Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Триодь цветная






 

 

Нельзя ли во время пасхальной ночи, вместо Деяний Апостольских, читать пред плащаницею какое-нибудь систематически-популярно изложенное сочинение о Св. земле или о земной жизни Христа Спасителя?

 

Предлагая во время пасхальной ночи чтение Деяний Апостольских и перенося мысль верующих к воскресению и вознесению Иисуса Христа, сошествию Св. Духа на апостолов, чудесному утверждению и распространению царства Христова на земле, Церковь ослабляет в душе их ту горечь и печаль, какие моли быть вызваны в предшествующие для воспоминанием о страшных событиях голгофских. Таким образом, приведенное обстоятельство скорее говорит против того, чтобы во время пасхальной ночи читать народу историю о земной жизни, крестных страданиях и смерти Христа Спасителя. Мало того: изменять предписания церковного устава и заменять уставные чтения другими, по личному только или частному усмотрению, значит — допустить тот произвол и разнообразие в церковно-богослужебной практике, к устрашению которых вселенская Церковь предпринимала меры еще в самую раннюю пору своего существования (Р.д.С.П., 1877 г., №17).

 

В каком облачении начинать и служить пасхальную полунощницу?

 

В уставе церковном нигде нет указания на то, что полунощницу нужно служить в траурных ризах. Последний обычай кое-где остался у нас, как наследие унии, которая в Юго-Западном крае потрясла чин богослужения и Великую субботу низвела в разряд заурядных дней; часто, очень часто церкви весь день Великой субботы до утра Пасхи оставались закрытыми, и священники униатские начинали службу Пасхи полунощницей в черных ризах, выражая тем плач священный у гроба Спасителя. Но и сама полунощница, хотя и состоит из канона Великой субботы, оканчивается торжественною песнию в честь воскресшего Господа: «Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный». Ее принято везде на Руси и на Востоке совершать не в траурных ризах. Иногда она отделяется в известное время от Светлой утрени, но и тогда — будет ли совершаться в епитрахили, или в полном облачении — последние бывают не темного, а белого цвета. Таким образом, ответом на предложенный вопрос будет: поступают неправильно и в противоречие духу наступающего Светлого праздника те, которые служат полунощницу пред пасхальной утреней в траурных ризах (Лит. Еп. Вед., 1894 г., №14).

 

Как совершать пасхальный крестный ход?

 

По окончании полунощницы, храм наполняется благоуханием, возжигаются все свечи, священослужители облачаются в полное светлое облачение, совершают троекратное каждение вокруг престола и начинают петь стихиру Воскресения: Воскресение Твое, Христе Спасе. Начальные слова этой песни возглашаются священнослужителями в затворенном алтаре, а не в открытых царских дверях; последние же слова той же песни: и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе словити продолжают петь клирики или певчие, при чем отверзаются царские двери, и священнослужители выходят из алтаря царскими дверьми, неся крест с трикирием, Евангелие, икону воскресения Христова, кадило и становятся лицом на запад. В это время затворяются церковныя западные врата. По заключении западных церковных врат, священнослужители, в предшествии двух клириков, со свечами и, обыкновенно, с хоругвями, выходят северными дверьми в притвор. Устав велит сперва затворить западныя двери, т. е. ведущие из храма в притвор, а потом выйти в притвор северными дверьми. Чтобы понять такое предписание устава, нужно вспомнить, что в древних храмах устроялись три двери из притвора в церковь, из которых средние назывались «церковными», «великими», «красными», «царскими», а боковые — меньших размеров — северными и южными. Самый притвор имел вид крытой ходовой галлереи, примыкавшей к храму с трех сторон — северной, западной и южной. Выход из храма должен бы быть с полукруговым ходом, от северных дверей храма до западных (Истор. о раск. в Церкви Рос. преосв. Игратия. Спб. 1863 г., с. 63). Но так как на настоящем устройстве храмов, особенно теплых, единственный путь для входа в храм и выхода из него возможен чрез западные двери или притвор, примыкающий к храму с одной только западной стороны, то для обхождения храма обыкновенно выходят чрез западные двери в притвор и оттуда идут вокруг церкви к югу, востоку и северу и приходят опять в притвор. В некоторых местах кругом церкви обходят однажды, в других, как, напр., в древнейших обителях, трижды. После обхождения кругом церкви все останавливаются пред заключенными западными дверьми храма. Здесь, по обыкновенном каждении, начинается пасхальная утреня славословием Св. Троице; здесь же впервые и неоднократно раздается песнь: Христос воскресе; с этою же песнию настоятель с крестом и кадилом отверзает двери храма. И все выходят из притвора в церковь, залитую светом и наполненную благоуханием. По входе в храм, отверзаются все двери в алтаре и остаются не заключенными до конца пасхальной недели даже при совершении литургии (Р.д.С.П., 1880 г., №17. Ср. 1894 г., №16).

