Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тактика стратегического развития).






 

 

1.Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1945 года. Статья 26: - «Каждый человек имеет право на образование…Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого…Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности…».

2.Международный Пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» 19 декабря 1966года. Статьи 6 и 7:

- Статья 6 - «Меры, которые должны быть приняты участвующими в настоящем Пакте государствами …включают программы профессионально-технического обучения и подготовки, пути и методы достижения… полной производительной занятости…».

- Статья 7 - «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого…на одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации».

3. «Обновленная стратегическая рамка европейского сотрудничества в сфере образования и профессиональной подготовки». Декабрь 2008 г. Документ Европейской Комиссии: Четыре основные стратегические цели образования и профессиональной подготовки, на достижение которых к 2020 году должны быть направлены совместные усилия стран Евросоюза, а так же обозначены конкретные задачи, решение которых обеспечит своевременное и эффективное продвижение к намеченным целям:

- обучение в течение всей жизни и мобильность обучающихся должны прочно войти в практику европейской жизни;

- улучшение качества и эффективности процесса обучения и профессиональной подготовки, а так же их конечных результатов;

- развитие и обеспечение справедливости и гражданской активности;

- усиление инновационности и творческого начала на всех уровнях образования и профессиональной подготовки».

4. Федеральный закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992г. Статья 14 - «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентирована

…адекватный мировому уровень …профессиональной культуры общества и …на воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества…».

На рынке труда Российской Федерации и Республики в течение, как минимум, 10 лет, наблюдается крайнее не соответствие предложения учреждений профессионального образования спросу на высококвалифицированные кадры. Причиной тому:

- отсталость действующих образовательных стандартов от современных квалификационных требований работодателей,

- отсутствие необходимого количества специалистов востребованных производством профессий.

Иными словами, практика профессионального образования в России последних лет не только перестала соответствовать нормам международного права, принятым более полувека назад, и современной стратегии развитых Европейских стран. Практика современного российского профессионального образования не отвечает положениям собственного федерального закона и, как результат, уровень профессиональной культуры общества далек от мирового, а воспроизводство и развитие кадрового потенциала сведено до катастрофического минимума. В итоге, это сводит на нет конкурентоспособность и мобильность наших трудовых ресурсов на рынке труда, и не только на внешнем, но уже и внутреннем.

Иностранные и отечественные компании-инвесторы, придя на российский рынок с новыми технологиями и инженерными новациями, обнаруживают отсутствие не только грамотных управляющих, но, что самое обидное, рабочих нужных специальностей и инженеров с необходимой квалификацией, уровень их профессионализма крайне низок, или таковых специалистов попросту нет.

Ряд высокотехнологичных предприятий, понимая важность качества профессиональных квалификаций своих сотрудников, вводят корпоративные стандарты профессий, и пытаются доводить уровень квалификаций, в одиночку, договариваясь с отдельными или подведомственными учебными заведениями. Однако, это носит не системный характер и не оказывает серьезного влияния на систему профессионального образования, как в Республике, так и в стране.

Если мы говорим, что профессиональное образование должно соответствовать требованиям работодателей, то мы должны согласиться с тем, что именно работодатели должны принимать самое прямое участие в его построении. Федеральный закон «Трудовой кодекс РФ» от 30 декабря 2001 года гласит: «Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров определяет работодатель. Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников их вторым профессиям, как на производстве, так и в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального и дополнительного образования».

Именно с инициативы самого крупного объединения работодателей страны Российского союза промышленников и предпринимателей и началось движение, когда между Союзом и Министерством образования и науки Российской Федерации было достигнуто понимание и подписано Соглашение с целью:

- развития Национальной системы квалификаций;

- создания профессиональных стандартов;

- создания государственных образовательных стандартов профессионального образования и их экспертизы с участием РСПП;

- создания системы независимой оценки образования и сертификации квалификаций;

- развития современных инновационных профессиональных образовательных программ.

Инициатива была поддержана не только Министерством, уже в конце того же года Государственная Дума Федеральным законом внесла изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования. Данным документом было узаконено участие работодателей и их объединений в:

- разработке федеральных государственных стандартов и разработке федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам;

-в формировании перечней направлений подготовки профессионального образования;

-в государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального образования;

-в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах.

