Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самим подготовить его.






Совершенно ясно, что если представители профессионального образования желают быть востребованы на рынке, то они должны соответствовать своими учебными программами быстроменяющимся требованиям рынка профессий. Актуальными должны быть и программы текущего дня, и программы, нацеленные на завтрашний день. И для этого важно знать, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. Скорость изменений увеличивается молниеносно, сложность профессиональных задач возрастает кратно. Некоторые занятия и профессии в сфере ИТ, например, менеджер социальных сетей, профессиональный блогер, сео-оптимизатор, хедхантер, не были известны в начале 2000-х, а теперь стали популярными и высокооплачиваемыми.

Какими знаниями, умениями и навыкаминужно обладать, чтобы быть востребованным специалистом в новом мире?

Впервые в России Московская школа управления «СКОЛКОВО» и Агентство стратегических инициатив при Президенте РФ провели масштабное исследование, в котором приняли участие свыше 2500 российских и международных экспертов, чтобы выявить востребованные профессии в 19 отраслях экономики. Эксперты обсуждали технологические изменения, социальные и экономические процессы, влияющие на структуру рабочих задач, и строили отраслевые «карты будущего», при помощи которых выявляли спрос на новые компетенции и выстраивали образ новых профессий.

Конечно, экономика будущего не будет ограничиваться 19 отраслями, вошедшими в исследование. Есть еще целый ряд важных секторов производства (например, сельское хозяйство или рыбоводство) и услуг (например, индустрия развлечений, средства массовой информации или туризм), которые будут иметь большое значение в будущем, и где также будут происходить значительные изменения.

Проведённые исследования показали будущее, которое планируют создавать ведущие компании отраслей в соответствии со своими планами развития – освоения новых рынков, выпуска новых продуктов, применения новых технологий и т.п. Исследование стало одним из элементов подготовки к желаемому будущему – поскольку эти планы развития смогут быть реализованы только в том случае, если появятся специалисты, способные их воплотить. Можно сказать, что бросается вызов системе профессионального образования и задаётся совсем не риторический вопрос: Способна ли она в своём нынешнем состоянии соответствовать этому вызову времени? Пусть на этот вопрос ответят сами представители этой отрасли, а мы пойдём дальше рассматривать итоги проведённого исследования…

Исследования проводились в двух направлениях, где первое было посвящено новым профессиям, а второе - «профессиям-пенсионерам». При этом, исследуя перспективные профессии, были определены горизонты возникновения их на рынке профессий. Первый горизонт определил профессии, компетенции которых начали зарождаться сегодня и полностью сформируются в профессии до 2020 года. Некоторые из них в ряде развитых стран уже появились, например, энергоаудиторы, сетевые врачи, ГМО-агрономы и др.

Второй горизонт выявил профессии, актуальность которых, при благоприятном технологическом развитии страны, просматривается после 2020 года. Многие их этих профессий сегодня могут показаться фантастическими, хотя первые шаги в решении профессиональных задач такого рода (например, задачи киберпротезистов, программистов виртуальных миров и др.) уже сделаны. Это профессии, которые являются новыми не только для России, но и для стран с более развитыми технологиями и экономикой…

Необходимо отметить, что появление новых профессий будет непременно сопровождаться и изменениями в структуре специализаций. Скажем, если сейчас в учебных заведениях профессиональной школы акцент делается на отраслевой специализации, то уже в ближайшее время в профессиональной подготовке придётся уделять чуть ли не главное внимание кросс-отраслевой специализации, где набор знаний, навыков и умений дают возможность найти работу в разных отраслях или на стыке отраслей.

Уже сегодня перед профессиональной школой стоит задача разработки учебных программ, дающих НАДпрофессиональные навыки и умения, являющиеся универсальными и важными для специалистов самых разных отраслей. Овладение ими позволяет работнику повысить эффективность профессиональной деятельности в своей отрасли, а также дает возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность.

К таким компетенциям можно отнести, например, системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними, в том числе системная инженерия). Или навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях). Или умение управлять проектами и процессами. Или мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах). А чего стоит обладать такой компетенцией, как работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем)?

Второе направление исследования, напомним, было посвящено «профессиям-пенсионерам», актуальность которых будет сведена «на нет». Технологии обновляются, оборудование устаревает, инструменты становятся грудой металлолома. Профессии тоже стареют и умирают. Этот процесс естественен, он происходил и происходит при любой смене технологических циклов, например, кучеров заменили таксисты, почтальонов – администраторы почтовых серверов, доярок –операторы машинного доения, а трактористов –механизаторы широкого профиля. Однако, если раньше циклы были длинною в десятки, а то и сотни лет, то теперь их продолжительность не превышает 10–15 лет. И хотя «старение» профессий не происходит мгновенно, лучше узнать о «кандидатах на пенсию» как можно раньше, а не тогда, когда уже получил «пенсионную карту». Возможно, выбирая будущую профессию, вы с интересом поглядываете на одну из тех, которые вскоре уйдут в прошлое – например, на профессию бухгалтера, и даже не представляете, что есть молодой и перспективный сектор новых рабочих задач.