 

Какую ризницу нужно употреблять при совершении полунощницы в вечер св. Пасхи и какими дверьми вносить во время ее плащаницу в алтарь?

 

Ризница — воскресная, так как она надевается уже во время литургии в Великую субботу; плащаница переносится в царские врата (Ц. В-к, 1893 г., №5).

 

Сколько раз нужно обходить вокруг храма с крестным ходом пред началом пасхальной утрени — 2? раза в воспоминание неполного трехдневного пребывания Иисуса Христа во гробе, или 3? в доказательство совершенного божества Его?

 

Трудно понять, откуда могло получиться у вопрошающего представление о необходимости делать с пасхальным ходом вокруг храма несколько кругов, да еще с таким произвольным толкованием этой множественности обхождения! Ведь, если с точностью следовать указанию устава, то при этом нужно совершать не несколько кругов, а? одного (выходя из северных дверей и идя против солнца к западным дверям). Кроме того, пасхальным крестным ходом воспоминается путешествие жен мироносиц, шедших «утру глубоку» помазать тело Христа Спасителя, а не что-либо другое (Ц. В-к, 1900, №19).

 

Во время крестного хода пред пасхальною утренею должно ли священнику в руках, или на голове своей нести святой крест?

 

Замечание Типикона, что пред началом пасхальной утрени — пред крестным ходом «настоятель вземлет честный крест», может представляться не вполне определенным, но только с первого взгляда. При сопоставлении этого выражения с последующими словами Типикона: «настоятель вземлет честный крест, кадило же вземлет диакон, иерей же — св. Евангелие, ин иерей — образ воскресения Христова» (Тип. гл. 50), видно, что здесь слово «вземлет» употреблено в значении «берет в руки». Да вышеприведенное замечание Типикона иначе и не может быть понимаемо и применяемо, потому что во всех других случаях, когда, действительно, должно священнику нести на голове св. крест, Типикон выражается так: «взимает честный крест на главу» (посл. 14 сент.), «взимает честный крест со блюдом на главу» (посл. 1 авг.). «подъемлет честный крест на дискосе (со хранильницею) на главу свою» (посл. 3 нед. Вел. Поста). (Р.д.С.П., 1889 г., №9).

 

Как читать правило готовящимся литургисать в дни св. Пасхи? В каком порядке и что читать в св. Пасху пред алтарем, пред входом в него для облачения пред литургией?

 

Так как, по чинопоследованию пасхального богослужения, в дни св. Пасхи не отправляются седмичные службы, посвященные на каждый день седмицы особым святым и священным воспоминаниям, то и священнику нет побуждения читать каноны безплотным силам, Иоанну Предтече и другие, назначенные церковным уставом в соответствие с каждодневным богослужением. Священнику довольно прочитать с вечера пасхальный канон вместо канона Иисусу Сладчайшему, канон ко св. причащению с молитвами и вечерния молитвы. Что касается входных молитв, то было бы мало уместным в дни св. Пасхи вычитывать их по обычному порядку, так как в числе этих молитв первое место занимают тропари покаянные. В виду этого, по обычаю большинства монастырей, рекомендуется следующий порядок отправления входного в пасхальные дни: после начального возгласа и троекратного «Христос воскресе» читать «Предварившие утро», «Аще и во гроб»… и проч. и затем из обычных входных молитв неотложно читать «Пречистому Твоему образу», «Милосердия сущи источник» и «Господи, ниспосли руку Твою»… (Р.д.С.П., 1877 г., №10. Ср. 1891 г., №14. Ц. В-к, 1896 г., №30).