Изменения коснулись законов «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и «Об объединениях работодателей». Необходимость кардинальных изменений в сфере профессионального образования нашла отражение и в Соглашениях между работодателями, профсоюзами и органами исполнительной власти, как на федеральном, так и на региональном уровнях. В Соглашении Республики Татарстан, например, среди основных задач и приоритетных направлений реализации экономической политики было особо обращено внимание на «…реформирование системы …профессионального образования в целях наиболее полного обеспечения республики квалифицированными кадрами рабочих и специалистов на основе формирования образовательных кластеров в машиностроении, авиастроении, нефтепереработке и нефтехимии, энергетике, легкой промышленности, в областях высоких технологий и развития государственно-корпоративного партнерства в области профессионального образования, профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров».

Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 года № 1015 «Об утверждении правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» продолжило собой процесс формирования нормативной базы Национальной системы развития квалификаций России. Иначе быть просто и не могло. Пришло понимание того, что обозначенная проблема стала одной из краеугольных в Национальной безопасности государства. В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» акцентировано, что «…Обеспечению национальной безопасности …будут способствовать…высокая социальная мобильность и поддержка социально значимой трудовой занятости, повышение квалификации и качества трудовых ресурсов, рациональная организация миграционных потоков… Стратегической целью обеспечения национальной безопасности…является, в том числе, повышение уровня общего и профессионального образования населения, профессиональных качеств кадров высшей квалификации за счет доступности конкурентоспособного образования».

31 июля 2009 года Министром образования и науки РФ А.А. Фурсенко и Президентом РСПП А.Н. Шохиным были утверждены Положения: «О формировании системы независимой оценки качества профессионального образования» и «Об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах». Практически эти два документа явились руководством к действию и уже в августе 2009 года по решению Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан при Республиканском учебно-методическом центре был создан экспертно-методический отдел, как первая рабочая группа по разработке и реализации проекта «Региональная система

оценки и сертификации профессиональных квалификаций Республики Татарстан».

Изучению международного и отечественного опыта, существующей на тот момент нормативно-правовой федеральной и республиканской базы, поиску наиболее оптимальных и менее затратных путей решения задачи были посвящены первые два месяца работы отдела. Именно менее затратных. К слову сказать, Министерство уже имело к тому времени предложение некоторых околонаучных деятелей, пытавшихся создать на этой острой (можно сказать больной) социальной проблеме некоего супер бюджетного «монстра» с аппетитами на Приволжский Федеральный округ. Мы пошли

другим, экономичным и, как оказалось, наиболее коротким и результативным путем. Наша концепция оказалась созвучной с идеологией руководства НАРК РСПП, для которых достижение результата важнее, чем бесконечный творческий процесс теоретических изысканий.

Мы не стали создавать новое бюджетное образование, а лишь организовали отдел с численностью в пять человек при Учебно-методическом центре Министерства труда РТ. Эта организация работала в сфере подготовки безработных новым профессиям, проводила курсы по охране труда, организовывала курсы по повышению квалификаций. Организация в очень далеком приближении, но, по сути подходила на роль стартовой площадки. Мы этим воспользовались и, как показало время, поступили совершенно правильно. Выиграно время, сэкономлены средства, работа началась.

Уже через полтора месяца работы мы получили официальное предложение от НАРК о включении нашего отдела в рабочую группу НАРК РСПП по разработке регламентирующих документов Национальной системы развития квалификаций. А 25 сентября 2009 года по инициативе экспертно-методического отдела между Министерством труда, занятости и социальной защиты РТ, ГОУ ДПО «РУМЦ» и Национальным агентством развития квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей было подписано соглашение «О взаимодействии сторон в области повышения качества, развития конкурентоспособности и мобильности трудовых ресурсов». НАРК, в нашем лице, получил серьёзную опору в регионе а мы получили широкий выход и серьёзную поддержку на самом большом и авторитетном объединении работодателей в России РСПП

К середине ноября нами была сформирована первая команда кандидатов в специалисты по разработке профессиональных стандартов и приступили к их обучению по программе Национального агентства развития квалификаций РСПП. Скажу, что подготовка, как и сертификация специалистов велась достаточно серьезно и была далека от традиционных курсов повышения квалификаций, когда одни делают вид, что учат, а другие прикидываются, что получают знания. Процесс обучения проходил через

