Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отношение разных религиозных течений к заступничеству






Ха­рид­жи­ты и му­та­зи­ли­ты не при­зна­ют то­го, что за­ступ­ни­кам бу­дет по­зво­ле­но хо­да­тай­ст­во­вать за тех, кто со­вер­шал тяж­кие гре­хи. По их мне­нию, во­шед­шие в Ад уже не вый­дут от­ту­да. Аль-Кур­ту­би пи­сал: «Ере­ти­ки — харид­жи­ты и му­та­зи­ли­ты — от­вер­га­ют за­ступ­ни­че­ст­во, опи­ра­ясь на свои оши­боч­ные прин­ци­пы. Ру­ко­во­дству­ясь ло­ги­че­ски­ми су­ж­де­ния­ми, они при­зна­ют од­ни по­ло­же­ния пра­виль­ны­ми, а дру­гие — оши­боч­ны­ми»[200].

Эта идея, противоречащая многочисленным достоверным преданиям, возникла еще при жизни сподвижников. Муслим передал со слов Йазида аль-Факира: «Я был страстно увлечен воззрениями хариджи-тов. Однажды в составе многочисленной группы паломников я отправился в хадж. Мы решили объявить войну людям. Проходя через Медину, мы встретили Джабира бин Абдуллаха, который, сидя у столба, рассказывал людям о Посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Когда он упомянул о людях, которые выйдут из Геенны, я спросил его: “Сподвижник Посланника Аллаха, о чем вы говорите? Ведь Аллах же сказал:

«Ты опозоришь того, кого ввергнешь в Огонь» (Аль ‘Имран, 192);

«Всякий раз, когда они захотят выйти оттуда, их вернут туда» (Ас-Саджда, 20). О чем же вы говорите? ” Он спросил: “Ты читаешь Коран? ” Я ответил: “Да”. Он спросил: “Ты слышал о месте Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует? ” Он имел в виду место, куда Аллах возведет его. Я ответил: “Да”. Он сказал: “Это — достославное место Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, через которого Аллах выведет оттуда тех, кого пожелает”. Потом он описал, как будет установлен Мост и как люди пройдут по нему. Описывая один из эпизодов, он сказал: “Боюсь, я уже не помню этого”. Он сообщил, что будут люди, которые попадут в Ад, а потом покинут его. Они выйдут оттуда как стебли кунжута, а потом войдут в одну из райских рек. Искупавшись в ней, они выйдут из нее точно листы. Мы одумались и сказали: “Горе вам! Неужели вы думаете, что этот пожилой человек наговаривал на Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует? ” Клянусь Аллахом, все мы отказались от прежних идей, за исключением одного человека»[201].

Хариджиты и мутазилиты заняли крайнюю позицию в данном вопросе, полагая, что люди, совершавшие тяжкие грехи, не выйдут из Ада и что заступничество не принесет им пользы. Противоположную крайнюю позицию в этом вопросе заняли мурджииты, полагавшие, что тяжкие грехи не приведут людей[202] в Ад. По их мнению, все, кто совершал тяжкие грехи, попадут в Рай без всякого наказания. Обе перечисленные крайности противоречат как сунне, дошедшей до нас от Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, через многочисленных передатчиков, так и единому мнению ранних мусульман и великих ученых. По воле Аллаха приверженцы сунны и единой общины придерживаются правильной позиции в данном вопросе, веря в то, что судьба тех, кто совершал тяжкие грехи, зависит от воли Аллаха. Если Ему будет угодно, Он окажет им милость и простит их. Если нет, то Он накажет их за грехи, но потом смилостивится над ними и введет их в Рай:

«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает»

(Ан-Ниса, 48);

«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: “Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он — Прощающий, Милосердный”» (Аз-Зумар, 53).

Аллах не простит тех, кто приобщал сотоварищей к Нему, но простит все остальные грехи, кому пожелает. Если же человек покаялся в совершенных делах, то он словно никогда не совершал их. Отрицая заступничество, хариджиты ссылаются на аяты, в которых содержится отрицание заступничества, в которое верят те, кто приобщает сотоварищей к Аллаху. Они считают, что заступничество перед Ним подобно ходатайству в этом мире, где можно заступиться перед кем-либо без позволения того, к кому обращаются с такой просьбой, даже если он не доволен тем, за кого ходатайствуют. Всего этого не будет перед Всеблагим и Всевышним Аллахом, и в текстах опровергается подобное заступничество:

«Страшитесь того дня, когда ни один человек не принесет пользы другому и когда не будет принято заступничество, когда нельзя будет откупиться» (Аль-Бакара, 48);

«Заступничество ходатаев не поможет им» (Аль-Муддассир, 48);

«Не будет у несправедливых ни любящего родственника, ни заступника, которому подчиняются» (Гафир, 18).