 

Полагается ли промежуток (в полчаса или даже в час) между заутреней и литургией в 1-й день Пасхи? В котором часу должно совершать вечерню в 1-й день Пасхи? Какой порядок относительно звона на пасхальной неделе соблюдается в столицах?

 

Правила, которое требовало бы промежутка между заутреней и литургией в 1-й день Пасхи, не существует, а потому, если он и делается, то по усмотрению настоятеля, и, во всяком случае, не должен быть велик, так как, по правилам церковным, пост субботы оканчивается в полночь, до куроглашения, и литургия 1-го дня Пасхи совершается в самые ранние часы дня. Относительно времени совершения вечерни в 1-й день Пасхи есть указание, что она совершается «по 9-м часе во святилничном»; но обыкновенно она совершается в 3 часа по-полудни. По общепринятому в Православной Церкви порядку, звон во всю пасхальную неделю полагается целодневный, который, начинаясь трезвоном после литургии, совершается так часто, как это возможно, вплоть до удара к вечерне. Особенно это соблюдается в Москве и в селах (Ц. В-к, 1900 г., №12).

 

После начального возгласа на утрени, литургии и вечерне пасхальной седмицы должен ли священник совершать каждение по всей церкви, или в алтаре и пред иконостасом, или только пред престолом?

 

Из 50 гл. Типикона видно, что утреня и вечерня в понедельник и прочие дни Светлой седмицы должны начинаться так же, как и в первый день св. Пасхи (см. посл. этих служб в понедельник Светлой седмицы; сравн. посл. утрени и вечерни в прочие дни той же седмицы). А в примечании к последованию вечерни первого дня Пасхи о каждении сказано так: «Яко повнегда начати иерею (т. е. после начального возгласа и троекратного пения «Христос воскресе», когда произносит стихи: «Да воскреснет Бог»… и проч.), кадить святую трапезу по обычаю, и весь алтарь». Отсюда, кажется, ясно, что как на утрени, так и на вечерне во все дни Светлой седмицы иерей после начального возгласа и троекратного пения «Христос воскресе» должен кадить св. трапезу и весь алтарь. У нас обыкновенно так и делается: по начальном возгласе и троекратном пении «Христос воскресе» на утрени и вечерне всей пасхальной седмицы иерей кадит престол, весь алтарь. У нас обыкновенно так и делается: по начальном возгласе троекратном пении «Христос воскресе» на утрени и вечерне всей пасхальной седмицы иерей кадит престол, весь алтарь и иконостас, как внешнюю часть алтаря. Точно такое же каждение совершается и на литургии всей пасхальной седмицы — после начального возгласа и троекатного пения тропаря (Р.д.С.П., 1889 г., №9).

 

На утрени первого дня пасхи и всей пасхальной седмицы следует ли священнику во время пения каждой песни канона переменять облачение и совершать каждение по всему храму?

 

Хотя, по указанию Типикона, на утрени первого дня Пасхи предстоятель должен в начале канона кадить святые иконы, оба лики и братию по чину (послед. Пасхи в 50 гл. Типик.), но у нас обыкновенно на утрени первого дня Пасхи предстоятель или другой иерей, сослужащий ему, в начале каждой песни канона совершает каждение в алтаре и по всему храму. Точно так же у нас установился обычай, чтобы предстоятель переменял на себе облачение — ризы пред началом каждой песни канона и пред каждением во время пения ее. От такого обычая, как имеющего свой смысл и значение, — совершаемого в ознаменование неоднократных явлений Господа по воскресении Его из мертвых, — отступать не следует. Само собой понятно, что столь знаменательного обычая нужно придерживаться и при совершении утрени во всю пасхальную седмицу, так как богослужение во всю пасхальную седмицу отправляется с такою же торжественностью, с какою оно совершается и в первый день св. Пасхи (Р.д.С.П., 1889 г., №9. Ср. Ц. В, 1894 г., №15).

