Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






VIII.Поминовение усопших и панихида






 

 

Есть ли определенный срок, в течение которого умершие именуются новопреставленными?

 

Новопреставленными именуются обыкновенно до сорокового дня.

 

Как считать третий, девятый и сороковой дни от дня смерти известного лица: придерживаясь ли церковного счета времени, по которому с вечера начинается уже другой день, или — общеупотребительного гражданского, с двенадцати часов ночи?

 

У нас принято вести счет дней в указываемом случае так же, как и вообще в житейском быту, т. е. по гражданскому времясчислению: двенадцать часов ночи будет концом одного дня, и дальше пойдет счет времени уже другого дня.

 

Следует ли для торжественного поминовения, на поздней литургии, избирать воскресный день?

 

Дни воскресные, а также и праздничные, суть дни радости; поэтому, торжественное поминовение усопших, соединяемое с чтением заупокойного апостола и евангелия, поминаний на заупокойной ектении, с литией или панихидою после литургии, не подходит к светлому характеру праздничных дней. В эти дни допустимо лишь негласное поминовение на проскомидии (Рук. д. с. п. 1887, №16; 1890, №7). Митр. Московский Филарет, получив в субботу вечером известие о смерти своей любимой сестры, в воскресенье пишет письмо к родным, в котором говорит: «сегодня помянули мы почившую тайно, а завтра будет открытое поминовение» (Булгакова — Наст. кн. для св. — церк. служ., с.1269, примеч. 2).

О поминовении в воскресные и праздничные дни см. также I вып. Сборника, стр. 71–72, 111, 133, 185. Вообще на литургии — стр. 54–61, 68, 72–73, 81.

 

Можно ли служить панихиду в Великий пост?

 

Такой вопрос был предложен одним лицом, желавшим отслужить панихиду по случаю годичной памяти его матери Московскому викарию, еп. Леониду. Преосв. Леонид обратился за советом к митр. Филарету, и тот написал ему следующее: «Кажется, вопрошающий, не предлагая вопроса, мог бы сказать: «Кажется, вопрошающий, не предлагая вопроса, мог бы сказать: смею ли рядом с воспоминанием крестной смерти Господней поставить память кончины моей матери, когда в сей день Церковь святых прославленных поминать не позволяет? — Если не хочет совсем подчиниться уставу Церкви, пусть совершить панихиду завтра, пред литургией, а не в пятницу» (ibid, примеч. 1).

О поминовении Великим постом см. также I вып. Сборника, стр. 145, 150–151.

 

Почему принято от Фоминой недели до Вознесения при погребениях и заупокойных литургиях надевать светлые облачения, и не целесообразно ли надевать облачения черные?

 

По общепринятому обычаю, светлые облачения в указанных случаях надеваются в течение всей Пятидесятницы, а не до Вознесения. Впрочем, в настоящее время входит в обычай, по крайней мере — в столицах, надевать белые облачения при погребениях и во всякое другое время (Ц. Вест. 1894 г. №51–52. О том, почему при погребении и на заупокойных службах священнослужителям следовало бы облачаться в светлые ризы, см. Рук. д. с. п. 1886 г., №20, стр. 91–96. См. также выше в «Последовании погребения мирских человек.

 

Следует ли отверзать царские врата при совершении панихиды?

 

Если панихида служится посредине церкви, как бывает на больших и торжественных панихидах, то при этом отверзаются и царские двери; если же панихиду совершают в церковном притворе, то священнослужители исходят туда боговыми алтарными дверями, а царские врата остаются закрытыми.

 

Следует ли при поминовении прибавлять к имени покойника титул «болярина», если умерший принадлежал к потомственному дворянству или имел высокий чин?

 

На практике это принято, хотя в правилах церковных никакого основания для этого приискать нельзя; поэтому, надо признать правильным запрещение титулования покойников, которое сделано в некоторых епархиях (напр., в Казанской) (Ц. Вест. 1902, №21).

 

Следует ли поименно поминать усопших, или достаточно ограничиваться одной общей формулой: «всех усопших раб Твоих» (ныне поминаемых, зде поминаемых)?

