Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Cертификации квалификаций.






Среди оппонентов системы независимой сертификации квалификаций практически всегда можно слышать утверждение о коррупционности системы. Объясняется это просто: если сертификат станет товаром, то на него будет спрос, а спрос может быть удовлетворён уменьшённой ценой или доступностью получения этого товара. Надо сразу сказать, что главной ошибкой скептиков системы сертификации квалификации и является такое однобокое видение всего механизма развития профессиональных квалификаций и процедур независимой оценки компетенций и квалификаций специалиста.

Если уж говорить о категории товара в этой системе, то действительной стоимостью здесь обладает не красивая бумажка с «многоэтажными» уровнями защиты и теснёнными печатями, а фактическая квалификация с тематическими знаниями, актуальными умениями и реальными навыками. Квалификация, как товар, приобретается человеком, желающим стать профессионалом. Сертификат же здесь является лишь документом, подтверждающим его качество. Именно это и служит в дальнейшем основанием для определения стоимости профессионала на рынке.

Представим себе ситуацию, когда работодатель, поверив красивой цветастой картонке с каллиграфически выведенными словами о профессиональной квалификации, фактически получает «кота в мешке» или специалиста, не соответствующего тому, что написано на предъявленной бумаге. Мы не говорим, что работодатель будет иметь полное право отказаться от горе специалиста; мы не сомневаемся, что в дальнейшем он будет со скепсисом относиться к подобным «документам»; мы уверены, что следующего новобранца хозяин предприятия станет проверять сам лично, не смотря на предоставленный сертификат о квалификации…Но тогда зачем же нам создавать глобальную, многоотраслевую независимую от образования систему добровольной оценки и сертификации профессиональных квалификаций, которая как раз и призвана для обеспечения рынка труда квалифицированными профессионалами в помощь тем самым работодателям? Зачем тогда работодателям через профессиональные сообщества доводить свои требования на подготовку специалистов до системы профессионального образования? Вопросов будет много и все они будут справедливыми, если в результате всей масштабной работы, включающую в себя: профессиональную стандартизацию, модернизацию и аккредитацию модульных учебных программ, построение многоотраслевой системы сертификации квалификаций, и многое другое, если в итоге всех усилий мы получим элементарный рынок разнообразных «фантиков», гордо именуемых «сертификатами о профессиональной квалификации». Невольно вспоминается русская поговорка о заборе, на котором написано русское слово сомнительной популярности, а на самом деле, там дрова лежат.

Но не всё так грустно, если правильно расставить акценты и чётко определить задачи каждого действующего лица на игровом поле, называемом система компетенций и квалификаций.

И так, самое основное – профессиональная стандартизация, являющаяся основой для учебных программ профессионального образования и оценки профессионала на предмет его соответствия профессиональным требованиям. Профессиональный стандарт не имеет рыночной стоимости, так как не является предметом купли-продажи. Он разработан профессиональным сообществом.

Модульные учебные программы- программы профессиональной подготовки на основе компетенций, описанных в профессиональных стандартах и аккредитованных профессиональными сообществами, разработавшими проф. стандарты. Имеют рыночную стоимость, так как являются товаром на рынке образовательных услуг. Стоимость их определяется, в том числе, исходя из их качества обучения, позволяющего успешно проходить оценочную процедуру и сертификацию квалификаций. Необходимо отметить, что профессиональное сообщество, не продавая профессиональные стандарты, как таковые, уже получает возможность зарабатывать в системе компетенций и квалификаций на процедуре оценки и аккредитации учебных программ, разработанных учебными заведениями, творческими коллективами преподавателей, частными «Кулибиными» от образования.

Контрольно-измерительные материалы (КИМ)- элементы процедур оценки соответствия фактической квалификации специалиста актуальным требованиям профессионального стандарта. Это могут быть тесты, теоритические задачи и практические задания, форма которых может зависеть от технологических особенностей профессии. Разрабатывают их профессиональные сообщества- владельцы профессиональных стандартов. В этот момент профессиональное сообщество становится одновременно органом сертификации квалификаций по данной профессии (профессиональному стандарту). Именно орган сертификации, в конечном счёте, и даёт оценку результатам проведённого экзамена на основе решения поставленных задач, полученных ответов и исполнения заданий. Контрольно-измерительные материалы имеют рыночную стоимость, так как могут продаваться другим профессиональным сообществам, имеющим аналогичные компетенции в профессиях; они могут возмездно передаваться на основе франшизы или лицензии третьим организациям, проводящим процедуры сертификации.

Центры оценки и сертификации профессиональных квалификаций (ЦОСК)- конечный элемент и участник системы компетенций и квалификаций. Они могут создаваться, как самими органами сертификации (профессиональными сообществами) так и третьими организациями, получившими право на проведение процедуры оценки и сертификации по данной профессии (профессиональному стандарту). В задачу ЦОСК входит всего лишь обеспечение честных и объективных условий для равноправного, добровольного, и доступного прохождения процедуры оценки всеми желающими гражданами, соответствующими условиям, поставленным профессиональным сообществом, т.е. органом сертификации. Орган сертификации самостоятельно определяет правила и условия аккредитации третьих организаций в качестве ЦОСК, для которых главным правилом зарабатывания средств является не выдача сертификатов, а проведение процедур. Они зарабатывают не на прохождении сертификации, а на НЕ прохождении её. Либеральная ценовая доступность процедуры делает фактор взятки ничтожным, даже за возможность списать или получить от специалистов ЦОСК правильную подсказку. И не только потому, что им это не выгодно, а ещё и потому, что они просто не знают правильных ответов, так как не являются носителями данного стандарта или профессии. Напомню, что сертификат, выдаётся не центром сертификации, а органом сертификации (профессиональным сообществом), давшим право ЦОСКу провести всего лишь процедуру. Более того, ЦОСК заинтересован иметь хорошую репутацию на рынке своих услуг, которыми пользуются и органы сертификации, расширяющие свою сеть через третьи организации; и работодатели, которые хотят быть уверенными в качестве проведённого экзамена. Ситуация, которая приведена в начале статьи будет стоить центру сертификации квалификаций не только потерей репутации, но и потерей места на рынке услуг сертификации, что означает потерю доходов и дальнейшую ликвидацию бизнеса.

Система компетенций и квалификаций не может быть коррупционной из-за рыночной природы своего возникновения и существования. Все участники этого, на первый взгляд, сложного механизма выстроены во взаимовыгодную и взаимозависимую технологическую цепочку, где качество одного элемента сказывается на качестве последующего. Качественный профессиональный стандарт- качественная учебная программа- качественные КИМы-качественная оценка и сертификация- качественный профессионал-новые компетенции- обновление профессионального стандарта-обновление учебной программы-обновление КИМов- обновление процедур оценки-повышение квалификации профессионала…

Остаётся ли в такой системе место для коррупции и лихоимства? Если роль государства здесь сводится лишь к роли арбитра, наблюдающего за соблюдением правил всеми участниками процесса, то ответ будет отрицательным. Главное, чтобы государство не вышло за рамки, отведённые ему Конституцией страны, Трудовым Кодексом и Законом «О профессиях и квалификациях». И тогда всё будет хорошо…

(Донецк. Декабрь.2015г.)

КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.