 

Что должен говорить диакон во время каждения вместе со священником, на пасхальном каноне: «Христос воскресе», или «Воистину воскресе»?

 

По уставу, ни того, ни другого не должен говорить ни священник, ни диакон, ни народ. По обычаю же, священник приветствует народ от своего лица и от лица сослужащего ему диакона словами: «Христос воскресе» (Ц. В, 1894 г., №16).

 

Можно ли отправлять в частном доме пасхальную утреню с совершением вокруг дома крестного хода?

 

Если местный храм сгорел или строится, то, конечно, с разрешения епархиального начальства, утреня может быть совершена и в частном доме, без крестного, разумеется, хода вокруг дома. Если же о совершении подобной утрени просит частное лицо, то в исполнении такой просьбы следует отказать, как совершенно неудобоисполнимой (Ц. В-к, 1893 г., №13).

 

Уместно ли зажигать во время пасхальной утрени в алтаре на горнем месте бенгальский огонь?

 

К сожалению, подобный способ увеличения торжественности пасхального богослужения оказывается употребительным. Говорим: к сожалению, так как убеждены, что бенгальский огонь, — необходимая принадлежность каждого балагана, — на этом месте и в такой момент необходимо должен оскорблять религиозное чувство молящихся. И неужели же люди, допускающие это, думают, что зловонным огнем они в чем-нибудь могут увеличить высокую торжественность нашего несравненного пасхального богослужения?! (Ц. В-к, 1900 г., №47).

 

Когда и как читать «входные молитвы», полагаемые пред литургиею в день Пасхи, когда пасхальная утреня непосредственно соединяется с литургиею, и как должен священник облачаться при этом?

 

Указанные недоумения весьма просто могут быть разрешены тем, что священник, имеющий служить в день Пасхи литургию разом с утренею, должен совершить все входное чинопоследование, полагаемое пред литургиею, непосредственно после пасхальной полунощницы, пред утренею. Потом, облачаясь, священник тут же должен прочитать все молитвы, полагаемые на облачение разных одежд, и затем приступают к совершению утрени. Указанный порядок практикуется всеми православными архиереями в день Пасхи, когда они служат литургию с утренею; сейчас по вступлении в церковь, даже до чтения пасхальной полунощницы, они читают все «входные молитвы» и затем облачаются среди церкви по чину (Р.д.С.П., 1886 г., №4. См. раньше на стр. 177–188).

 

Правильно ли поступают некоторые иереи, совершая во св. Пасху «входные молитвы» и проскомидию до полунощницы? И в какое время следует совершать то и другое?

 

Не допускаем, чтобы существовали подобные иереи, так сказать, если бы они существовали, то, следовательно, совершали бы проскомидию до 12 часов, еще в Великую субботу; а затем — на проскомидии этой никто бы не мог подать просфоры, потому что никому из мирян не пришло бы в голову запасться просфорами с вечера Великой субботы. Да и к чему бы послужило такое несвоевременное совершение входного и проскомидии, если их можно совершить в обычное, назначенное для них, время?! (Ц. В-к, 1898 г., №15).

 

В 1 день Пасхи во время чтения Апостола и на херувимской следует ли священнику совершать каждение (если он служит без диакона) с трикирием и крестом, или без оных?

 

Каждение со свечей или трикирием и крестом принято на всех службах пасхальной седмицы (см. Никольский: «Пособие к изуч. устава», стр. 616). (Ц. В-к, 1893 г., №48).

 

Следует ли на Светлой седмице за божественной литургией во время чтения Апостола и при пении: «Иже херувимы» священнику кадить с трехсвечником, если в причте есть диакон, а если следует, то не должен ли последний предшествовать ему со свечей?

