Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональные сообщества в отрасли профессионального образования, как генераторы повышения компетентности и квалификации преподавателей.






 

1. Инновационная экономика сопровождается ускоренными изменениями в содержании всех видов человеческой деятельности, появлением совершенно новых компетенций в профессиях, как и самих профессий. И в такой ситуации человеку –профессионалу предстоит не только быть грамотным исполнителем инновационных процессов, но и самому становиться творцом таких инноваций, а следовательно, и инновационных компетенций в своей профессии. Актуально это, быть может в первую очередь, и системе профессионального образования, где от педагога требуется умение достойно встречать возникающие изменения в профессиях и быть готовым к быстрому изменению своих учебных программ и постоянной переподготовке себя, как профессионала-преподавателя.

Профессиональное мастерство в инновационной экономике характеризуется уровнем профессиональных навыков и умений к быстрому усвоению инновационных компетенций в профессии. Так как процесс появления новых компетенций и новых профессий бесконечен, то и процесс совершенствования самого преподавателя профессии, поддержания его квалификации в актуальном состоянии так же не имеет права на остановку и безграничен.

В инновационной экономике вузовское образование, как и любое формальное профессиональное - не финиш, а старт. На каком бы уровне своего человеческого или профессионального развития не находился тот же преподаватель профессионального образования он не может считать своё образование завершённым, а свою профессиональную квалификацию окончательно сформированной. При этом, каждый профессиональный преподаватель самостоятельно определяет важнейшие направления развития своей компетентности.

Экономика знаний, как часто называют инновационную экономику, требует механизма постоянной, быстрой и эффективной переподготовки любого отраслевика-профессионала и, в первую очередь, представителя особой отрасли – профессионального образования.

 

2. Развитый мир давно пришёл к пониманию того, что необходим укороченный путь от новой профессиональной компетенции к программе её освоения. Система косных Государственных образовательных стандартов не в состоянии решить проблему скоро, эффективно и в цель. Это возможно лишь при наличии чёткого технического задания от носителей профессии к разработчикам учебных программ. Речь идёт о профессиональном стандарте.

Актуальность, объективность и признание профессионального стандарта обеспечивается не одним профессионалом, а целым сообществом профессионалов, каждый из которых обладает собственной компетентностью и уровнем квалификации в своей профессии. Обобщение профессионального опыта, лучших профессиональных практик позволяет наполнить профессиональный стандарт наиболее актуальными и максимально встречающимися компетенциями в данной профессии.

Профессиональные сообщества- это сообщества людей, принадлежащих к одной профессии, главноё целью взаимодействия которых является профессиональное общение коллег и единомышленников, в ходе которого обеспечивается их личностное и профессиональное совершенствование.

Для профессиональных сообществ характерно:

1. Существование специальных профессиональных стандартов компетентности, знаний, терминологии, особых способов получения и передачи новых знаний, характерных именно для данной профессии;

2. Способы и возможности получения данной профессии;

3. Общая практика признания опыта, знаний, умений, компетентности и квалификации профессионала в сообществе.

Есть профессиональные сообщества банкиров и бухгалтеров, сварщиков и инженеров, управленцев всех мастей и уровней, рестораторов и строителей…Есть профессиональные сообщества и в отрасли профессионального образования.

 

3. Интенсивное развитие информационных технологий, по сути, снимает национальные ограничения в любых интеграционных процессах и в этом ключе международное расширение профессионального сообщества позволяет рассчитывать на наполнение стандарта мировыми компетенциями и признания его за пределами собственной страны.

То же самое происходит и с теми учебными (образовательными) модулями, которые разрабатываются на основе признанных компетенций данного стандарта и признаются самим профессиональным сообществом.

Развитие инновационного виртуального пространства всемирной паутины дало мощный импульс для преобразования профессиональных сообществ в сетевые профессиональные сообщества и даже в сеть сообществ смежных профессий, где могут повторяться требования по компетенциям или обобщаться некоторые модули профессиональной подготовки.

Ресурсы таких сообществ в повышении квалификации своих членов и приведения их в соответствие к новым компетенциям, как показывает мировая практика, бесконечны, эффективны и направлены, в первую очередь, на самостоятельное и непрерывное освоение новых компетенций.

Обмен опытом ведётся не только на дискуссионной площадке, но и при публикации различных инновационных учебных программ и методик передачи профессиональных знаний, навыков и умений. Ресурс бесконечен.

И, конечно же, профессиональное сообщество должно выработать и объявить свои требования в стандартам профессиональной деятельности. Это хорошо ориентирует носителя профессии на получение новых знаний и умений, и позволяет ему самостоятельно выбирать программу совершенствования своей квалификации. К слову сказать, в процессе перевода учебных программ с образовательных стандартов на профессиональные в России возникла новая и очень сложная компетенция – способность читать профессиональный стандарт, как техническое задание, и на основе выделенных компетенций уметь писать модульные учебные программы. Это была настоящая инновация в профессиональном образовании России.

Если лет пять-шесть назад в России программ, позволяющих освоить эту компетенцию, не было, то уже сейчас можно найти множество различных методик, курсов, практик, вибинаров, позволяющих освоить нужные знания и умения совершенно самостоятельно, доступно и быстро.

Роль профессиональных сообществ в подобных процессах имеет высокую и заслуженную оценку, как учебно-методических и научных центров и объединений. Здесь не важно иметь формальную или неформальную оболочку. Главное, что бы работал объединённый ресурс знаний, умений, навыков, опыта, компетенций и квалификаций на пользу профессиональных преподавателей, стремящихся всегда соответствовать требованиям инновационной экономики и инновационному образованию.

Когда мы говорим об образовании в течении всей жизни в инновационных отраслях экономики, то должны понимать, что в первую очередь это относится к отрасли профессионального образования, как такового. И на профессиональные сообщества здесь главная надежда и нагрузка.

 

4. В Новороссии начался процесс становления инновационной системы развития профессионального образования. Речь идёт о Государственной системе компетенций и квалификаций Донецкой Народной Республики (ГСКК ДНР). Естественно, как и в России, возникает целый клубок проблем, связанных, в первую очередь, с отсутствием даже намёка на программы быстрой и эффективной переподготовки педагогов профессионального образования. И выход здесь может быть только один- создание Республиканского профессионального сообщества преподавателей профессионального образования с одновременным вхождением его в аналогичные сообщества Российской Федерации и стран ЕврАзийского союза, где работа по созданию Национальных систем компетенций и квалификаций давно и поступательно развивается. Это будет непременно способствовать постоянному повышению уровня компетентности преподавателей профессиональной школы ДНР и Новороссии, ускорив сам процесс перехода в систему инновационного образования.

Шаг за самими преподавателями…

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.