Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Г. Екатеринбург – г. Нижний Тагил . Сентябрь 2013 года ).






Finita la comedia…

Возможно ли внедрение в нашей стране той самой системы компетенций и квалификаций, которая способна будет перевернуть суть. технологию и качество российского профессионального образования, поставив его на действительную службу национальному рынку труда с преобразованием последнего в рынок квалифицированных профессионалов? Ответ: Да. Возможно.

Возможно ли это в условиях государственно-административного управления системой образования? Ответ: Нет. Не возможно.

Почему? Ответ: Потому что СКК есть рыночный механизм, исключающий вмешательство директивного управления целями, задачами и качеством процесса, который называется – усвоение профессиональных знаний, навыков и умений. Пока в стране эти процессы регулируются чиновниками; пока правила профессионального образования и оценка его качества находятся в руках администраторов, а не профессиональных сообществ; пока учебные программы утверждаются в кабинетах Министерства образования и их исполнение контролируется образовательными надзорными органами; пока учебные заведения продолжают финансироваться по душевому принципу, а не по рыночной востребованности; пока государство будет лицензировать программы профессионального образования, составленные без участия профессиональных сообществ и не по профессиональным стандартам; пока профессиональную квалификацию специалисту будут присваивать обучающие заведения в дипломах государственного образца, а не профессиональные сообщества через независимую оценку и сертификацию; пока всё это будет иметь место, никакая НСКК в стране не приживётся. Видимая активная деятельность Министерствоа образования РФ и Рособрнадзора на самом деле нацелена всё оставить на своих местах и если, в конечном счёте, Президент объявит о создании НСКК в стране, то не верьте тому, что слышите. Это будет лишь видимость и профанация с прежними или даже ещё более жёсткими инструментами административного управления профессиональным образованием.

Понимая, что именно эти факторы и являются главными препятствиями на пути внедрения Национальной системы компетенций и квалификаций, попытка отмены записи о квалификации в дипломах была сделана одной из первых в Дорожной Карте НСКК. Однако, процедура согласования Дорожной карты в кабинетах вышеназванных чиновничьих организаций не оставила и следа от попыток экспертного сообщества и отраслевых профессионалов кардинально изменить ситуацию. В итоге длительного хождения этой карты по министерствам и ведомствам она перестала быть пошаговым алгоритмом построения рынка квалифицированных профессионалов страны.

Нет сейчас смысла говорить о близорукости организаторов ДК НСКК или растущем сопротивлении государственно-административной машины. Всё это уже не имеет значения и на повестку становится закономерный вопрос:

Что делать дальше? Ответ требует обоснования…

Во-первых, разрабатываемые профессиональные стандарты будут приниматься во внимание лишь от-части и включаться в федеральные государственные образовательные стандарты путём долгого и нудного прохождения бюрократических инстанций минобраза. А это уже снижает актуальность профстандарта здесь и сейчас. Более того, отсутствие объективного современного прогнозного инструментария не позволяет нам заглянуть даже в трёх летнее будущее и увидеть перспективную профессионально-квалификационную потребность страны.

Во-вторых, запись о квалификации в дипломах отменяет востребованность в независимых (тем более –добровольных) центрах оценки и сертификации квалификаций.

В третьих, ужесточение контроля за процессом профессиональной подготовки со стороны Рособрнадзора лишает учебные заведения элементарного желания проявлять хоть малейшую инициативу в совершенствовании учебного процесса.

В четвёртых, Министерство труда РФ в погоне за цифрами, уже разрешило разрабатывать профессиональные стандарты учебным заведениям, что уже сразу ставит под сомнение здравый смысл всей кампании по разработке 800 ПС (какой идиот, всё таки, втемяшил в голову Путина эту цифру?).

В пятых, Министерство образования и его региональные «щупальца», вдогонку за Минтруда РФ, уже дали зелёный свет на создание центров сертификации при учебных заведениях и в афелированных структурах, типа ресурсных центров, что полностью девальвирует идею добровольной и независимой оценки и сертификации.

В шестых, уже предполагается отдать Рособрнадзору право контроля за деятельностью центров оценки и сертификации квалификаций, что является полным идиотизмом.