усиленную практику написания модуля профессионального стандарта. Сертификация специалистов, проводилась непосредственно исполнительной дирекцией НАРК. И лишь 8 специалистов из 15 смогли доказать соответствие своей квалификации. А ведь команда была собрана в основном из числа заместителей НПО и СПО по методической работе…

При подписании Соглашения стороны пришли к единому мнению о необходимости создания на территории республики организации, подобной НАРК, но с региональными полномочиями. Это должно было не просто систематизировать работу над проектом, это должно было стать первым серьезным и практическим шагом в структурном построении Региональной системы развития квалификаций.

К тому времени в республике началась разработка «Комплексной программы развития системы образования в Республике Татарстан 2010-2015 гг.» под председательством Первого Президента Республики Минтимера Шариповича Шаймиева. Особое внимание в программе было уделено профессиональному образованию. К сожалению, по непонятным нам причинам, это направление вновь отдали писать вузовским теоретикам. Мы же просто продолжили практическую работу и вместо кипы бумаги и многоэтажного пустословия реализовали договоренности, подписанные в соглашении с НАРК.

03.12.2009 года Кабинет Министров РТ Постановлением № 827… «В соответствии с разработкой комплексной государственной программы развития образования в Республике Татарстан на 2010-2020 годы, в целях…повышения качества подготовки квалифицированных специалистов, увеличения объемов подготовки кадров и более эффективного использования трудовых ресурсов…» преобразовал Республиканский учебно-методический центр в Региональное агентство развития квалификаций и наделил его соответствующими полномочиями. РАРК был признан базовым и системообразующим учреждением региональной системы сертификации и оценки профессиональных квалификаций Республики Татарстан. Я не знаю, что написали изыскатели теоретики и сколько их труды будут копить канцелярскую пыль, но мы создали инструмент, который практически будет способствовать решению проблем качественного профессионального образования.

Как у любой, уважающей себя организации, мы имеем стратегическую цель: концептуальное построение региональной системы оценки и сертификации профессиональных квалификаций уже до конца этого года.

Для успешного решения этой задачи мы намерены реализовать несколько тактических ходов.

Первый тактический ход: внедрение национального профессионального стандарта «Управление (руководство) организацией».

Родоначальник научной организации труда Фредерик Уинслоу Тейлор еще на рубеже 19-го и 20-го веков утверждал: «Основной причиной низкой

производительности труда является обычно система управления предприятием». Эта истина и сегодня совершенно справедлива и точна. Даже, когда мы говорим о внедрении модных нынче систем управления качеством по стандартам ISO-9000. ERP и систем бережливого производства-Leanproduction мы забываем, а порой просто не знаем, что все эти системы лишь надстройки, а базисом является эффективная административная система управления, которая без внедрения стандартов управляющих всех уровней не сможет быть эффективной, если вообще заработает. Мы ставим перед собойцель - повышение конкурентоспособности трудовых ресурсов. Их конкурентоспособность и эффективность выражается в производительности труда. Она, в свою очередь обеспечивается эффективным управлением предприятием. Эффективное управление - эффективное предприятие -эффективная экономика региона.

Стандарты приняты на национальном уровне в РСПП и готовы к внедрению. Надеемся на скорое решение Правительства. Ведь, кто как ни Кабинет Министров Республики больше всех заинтересован в эффективности управления государственной собственностью, отданной в управление наемным менеджерам. Ведь именно о предприятиях с государственной собственностью должна идти речь в первую очередь. Сделаем их более конкурентоспособными, то и частный бизнес не заставит себя ждать.

Второй тактический ход, это создание в республике Национальных центров по разработке профессиональных стандартов и построению систем

сертификации профессиональных квалификаций в отраслях. Мы говорим именно «Национальных», т.к. подобных центров в этих отраслях мы не видим и рассчитываем быть первыми в наземном и подземном электротранспорте, нефтехимии и нефтегазопереработке, автомобильном машиностроении. Это наш приоритет, но и ограничиваться этими отраслями мы не станем. У каждого планируемого Центра своя главная задача. Если в области электротранспорта мы планируем решить задачу повышения безопасности перевозок и культуры обслуживания в преддверии Международной Универсиады 2013 года, то в области нефтепереработки задачи ставятся исходя из требований новых производств, техник, технологий и растущего дефицита в квалифицированных инженерах и химиках-технологах. В автомобильном машиностроении впервые ставится во главу угла девиз: «Создать отечественного автомобилестроителя нового образца, не зараженного вирусом АвтоВАЗа».

