Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Превосходство райского блаженства над земными удовольствиями






 

Преходящие удовольствия этого мира можно ощутить и увидеть, а райское блаженство сокрыто от глаз, и пока это всего лишь обещание. На людей легко производит впечатление то, что можно увидеть, и им трудно расстаться с тем, что доступно для них, ради того, что они получат лишь в будущем, тем более, если обещанное можно получить только после смерти. Поэтому Всеблагой и Всевышний Аллах сравнивает преходящие блага этого мира с блаженством в Раю, разъясняя, что райские удовольствия лучше и прекраснее. Аллах многократно подчеркивает ничтожность земных благ и указывает на превосходство Последней жизни. Все это для того, чтобы рабы усердствовали ради своего будущего и обрели блаженство в Раю.

Указания на презренность этого мира и восхвалениями удовольствий в Последней жизни, а также разъяснение превосходства награды у Аллаха над доступными, но тленными мирскими благами можно встретить во многих местах Корана:

«Но для тех, которые боятся своего Господа, уготованы райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Таково угощение от Аллаха, и то, что у Аллаха, будет лучше для благочестивых» (Аль ‘Имран, 198);

«Не заглядывайся на то, чем Мы наделили некоторых из них (т.е. неверующих), чтобы подвергнуть их этим искушению. Это — блеск земной жизни, а удел твоего Господа лучше и долговечнее» (Та ха, 131).

 

В другом аяте сказано:

«Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения. Скажи: «Рассказать ли вам о том, что лучше этого? Для тех, кто богобоязнен, у Господа есть райские сады, в которых текут реки, и в которых они пребудут вечно, а также очищенные супруги и довольство от Аллаха». Аллах видит рабов» (Аль ‘Имран, 14-15).

Если задуматься над тем, чем же все-таки блаженство в Последней жизни превосходит земные блага, то можно прийти к следующим выводам.

1. Земные удовольствия коротки. Всевышний сказал:

«Скажи: “Мирские блага непродолжительны, а Последняя жизнь лучше для того, кто богобоязнен”» (Ан-Ниса, 77).

Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, показал на примере, насколько коротки мирские удовольствия по сравнению с блаженством в Последней жизни:

] و َ ا ل ل ّ َ ه ِ م َ ا ا ل د ّ ُ ن ْ ي َ ا ف ِ ي ا ل آ خ ِ ر َ ة ِ إ ِ ل ا ّ َ م ِ ث ْ ل ُ م َ ا ي َ ج ْ ع َ ل ُ أ َ ح َ د ُ ك ُ م ْ إ ِ ص ْ ب َ ع َ ه ُ ه َ ذ ِ ه ِ - و َ أ َ ش َ ا ر َ ي َ ح ْ ي َ ى ب ِ ا ل س ّ َ ب ّ َ ا ب َ ة ِ ف ِ ي ا ل ْ ي َ م ّ ِ ف َ ل ْ ي َ ن ْ ظ ُ ر ْ - ب ِ م َ ت َ ر ْ ج ِ ع ُ [

«Клянусь Аллахом, в сравнении с Последней жизнью этот мир подобен тому, что останется на этом пальце (при этом он показал на указательный палец), если вы опустите его в море. Подумайте сами, что на нем останется?»[372] Что может остаться на пальце, вынутом из бескрайнего океана? Не больше, чем капля воды. Таков земной мир в сравнении с Последней жизнью.

Удовольствия в этом мире преходящи и скоротечны, и поэтому Аллах упрекает тех, кто отдает предпочтение этим удовольствиям над райскими усладами:

«О те, которые уверовали! Почему, когда вас призывают выступить в поход на пути Аллаха, вы тяжело припадаете к земле? Неужели вы довольствуетесь мирской жизнью больше, чем Последней жизнью? Но преходящее удовольствие мирской жизни по сравнению с Последней жизнью ничтожно» (Ат-Тауба, 38).

Что же касается многочисленности и нескончаемости удовольствий в будущей жизни, то мы уже привели немало текстов в подтверждение этого.

