Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К руководству при совершении великопостных часов, Преждеосвящ. литургии, вечерни и повечерия.






 

На 6 часе пред тропарем пророчества, священник ничего не говорит. После тропаря: «вонмем», после прокимна: «Премудрость», после наименования чтения: «Вонмем», по окончании чтения: «Вонмем». На Преждеосвящ. литургии: после «Свете тихий», диакон: «Вонмем», священник: «Мир всем», чтец: «и духови твоему», диакон: «Премудрость, вонмем», чтец: «Прокимен»; по прокимне диакон: «Премудрость», чтец наименование чтения, диакон: «Вонмем»; по первой премии диакон: «Вонмем», чтец: «Прокимен», по прокимне диакон: «Повелите», священник, взем обема руками кадильницу и священник, стоя пред св. трапезою, зря к востоку, и назнаменуя крест, глаголет: «Премудрость, прости» Таже, обратяся на запад к народу, глаголет: «Свет Христос просвещает всех», а не кадя народа; чтец же абие наименование чтения, диакон: «Вонмем», по окончании последнего чтения диакон: «Премудрость», певцы: «Да исправится молитва моя». На вечерни же по втором прокимне священник: «Премудрость», чтец наименование чтения, священник: «Вонмем», и по последней паремии абие «Сподоби Господи». На часах: пред стихословием псалтири, чтец часослова глаголет: «Слава и ныне: Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава тебе Боже, трижды. Господи, помилуй трижды, «Слава», а чтец псалтыря продолжает: «И ныне» и начинает стихословие. По окончании стихословия псалтири или, когда нет стихословия, по окончании 3-х псалмов чтец читает: «Слава и ныне: Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава тебе Боже, трижды, Господи, помилуй трижды, и абие священник тропарь часа, по 3-м поклоне священники: «слава Отцу, и Сыну, и святому Духу, чтец же продолжает: «и ныне и присно и во веки веков, аминь. По окончании часов пред литургиею произносится отпуст, а по окончании литургии или вечерни отпуст настоящего дня соединяется с отпустом наступающего, то есть, в понедельник — отпуст понедельника и вторника, во вторник — вторника и среды и т. д. При чтении молитвы св. Ефрема Сирина, священник всегда произносит по Честнейшую «Боже ущерди ны», на которое чтец отвечает «Аминь», при первом произнесении молитвы св. Ефрема, священник оканчивает оную, «Аминь», а при заключительном произнесении молитвы св. Ефрема, «Аминь» произносит чтец.

На великом повечерии «Пресвятая» произносить по синодальному изданию: «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных. Вся небесныя силы святых ангел и архангел, молите о нас грешных. Святый Иоанне пророче, и предтече и крестителю Господа нашего Иисуса Христа, моли о нас грешных. Святии славнии апостоли, пророцы и мученицы, и вси святии, молите о нас грешных. Преподобнии и богословнии отцы наши, пастырие и учителие вселенныя, молите о нас грешных. Преподобнии и богословнии отцы наши, Антоние и Феодосие, и вси преподобнии печерскии, молите о нас грешных. Непобедимая, и непостижимая и божественная сила Честного и Животворящего Креста, не остави нас грешных. Боже, очисти нас грешников, и помилуй нас. Отпуст же на повечерии читать так: «Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже наш, молитвами всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и приснодевы Марии: силою Честного и Животворящего Креста: предстательствы честных небесных сил безплотных: честного славного пророка, предтечи и крестителя Иоанна: святых славных и всехвальных апостол: святых славных и добропобедных мучеников: преподобрых и богоносных отец наших: благоприятну сотвори молитву нашу. Даруй нам оставление прегрешений наших: покрый нас кровом крилу твоею. Отжени от нас всякого врага и сопостата. Умири нашу жизнь, Господи, помилуй нас и мир Твой, и спаси душы наша, яко благ и человеколюбец».

 

На стихословиях, или славах трех кафеизм, читаемых в простые дни Великого поста, — «Аллилуйя» приличнее петь или читать?

 

В первый понедельник Великого поста на утрени читаем о шестопсалмии такое законоположение св. Церкви: По «Слава в вышних Богу», предстоятель глаголет шестопсалмие со всяким вниманием не борзяся, но со страхом Божиим, яко самому Богу беседующе невидимо. И не имать кто власти шенты творити, ниже плюнути, или хракнути: но паче внимати от Псаломщика глаголемым, руце согбенны имуще к персем, главы же преклоненны, и очи имуще долу, сердечными очима зряще к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть и будущую муку, и жизнь вечную» (Типикон послед. Св. Четыред.). А о молитве написано там же такое законоположение: «Таже молитву начати со умилением и страхом Божиим, аще ли имать и дарование слов, и тако молится молитвою св. Ефрема… и неуклонно зря к Богу душевне и телесне». Все сказанное здесь о «Шестопсалмии и молитве во св. Четыредесятницу» по всей справедливости относится и к чтению Псалтири или кафизм ея. И как во время чтения «Шестопсалмия», так равно и псалмов Давидовых, должно быть одинаковое настроение души верующей и благочестивой: оно должно выражаться в смиренном и благоговейном положении тела, в кротости взора и устремлении его долу, в сознании своих грехов, тихой молитве, в сосредоточении своего духа и самоуглублении. И так как во всей великопостной службе весьма мало пения, да и то тихое, умилительное, как бы печальное и располагающее душу к печали яже по Бозе, к покаянию, — а чтение большею частью тихое и монотонное, псалмы Давидовы и тропари песней капонов трогательные и умилительные: то, при такой окружающей обстановке церковного богослужения во св. Четыредесятницу, весьма благоприлично, чтобы среди монотонного чтения псалмов и на кафизмах тропарей слова: «И ныне и присно»… «Аллилуйя» били исполняемы или произносимы чтением, а не пением. — Это соображение подтверждается и «Марковой главой» на Благовещение, в которой о чтении псалтири в сей праздник сказано: «глаголем три кафисмы. По первой кафисме седальные «Триоди», оба — без ектении. Итак, если даже в сей ”благознаменитый» праздник читаются три кафисмы и первые две — без ектении: то тем более в простые дни, при действии постной триоди, ничего не должно быть похожего на торжественность, к которой безспорно принадлежит хоровое, громогласное, между кафисм, пение: «И ныне и присно» и «Аллилуйя»… Иначе какое же будет различие великопостной службы от великих Господских и Богородничных праздников: Рождества Христова, Крещения, Преображения и др. (Р.д.С.П. 1877 г. №26).