Третий, и наиболее близкий по реализации, тактический ход связан с внедрением уже утвержденных в РСПП стандартов индустрии питания и ресторанного дела. Стандарты, разработанные по заказу Федерации рестораторов и отельеров России еще два года тому назад для Олимпиады Сочи 2014 года, впервые будут внедряться в Казани в преддверии Универсиады 2013. Это символично и ответственно. Главное, что есть готовность Ассоциации рестораторов и отельеров Республики Татарстан и есть нацеленность только на положительный результат.

Четвертая тактическая составляющая заключается в постоянном увеличении качественно и количественно армии разработчиков профессиональных стандартов и экспертов по оценке и сертификации профессиональных квалификаций. Здесь работа ведется постоянно и в различных формах подготовки.

Безусловно, связующим звеном в отношениях труда и образования является специалист. Человек труда со своими личными интересами в этихотношениях. И интересы каждого трудящегося должны быть, естественным образом, защищены. Нет сегодня более действенного и эффективного механизма защиты прав и интересов трудящихся, как профессиональные союзы.

Система сертификации и оценки профессиональных квалификаций должна обеспечить каждому кандидату равные возможности в праве на повышение своей квалификации. Система не должна быть дискриминационной, в принципе, а гарантами этой справедливости должны являться именно профсоюзы.

Защищая права трудящихся на повышение уровня квалификации и получение дополнительного профессионального образования, профсоюзам должен быть предоставлен беспрепятственный доступ в Систему уже на стадии разработки профессиональных стандартов. Профессиональный стандарт, являясь инструментом повышения качества и производительности труда, не может представлять из себя инструмент выжимания последнего пота в погоне за дополнительной нормой прибыли. Он должен быть объективным, с человеческой, и оптимальным, с производственной точек зрения. И вновь, главным гарантом здесь могут являться именно профсоюзные организации. Соответственно, и на стадии подтверждения приобретенных знаний, навыков и умений по квалификации присутствие экспертов от профсоюзов на экзаменах не только желательно и оправданно, а обязательно.

Если рассматривать Систему сертификации квалификаций, как неотъемлемую часть трудовых отношений, то без профсоюзного движения она будет работать не эффективно. Потому привлечение федераций профессиональных союзов должно идти уже в самом начале построения Системы сертификации квалификаций, как равноправных партнеров и помощников во взаимоотношениях с работодателями, их трудовыми коллективами и учреждениями профессионального образования.

Несомненно, главным союзником РАРК являются объединения работодателей. Уже то, что Российский союз промышленников и предпринимателей является родоначальником и основателем Национальной системы развития квалификаций, говорит о многом. Несколько скромнее, но уже есть первые контакты в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Другое дело, что региональные подразделения не очень или совсем не идут на контакт. Полагаю, это происходит от элементарной близорукости, как самих руководителей этих объединений, так и их чиновников. Соглашения о социально-экономическом партнерстве между Правительствами двух уровней, профсоюзами и работодателями не могут в полной мере быть реализованы, без активного участия региональных союзов и объединений работодателей в построении национальной системы развития квалификаций. Отрадно, что это понимают в РСПП и ТПП РФ.

Завершая, свой доклад, хотелось бы обратить еще раз внимание на то, что подобная работа по построению Региональной системы оценки и сертификации профессиональных квалификаций в России ведется лишь в Татарстане. С надеждой смотрим на другие, не менее активные регионы и готовы реально помочь своим опытом и наработками. Национальная система развития квалификаций будет национальной только тогда, когда ее границы выйдут за рамки двухстороннего сотрудничества между Москвой и Казанью. И чем быстрее это произойдет, тем больше мы успеем сделать хорошего и для нашей экономики, и для нашего образования и для нашего будущего.

 

(Казань.Апрель 2010 года).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.