2. Блага будущей жизни превосходят земные блага по своим качественным особенностям. Одеяния, яства, напитки, убранства и дворцы в Раю намного прекраснее того, что есть в этом мире. Более того, их просто нельзя сравнивать друг с другом, ибо клочок земли длиной с хлыст в Раю лучше, чем земной мир со всеми его усладами. В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Хурейры о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: [م َ و ْ ض ِ ع ُ س َ و ْ ط ٍ ف ِ ي ا ل ْ ج َ ن ّ َ ة ِ خ َ ي ْ ر ٌ م ِ ن ْ ا ل د ّ ُ ن ْ ي َ ا و َ م َ ا ف ِ ي ه َ ا ]

«Место, которое занимает хлыст в Раю, лучше, чем этот мир со всем, что в нем есть»[373].

В другом хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом с его же слов, сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] و َ ل َ ق َ ا ب ُ ق َ و ْ س ِ أ َ ح َ د ِ ك ُ م ْ ف ِ ي ا ل ْ ج َ ن ّ َ ة ِ خ َ ي ْ ر ٌ م ِ م ّ َ ا ط َ ل َ ع َ ت ْ ع َ ل َ ي ْ ه ِ ا ل ش ّ َ م ْ س ُ أ َ و ْ ت َ غ ْ ر ُ ب ُ [

«Место величиной с лук кого-либо из вас в Раю лучше, чем то, над чем восходит солнце»[374]. Для того чтобы подчеркнуть превосходство того, что в Раю, над тем, что есть на земле, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сравнил женщин в обоих мирах. В «Сахихе» аль-Бухари приводится рассказ Анаса о том, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] و َ ل َ و ْ أ َ ن ّ َ ا م ْ ر َ أ َ ة ً م ِ ن ْ ن ِ س َ ا ء ِ أ َ ه ْ ل ِ ا ل ْ ج َ ن ّ َ ة ِ ا ط ّ َ ل َ ع َ ت ْ إ ِ ل َ ى ا ل أ َ ر ْ ض ِ ل أ ض َ ا ء َ ت ْ م َ ا ب َ ي ْ ن َ ه ُ م َ ا ، و َ ل َ م َ ل أ َ ت ْ م َ ا ب َ ي ْ ن َ ه ُ م َ ا ر ِ ي ح ً ا ، و َ ل َ ن َ ص ِ ي ف ُ ه َ ا ع ل ى ر أ س ِ ه ا خ َ ي ْ ر ٌ م ِ ن ْ ا ل د ّ ُ ن ْ ي َ ا و َ م َ ا ف ِ ي ه َ ا [

«Если бы женщина, обитающая в Раю, заглянула в этот мир, то она осветила бы все пространство между собой и им, и оно заполнилось бы благоуханием. Поистине, косынка на ее голове лучше, чем этот мир со всем, что в нем есть»[375].

Подробнее о превосходстве райских услад над преходящими благами этого мира можно прочесть в главе, в которой описывается райское блаженство.

3. В Раю нет недостатков, которые присущи этому миру, и нет ничего, что может опечалить человека. В этом мире человек ест и пьет, но следствием этого являются испражнение, мочеиспускание, выделение неприятных запахов. Вино в этом мире лишает человека рассудка, а женщины здесь страдают кровотечениями и рожают детей. В Раю всего этого нет, и его обитатели не мочатся и не испражняются, не плюются и не отхаркиваются. Вино там белое, и тем, кто пьет его, оно доставляет только удовольствие. Оно «не лишает рассудка и не пьянит» (Ас-Саффат, 47). Вода там не застаивается, а молоко не прокисает:

«В нем текут реки из воды, которая не застаивается, реки из молока, вкус которого не изменяется» (Мухаммад, 15). Женщины там очищены от месячных и послеродовых кровотечений, а также любых других нечистот:

«У них там будут очищенные супруги» (Аль-Бакара, 25).

Сердца обитателей Рая чисты, их речи прекрасны, а поступки праведны. Там никто не услышит неприличных слов, которые могут оставить неприятный осадок на душе, омрачить настроение или вызвать раздражение. Рай очищен от лживых речей и порочных поступков. Там нет «ни празднословия, ни греха» (Ат-Тур, 23). Там говорят только правдивые и добрые слова, избавленные от любых недостатков, встречающихся в речах людей на земле:

«Они не услышат там ни пустословия, ни лжи» (Ан-Наба, 35);

«Они не услышат там празднословия, но услышат приветствие миром»

(Марьям, 62);

«Они не услышат там словоблудия» (Аль-Гашийа, 11). Это — обитель чистоты, целомудрия и невинности, в которой нет даже примеси порока и изъяна. Это — обитель мира и приветствия:

«Они не услышат там ни празднословия, ни греховных речей, а только слова: “Мир! Мир! ”» (Аль-Ваки‘а, 25-26).

