Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научные исследования






В ускорении освоения отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений огромная роль принадлежит государству. Для решения этой задачи оно может увеличить государственные заказы на научные исследования, поддержку вложения средств в наукоемкое, высокотехнологичное производство.

Российская наука развивается в соответствии с доктриной, утвержденной Указом Президента РФ от 13 июня 1996 г. № 884, постановлением Правительства РФ от 17 апреля 1995 г. №360 о государственной поддержке науки и научно-технических разработок и другими нормативными актами. С учетом финансовых и кадровых возможностей формируется государственный сектор науки. Он включает основных исполнителей исследований, т. е. научные организации, способные продвигать свои достижения на отечественный и мировой рынок научно-технической продукции.

Государственный заказ науке формируется исходя из стратегии развития общества. Для этого Правительственная комиссия по научно-технической политике утверждает приоритетные направления развития науки и техники, а также перечень критических технологий федерального уровня. Решениемот21 июля 1996 г. № 2727 п-П8 утверждены следующие приоритетные направления:

Ø Фундаментальные исследования.

Ø Информационные технологии и электроника.

Ø Производственные технологии.

Ø Новые материалы и химические продукты.

Ø Технологии живых систем.

Ø Транспорт.

Ø Топливо и энергетика.

Ø Экология и рациональное природопользование.

Каждое направление включает несколько критических технологий. Отобраны 70 критических технологий с учетом их влияния на качество жизни, конкурентоспособности, новизны материалов. Включение в общенациональный список критических технологий означает признание их значимости, большей вероятности финансирования за счет средств федерального бюджета. Он, однако, не отменяет ведомственных перечней технологий, необходимых для развития конкретной отрасли. Перечень может расширяться в зависимости от состояния научных заделов и интересов государства.

Поддержка приоритетных направлений осуществляется главным образом через федеральные целевые программы. По плану на 1999 г. на эти цели выделено более 5, 1 млрд руб.

При формировании государственного заказа фундаментальной науке используется механизм конкурсного отбора предложений ученых, потребителей продукции, товаропроизводителей. Проводится государственная экспертиза предложений по критериям: перспективность исследований, эффективность использования бюджетных средств, потребности рынка, обеспечение государственной безопасности и др.

Формой организации прикладных исследований служат государственные научные центры. Объемы их финансирования жестко увязываются с выполнением работ по государственному заказу.

В плановой экономике государство централизовало и концентрировало ресурсы на приоритетных направлениях развития науки и техники, осуществляло крупномасштабные инновации. Научная и инновационная политика обеспечивала в значительной степени увеличение валового продукта страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, расширения на этой основе рынки сбыта отечественных товаров.

За последние пять-шесть лет резко упала научная и инновационная активность в промышленности и в других отраслях. Так, показатель удельного веса предприятий и организаций, осуществляющих разработку и использование нововведений, составил в 1992 г. 16, 3%, 1995 г. - 5.6%, 1996 г. - 5%. В целом лишь 5% предприятий занимаются исследованиями и разработками. Снижается производство наукоемких видов продукции, определяющих технический и технологический уровень. Производственный аппарат физически изнашивается, морально стареет.

Главной причиной снижения инновационной активности является низкий платежеспособный спрос на научно-техническую продукцию со стороны государства и частного сектора экономики. Если выбытие производственного аппарата и впредь не будет компенсировано на современном научно-техническом уровне, то страна окажется отброшенной назад не только по объемам выпускаемой продукции, но и по ее технологическим возможностям.

Для обновления производственного аппарата нужна также защита внутреннего рынка, создание и поддержание особого режима для нововведений (специальные фонды, страхование рисков и т.д.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.