№ п/п
| Номер и наименование темы. Содержание темы в дидактических единицах
| Перечень знаний, умений и навыков, приобретенных после освоения темы
|
| Тема 1. Предмет и метод семейного права особенности семейных правоотношений
1. Понятие семьи – социальное и правовое.
2. Характеристика предмета семейного права как самостоятельной отрасли права. 3. Особенности метода семейного права.
4. Субъекты правоотношений: виды, их правовое положение, право-дееспособность.
5. Юридические факты: события, действия, состояния.
6. Понятие и сущность родства, свойства.
Литература:
[1; 2; 3; 4; 5; 6; 7]
Формируемые компетенции:
ОК-1, ОК-3, ОК-9;
ПК-2, ПК-6.
| Знать:
- Основные признаки семейного права как частной отрасли права.
- Место семейного права в правовой системе России
- Виды семейных правоотношений, входящих в предмет правового регулирования, их характеристику.
- Характеристику субъектов семейных правоотношений.
- Особенности правосубьектности Основные структурные элементы системы гражданского права
- Специфику юридических фактов.
Уметь:
- Охарактеризовать семейное право как частную отрасль права.
- Ориентироваться в системе семейного права
- Показать связь семейного права со смежными отраслями права
Владеть:
- юридической терминологией в рамках рассмотренных в теме понятий и категорий
- навыками анализа возникшего правоотношения по предмету и методу правового регулирования
|
| Тема2. Брак по семейному праву
1 Понятие и правовая сущность брака.
2 Условия, вступления в брак.
3 Препятствия к вступлению в брак.
4 Порядок и значение заключения брака.
5 Недействительность брака.
Литература:
[1; 2; 3; 4; 5; 6; 7]
Формируемые компетенции:
ОК-3, ОК-4;
ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-15.
| Знать:
- Понятие и права, сущность брака.
- Условия необходимые для создания брака.
- Обстоятельства препятствующие заключению брака.
- Порядок заключения брака.
- Последствия недействительного брака.
Уметь:
- Комментировать ситуационные нормы относительно причин снижения брачного возраста.
- Толковать условия заключения брака.
- Применить норму права к конкретным обстоятельствам.
Владеть:
- юридической терминологией в рамках рассмотренных в теме понятий и категорий.
- навыками анализа возникшего правоотношения по предмету и методу правового регулирования.
|
| Тем3. Прекращения брака
1 Понятие прекращения брака: объективные основания, прекращение брака по волеизъявлению сторон – развод.
2 Порядок расторжения брака в административном порядке.
3 Судебный порядок развода, вопросы, решаемые судом.
Литература:
[1; 3; 5; 6; 9; 12; 19; 22; Доп.лит.: 3]
Формируемые компетенции:
ОК-3, ОК-4; ОК-6;
ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-15.
| Знать:
- Основания прекращения брака.
- Условия расторжения брака в административном порядке.
- Необходимые условия развода в судебном порядке.
- Вопросы, которые суд должен разрешить.
Уметь:
- Разграничить условия административного и судебного порядка развода.
- Выделить условия расторжения брака в административном порядке, по заявлению одного супруга.
- Определить вопросы рассматриваемые судом при разводе по собственной инициативе.
Владеть:
- Навыками соотнесения нормы права и конкретных обстоятельств.
- Навыками выделить нужный фрагмент из норм права.
|
Модуль №2 Правовое положения супругов
|
| Тема4. Личные права супругов. Законный режим имущества супругов.
1 Личные неимущественные права и обязанности супругов.
2 Правовые режимы имущества супругов.
3 Режим совместной собственности.
4 Раздел общего имущества.
5 Раздельная собственность каждого супруга.
Литература:
[1; 2; 3; 5; 9; 12; 16; 19; 22; 23; 24; ]
Формируемые компетенции:
ОК-3, ОК-4; ОК-9;
ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-15.
| Знать:
- Роль конституционного прав граждан на положение супругов.
- Правила выбора фамилии супругов
- Критерии деления режимов имущества супругов
- Правовое регулирование права общей совместной собственности.
- Правила раздела общего имущества супругов
- Правовое регулирование раздельной собственности супругов.
Уметь:
- Определить режим имущества
- Выявить имущества супругов не подлежащее к разделу.
- Произвести раздел имущества.
Владеть:
- Навыками применения норм и определению прав супругов совместно и каждого из супругов.
|
| Тема5. Договорной режим имущества супругов.
1 Договорной режим имущества супругов.
2 Брачный договор: понятие.
3 Содержание, субъекты, форма 4 Условия действительности договора. Изменение и прекращение брачного договора.
Литература:
[1; 2; 3; 4; 5; 9; 10; ]
Формируемые компетенции:
ОК-3, ОК-5; ОК-9;
ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-15.
| Знать:
- Какие права супругов регулируются соглашениями.
- Роль и функции брачного договора.
- Порядок заключения брачного договора.