Поэтому, когда обитатели Рая минуют Ад, их остановят между этими двумя творениями, чтобы они рассчитались друг с другом за причиненные обиды и очистились. И только после этого они войдут в Рай с чистыми сердцами, в которых не останется ни взаимной вражды, ни зависти, ни прочих дурных черт, присущих человеку на земле. В обоих «Сахихах» приводится рассказ о том, как обитатели Рая войдут туда. В нем сказано:

] ل ا ا خ ْ ت ِ ل ا ف َ ب َ ي ْ ن َ ه ُ م ْ و َ ل ا ت َ ب َ ا غ ُ ض َ ق ُ ل ُ و ب ُ ه ُ م ْ ق َ ل ْ ب ٌ و َ ا ح ِ د ٌ ي ُ س َ ب ّ ِ ح ُ و ن َ ا ل ل ّ َ ه َ ب ُ ك ْ ر َ ة ً و َ ع َ ش ِ ي ّ ً ا [

«Между ними не будет ни разногласий, ни вражды. Сердца их будут одинаковы, и они будут славить Аллаха утром и вечером»[376]. И правдивы слова Аллаха:

«Мы исторгнем из их сердец злобу, и они, как братья, будут лежать на ложах, обратившись лицом друг к другу» (Аль-Хиджр, 47).

Передают от имени Ибн ‘Аббаса и ‘Али бин Абу Талиба, что при входе в Рай его обитатели напьются из источника, и Аллах очистит их сердца от злобы. Потом они напьются из другого источника, и их кожа засияет, а лица станут ясными. Возможно, они сделали такой вывод из слов Всевышнего:

«Их Господь напоит их чистым напитком» (Аль-Инсан, 21).

4. Земные блага тленны, а райское блаженство вечно. Поэтому Аллах называет земные прелести ا ل م ت ا ع «преходящие блага», ведь человек пользуется ими, а потом они исчезают. Между тем блаженство в Последней жизни бесконечно и никогда не прекратится:

«То, что есть у вас, иссякнет, а то, что есть у Аллаха, останется навсегда»

(Ан-Нахль, 96);

«Это — Наш неиссякаемый удел» (Сад, 54);

«Там текут реки, не иссякают яства, и не исчезает тень» (Ар-Ра‘д, 35).

Аллах привел притчи о том, как быстро проходят удовольствия на земле:

«Приведи им притчу о мирской жизни. Она подобна воде, которую Мы ниспосылаем с неба. Земные растения смешиваются с ней, а потом превращаются в сухие былинки, рассеиваемые ветром. Воистину, Аллах способен на всякую вещь. Богатство и сыновья — украшение мирской жизни, однако нетленные благодеяния лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и на них лучше возлагать надежды»

(Аль-Кахф, 45-46).

В этой притче Аллах сравнивает недолговечные мирские блага с дождевой водой, которой питаются растения. Впитав ее, они расцветают и приносят плоды, но это длится не более чем короткий промежуток времени. Потом они теряют былое великолепие, чахнут и желтеют, а потом ветер рассеивает их по земле. То же самое происходит с земными благами: молодостью, богатством, детьми, пахотой, урожаем. Все это гибнет и исчезает: молодость проходит, здоровье ухудшается и сменяется дряхлостью или болезнью. Богатство и дети — все проходит, и однажды человек расстается со своей семьей и нажитым состоянием. Но будущая жизнь не исчезнет, и человек никогда не покинет свое последнее жилище.

«Последняя обитель будет еще лучше. Как же прекрасна Обитель богобоязненных! Они войдут в сады Эдема, в которых текут реки»

(Ан-Нахль, 30-31).

5. Усердие ради преходящих благ этого мира и пренебрежение будущей жизнью влекут за собой печаль, разочарование и наказание в огне:

«Каждая душа вкусит смерть, но только в день воскресения вы получите вашу плату сполна. Кто будет удален от Огня и введен в Рай, тот обретет успех, а земная жизнь — всего лишь наслаждение обольщением» (Аль ‘Имран, 185).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.