 

Кто должен читать молитву «Христе, свете истинный» на 1 часе во св. Четыредесятницу? Следует ли после этой молитвы петь во св. Четыредесятницу «Взбранной воеводе?

 

В последовании понедельника 1 седмицы Великого поста говорится: «Таже молитва: «Христе, свете истинный»… глаголется от предстоятеля». А что под предстоятелем здесь разумеется именно священник, видно из изданной Св. Синодом книги: «Службы на каждый день 1 седмицы Великого поста», где в последовании 1 часа пред молитвою стоит указание: «таже священник молитву». После этой молитвы и во св. Четыредесятницу поется «Взбранной воеводе» (см. указан. книжку). (Ц. В-к 1897 г. №3).

 

В одной епитрахили или и в фелони читать канон Андрея Критского на первой седмице Великого поста?

 

По общему правилу, священник бывает в фелони только на тех службах, на которых читается Евангелие (Ц. В-к 1895 г. №7).

 

Можно ли по просьбе прихожан в дни св. Четыредесятницы совершать заупокойную литургию по усопшем?

 

Церковным уставом полагается совершать заупокойную литургию только по субботним дням 2, 3, 4 и 5 седмиц Великого поста, так что даже по умершим в дни Четыредесятницы третины и десятины откладываются до субботних дней Четыредесятницы. Исключение допущено только относительно сорочин, которые отправляются в то число, в которое прилучатся; о сорокоустах же замечено, что они откладываются на время после Пасхи (см. Послед. нед. Сырныя вечера по Типикону и по Триоди Постной) (Р.д.С.П. 1893. №24).

 

Можно ли в дни св. Четыредесятницы, кроме суббот и воскресений, а также Великого четверга, совершать заупокойную литургию, т. е. литургию св. Златоуста? и если нельзя, то можно ли на литургии преждеосвященной после сугубой ектении прибавлять и заупокойную, по примеру того, как это есть в литургии св. Златоуста?

 

Нет надобности в день погребения и сорочин усопшего в седмичные дни поста совершать литургию св. Златоуста; в эти дни, при погребении и сорочинах усопших, можно совершать литургию преждеосвященную с приложением заупокойных Апостола, Евангелия и ектении; поминовение усопших на этой литургии может быть совершаемо с тою же верою в силу и действие его, с какою оно совершается и на литургии полной (Р.д.С.П. 1885 г. №5).

 

Какой отпуст делать после малого повечерия в недели св. Четыредесятницы?

 

Обычный — малый, так как «Владыко многомилостиве» читается лишь по великом повечерии с великими поклонами; а о великом повечерии без поклонов в Типиконе сказано: «яко в пост во всех пятках на повечерии творить иерей отпуст малый» (Посл. пятка 1 седм. Великого поста). (Ц. В-к 1893 г., №19).

 

Ради значительного числа говеющих в дни Четыредесятницы нельзя ли по четвергам Великого поста совершать полную литургию — св. Иоанна Златоуста?

 

Не представляется никакой надобности, кроме литургии преждеосвященных Даров, отправляемой по средам и пятницам Великого поста, совершать для говеющих еще полную литургию Иоанна Златоустого по четвергам св. Четыредесятницы: желающие могут причаститься св. Таин — и действительно причащаются — и за литургиею преждеосвященною. Да совершение полной литургии по четвергам Великого поста было бы делом противоканоническим и не согласным с характером св. Четыредесятницы, как времени духовной скорби и печали (Р.д.С.П. 1888 г. №5).

 

Обязан ли священник сельской церкви служить пассию в положенное уставом время?

 

О пассиях, — особых службах, совершаемых в церквах южно-русского края в пятки 1, 2, 3 и 4 седмиц Великого поста, — наш устав церковный ничего не говорит. Самый обряд пассии описывается в конце Цветной Триоди, изданной в 1702 году при архимандрите Киево-печерском Иоасафе Кроповском, где сказано, что в 4 первые пятка Великого поста «в нарочитых монастырях и соборных церквах», по установлению митрополита Киевского Петра Могилы, совершаются пассии. Затем, описав, в чем состоит обряд пассии, названная Триод прибавляет: «сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под разсуждение Церкве святыя Православныя подаются» (подробнее см. у о. Никольского — «Пособие к изучению устава», 1894 г., стр. 578, прим.). таким образом, об обязательном отправлении этого обряда и в сельских церквах не может быть и речи, если только на этот счет нет особого распоряжения со стороны местной епархиальной власти (Ц. В-к, 1898 г., №9).

 

Если на утрени Крестопоклонной недели в сельской церкви бывает народу слишком мало, то нельзя ли положенное уставом поклонение св. Кресту совершать не на утрени, а после литургии, за которой народ собирается уже в большинстве?

 

По 35 ст. уст. духовн. Консисторий, богослужение должно быть совершаемо по уставу церковному без произвольных изменений и нововведений. От энергии и благоразумия священника зависит заблаговременно разъяснить своим прихожанам важность и значение того или другого богослужения, или того или другого праздника церковного. А раз это будет сделано, то наверно уже и не придется думать об изменении требований устава (Ц. В-к, 1898 г., №4).

 

Можно ли читать на Крестопоклонной неделе акафист Честному Кресту по акафистнику, напечатанному в Почаевской Лавре в 1723 г.?

 

Не следует, так как, во-первых, указом Св. Синода 23 сентября 1723 г. акафисты дозволено читать лишь по печатным книгам, одобренным, для совершения по ним богослужений, Св. Синодом, а во-вторых, указом 28 июля 1727 г. печатание акафиста Честному Кресту запрещено (Ц. В-к, 1898 г., №48).