 

В уставе указаний на подобный способ каждения в названные моменты литургии на Светлой седмице не имеется, как, впрочем, и вообще в нем нет указаний на вошедшее в повсеместное употребление трехсвечника при кресте в руках священника за пасхальным богослужением (Ц. В-к, 1900 г., №18).

 

Может ли быть читаем на литургии в 1 день св. Пасхи Апостол на разных языках, подобно чтению Евангелия?

 

Чтением Евангелия на разных языках в первый день св. Пасхи изображается, что во всю землю, всем народам «изыде вещание о Господе, проповедание Евангелия всей твари» (Марк. XVI, 15); для чтения же подобным способом и Апостола никаких оснований не имеется (Ц. В-к, 1902 г., №20).

 

Если в первый день св. Пасхи священник с диаконом служит литургию, то священнику приличнее читать Евангелие за этой литургий на каком языке?

 

Если буквально следовать указанию Типикона (гл. 50), то и священнику, равно как и диакону, должно читать Евангелие за литургией в первый день св. Пасхи на славянском языке. Но, согласно принятому обычаю, Евангелие за литургий в первый день св. Пасхи читается у нас, по примеру других поместных православных церквей, на разных языках, когда литургия эта отправляется несколькими священнослужителями. В основании этого обычая лежит вполне рациональная цель — чтобы никто из стоящих в храме не остался не понявшим литургийного евангелия первого дня св. Пасхи. Сообразно с такою целью, в приходах с коренным православно-русским населением приличнее священнику читать литургийное евангелие первого дня св. Пасхи на русском языке, в приходах же с инородческим населением — корел, чуваш, мордвы, черемисов и др. — на их языке. Чтение же Евангелия за литургией в первый день св. Пасхи на древне-классических языках или на новейших языках иностранных, без всякой в том необходимости, обнаруживало бы в священнослужителе неосмысленное стремление заявить только свою ученость (Р.д.С.П., 1888 г., т. I, стр. 275–276).

 

Чем можно объяснить то обстоятельство, что Евангелие на вечерне в 1-й день Пасхи читается к народу?

 

Богослужебный обычай церковный придал вечерне в 1-й день Пасхи такие особенности, которые делают ее единственною в годовом круге богослужений. Вот почему на ней установлен и особый порядок чтения Евангелия для священника — тот же самый, который установлен для него на литургии того же дня, т. е. в алтаре, но лицом к западу, как бы для изображения того, что в этот день вещание о Господе изыде во всю землю, всем народам (Ц. В-к, 1898 г., №17).

 

Можно ли читать Евангелие на вечерне в 1-й день Пасхи «на люди» с амвона?

 

По уставу, чтение это положено в алтаре, обратившись к народу (Ц. В-к, 1900 г., №18).

 

Когда отворять св. врата в вечер св. Пасхи — пред крестным ходом, или после него?

 

Пред крестным ходом, в начале утрени (см. Типикон и книгу «Чин священнослуж. и обрядов, наблюдаем. в Больш. Усп. Соборе») (Ц. В-к, 1893 г., №5).

 

Следует ли помазывать народ елеем на вечерне в день Светлого Христова Воскресенья?

 

В некоторых церквах во время пения стихирь: «Пасха священная»… на торжественной вечерне в первый день св. Пасхи износится Евангелие на середину храма и полагается на аналое рядом с иконой Воскресения Христова и артосом; во время лобзания святыни молящимися совершается елеопомазание.

Обычай этот не оправдывается прямым указанием в нашем Типиконе, и потому не может быть одобряем (Р.д.С.П., 1900 г., №14).

 

Можно ли в пасхальную седмицу принимать просфоры и поминать за упокой на проскомидии?

 

Хотя в Помоканоне при Б. Требнике (н. 169-й) и говорится, что «в Светлую неделю помины не бывают»; но здесь разумеется великая панихида, всенощное бдение и литургии за упокой, а не помин на проскомидии, который может быть совершаем повседневно (Ц. В-к, 1895 г., №48).

 

Должно ли священнику облачаться в полные облачения при служении утрени и вечерни во всю Святую седмицу, а также в полных ли облачениях следует служить утреню и вечерню в отдание Пасхи?