 

По этому вопросу в семидесятых годах велась оживленная полемика между прот. А. И. Флегматовым и неизвестным лицом, писавшим свои «Заметки» в ж. «Домашняя Беседа» (1875 г.). О. Флегматов защищал поименное поминовение, а неизвестный оппонент оспаривал мысль его и пытался доказать, будто бы ни в современных, ни в древнем уставе церковном нет основания для поименного поминовения. Неизвестный автор предлагал вместо нынешнего перечисления имен священником или диаконом завести такой порядок, по которому присутствующие в храме при произнесении заупокойной ектении сами бы поминали своих покойников по тетрадке или наизусть… В пользу взгляда о. прот. Флегматова (он писал в Саратовских епарх. ведом. 1875 г., №№18 и 23) говорит авторитет древности и общецерковности практики (свидетельства древности о поминовении живых и усопших собраны в кн. Н. Пальмова — «О просфорах на проскомидии». Киев. 1902. Рук. д. с. п. 1901–1902 гг. См. также I вып. Сборника, стр. 54–55 и 57).

 

Дважды или трижды петь «Господи, помилуй» на малых ектениях?

 

Трижды. (Р.д.С.П. 1893 г., т. II, с. 80. См. выше, в «Последовании погребения мирских человек.

 

Можно ли служить заупокойную литургию по умершим младенцам, и какое значение имеет для них поминовение Церкви?

 

Определенного правила о поминовении младенцев в нашей Церкви не существует. Но по особой просьбе родителей — отслужить литургию за усопшего младенца отказываться от этого священнику нет надобности; так поступил, напр., и всероссийский патриарх Иоаким, учивший, по просьбе царя Алексея Михайловича, распоряжение о поминовении умершей четырехлетней его дочери (Доп. к Ист. Акт., т. VIII, ст. 28). Точно также и в поминаниях мы одинаково записываем усопших — как взрослых, так и младенцев и молимся о младенцах наравне с взрослыми и на панихидах и на литургии. При этом, при поминовении младенцев, на литургии ли то, или на панихиде, вместо обыкновенной заупокойной ектении лучше читать ту ектению, которая полагается специально для младенцев в «Чине погребения младенческого»; также вместо: «Боже духов и всякие плоти», лучше прочитать молитву из погребения младенческого: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, породившымся от воды и духа»; наконец, и апостол с евангелием лучше заимствовать из того же Чина и т. д. (Рук. д. с. п. 1887, №8). Но зачем нужно поминать почивших младенцев, если они «небесною радостию в недрах Авраамлих радуются, находятся в ангельских светообразных местах?» — Затем же, зачем мы понимаем «почивших праотцев, патриархов, пророков, апостолов, евангелистов, мучеников и всех праведных, в вере скончавшихся». А зачем это делается, на что ответ читаем в Служебнике: «Словесная служба евхаристии приносится, якоже быти причащающимся во трезвение души, во оставление грехов, в приобщение Святаго Духа, во исполнение царствия небесного, в дерзновение еже к Богу, не в суд или во осуждение. Еще приносится, — здесь же читается, — словесная сия служба о иже в вере почивших праотцех… и о всяком дусе праведнем, в вере скончавшемся… и о всех святых, ихже молитвами», — «посети ны, Боже». Та же цель поминовения святых указывается и в тайно-совершительной молитве литургии Василия Великого. Что это значит? — Конечно, то, что великая искупительная жертва заповедано приносить ее во все века, дондеже Господь вторым пришествием приидет, в воспоминание как Его Самого — и приносящего сию жертву, и приносимого в ней, и приемлющего, — так и всех прежде отшедших отцев и братий наших. Церковь воинствующая воспоминает при сем жертвоприношении (как и в прочих своих молитвах) Церковь торжествующую. Члены Церкви воинствующей суть члены единого тела Церкви, находящиеся пока еще в борьбе и подвиге земной жизни, тогда как члены Церкви небесной, будучи членами того же единого тела, уже кончили земную борьбу и в горних обителях, или восходят к небесной славе, или, если только возможна остановка в восхождении к ней, уже почивают в ее свете у престола единой Главы единой Церкви — Господа нашего. Поминая в приношении бескровной жертвы, как и в других молениях, Господа нашего Иисуса Христа, мы низводим на себя Его благодать. Поминая всех отшедших из сего мира праведных духов, восходящих к небесной славе, мы и им вспомоществуем в их восхождении общею молитвою Церкви воинствующей и от них взаимно, по их молитве, сподобляемся помощи и заступления. Не одни только прославленные святые Божии, но и все прежде отшедшие отцы и братия наши, в вере и надежде жизни вечные скончавшиеся, молятся за нас, равно как и от нас живых чают молитвы, особенно при возношении бескровной жертвы. Притча Спасителя о богатом и Лазарь дает мысль, что даже грешные, терзающияся в себе души могут вопиять к небу, как об облегчении своих собственных мук (отче Аврааме, помилуй мя…), так и о спасении своих ближних (Молю тя, отче, да послеши Лазаря в дом отца моего…) (Луки 16, 24, 27, 28), хотя и бесплодно, как показывают ответы Авраама тому же страждущему богачу, как у псаломоневца сказано: не мертвии восхвалять Тя, Господи, ниже вси нисходящия во ад. Во аде кто исповестся Тебе? Но другие, в мире и покаянии скончавшиеся, души, хотя и бессильны помогать самим себе, и потому нуждаются в наших молитвах, тем не менее за других, своих ближних и весь оставленный ими мир, не только могут молиться, но, конечно, и благоуспешно молятся.