 

Можно ли диаконам читать канон св. Андрея Критского на 5 неделе Великого поста?

 

Если священник почему-либо не может, то отчего не читать диакону? (Ц. В-к, 1893 г., №22).

 

На 5 неделе Великого поста в четверток на утрени следует ли произносить малую ектению после 3, 6 и 9 песен канона?

 

Следует, как обычно при пении канонов на утрени (Никольский, «Пособие к изуч. Устава», стр. 586). (Ц. В-к, 1897 г., №15).

 

Какую литургию совершать в храмовые праздники, случающиеся в Великий пост?

 

Если храмовой праздник случится в среду или пятницу Сырной седмицы, то служится полная литургия св. Златоуста. Если в понедельник 1 седмицы Великого поста, то служба ему совершается в субботу Сырную; если же во вторник, среду, четверг или пятницу первой седмицы, то служба ему не совершается (т. е., в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу), то в эти дни совершается литургия преждеосвященная с Апостолом и Евангелием после «Да исправится». Наконец, если храм случится в один из дней Страстной седмицы, и если это будет в понедельник, вторник, среду или четверг, то служба ему переносится на неделю Ваий, а если в пятницу или субботу, то переносится на другой день Пасхи и совершается вместе с пасхальною службою по Марковым главам, как указывается о праздновании св. великомуч. Георгию (Р.д.С.П. 1899 г. №10).

 

Как отправлять богослужение в царские дни в Великий пост?

 

В табели высокоторжественных дней, изданной от Св. Синода, пишется: «если которому из торжеств случится быть в понедельник первой седмицы Великого поста, то отправлять в неделю Сыропустную, а если во вторник, среду, четверг и пятницу первой седмицы, то отправлять в субботу первой недели поста, по напечатанным в церковном уставе о храмовых святых главам. А когда торжествам случится быть на Страстной седмице или в первый день св. Пасхи, то отправлять вместе в понедельник на Светлой седмице, по напечатанным в уставе о храмовых святых главам». Следовательно, на прочих седмицах службу и молебны должно отправлять в указанные табельные числа. По главам о храмовых святых положено совершать литургию преждеосвященных Даров, но в некоторых местах есть обычай совершать литургию св. Иоанна Златоустого. Следует держаться принятого обычая (Р.д.С.П. 1862 г., стр. 207).

 

Можно ли преждеосвященную литургию считать «жертвой» за живых и умерших?

 

Ни одно слово в чине преждеосвященной литургии не дает права считать ее подобною полоным литургиям жертвою за грехи людей (Ц. В-к, 1894 г., №15).

 

Можно ли совершать поминовение усопших за литургией преждеосвященных Даров? Тоже — за литургией св. Василия Великого?

 

Хотя за литургией преждеосвященных Даров и не бывает изъятия частиц из агнца за умерших, но, по слову св. Симеона Солунского, «освещаемся в ней воззрением очей и вместе ума на Господа, предлагаемого в умилостивление за нас. При этом, — прибавляет св. Симеон, — мы должны припадать к Нему, просить прощения своих заблуждений и поминать всех верующих» (Нов. Скрижаль), а в том числе, конечно, и умерших. Вот почему в Великороссии и даже в Москве, при погребении, например, умерших в Великом посту, в седмичные дни, служится литургия преждеосвященных Даров с чтением рядовых заупокойных Евангелия и Апостола, возглашением заупокойной ектении и т. д. Равным образом, в случае надобности, нет оснований уклоняться и от совершения поминовения усопших за литургией св. Василия Великого (Ц. В-к, 1900 г., №12).

 

Правильно ли поступают некоторые священники, дозволяя себе вынимать из просфор, на литургии преждеосвященных Даров, частицы за здравие и за упокой и возвращать таковые просфоры подающим?

 

Обязанность каждого священника — разъяснить своим прихожанам значение преждеосвященной литургии и существенное ее отличие от полной литургии; указываемым же в вопросе выниманием частиц из просфор, для чего на этой литургии нет ни оснований, ни даже времени, миряне могут быть только сбиты с толку в своем представлении о различиях между полной и неполной литургиями. Поэтому о правильности тут и речи быть не может (Ц. В-к, 1899 г., №14).

 

Не противоречит ли ответ о возможности поминовения усопших за литургией преждеосвященных Даров известному примечанию к тому месту Типикона, которое относится к вечеру Сырной недели («аще будет брату нашему отъити к Господу во святых сих днех, посреде седмицы не бывают третины его даже до пятка вечера»… и т. д.)? И должны ли слушаться младшие члены причта распоряжений старшего священника относительно служения заупокойных литургий преждеосвященных Даров?

 

В пояснение указываемого примечания Типикона следует обратить внимание на то, что говорится о поминовении в Номоканоне при Большом Требнике. Именно здесь, в пункте 169, читаем: «В двунадесятодневном, в первую седмицу Четыредесятницы и в Великую седмицу и в Светлую седмицу, в понедельные дни и в великие праздники помины не бывают, прочее же во все лето поминаются». Кроме того, из самого этого примечания видно, что поминовение в 40 день должно быть совершено в тот именно день, в который оно придется. Из сопоставления этих двух мест вытекает возможность того порядка, который указан по данному вопросу, тем более, что мы имели в виду, главным образом, приведенное место Номоканона, как бы поясняющее устав. А потому, распоряжение настоятеля о приложении поминовений за преждеосвященной литургией, если только оно не делается на 1-й и Страстной седмицах, едва ли может возбуждать какое-либо недоумение в подчиненных ему членах причта (Ц. В-к, 1900 г., №18).

 

Имеет ли право преосвященный разрешить, по экстренному случаю, отслужить литургию св. Иоанна Златоустого в среду и пятницу Великого поста, когда положена литургия преждеосвященных Даров?