 

По требованию устава, полныя облачения на утрени и вечерне надеваются только в первый день св. Пасхи; относительно облачения на Светлой седмицы и в отдаление Пасхи указаний нет, а практика различна (Ц. В-к, 1893 г., №37).

 

Следует ли в пасхальную седмицу читать «светильничныя» молитвы и когда?

 

Известны два взгляда по этому вопросу: по одному, молитвы эти, как разполагающие к покаянно-скорбному чувству, должны быть пропускаемы в торжественном пасхальном богослужении, а по другому — они во всяком случае должны быть вычитываемы, и именно во время великой ектении, с которой они соединяются по содержанию (Ц. В-к, 1895 г., №38. Ср. Р.д.С.П., 1886 г., №4).

 

Священник с диаконом при начале литургии должны читать: «Царю Небесный», потом «Слава в вышних Богу» и «Господи, устне мои отверзеши». Между тем, по уставу церковному, чтение «Слава в вышних Богу» и «Господи, устне мои отверзеши» не полагается (на утрени) во всю Светлую седмицу, а чтение «Царю Небесный» не должно быть употребляемо во всю Пятидесятницу, до Троицына дня. Нужно ли читать эти молитвы в показанные времена, или, если не нужно, то что читать вместо них?

 

На Светлой седмице всего лучше читать вместо «Царю Небесный» и пр. трижды пасхальный тропарь «Христов воскресе», столь определенно самых уставом полагаемый для замены многих других, пропускаемых в Светлую седмицу, песнопений и молитв. От Фоминой недели до отдания Пасхи вместо «Царю Небесный» — читать «Христос воскресе», затем «Слава в вышних Богу» и «Господи, устне мои отверзеши». Поелику же «Царю Небесный» не полагается употреблять в Церкви и от Вознесения до Троицына дня, то, чтобы не нарушать устава церковного, можно вместо этой молитвы пред началом литургии читать «Святый Боже», которым, по уставу, полагается начинать и все прочия службы в означенное время (Р.д.С.П., 1885 г., №52–53).

 

Какой отпуст делать от недели св. Пасхи и до отдания ее — пасхальный ли: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый», или дневной: «Христос истинный Бог наш»?

 

Пасхальный отпуст произносится только в Пасхальную седмицу и в самый день отдания св. Пасхи на литургии (см. в Типик. послед. службы в Пасхальную седмицу и в день отдания св. Пасхи). В дни воскресные от недели св. Пасхи до отдания ее должно произносить отпуст воскресный: «Воскресный из мертвых Христос истинный Бог наш». В простые седмичные дни от недели св. Пасхи до отдания ее следует произносить не обычные дневные — седмичные отпусты («Христос истинный Бог наш»… с соответствующими каждому дню седмицы прибавлениями), а отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш»… Что именно этот отпуст должно произносить в дни от недели св. Пасхи до ее отдания, можно видеть из следующего указания Типикона: во вторник вечера отдания св. Пасхи в конце говорится: «ектения — Помилуй нас Боже и обычный отпуст глаголет иерей без креста: воскресый из мертвых. В среду отдания на утрени отпуст без креста. На литургии иерей творит отпуст св. Пасхи со крестом»… Здесь воскресный отпуст называется обычным, и потому предполагается произносимым в предшествовавшие дни до отдания св. Пасхи, а пасхальный, как особенный, положен только на литургии в день отдания св. Пасхи (Р.д.С.П., 1888 г., №348–349).

 

Так как от Пасхи до Пятидесятницы не полагается преклонять колена за богослужением, то следует ли преклонять колена на молебне 14-го мая (день коронации), если этот день придется до Пятидесятницы?

 

Следует, так как на этом именно молебне положено коленопреклонение, что и должно считать как бы исключением из общего правила (Ц. В-к, 1898 г., №40).

 

Каким порядком выносить св. крест в праздник Преполовения — на главе, или в руках?

 

На главе (см. Никольский: «Пособие к изуч. уст». стр. 795). (Ц. В-к, 1893, №49).