В седьмых, российский работодатель, в основной массе своей, инертен, лишён инновационного мышления, зациклен на простейшем механизме зарабатывания прибыли – купили за рубль, продали за два…Вот на эти два процента и живут. С таким работодателем и так тяжело разговаривать о системе компетенций и квалификаций, а при наличии утверждающейся старой системы профессионального образования, он вообще отказывается понимать свою роль на рынке квалифицированных профессионалов.

Объединения работодателей, к коим относятся СПП, Деловая Россия и ТПП, и миссией которых является создание благоприятных рыночных условий для бизнеса (работодателей), вообще сидят и ждут «отмашки» от Президента страны. Да и что можно ждать от руководителей палат, когда деловая репутация некоторых из них не соответствует занимаемой должности, когда приходится говорить, скорее, о компетентных органах, и квалификации уголовных дел.

В восьмых, существующие профессиональные сообщества представляют крайне небольшой процент отраслей экономической деятельности человека, но даже и среди них найдётся весьма ограниченное количество действительно работающих сообществ и ещё меньше, способных заниматься развитием своих отраслевых профессиональных квалификаций. Видимо поэтому Минтруд и разрешил нести на утверждение профессиональные стандарты от учебных заведений. Задание Президента всегда выше здравого смысла.

Административно-бюрократическая система ещё сильнее утверждается в своём праве управлять, командовать, распоряжаться обществом через самый важнейший социальный институт развития- профессиональное образование.

Организация, созданная, казалось бы, для ликвидации таких барьеров – Агентство стратегических инициатив- в результате сработало, что говорится, на мельницу чиновничьего аппарата. Почему? Ответ: Потому, что и сами являются частью этой мельницы, находятся на бюджетном финансировании, и созданы самым главным чиновником страны…А чего вы хотели?

На фоне всего этого чиновничьего произвола в регионах страны с огромными усилиями делаются попытки построить систему компетенций и квалификаций. Создаются агентства развития профессиональных квалификаций, центры оценки и сертификации, буквально на коленях разрабатываются профессиональные стандарты. Не за деньги из бюджета, а на чистом энтузиазме и редких нестабильных финансовых вложениях со стороны таких же редких работодателей. Получается полный дисбаланс в процессе построения НСКК, когда региональные активисты делают работу, противоречащую руководящим и направляющим действиям Агентства стратегических инициатив и верховного административно-чиновничьего аппарата. Впустую, по сути, тратится интеллектуальная и физическая энергия, безрезультатно расходуются средства и время. Уходит жизнь. А впереди нас ждёт, как показывает реальность, та же станция отправления, с теми же паровозами, вагоновожатыми и машинистами.

И так, извечно русский вопрос: Что делать?

Ответ: Ничего не надо делать. Не надо обманывать себя и тешить надеждами своё профессиональное самолюбие. Пора просто прекратить всяческую активность в регионах, закрыв деятельность всех существующих центров и агентств, занимающихся развитием квалификаций. Объявить об этом нашим национальным руководителям проекта и просто ждать…Если они нуждаются в нашей работе, если они хотят действительно построить Национальную систему компетенций и квалификаций в самом настоящем и чистом виде, то они услышат наше молчание и начнут действовать.

Действия очень просты. Во-первых, ДК НСКК должна обязательно включить в себя:

- отмену записи о квалификациях в документах об образовании (с 01.06.2014 год),

- отмену любого вмешательства Министерства образования в управление профессиональным образованием (с 01.12 2013 года),

- ликвидацию Рособрандзора (с 01.12.2013 года),

- немедленное принятие закона «О профессиях и квалификациях», где чётко прописать, что профессиональные квалификации присваиваются исключительно профессиональными сообществами через их-же центры оценки и сертификации квалификаций (с 01.01.2014 года).

Так же, пора уже окончательно решить вопрос о безоговорочной грантовой поддержке тех агентств развития квалификаций, которые действительно работают в рамках проекта «Создание национальной сети агентств развития профессиональных квалификаций», так как здесь сконцентрирован самый авангард профессиональных экспертов-практиков, способных создать НСКК снизу до верху и по всей территории страны. Таких агентств не много, деньги нужны не миллиардные, спросить за результаты будет можно всегда через центральный проектный офис, находящийся в поле видения и в постоянном контакте с АСИ.

Если нас не услышат и движений не будет, то рекомендую сушить вёсла.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.