 

Нам известен только один случай, когда литургия преждеосвященных Даров заменяется литургией св. Иоанна Златоустого — это если праздник Благовещения случится в среду или пяток Великого поста (Типик., Последов. 25 марта). Поэтому, такое разрешение было бы прямым отступлением от указаний устава, тем более, что допущение служения литургии Златоустого даже в другие дни Великого поста, когда литургии преждеосвященным не положено, может, как это признавал покойный митрополит Московский Филарет, вызывать соблазн «в истых ревнителях» (письма к арх. Антонию IV, 384–385), почему он обыкновенно и отказывает в разрешении служить эту литургию в седмичные дни Великого поста (Ц. В-к, 1899 г., №14).

 

Можно ли совершать литургию преждеосвященных Даров в каждый день Четыредесятницы, за исключением суббот и воскресений, а также дней, в которые положено совершать литургии св. Василия Великого и Иоанна Златоуста?

 

При решении этого вопроса литургисты не вполне согласны: одни указывают, что литургия преждеосвященных Даров должна совершаться только в известные, определенные дни св. Четыредесятницы, при чем замечают, что в некоторые из дней ее совсем не положено совершать литургию, если не случится храмового праздника или святого с полиелеем; другие, опираясь на пример Киево-Печерской Лавры, где в св. Четыредесятницу литургия преждеосвященных, кроме среды и пятницы, совершается в понедельник, вторник и четветок каждой седмицы, утверждают, что и везде ее можно служить в эти дни. По нашему же мнению, в приходских церквах следует держаться общепринятого порядка и указаний устава, а не исключений (Ц. В-к, 1898 г., №52).

 

Следует ли священнику пред литургией преждеосвященных Даров читать молитвы по чину литургии св. Иоанна Златоуста?

 

Непременно; входныя читаются после великих поклонов, когда поют: «во царствии Твоем»; молитвы читаются те же и так же, какие и как читаются на литургии св. Иоанна Златоуста, только опускается молитва: «Господи, ниспосли руку»… (Ц. В-к, 1893 г., №19; Р.д.С.П., 1887 г., №48).

 

На литургии преждеосвященных Даров и на литургии св. Василия Великого, с коею соединена бывает вечерня, и когда предносится «на входе» и потом читается св. Евангелие, — какую «входную» молитву читать: «Владыко Господи Боже наш, уставивый на небесех»… или же: «Вечер, заутра и полудне…» что на вечерни?

 

На этот вопрос нет указания ни в уставе, ни в чиноположении и Учительном известии о церковном богослужении. Впрочем, судя по тому, что отправляется вечерня, читаются вечерния «светильничныя» молитвы, петы стихиры на «Господи воззвах», поется: «Свете тихий»… прокимен вечера, мы думаем, что правильнее будет читать входную молитву, положенную на вечерне: «Вечер, заутра и полудне»… То же самое должно сказать и о преждеосвященной, когда на ней положено читать св. Евангелие (Р.д.С.П., 1877 г. №26).

 

Как переносить при начале стихословия на литургии преждеосвященной св. агнец с престола на жертвенник?

 

При начале стихословия, сказано в служебнике, священник отходит в предложение и, взяв из хлебоносца (дарохранительницы) преждеосвященый Хлеб, с великим благоговением полагает на святой дискос, вливает потом во святую чашу вино и воду, как то обыкновенно бывает на литургии полной (Злат. или Васил. Велик.), затем кадить звездицу и покровы и покрывает последними дискос и чашу, не произнося никаких молитв проскомидийных, а только говоря: «молитвами свв. отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Так и должно бы поступать во всем согласно с изложенными указаниями служебника. Но дело в том, что ныне хлебоносец, или дарохранительница, обыкновенно находится не в предложении, не на жертвеннике, а на престоле, потому при вынимании св. Даров из дарохранительницы совершается нечто особенное, а именно: берется святое Евангелие, лежащее на антиминсе, и ставится на престоле за антиминсом; потом развертывается антиминс, поставляется на нем дискос и полагается на него дарохранительницы преждеосвященный хлеб. После того священник с диаконом, держащим в руке свечу, или один священник, кадит престол, обходя его трижды, и, наконец, сотворив поклон св. Дарам, полагает дискос на свою главу и переносит его на жертвенник, в предшествии диакона со свечею и кадильницею. На жертвенник священник вливает вино с водою в святую чашу, кадит звездицу и покровы и покрывает последними дискос и потир. Затем священник идет к престолу, складывает антиминс и полагает на нем св. Евангелие (Р.д.С.П., 1886 г. №49.; ср. 1898 г., №8).

 

Что правильнее — открывать при пении «Да исправится» молитва моя» царсике двери, или не открывать?

 

В Триоди Постной, в последовании 1-й седмицы, указано открывать царские врата подле «Да исправится»… пред чтением Апостола и Евангелия; в чиновнике указано затворять царские врата после возгласа «Свет Христов просвещает всех», и дальнейшего указания на отверзание их при «Да исправится»… нет (Ц. В-к, 1799 г., №14).

 

Следует ли на литургии преждеосвященных Даров после «Да исправится молитва моя» и после «Ныне силы небесные»… произносить молитву Ефрема Сирина?

 

По общепринятому обычаю, она произносится в указываемые моменты, хотя нельзя не заметить, что в уставе нет на это указания (см. Никольский. «Пособие к изучению устава», стр. 475). (Ц. В-к, 1899 г., №15).

 

В одном из № «Церковного Вестника» за 1892 г., на вопрос: следует или не следует на литургии преждеосвященных Даров при совершении великих поклонов читать молитву св. Ефрема Сирина, дан ответ: без сомнения, следует. Между тем, в Типиконе нет прямого указания, чтобы на преждеосвященной литургии эти поклоны совершались непременно с указанною молитвою св. Ефрема Сирина. Как же понимать, поэтому, ответ «Церковного Вестника»?