 

Какое значение слова «вресноту», находящегося в 6-ой молитве на вечерне в день Пятидесятницы?

 

Наречие «в ресноту» или, с опущением, «вресноту» значит «действительно, самым делом, по достоинству, подлинно, истинно» и происходит от имени существительного «ресь-нота», или «рес-нота», означающего «пристойность, достоинство, истинность, действительность» (Р.д.С.П., 1889 г., №13).

 

В «неделю Антипасхи вечера» и в прочие недели вечера, следующие по Пасхе до ее отдания, следует ли на повечерии после канона петь «Ангел вопияше» и «Святися, святися» вместо «Достойно есть»?

 

В Типиконе о службе «в неделю Антипасхи вечера» сказано, между прочим, что «от сего дне глаголем повечерие малое… По Достойне и по Отче наш глаголем кондак праздника во всю 50-цу» (сн. указан. Типик. о службе в «неделю Самаряныни вечера»). Из этих указаний Типикона следует, что в неделю Антипасхи вечера и в прочие недели вечера по Пасхе до ее отдания на повечерии после канона должно петь «Достойно есть», а не «Ангел вопияше» и «Святися, святися». Пение ирмоса «Святися, святися» полагается только на утрени по 9-ой песне канона в седмицы по Пасхе до ее отдания, а пение того же ирмоса с припевом «Ангел вопияше» — на литургии вместо «Достойно есть» в те же седмицы по Пасхе до ее отдания (Р.д.С.П., 1889 г., №12).

 

В праздник Пятидесятницы на 9-ой песне канона следует ли вместо «Честнейшую» петь праздничный припев, как и в другие великие праздники, и если следует, то какой?

 

Последованиями в существующих богослужебных книгах — Уставе, Триоди цветной и Ирмологионе не указывается какого-либо припева вместо «Честнейшую» на 9 песне канона в праздник Пятидесятницы, а полагается петь вместо «Честнейшую» один ирмос 9 песни канона в день Пятидесятницы.

Употребляющийся в богослужебной практике некоторых епархий припев: «Апостоли, сошествие Утешителя видевше, удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый» заимствован, по всей вероятности, из Нотного Обихода (ч. 2), изданного Св. Синодом в 1798-м году (Р.д.С.П., 1886 г., №44).

 

Что петь вместо «Видехом свет истинный»… в субботу пред праздником Св. Троицы, когда и отдание праздника Вознесения совершалось, а Троицын праздник еще не наспел, чтобы петь: «Видехом свет истинный»?

 

В греческом уставе не полагается петь «Видехом свет истинный»; а потому, лучше всего поступать так: распорядиться, чтобы в этот день после «Спаси, Боже, люди Твоя» клирос ничего не пел, священник же прямо после «Спаси, Боже» пусть окадит св. Дары и возглашает: «Всегда, ныне и присно» и т. д. (Р.д.С.П., 1885 г., №42).

 

Полагается ли в праздник Пятидесятницы совершение ранней литургии?

 

Если и совершается по местам в эти дни ранняя литургия, то без вечерни, совершаемой в соединении с поздней литургией (Р.д.С.П., 1902 г., №22).

 

Не составляет ли умаления чести праздника Св. Духа то обстоятельство, что на утрени сего праздника не полагается пения полиелея и чтения Евангелия?

 

Говорить об «умалении чести» в подобных случаях нет оснований, так как отсутствие полиелея на утрени в день Св. Духа установлено уставом, именно как отличительная особенность этого праздника от празднования предшествующего дня. «Чести же ради ко Всесвятому Духу и раздельне от празднования Св. Троице узаконища св. отцы праздновати Ему», говорит синаксарь понедельника Пятидесятницы; но это отличие — исключительно богослужебное, так как самый праздник установлен «в честь Всесвятого, животворящего и всесильного Духа, единого от Троицы Лица, единочестна и единосущна и единославна Отцу и Сыну» (синаксарь понедельника Пятидесятницы). (Ц. В-к, 1898 г., №26).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.