Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как строится взаимодействие Регионального и Национального агентств развития квалификаций?






– Как уже было сказано, мы являемся целостным по идеологии образованием, хотя различны по правовой форме. Для нас НАРК – это представитель интересов работодателей на национальном уровне. Профессиональные стандарты, разработанные в РАРК и принятые нашими работодателями, будут проходить аккредитацию на отраслевом и национальном уровнях, чтобы в результате лечь в основу государственных образовательных стандартов Российской Федерации.

Это очень ответственная и объемная работа, с которой лучше Национального агентства развития квалификаций РСПП никто не справится. С другой стороны, процедура признания стандартов на национальном уровне в обязательном порядке предусматривает активное участие регионов и их работодателей. А внедрение уже национальных профстандартов в экономику будет проходить непосредственно на местах (в субъектах федерации). Такую работу НАРК без региональных агентств не выполнит или выполнит с наименьшим эффектом. Так что наши отношения сейчас складываются по принципу единства целей и задач.

Ваше отношение к Национальной рамке квалификаций? Насколько совершенен этот документ, нуждается ли он в доработке? Как он соотносится, например, с европейской рамкой квалификаций?

– Национальная рамка квалификаций – это не просто документ, призванный заменить Единый тарифно-квалификационный справочник. Это, если хотите, программа развития профессий и квалификаций. Ведь здесь для каждой профессии необходим качественный профессиональный стандарт с идентификацией по квалификациям. А стандарты эти уже разрабатываются по требованиям работодателей и обязаны пересматриваться каждые три года. По этим же стандартам должны строиться образовательные программы и ФГОСы. Таким образом, Национальная рамка квалификаций –это еще и постоянно совершенствующийся ориентир для профессионального образования. В этом аспекте он вполне соотносится с Европейской рамкой квалификаций. Это важно уже только потому, что процесс глобализации экономики не обходит Россию и ее экономические институты, которые в результате или будут соответствовать международным, или сольются воедино. Рынка труда это коснется в первую очередь.

В каких областях на сегодняшний день должны быть в первую очередь внедрены профессиональные стандарты и разработаны системы сертификации квалификаций? Каковы главные стратегические задачи в рамках проекта и тактические шаги по их реализации на ближайшее время?

– Главной стратегической задачей Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ и Регионального агентства развития квалификаций на ближайший период является концептуальное построение системы оценки и сертификации профессиональных квалификаций в регионе. Для успешного достижения этой цели предполагается реализация нескольких тактических шагов:

А. Приступить к внедрению национального профессионального стандарта «Управление (руководство) организацией. РСПП утвердил на национальном уровне квалификации от мастера (4 уровень) до корпоративного управляющего (8 уровень). Внедрение такого стандарта, в первую очередь, на предприятиях с различной долей государственной собственности, оправданно уже тем, что правительство должно быть уверенным в качестве и эффективности управления государственным имуществом. Это однозначно поднимет уровень управления как отдельным предприятием, так и экономикой республики в целом.

Б. Создать национальные центры по разработке профессиональных стандартов и сертификации профессиональных квалификаций в отраслях:

􀁺 автомобильное машиностроение (совместно с группой компаний «SOLLERS»);

􀁺 химия и нефтегазопереработка (совместно с ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» и отраслевым технологическим институтом);

􀁺 наземный и подземный электротранспорт.

Сегодня это одни из многих приоритетных направлений. Компании-участники претендуют стать первыми в своих отраслях в стране, и для этого имеются существенные предпосылки, исходящие как из рыночной конъюнктуры, так и из поставленных целей.

«SOLLERS», к примеру, стремится путем внедрения новых профессиональных стандартов и собственной системы сертификации создать новый тип автомобилестроителя, не зараженного вирусом АвтоВАЗа. Реализация новых технологий в нефтегазопереработке предъявляет особые требования к стандартам новых профессий в этой отрасли. Это требования не только иностранных инвесторов, это требования времени и жизни. Что касается электротранспорта, то здесь все просто и понятно. Впереди

Универсиада 2013 года, а качество обслуживания на общественном транспорте и его безопасность оставляют желать лучшего. В Российской Федерации подобных центров пока нет ни в одной из названных отраслей. У нас они тоже еще в перспективе, но уже в ближайшей.

В. Внедрить в сферу гостеприимства, торговли и общественного питания национальные стандарты, разработанные Федерацией рестораторов и отельеров России и утвержденные РСПП. Этот пункт может быть выполнен в кратчайшие сроки, так как нет необходимости разрабатывать сами стандарты. Начата подготовка экспертов по оценке квалификаций и преподавательского состава по данным профстандартам. Этот тактический шаг для нас важен и тем, что упомянутые стандарты разрабатывались для Олимпиады 2014 в Сочи, а внедрятся они будут впервые у нас.

Г. Пополнение отряда специалистов по разработке профессиональных стандартов и экспертов по оценке профессиональных квалификаций по отраслям. В этой сфере работа ведется с первых дней существования РАРК с нарастанием интенсивности.

Конечно, более активное участие работодателей в процессе становления системы сертификации профессиональных квалификаций было бы желательным, но здесь нельзя торопиться. Есть приоритеты, есть определенные возможности, и всему свое время.

Главный принцип разрабатываемой системы – проведение оценки и сертификации независимыми квалифицированными экспертами. Из опыта организаций по общественно- профессиональной оценке качества образования обеспечить необходимое количество таких экспертов и гарантировать качество их работы достаточно сложно. Как вы предполагаете решать эту проблему?

– Обучение квалифицированных экспертов по оценке качества профессиональной квалификации – дело не только РАРК. Это в первую очередь касается самих работодателей. Насколько они заинтересованы в действительном повышении качества своих работников, настолько целостно они будут участвовать в построении системы сертификации. Здесь и активное сотрудничество в процессе разработки профессиональных стандартов, и принятие участия в аккредитации обучающих программ и учебных заведений, и подготовка собственных экспертов по оценке квалификаций и качества образования. Проблемы здесь я не вижу. Давайте начнем с профессиональных стандартов, а экспертов обучим из числа тех сотрудников предприятий, которые разрабатывали эти стандарты.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.