 

В приводимом в настоящем вопросе ответе «Церковного Вестника» есть ссылка на последование 25 марта, которое значительно помогает разъяснению недоумения относительно поклонов и молитвы св. Ефрема Сирина. Именно, в последовании этом ясно сказано, что по «Да исправится» — «поклоны 3 великие и прочая преждеосвященных». А по смыслу устава о поклонах, великие поклоны во св. Четыредесятницу должны быть совершаемы именно с молитвою св. Ефрема Сирина, так как устав этот называет «невеждами» тех, которые думают, что великие поклоны ничем не отличаются от другого вида (малых или легких) поклонов. Потому, и приводимый вопрошателем ответ «Церковного Вестника» совершенно правилен: так, где сказано «великие поклоны» на преждеосвященной (а это сказано, кроме 25 марта, еще в последовании 24 февраля, если случится в понедельник 2. 3 и 4 недели Великого поста и в особой службе на среду 1 седмицы Великого поста), вместе с тем должна быть совершаема и молитва св. Ефрема Сирина (Ц. В-к, 1900 г., №14).

 

В соборном служении ни литургии преждеосвященных Даров, при пении «Да исправится молитва моя», когда должны преклонять колена сослужащие иереи, — при пении ли всех стихов, или попеременно, согласно указанию устава, или же только при последнем стихе вместе с первенствующим?

 

Правильнее будет преклонять колена всем иереям вместе с предстоятелем при последнем стихе, так как в этом случае точно соблюдается указание устава относительно действования иерея; попеременно же становится на колени в указанный момент преждеосвященной литургии, по требованию устава, народ. Стоят на коленах во все времена пения «Да исправится молитва» введено лишь обычаям — и притом по преимуществу там, где народ в пении вовсе не участвует (см. Никольский «Пособие к изуч. устава», 1894 г., стр. 476).

 

Церковным уставом положено в известное время богослужения делать великие поклоны, но не сказано — с молитвой св. Ефрема или без оной; как следует поступать правильнее — читать или не читать эту молитву при поклонах?

 

Молитва св. Ефрема произносится после пения «Да исправится» и после перенесения св. Даров на престол по обычаю, так как в уставе о ней при этих случаях действительно ничего не говорится (Никольский «Пособие к изуч. уст.», прим. 1 и 2 на стр. 477). (Ц. В-к, 1894 г., №50).

 

Правильно ли делают в некоторых местах, что в то время, когда при пении «Да исправится молитва моя» на литургии преждеосвященных Даров священник встает на колена, он передает кадильницу диакону и тот стоит кадит пред жертвенником, хотя служебником этого и не указывается?

 

Хотя, действительно, служебник этого не указывает, но это действительно принято обычной практикой, как свидетельствуют разъяснения наших литургистов и знатоков устава (как прот. Никольский, свящ. Неополитанский, Булгаков и др.) (Ц. В-к, 1902 г., №15).

 

Почему на литургии преждеосвященной завеса, при пении «Ныне силы небесные»… задергивается лишь наполовину?

 

Это полузакрытие завесы соответствует полному закрытию ее на полной литургии и имеет то же значение. Самое же полузакрытие составляет отличительную особенность преждеосвященной литургии, именно как литургии не полной (Ц. В-к, 1895 г., №44).

 

На литургии преждеосвященной, по перенесении св. Даров с жертвенника на престол, следует ли потир ставить по правую сторону, а дискос — по левую, или же наоборот?

 

Те литургийные движения, которые должны быть совершаемы на преждеосвященной, и о которых в чине литургии преждеосвященной не сделано особых каких-либо замечаний, «исполняются яко обычно», т. е. так же, как на литургии полной (Р.д.С.П., 1887 г. №32).

 

Следует ли вливать на преждеосвященной литургии теплоту в чашу?

 

После раздробления агнца для приобщения священнослужителей диакон вливает теплоту в чашу; но в то время, как на полной литургии при этом он говорит: «теплота веры исполнь Духа Святаго, аминь», на литургии преждеосвященных теплоту вливают «ничтоже глаголя» (Р.д.С.П., 1898 г. №8).

 

Следует ли причащать св. Тайн на преждеосвященной литургии грудных младенцев?

 

Не следует, потому что дать из св. чаши вина, хотя освященного вложением частицы, но не пресуществленного в кровь Божественную, не значит причастить св. Тайнам, а при отделении для младенцев от святых Даров даже самомалейшей частицы нельзя быть уверенным, что дитя, не привыкшее иметь во рту твердую пищу, не выбросит этой частицы (Р.д.С.П., 1862, I, 423.).

 

Следует ли на преждеосвященной литургии по заамвонной молитве полагать три поклона с молитвою Ефрема Сирина или нет?

 

Вопрос этот возбуждается вследствие неясности и неточности указаний Типикона, встречающихся в последованиях среды и пятка 1 недели Четыредесятницы, а именно: в уставе, в последовании среды 1 недели Великого поста, сказано: по заамвонной молитве Буди имя Господне и метанья три; в последовании же пятка той же недели говорится: и на Буди имя Господне поклоны три. Словом «метание» устав называет вообще так называемые поясные, или малые поклоны при чтении тех или других молитв, хотя и не всегда; иногда малые, или поясные поклоны называются и просто «поклонами» (напр. в последованиях понедельника и вторника 1 недели Великого поста). В Типиконе употребляется и другой термин для отличия обыкновенных, малых поклонов от поклонов с молитвою Ефрема Сирина: в особой статье о поклонах и молитве мы читаем: идеже написано великий поклон, да творит (предстоятель) великий поклон неспешно, по изглаголании святыя молитвы (Ефрема Сирина), а идеже просто поклон написан, то да творит просто поклон. На основании этого замечания можно бы, кажется, признать по поклонами на литургии преждеосвященных Даров по заамвонной молитве обыкновенные, малые поклоны. Но дело в том, что в самых последованиях Типикона термин «великие» не всегда прилагается к поклонам с молитвою Ефрема Сирина, не редко и «великие поклоны» обозначаются одним словом «поклоны». Что именно в данном случае так сделано, видно из разъяснений устава в других местах. Так, в последовании понедельника 2 недели Великого поста замечено: в пятцех святыя Четыредесятницы поем час третий и шестый, вкупе же и девятый; на вечерни же оставляем поклоны от начала, кроме трех великих. Здесь устав со всею ясностью говорит, что на вечернем богослужении по пяткам св. Четыредесятницы обыкновенных полных поклонов не полагается, а только великие поклоны, т. е. поклоны с молитвою Ефрема Сирина; между тем, в последовании пятка 1 недели Великого поста говорится то же самое просто о «поклонах» на преждеосвященной, под которыми, очевидно, разумеются «великие поклоны» с молитвою Ефрема Сирина. В последовании того же Типикона на среду Страстной седмицы говорится: «Да исправится молитва моя и поклоны три, по перенесении святых Даров поклоны три; на Буди имя Господне поклоны три, и обие упраздняются совершенно в церкви бываемые поклоны. Ясное дело, что когда Типикон говорит, что поклоны упраздняются, тогда разумеются великие поклоны, потому что малые не отменяются. Наконец, в конце каждой великой постной службы, — полунощницы, утрени, часов, изобразительных, вечерни, повечерия, — устав назначает великие поклоны. Заключая аналогически, мы должны признать, что и на литургии преждеосвященных Даров по заамвонной молитве устав предписывает тоже великие поклоны, с молитвою Ефрема Сирина (Р.д.С.П., 1866 г., №26).