- Какие права супругов регулирует брачный договор.
- Какие отношения не регулирует брачный договор.
- Порядок изменения и расторжения брачного договора.
Уметь:
- Подготовить примерный брачный договор.
- Проанализировать и дать заключения по брачному договору
- Дать консультацию по брачному договору.
Владеть:
- Навыками анализа норм регулирующий договорной режим имущества
- Юридической терминологией по правоотношениям договорного режима имущества супругов.
|
Модуль №3 Родительские правоотношения
|
| Тема6. Права и обязанности родителей.
1 Юридический состав возникновения родительского правоотношения.
2 Установление происхождения ребенка от женщины- материнства.
3 Установление происхождение ребенка от конкретного мужчины – отцовства в (административном) порядке.
4 Установление отцовства в судебном порядке. Оспаривание отцовства и материнства.
5 Обязанности родителей, направленные на реализацию прав детей.
6 Осуществление и защита прав родителей.
Литература:
[1; 2; 3; 6; 9; 12; 14; 19; 20; 22; ]
Формируемые компетенции:
ОК-2, ОК-4, ОК-5; ОК-9;
ПК-2, ПК-4, ПК-6, ПК-15.
Способствует формированию:
ПК-1, ПК-3, ПК-12.
| Знать:
- Основания возникновения родительских правоотношений.
- Порядок установления материнства.
- Правовое регулирование установления отцовства а) в административном, б) в судебном порядке
- Обязанности родителей реализующие права детей.
- Права родителей по отношению к третьим лицам.
Уметь:
- Охарактеризовать правовое регулирование установление родительских правоотношений
- Разрешить спор между родителями и родственниками по воспитанию детей.
Владеть:
- Навыками консультирования населения по вопросам установления материнства, отцовства.
|
| Тема7. Правовой статус ребенка.
1 Права ребенка как гражданина по конвенции о правах ребенка и Конституции РФ.
2 Специальные права ребенка как слабой стороны в семейных отношениях.
3 Личные права ребенка по отношению к родителям.
4 Имущественные права ребенка.
5 Защита прав ребенка.
Литература:
[1; 2; 3; 4; 5; 6; 12; 19; 20.]
Формируемые компетенции:
ОК-2, ОК-3, ОК-5; ОК-9;
ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-15.
| Знать:
- Права ребенка по “Конституции о правах ребенка”
- Способы реализации прав детей.
- Специальные права детей.
- Способы защиты прав ребенка.
Уметь:
- Выявить проблемы в законодательстве регламентирующий правовой статус ребенка как будущего гражданина.
- Охарактеризовать условия способствующие нарушению прав ребенка.
Владеть:
- Навыками разрешения споров о детях.
|
| Тема8.Лишения и ограничения родительских прав.
1 Лишения родительских прав как ответственность.
2 Основания лишения родительских прав.
3 Особенности, порядка лишения родительских прав.
4 Ограничения родительских прав.
Литература:
[1; 2; 3; 4; 5; 6; 9; 12; 20; 22.]
Формируемые компетенции:
ОК-1, ОК-4, ОК-9;
ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК6, ПК-16.
| Знать:
- Особенности применения каждого из оснований
- Порядок лишения родительских прав.
- Разделения, ограничения и лишения родительских прав.
Уметь:
- Подготовить документы для предъявления иска в суд о лишение родительских прав.
- Составить заключения органов опеки и попечительства на лишения родительских прав.
Владеть:
- Навыками доказательной письменной речи.
- Навыками анализировать письменную ситуацию.
|
Модуль №4 Алиментные обязательства членов семьи
|
| Тема9. Алиментные обязательства родителей на детей.
1 Общие положения об алиментных обязательствах.
2 Понятие, содержание, основания возникновения и прекращения алиментных обязательств. Виды алиментных обязательств.
3 Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей.
4 Алименты на совершеннолетних нетрудоспособных детей. Участие родителей в дополнительных расходах на детей.
5 Основания, порядок взыскания алиментов на родителей.
Литература:
[1; 2; 3; 4; 5; 6; 13; 19; 20; 21; 22; ]
Формируемые компетенции:
ОК-2, ОК-3, ОК-9;
ПК-2, ПК-5, ПК6, ПК-16.
| Знать:
- Общие положения о алиментных обязательствах – правоотношениях.
- Понятие, содержания, основания возникновения и прекращения алиментных обязательств.
- Порядок взыскания алиментов.
- Виды доходов, с которых взыскиваются алименты.
Уметь:
- Проанализировать ситуацию позволяющие уменьшить размер алиментов.
- Составить приказ мирового судьи о взыскание алиментов.
Владеть:
- Навыками написания искового заявления по взысканию алиментов родителей на детей, и детей на родителей.
- Навыками применения процессуального законодательства.
|
| Тема10. Алиментные обязательства других членов семьи.
1 Основания и условия возникновения алиментных обязательств между супругами, бывшими супругами.