Этою-то мыслью проникнут обычай Православной Церкви, по которому принято совершать панихиды над гробами людей, просиявших в жизни чистотою и праведностью, но еще не прославленных Богом: заупокойным их поминовением Церковь земная хочет и им оказать помощь в восхождении к небесной славе, и на себя привлечь их молитвы и благословение. Тот же самый смысл должна иметь заупокойная молитва и о младенцах. Они невинны, чисты, очищены в водах крещения, а сознательных грехов совершить не успели и в таком безгрешном состоянии отошли в горний мир, хотя и не успели еще оказать подвигов благочестия и утвердиться в добродетели; молясь о них, мы способствуем им в восхождении к горней славе, а между тем и взаимно привлекаем на самих себя молитвы и благословение их чистых душ.

Но молитва о почивших младенцах может иметь еще и другой характер. Ина слава солнцу, ина слава луне, и ина слава звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе. Такожде и воскресение мертвых, учит св. Апостол (1 Коринф. 15. 41–42). Отсюда ясно, что в небесной славе есть различные степени, в небесной жизни есть разные состояния. Из одной степени возможен восход к другой, из одного состояния выход в другое, высшее. Должно полагать, что состояние младенцев скончавшихся есть особое в своем роде состояние, что степень их блаженства в горних обителях не может быть из числа высших, так как они в жизни не боролись и не подвизались; но и в той степени должны быть свои высшие и низшие грани. Долго было бы раскрывать здесь все подробности учения об этом предмете, именно — как о загробном состоянии младенца, так и об отношении первородного греха, которому и они повинны, к таинству крещения и к тем остаткам ветхого человека, следы которого ясно видны во всяком возрожденном чрез крещение, не исключая опять же младенцев, — подробности, которые во все века затрудняли и затрудняют богословов, которыми особенно настойчиво занимались богословы средневековые, римско-католические. Только поставим на вид, что есть здесь наиболее положительного. Аз есмь Бог, вещает Господь, отдаяй грехи отцев на чаща до третьего и четвертого рода ненавидящих Мене (Исход. 22.5); отсюда ясно, что на детей переходят иногда не только грехи отцев, но и воздания за них. Кроме того, на детях может иногда лежать — и нередко лежит — клятва отцев, как лежала клятва Ноя на потомках Хама. Кроме того, всякий младенец, в беззакониях зачатый и во гресех рожденный, входя в баню крещения ветхим человеком, конечно, возрождается в человека нового, но так, однакоже, что жало греха начинает сказываться в нем тотчас по рождении, аще бы и един день жития его был на земли. Мы говорим: дитя невинно, дитя безгрешно, — но, конечно, только в том смысле, что оно бессознательно; — не грешить же совсем, хотя и бессознательно, хотя и невольно, оно не может, по греховной склонности человеческой природы. Грехи неведения, грехи невольные все же суть грехи, требующие очищения и прощения от Бога. Но о каком дитяти можно сказать, что оно не подлежит одной из этих без или даже всем им, что оно не подлежит каре за грехи отцев, или заклятию от кого-либо из своих предков, или примеси греховного яда, который и по возрождении в бане крещения быстро развивается в существе каждого из нас? Если же так, то можно ли колебаться в мысли, что молитва Церкви каждому почившему младенцу не только благотворна, пособляя ему возлетать к горней славе, но и нужна для очищения его пред всевидящим оком Божиим от всякия скверны плоти и духа, от всякого праотеческого и отеческого заклятия, от всякого возмездия за грехи прародителей и родителей? («Изв. по Каз. Еп.» 1875 г. №12. Свод указ. и замет., изд. «Паст. Собеседника», 366–369. Рук. д. с. п. 1896 г. №3. См. также I вып. Сборника, стр. 107).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.