 

Какой святой поминается на отпусте преждеосвященной литургии — того или следующего дня?

 

Так как служба вечерни и следующей за ней литургии относится к следующему дню, то и святой поминается именно этого последнего дня. На литургии преждеосвященных Даров, совершаемой 24 февраля и 9 марта, на отпусте поминается прежде празднуемый святой, а потом наставший (Никольский, «Пособие к изуч. устава “. 1894 г., стр. 487). (Ц. В, 1896 г., №40).

 

Если в пятницу на 4 седмице Великого поста, совершается литургия преждеосвященных Даров, то когда совершается поклонение честному кресту и перенесение оного в алтарь — после часов, или после литургии?

 

В Типиконе ясно сказано, что поклонение кресту и внесение его в алтарь совершается в пятницу на Крестопоклонной неделе, после отпуста часов, при сем, без сомнения, не предполагается, чтобы в такой день могло не быть литургии преждеосвященных Даров. А потому, указанные действия должны быть совершаемя именно в назначенное Типиконом время, независимо от того, будет ли после литургии, или богослужение ограничится одними часами (Ц. В, 1900 г., №14).

 

В неделю Ваий при целовании Евангелия, когда раздается верба, следует ли священнику благословлять получающих вербу, или помазывать?

 

На утрени в Вербное Воскресение при целовании Евангелия елеопомазания нет, а просто сказано, что священник подходящим для целования Евангелия «дает ваии со свечами» (Ц. В, 1895 г., №23), хотя в некоторых местах (напр., в Киевской епархии) совершается и елеопомазание.

 

Может ли священник уходить в алтарь по прочтении каждого Евангелия на часах первых дней Страстной седмицы и каждого из страстных евангелий?

 

По прочтении каждого евангелия на часах в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы священник возвращается в алтарь и затворяет за собой царские врата до следующего выхода к чтению Евангелия. Также и после прочтения каждого из страстных евангелий священник возвращается в алтарь и затворяет царские врата. Если служащих много, то после прочтения все удаляются в алтарь; в определенное время тот из священников, которому предстоит очередь читать Евангелие, совершает каждение, возвращается в алтарь и оттуда выходит на средину храма со всеми служащими для чтения последующего евангелия. Последнее евангелие читает обязательно предстоящий в сопровождении всех священнослужителей.

Относительно закрытия царских врат можно и так поступать, что оставлять их отверстыми до 7-го евангелия включительно, потом затворять только пред началом чтения остальных евангелий. Пред чтением последнего царские врата следует отверзать и держать их отвезтыми до конца утрени (последний образ действий более сообразен с духом богослужения) (Р.д.С.П., 1900 г., №13).

 

Правильно ли, что у нас литургию в Великий четверток совершают в темных ризах?

 

Обыкновенно при этом надеваются не темные, а не вполне светлые (не воскресные) облачения. Так, в древних триодях (изд. 1754 и др.) указано, что на вечерне пред божественной литургией этого дня, после предначинательного псалма и ектении, при пении «Господи, воззвах», священник «изменяет» священную одежду, исходит из алтаря и кадит (см. Никольский: «Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви», изд. 6-е, 1900 г., стр. 74) (Ц. В, 1902 г., №33).

 

В Великий четверг заготовляются запасные Дары для причащения больных, при чем на практике все четыре части агнца идут в запасные Дары. Следует ли так поступать, строго держась Служебника, по которому мирян можно причащать только частицами Hi и Ka?

 

Не следует. Агнец для запасных Даров должен делиться на четыре части, при чем часть 1C должна полагаться в потир при соединении Даров, часть XC должна раздробляться на случай причащения заболевших священнослужителей, части же Hi и Ka должны раздробляться для причащения больных мирян (Ц. В, 1893 г., №23).

 

Как просушивать св. Дары?

 

Руководственное значение в решении этого вопроса имеет определение Большого Московского собора 1666–1667 гг., по которому сушение св. Даров должно совершаться неприменно в алтаре, со всяким благоговением и в присутствии священника. Священник полагает на престоле камень на краю антиминса и на нам ставит сосуд с горящими углями: потом, с благоговейным поклоном берет св. дискос с Божественными Тайнами, раздробленными со всяким вниманием, и возлагает его вверху сосуда; при этом наблюдает за просушиванием и переворачивает частицы копием, дабы они не пригорели; затем, снимает дискос и полагает его на св. антиминсе для некоторого охлаждения, а потом опять поставит на сосуд с углями. «Сия же твори и многажды, донже изсушатся Божественные Тайны»… (Деян. Московск. соб 1666–1667 гг., изд. 1881 г., л. 43–44. Ср. Учит. изв. При Служебнике). (Р.д.С.П., 1897 г., №45).