2 Круг лиц, имеющих право на получение алиментов. Лица, обязанные предоставлять содержание членам семьи.
3 Условия возникновения права на алименты, в т.ч. отсутствие субъектов алиментных обязательств первой очереди.
4 Уплата алиментов на основании соглашения.
5 Размер, способы и порядок уплаты алиментов.
Литература:
[1; 2; 3; 4; 5; 6; 13; 19; 20; 21; 22; ]
Формируемые компетенции:
ОК-2, ОК-3, ОК-9;
ПК-2, ПК-3, ПК4.
| Знать:
- Круг членов семьи, имеющие права на элементы.
- Условия алиментирования членов семьи второй очереди.
- Правовые возможности уменьшения размера алиментов.
- Порядок взыскания алиментов.
Уметь:
- Составить учебное решение о взыскание алиментов бывшей(ему) супругу.
- Определить размер алиментов.
- Составить соглашение о представлении алиментов между супругами.
Владеть:
- Навыками составления решающих документов по взысканию алиментов.
|
Модуль №5 Формы устройства детей
|
| Тема11. Усыновление (удочерение).
1 Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.
2 Понятие, условия и порядок тайны усыновления.
3 Требования к лицам, желающим усыновить ребенка. 4 Последствия и правовое значение усыновления.
Литература:
[1; 2; 3; 4; 5; 6; 12; 14; 17; 19; 20; 21; 22; ]
Формируемые компетенции:
ОК-3, ОК-4, ОК-7;
ПК-2, ПК-3, ПК4, ПК-5, ПК-12,
ПК-15.
| Знать:
- Систему банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
- Условия и порядок усыновления
- Требования к лицам, желающим усыновить ребенка
- Правовую природу усыновления.
Уметь:
- Определить ребенка, оставшихся без попечения родителей.
- Определить места регистрации.
- Охарактеризовать необходимые условия усыновления.
- Установить требования необходимые для усыновления и выделить главное.
Владеть:
- Навыками формирования, пакета документов для предъявления иска в суд.
|
| Тема12. Оценка и попечительства, как форма устройства детей оставшихся без попечительства родителей.
1 Правовое регулирование опеки над несовершеннолетними.
2 Лица, привлекаемые к опеке и попечительству, предъявляемые к ним требования.
3 Права и обязанности опекунов и попечителей.
4 Права детей, находящихся под опекой (попечительством). Прекращение опеки.
Литература:
[1; 2; 3; 4; 5; 6; 15; 19; 20; 21; 22; ]
Формируемые компетенции:
ОК-3, ОК-4, ОК-7; ОК-9;
ПК-2, ПК-3, ПК4, ПК-5, ПК-12,
ПК-16.
| Знать:
- Структуры и основные положения Закона об опеки и попечительстве
- Требования к кандидатам в опекуны
- Права и обязанности опекуна (попечителя).
- Права подопечных детей.
Уметь:
- Скомплектовать пакет документов для назначения опеки (попечительства).
Владеть:
- Навыками составления документов для назначения опекуна.
|
| Тема13. Приемная семья.
1 Основание создания приемной семьи – договор.
2 Требования к лицам, желающим стать приемными родителями.
3 Права и обязанности приемных родителей.
4 Права приемных детей.
Литература:
[1; 2; 3; 4; 5; 6; 19; 20; 21; 22.]
Формируемые компетенции:
ОК-3, ОК-4, ОК-7, ОК-9.
ПК-2, ПК-4, ПК5, ПК12, ПК-15,
ПК-16.
| Знать:
- Содержание ”Положение о приемной семье в ред. от 18.08.2008 №617”.
- Права и обязанности приемных родителей и органов опеки и попечительства.
- Правовую природу договора о передачи детей на воспитание.
- Права приемных детей.
Уметь:
- Составить договор о передачи детей на воспитание в приемную семью.
Владеть:
- Навыками составления документов для формирования приемной семьи.
|
| Тема14. Применение судебного законодательства к отношениям с участием иностранных лиц и лиц без гражданства.
1 Основания применения к семейным отношениям норм иностранного семейного права.
2 Правовое регулирование брака и развода с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.
3 Правовое регулирование личных не имущественных и имущественных отношений родителей и детей и других членов семьи при наличии иностранного элемента.
4 Правовое регулирование усыновления с иностранным элементом.
5 Регулирование семейных отношений между гражданами государств – членов СНГ.
Литература:
[1; 2; 3; 4; 5; 6; 18; 21; 22.]
Формируемые компетенции:
ОК-7, ОК-9.
ПК5, ПК12, ПК-15, ПК-16.
| Знать:
- Основополагающий нормативные акты регулирующие семейные отношения с иностранными гражданами и лицами без гражданства.
Уметь:
- Составить нормы Российского законодательства и международных актов и договоров.
- Применить нормативные акты иностранного государства.
Владеть:
- Навыками сравнительного правоведения.
|