В священных текстах разъясняется, что заступаться перед Аллахом будут только с Его позволения:

«Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?» (Аль-Бакара, 255);

«Они заступаются только за тех, кем Он доволен» (Аль-Анбийа, 28);

«Сколько же на небесах ангелов, заступничество которых не принесет никакой пользы, пока Аллах не позволит [заступиться] за тех, за кого Он пожелает и кем Он доволен!» (Ан-Наджм, 26);

«Он ведает их прошлое и будущее. Они заступаются только за тех, кем Он доволен, а сами трепещут от страха перед Ним» (Аль-Анбийа, 28);

«Ничье заступничество перед Ним не принесет пользы, кроме тех, кому будет дозволено» (Саба, 23).

Эти тексты опровергают заступничество ангелов, пророков и праведников, которое признают те, кто приобщает сотоварищей к Аллаху. Вместе с тем они подтверждают истинность заступничества тех, кем Аллах доволен, за тех, кем Он доволен, и только с Его позволения. Аллах никогда не будет доволен неверующими, которые равняют с Ним других. Что же касается тех, кто грешил, но не приобщал сотоварищей к Нему, то за них будут заступаться, но не за тех, кто приобщал сотоварищей к Аллаху.

ر و ى ا ل ب خ ا ر ي ف ي ص ح ي ح ه ع َ ن ْ أ َ ب ِ ي ه ُ ر َ ي ْ ر َ ة َ ر َ ض ِ ي َ ا ل ل ّ َ ه ُ ع َ ن ْ ه ُ أ َ ن ّ َ ه ُ ق َ ا ل َ: ق ُ ل ْ ت ُ: ي َ ا ر َ س ُ و ل َ ا ل ل ّ َ ه ِ ، م َ ن ْ أ َ س ْ ع َ د ُ ا ل ن ّ َ ا س ِ ب ِ ش َ ف َ ا ع َ ت ِ ك َ ي َ و ْ م َ ا ل ْ ق ِ ي َ ا م َ ة ِ ؟ ف َ ق َ ا ل َ: ] ل َ ق َ د ْ ظ َ ن َ ن ْ ت ُ ي َ ا أ َ ب َ ا ه ُ ر َ ي ْ ر َ ة َ أ َ ن ْ ل ا ي َ س ْ أ َ ل َ ن ِ ي ع َ ن ْ ه َ ذ َ ا ا ل ْ ح َ د ِ ي ث ِ أ َ ح َ د ٌ أ َ و ّ َ ل ُ م ِ ن ْ ك َ ، ل ِ م َ ا ر َ أ َ ي ْ ت ُ م ِ ن ْ ح ِ ر ْ ص ِ ك َ ع َ ل َ ى ا ل ْ ح َ د ِ ي ث ِ ، أ َ س ْ ع َ د ُ ا ل ن ّ َ ا س ِ ب ِ ش َ ف َ ا ع َ ت ِ ي ي َ و ْ م َ ا ل ْ ق ِ ي َ ا م َ ة ِ م َ ن ْ ق َ ا ل َ: ل ا إ ِ ل َ ه َ إ ِ ل ا ّ َ ا ل ل ّ َ ه ُ خ َ ا ل ِ ص ً ا م ِ ن ْ ق ِ ب َ ل ِ ن َ ف ْ س ِ ه ِ [

Аль-Бухари передал в «Сахихе», что Абу Хурейра спросил: «Посланник Аллаха, кто те счастливейшие из людей, которые будут удостоены твоего заступничества в день воскресения?» Он сказал: «Абу Хурейра, видя твое рвение к изучению хадисов, я предполагал, что именно ты первым спросишь меня об этом. Счастливейшие из людей, которые будут удостоены моего заступничества в день воскресения, — это те, кто искренне, от всей души, говорил, что нет божества, кроме Аллаха»[203].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.