 

Какой звон полагается к часам Великого пятка?

 

В Типиконе сказано: «при часе втором дне — звон в двои, один долгий». По объяснению о. Никольского («Пособие к изуч. устава»), это значит: «один звон долгий в два колокола» (Ц. В, 1894 г., №16).

 

Где благоприличнее или лучше следовало бы читать 12-ть страстных евангелий: во св. алтаре — на престоле, или же среди церкви — на аналое?

 

Судя по преимущественной святости св. престола в алтаре, на нам бы, т. е. на престоле, и следовало бы читать Евангелие. Но, принимая во внимание обширность храма, отдаленность и такую же относительную обширность алтаря (например, соборных и монастырских), вчастую — слабость груди и тихость голоса священнослужащих, чтение 12-ти св. евангелий остается не слышным для предстоящих и безплодным для них.

Поэтому, гораздо уместнее и благоприличнее, а точнее — благопотребнее св. 12 евангелий читать среди церкви на аналое, где если не все, то, по крайней мере, вблизи стоящие могут с душевною пользою слышать все величественное повествование страстей Господних. Основание на это представляется в древнем обычае церквей и монастырей палестинских где все воскресные и праздничные евангелия читаются из алтаря к народу — разумеется, для большого и удобнейшего слышания предстоящих и молящихся в храме. Обычай сей часто встречается и в некоторых российских монастырях (Р.д.С.П., 1877 г., №33. Ср. 1894 г., №15).

 

Откуда взят принятый в некоторых местах России припев пред чтением евангелий на утрени Великой пятницы: «Слава страстям Твоим, Господи», и следует ли вообще петь его как в это время, так и на часах и вечерни Великой пятницы и на утрени Великой субботы?

 

На последовании Страстей Христовых (утреня Великого пятка) пред чтением каждого евангелия положено петь: «Слава Тебе, Господи»… (см. Службу на Велик. пяток, особ. книжка), по окончании же каждого евангелия поется: «слава долготерпению Твоему, Господи» (там же и Триод постная). В виду этого, указываемый в вопросе припев, по всей вероятности, есть лишь местный обычай (Р.д.С.П., 1887 г., №48).

 

Какие возгласы должне произносить священник после каждой малой ектении пред чтением евангелий на утрени Великого пятка?

 

Возгласы эти указаваются в особо изданной службе на Великий пяток и суть следующие: после 1-й (по пении аллилуйя и тропарей): «Яко Твоя держава»; после 2-й —! Яко подобает Тебе великая слава»; после 3-й — «Яко благословися и пославися»..; после 4-й — «Яко Ты еси Бог наш»; после 5-й — «Яко благословися всесвятое имя Твое»..; после 7-й — «Яко Тя хвалят все силы небесные»…

 

Следует ли производить трезвон при выносе плащаницы из алтаря на средину храма на вечерне Великого пятка?

 

Следует, при чем за перезвоном должен следовать трезвон (Ц. В, 1897 г., №24).

 

Какой должен быть звон при обношении св. плащаницы в Великую субботу: трезвон торжественный, или перезвон — перевод колоколов — печальный?

 

Судя по событию, из печальных печальнейшему и глубоко-трогательному, каково перенесение и затем погребение святейшего тела Мертвеца-Животодавца, и звон колоколов должне быть «перезвон, или перевод» — печальный. В самом деле, если и при выносе тела всякого усопшего православного бывает перевод колоколов, печальный; то не тем ли более должен быть таковой при обношении св. Тела Иисуса Христа. Но если в воспоминании этого события производить «трезвон» — торжественный, как это делается в некоторых приходских церквах и монастырях; то чем же будет отличаться таковой от перезвона на день св. Пасхи и во всю Святую седмицу, когда воспоминается преславное торжество Победителя над адом и смертию воскресшего Господа нашего Иисуса Христа? (Р.д.С.П., 1877 г., №33).

 

Во сколько часов полагается вынос плащаницы в Страстную пятницу?

 

Вынос плащаницы полагается, как известно, за вечерней, по пении стихирь: «Тебе одеющегося светом яко ризою»… при пении тропаря: «Благообразный Иосиф»; самая же вечерня совершается или «в 10-м часу дня» (Типикон, последование Великого пятка), т. е., по современному исчеслению часов, в 3 часа по-полудни, или, если в Великий пяток придется Благовещение, в 8-м часу дня (Типикон, последование 25 марта), т. е. во 2-м часу дня (Ц. В-к, 1900 г., №12).

 

Все ли священники, участвующие в выносе плащаницы в Великий пяток, должны быть в полном облачении, или же только первенствующий?

 

Только один первенствующий (см. Никольский: «Пособие к изучению устава», 1894 г., стр. 60). (Ц. В-к, 1899 г., №12).

 

Можно ли обносить плащаницу вокруг храма на вечерне в Великую пятницу, или же это обнесение должно быть совершаемо только в Великую субботу на утрени?

 

По указанию покойного митрополита Московского Филарета, данному по одному случаю (Указ Моск. дух. конс. 11 марта 1855 г.), обычай хождения с плащаницею вокруг храма и на вечерне Великого пятка есть обычай только соборных храмов и монастырей; в приходских же церквах оно должно быть совершаемо на утрене в Великую субботу (Ц. В-к, 1900 г., №13).

 

В очень многих местах принято обносить плащаницу кругом храма не в субботу на утрени, а в пятницу за вечерней. Как смотреть на подобное отступление от устава — можно ли, ради установившегося обычая, пренебрегать его прямым указанием?

 

Согласно 35 ст. Уст. духов. конс., «богослужение совершается по церковному уставу — без произвольных изменений и нововведений», чем, собственно, и должен руководиться всякий, желающий поступать правильно относительно совершения богослужения. По Типикону, на вечерне Великого пятка не положено не только хождения с плащаницею вокруг храма, но и торжественного ее выноса на средину. Потому, в Московском Успенском соборе и совершается вынос плащаницы до вечерни без особого торжества: «чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в Московском Успенском соборе» (см. у прот. Никольского: «Пособие к изучению устава», изд. 1894 г., стр. 603, примеч.); торжественный же ее вынос в пяток на вечерне, а равно и хождение в это время вокруг, принято лишь обычаем некоторых кафедральных соборов и монастырей (см. резолюцию митроп. Моск. Филарета в указе 11 марта 1855 г. — стр. 605, примеч.). (Ц. В-к, 1899 г., №9).