Думаю, что читателю будет интересно заглянуть в список профессий, которые уйдут «на пенсию» до 2020 года: сметчик, стенографист/расшифровщик, копирайтер, турагент, лектор, библиотекарь, документовед/архивариус, испытатель, билетер, парковщик, оператор call-центра, лифтер, почтальон, вахтер.

После 2020 года список состоит уже из более массовых профессий: Юрисконсульт, нотариус, провизор, аналитик, маклер/риэлтор, секретарь/ресепционист, муниципальный работник, логист, диспетчер, банковский операционист, журналист, диагност, бурильщик, системный администратор, шахтер, машинист товарного состава, инспектор ДПС, горняк, фасовщик, варщик, прораб, швея/сапожник, водитель такси.

К примеру, почему уйдут почтальоны? Переписка уходит в цифровое пространство, посылки доставляются логистическими компаниями. В развитых странах распространение получают автоматизированные отделения почты. Профессия почтальона постепенно будет уходить в прошлое, оставаясь скорее туристическим курьезом (примерно, как кучера карет).

Бурильшик. Условия добычи полезных ископаемых и энергоносителей становятся все сложнее из-за того, что легкодобываемые ресурсы подходят к концу. Бурение в будущем будет вестись в районах, где людям работать сложно или невозможно (Крайний Север, шельфы и др.). Разви- тие робототехники и спутниковых систем управления позволяет убрать человека из цикла добычи, при этом увеличивая объем и интенсивность. Романтическую профессию бурильщиков смогут заменить операторы бурильных роботов, часто работающие удаленно.

Шахтёры и горняки. Эти рабочие профессии уходят как по причине усложнения процессов геологоразведки и добычи (а следовательно, их постепенной роботизации), так и ввиду того, что снижается спрос на сырье, добываемое шахтным методом.

Машинист товарного состава. С каждым годом беспилотные системы управления становятся более совершенными. В первую очередь они будут установлены на поезда линий метрополитена и на грузовые подвижные составы, человек же будет подключаться только при возникновении форс-мажорных ситуаций. После 2020 года автопилотирование товарных соста-вов будет становиться отраслевым стандартом.

Инспектор ДПС. Развитие интеллектуальных систем управления транспортным потоком (светофоры, защитные заграждения, камеры слежения, возможность подключаться к любому транспортному средству через беспроводную связь и пр.) со временем приведет к полной автоматизации и роботизации функций этого работника.

Турагент. Эту профессию уничтожают следующие факторы: люди все чаще предпочитают индивидуальный туризм массовому, а спонтанный отдых – четко спланированному; обилие интернет-сервисов и приложений по подбору трансфера, проживания, планированию досуга (причем без комиссионных и с доступом 24/7) позволяют пользователям напрямую, без посредников, организовывать свой отдых. Эта профессия будет исчезать по мере того, как все больше людей будут привыкать создавать собственные туры через Интернет. Со временем турагенты останутся только в элитном сегменте, где особой ценностью будет то, что с клиентом по индивидуальному заказу работает реальный человек, а не программа.

Швея, сапожник. Развитие дешевой 3D-печати позволит со временем достаточно быстро производить одежду и обувь с заданными параметрами в домашних условиях. Швея и сапожник будут востребованы скорее, как штучные и достаточно дорогие специалисты для ра-бот под заказ.

Прораб. Эта профессия со временем начнет «отмирать» и на смену ей придет прораб-вотчер – с специалист по строительству с применением цифровых проектов сооружений, использующий системы распознавания образов для оценки хода строительства и корректирующий процесс строительства с учетом результатов анализа данных.

Полагаю, приведённых примеров достаточно для вывода о том, что современный молодой человек стоит перед куда более сложным выбором жизненного пути в профессии, нежели его родители лет 20 тому назад. Выбор этот усложняется ещё и тем, что существующая система формального профессионального образования вряд ли может предложить ему не только помощь в выборе профессии, но и вообще дать набор необходимых компетенций к актуальным сегодня профессиональным видам деятельности.

Результатом проведённого исследования российских экспертов, в числе которых был и автор данной статьи, стал первый экспериментальный выпуск «Атласа новых профессий», материалы которого и были использованы, при написании статьи.

Исследовательская работа проводилась в рамках мероприятий по внедрению в России Национальной системы компетенций и квалификаций, призванной кардинально изменить саму природу профессиональной подготовки и образования, сделать её действительно востребованной, признаваемой, актуальной, мобильной. Думаю, что таким должно быть профессиональное образование и в Новороссии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.