрания которых определяется уставом высшего учебного заведения.

Факультет возглавляет декан, избираемый ученым советом вы­сшего учебного заведения (факультета) из числа наиболее квалифи­цированных и авторитетных специалистов соответствующего профи­ля, имеющих ученую степень или звание, в порядке, определяемом уставом высшего учебного заведения.

Кафедру возглавляет заведующий, избираемый по конкурсу уче­ным советом высшего учебного заведения сроком на пять лет. Поло­жение о кафедре и других структурных подразделениях разрабатывает и утверждает высшее учебное заведение в порядке, предусмотренном его уставом.

Субъектами учебной и научной деятельности в высшем учебном заведении являются студенты, слушатели, докторанты, аспиранты, соискатели, научно-педагогические работники.

Слушателями высших учебных заведений являются лица, обуча­ющиеся на подготовительных отделениях, факультетах повышения квалификации и переподготовки специалистов, а также получающие параллельно второе профессиональное образование и являющиеся студентами другого вуза. Правовое положение слушателей в части получения образовательных услуг соответствует статусу студента вы­сшего учебного заведения соответствующей формы обучения.

Не столь многочисленными, как студенты и слушатели, но очень важными и специфическими субъектами учебной и научной деятель­ности в вузе выступают обучающиеся там докторанты, аспиранты (адъ­юнкты) и экстерн-соискатели ученых степеней. Докторантом является лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и зачисленное в докто­рантуру для подготовки докторской диссертации. Аспирантом (адъюнктом) является лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обучающееся в аспирантуре (адъюнктуре) и подготавливающее дис­сертацию на соискание ученой степени кандидата наук. А экстерн-со­искатели—это лица, прикрепленные к высшему учебному заведению для подготовки кандидатских или докторских диссертаций под руко­водством назначаемого приказом ректора научного руководителя или консультанта (при подготовке докторской диссертации). Как и студен­ты, докторанты и аспиранты дневной формы обучения получают сти­пендии и другие виды материальной поддержки.

Среди работников высших учебных заведений действующее за­конодательство выделяет несколько категорий: предусматриваются должности научно-педагогического (профессорско-преподаватель­ский состав, научные работники), инженерно-технического, адми­нистративно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомога­тельного и иного персонала.

К профессорско-преподавательским относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента. Должностям профессора и доцента соответствуют одноименные ученые звания профессора и доцента. Замещение всех должностей научно-педагогических ра­ботников в высшем учебном заведении, за исключением выборных должностей декана факультета и заведующего кафедрой, производит­ся по трудовому договору (контракту), заключаемому на срок до пяти лет, но заключению этого трудового договора (контракта) предшест­вует конкурсный отбор.

В широко известных своими достижениями в соответствующей отрасли знаний высших учебных заведениях Высшей аттестацион­ной комиссией Минобразования и науки России создаются диссер­тационные советы ВАК Минобразования и науки России по защите докторских и кандидатских диссертаций. Они являются основным звеном системы аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.

§11.1.5. Система государственных и муниципальных органов управления образованием и их компетенция

Государственное управление в сфере образования осуществляется различными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, а также муниципальными органами управления народным образованием.

Федеральное Собрание Российский Федерации создает законо­дательную базу в области образования, утверждает соответствующие статьи бюджета и контролирует выделение предусмотренных на обра­зование ассигнований, утверждает Федеральную программу развития образования в стране, контролирует основные этапы ее реализации, осуществляет международные связи. Президент РФ и Правительс­тво РФ обеспечивают разработку и реализацию стратегии государс­твенной политики в образовательной области, ее законодательного закрепления и иного организационного и правового оформления.

Президент РФ и Правительство РФ создают и устанав­ливают их организационно-правовой статус или определяют учреди­телей некоторых особо важных и значимых образовательных учреж­дений.

К компетенции Правительства РФ отнесено установление по­рядка лицензирования образовательной деятельности, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений; определение порядка разработки, утверждение и введение госу­дарственных образовательных стандартов и ряд других функций и полномочий, вытекающих из норм и требований Конституции РФ, федеральных законов и соглашений высших органов управления России и субъектов Федерации по вопросам государственной орга­низации системы, структуры и содержания образования в Российс­кой Федерации.

Отраслевыми органами в системе государственного управления образованием в Российской Федерации являются: Министерство образования и науки РФ и все иные федеральные министерства и ведомства, имеющие в своей системе образовательные учреждения образованием, которые создаются по решению органов местного самоуправления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.