 

В тех местах, где обнесение плащаницы кругом храма принято и в Великий пяток за вечерней, с каким пением оно должно быть совершаемо — с пением ли стихиры: «Тебе одеющагося»… или же с пением тропаря: «Благообразный Иосиф»..?

 

Так как вынос совершается при пении тропаря, то пение его продолжается и при обнесении вокруг храма, тогда как в Великую субботу оно полагается при пении «Трисвятого надгробного» (т. е. протяжно петого) (Ц. В-к, 1900 г., №12).

 

Что благоприличнее петь при обношении св. плащаницы вокруг церкви на заутрене в Великую субботу: «Святый Боже…», или же: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое Тело Твое?..»

 

Хотя песнопение: «Святый Боже…» есть пение, по выражению Церкви, ангельское, но в настоящем вопросе между ним и песнию: «Благообразный Иосиф…» есть великая разница. И если пение первого усвоено «чину погребению мирян» при сопровождении усопших к месту покоя вечного — могиле, то пение его же при обношении св. плащаницы вокруг церкви заключает в себе великую несообразность. В самом деле, стоит только задать себе вопрос и потом вкратце решить его: в память какого события установлен и в православной практике издревле принять обычай обношения св. Плащаницы вокруг церкви? — «В память снятия со креста Иосифом и Никодимом тела Иисусова, перенесения его на камень миропомазания» и, наконец, перенесения его к мертвенному ложу тридневного покоя — к погребальному вертепу в саду Иосифом. Таким образом, со ставлением и употреблением тропаря: «Благообразный Иосиф» св. Церковь, с одной стороны, выражает и прославляет усердие и подвиг свв. Иосифа и Никодима, воздавших последний долг своему возлюбленному Учителю и Господу в столь страшные минуты, когда все ученики, объятые страхом, разбежались; с другой — вспоминает перенесение ими святейшего тела Его от места распятия — с Голгофы в вертограде Иосифов, что образуют священник и диакон, когда на херувимской песни во время великого входа переносят с жертвенника на престол «вместообразные таинства» к их освящению и представляют в этом благоговейном шествии Иосифа и Никодима. Соображая все это, уместно ли, прилично ли при обношении св. плащаницы вокруг церкви петь: «Святый Боже…», и какая же тогда будет разниц от «мертвенного погребения» и изношения на кладбище всякого усопшего православного христианина от перенесения и погребения Иосифом и Никодимом Мертвеца-Безсмертного и Животодавца?! Поэтому, при совершении воспоминания столь священного события, неизменно должно петь священную и глубокознаменательную, прямо и существенно выражающую событие, песнь: «Благообразный Иосиф», но отнюдь не «Святый Боже…» (Р.д.С.П., 1877 г., №33).

 

Следует ли плащаницу на утрени в Великую субботу, пред обнесением вокруг храма, вносить в алтарь, и что будет знаменовать сие внесение?

 

Внесение плащаницы с средины храма в алтарь указывается в «Чине священнослужения и обрядов, наблюдаемых в большом успенском соборе» и, по объяснению свящ. И. Белюстина («О церков. богосл.») и о. Никольского («Пособие к изуч. устава»), знаменует собою, что Господь Иисус, распятый и погребенный, не разлучился, по Божеству, от Отца, но, бывши «во гробе плотски», в то же время был и на престоле «со Отцем и Духом» (Ц. В-к, 1895 г., №2).

 

Какую литургию совершать в высокоторжественные дни, случающиеся в св. Четыредесятницу?

 

Высокоторжественные праздники, как-то: дни рождения и тезоименитств Государя Императора, Государыни Императрицы, Наследника Цесаревича и Его Супруги, восшествия на престол и коронования Государя Императора, отправляются в те числа, в какие они случаются, за исключением первой седмицы Великого поста, когда отправление их откладывается до недели Православия, и Страстной седмицы и первого дня Пасхи, когда отправление это переносится на понедельник Светлый (Ук. Син. 1857 г. янв. 28 дня и Ук. Син. 1861 г. марта 18 дня). Во все остальные дни года, хотя бы который из указанных высокоторжественных праздников пришелся даже в среду и пяток Сырной недели или в который-либо из дней св. Четыредесятницы, когда, по уставу, полной литургии не полагается, каждый из них должен быть отправляем в свое время. Так как высокоторжественные дни приравниваются к великим церковным праздникам, то, стало быть, когда высокоторжественные дни случаются в среду и пятницу Сырной недели, тогда должно быть совершаемо всенощное бдение и литургия Златоустого в свое время по обычаю, как это полагается для праздника Сретения Господня, случающегося в среду и пяток Сырной недели (Сравн. в уст. о праздн. Сретения Господня). Когда же высокоторжественные праздники случаются в седмичные дни св. Четыредесятницы, за исключением первой недели Великого поста и Страстной недели, тогда должно быть совершаемо всенощное бдение и литургия Златоустого по Марковым благовещенским главам, т. е. всенощное бдение должно быть соединяемо с великим повечерием, а литургия с вечернею и т. д. Если те же празднества случатся собственно в воскресные дни 2, 3, 4 и 5 недели св. Четыредесятницы, то литургия должна быть отправляема св. Василия Великого (Срав. в уст. Марковы главы и празд. Благовещения). В тех же случаях, когда празднование какого-либо высокоторжественного дня переносится на понедельник Святой недели, служение, относящееся к высокоторжественному дню, необходимо соединять со службою Светлого понедельника, как указывается для Георгиева дня, когда оный бывает в понедельник Светлый (см. в уст. о празд. вмч. Георгия). (Р.д.С.П., 1887 г., №45).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.