Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеллектуальное развитие в юности






Характерный уровень когнитивного развития в отрочестве и юности — формально-логическое, формально-опера­циональное мышление. Это абстрактное, теоретическое, гипотетико-дедуктивное мышление, не связанное с конкретны­ми условиями внешней среды, существующими в данный момент. К концу подросткового возраста общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении юности они продолжают совершенствоваться. Обучение в старших классах школы связано со значитель­ным изменением и усложнением структуры и содержания учебного материала, увеличением его объема, что повышает уровень требований к учащимся. От них ожидают гибкости, универсальности, продуктивности познавательной деятель­ности, четкости, самостоятельности в решении когнитивных задач.

Направленность на будущее, постановка задач профессио­нального и личностного самоопределения сказывается на всем процессе психического развития, включая и развитие познавательных процессов.

Интерес к школе и учению у старшеклассников по сравнению с подростками заметно повышается, поскольку учение приобре­тает непосредственный жизненный смысл, связанный с будущим. Также возникает выраженный интерес к различным источникам информации (книгам, кино, телевидению). Усиливается потреб­ность в самостоятельном приобретении знаний, познаватель­ные интересы приобретают широкий, устойчивый и действен­ный характер, растет сознательное отношение к труду и учению. Индивидуальная направленность и избирательность ин­тересов связана с жизненными планами.

Происходит в эти годы и совершенствование памяти школьников. Это относится не только к тому, что увеличива­ется вообще объем памяти, но и к тому, что в значительной мере меняются способы запоминания. Наряду с непроиз­вольным запоминанием у старших школьников наблюдается широкое применение рациональных приемов произвольного запоминания материала. Старшие школьники приобретают метакогнитивные умения (такие, как текущий самоконтроль и саморегуляция), которые, в свою очередь, влияют на эффек­тивность их познавательных стратегий.

Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и аб­страгирования, аргументирования и доказательства. Для юно­шей и девушек становятся характерными установление причин­но-следственных связей, систематичность, устойчивость и критичность мышления, самостоятельная творческая деятель­ность. Возникает тенденция к обобщенному пониманию мира, к целостной и абсолютной оценке тех или иных явлений дей­ствительности].

Возрастная особенность состоит в быстром развитии специальных способностей, часто связанных с выбираемой профессиональной областью (математических, технических, педагогических и др.)- В результате когнитивные структуры в юности приобретают очень сложное строение и индивидуаль­ное своеобразие.

Описанные изменения когнитивных структур служат предпосылкой возникновения способности к интроспекции, к рефлексии. Собственные мысли, чувства, поступки инди­вида становятся предметом его мысленного рассмотрения и анализа. Другой важный аспект интроспекции связан со спо­собностью различать противоречия между мыслями, словами и поступками, оперировать идеальными ситуациями и обсто­ятельствами. Появляются возможности для создания идеалов (семьи, общества, морали или человека), для сравнения их с реальной действительностью, для попыток их реализации, Юноши и девушки склонны к формулированию широких философских обобщений, к теоретизированию и выдвиже­нию гипотез, часто на ограниченном фактическом основа­нии, без знания предпосылок.

В дальнейшем в молодости интеллектуальное развитие предполагает выход на качественно новый уровень, связан­ный с развитием творческих способностей и предполагаю­щий не просто усвоение информации, а проявление интел­лектуальной инициативы и создание чего-то нового: речь идет о способности увидеть проблему, поставить и перефор­мулировать вопросы, находить нестандартные решения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.