Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Территориальная структура затрат на технологические инновации и производства инновационной продукции в 2000-2010 гг.






(в фактических ценах, %)

  Затраты на технологические инновации Объем отгруженных инновационных товаров, работ и услуг
               
Центральный федеральный округ 33, 8 21, 6 24, 3 25, 9 31, 8 20, 6 25, 9 23, 4
в том числе: Москва 24, 2 7, 7 6, 5 5, 7 16, 6 5, 3 3, 8 5, 2
Московская область 2, 0 5, 3 2, 9 3, 0 4, 8 7, 3 9, 3 7, 3
Северо-Западный федеральный округ 12, 2 11, 6 9, 1 9, 0 16, 5 7, 4 8, 3 9, 7
в том числе: Санкт-Петербург 5, 1 5, 6 4, 1 5, 0 3, 4 1, 9 5, 3 6, 8
Ленинградская область 0, 4 0, 9 2, 0 1, 5 0, 4 0, 2 0, 6 0, 8
Южный федеральный округ 4, 9 5, 6 2, 2 2, 5 2, 3 3, 2 7, 1 7, 0
Северо-Кавказский федеральный округ 0, 3 1, 3 0, 7 1, 6 0, 1 0, 4 1, 9 2, 2
Приволжский федеральный округ 23, 7 27, 8 20, 4 19, 8 36, 4 49, 0 42, 6 43, 9
Уральский федеральный округ 14, 4 20, 1 20, 5 23, 0 8, 7 15, 4 9, 3 8, 8
Сибирский федеральный округ 5, 6 9, 7 6, 7 12, 1 3, 2 3, 1 3, 6 3, 8
Дальневосточный федеральный округ 5, 1 2, 3 16, 2 6, 0 1, 0 0, 8 1, 4 1, 3
Всего 100, 0 100, 0 100, 0 100, 0 100, 0 100, 0 100, 0 100, 0

 

Региональные инновационные системы очень разнородны по своему составу и характеристикам. Для поддержки инновационной активности в российских регионах используются различные инструменты, обеспеченные государственной поддержкой, включая технопарки в сфере высоких технологий, наукограды, особые экономические зоны технико-внедренческого типа, регионы участвуют в реализации мегапроекта «Сколково», в технологических платформах, созданы структуры финансовой поддержки инноваций. Подавляющая часть технопарков сконцентрирована в европейской части страны в Центральном, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах. Еще более высокой оказывается концентрация в Центральной части России городов, имеющих статус «наукоградов», из 14 таких городов 10 находятся в Центральном федеральном округе, Московская агломерация лидирует по использованию других форм государственной поддержки инноваций, в том числе финансовых.

Принятие «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», а также ряда документов, направленных на государственную поддержку инновационной деятельности, создание инновационной инфраструктуры, в том числе вузовской, поддержку кластерных инициатив, предполагает селективную поддержку регионов на конкурентной основе. Активизация инновационной деятельности должна выступить мощным фактором экономического роста регионов.

Диспропорции в пространственном распределении населения и трудовых ресурсов. В условиях общего снижения численности населения России рост численности населения в 2010 году по сравнению с 2000 годом имел место только в Южном федеральном округе, где прирост составил 9, 2%, и в Центральном федеральном округе, где численность населения осталась почти неизменной (+0, 7%). Основная часть снижения численности населения пришлась на Приволжский федеральный округ (1694, 4 тыс. человек из общего снижения по России – 3651, 6 тыс. человек, еще 1146 тыс. человек обеспечил Сибирский федеральный округ).

Относительное сокращение населения было максимальным в Дальневосточном (около 8, 3%) и Сибирском федеральных округах (5, 6%).

Активные миграционные процессы, имевшие место в России в начале 90-х годов, к настоящему времени стабилизировались. Положительный миграционный прирост населения составляет порядка 240 тыс. человек в год. В нестабильных экономических условиях 2009-2010 гг. миграционные потоки заметно сократились, однако уже в 2011 году прирост составил 319, 8 тыс. человек, сказалась отложенная миграция.

В результате миграционного оттока население теряют восточные регионы страны: миграционный прирост отрицателен в Приволжском и Дальневосточном округах, минимальный положительный миграционный прирост в Сибирском округе обеспечивается за счет внешней миграции из стран СНГ, в межрегиональном обмене округ теряет население, абсолютные показатели миграционного оттока сопоставимы с показателями для Дальнего Востока. Значительно вырос миграционный отток из республик Северного Кавказа, молодое население которых все активней переселяется в другие регионы.

Положительный миграционный приток для центральных и западных регионов страны обеспечивается за счет небольшого количества субъектов Российской Федерации с наиболее привлекательными условиями жизни. В Центральном федеральном округе кроме столичной агломерации привлекательными для мигрантов из других российских регионов являются только Белгородская, Воронежская, Рязанская и Ярославская области, в Северо-Западном округе – Санкт-Петербургская агломерация и Калининградская область, в Южном округе – Республика Адыгея и Краснодарский край, в Северо-Кавказском – только Республика Ингушетия, в Приволжском – Республика Татарстан, Нижегородская и Самарская области, отличительная в этом плане ситуация в Уральском округе, где из шести субъектов федерации привлекательными для мигрантов оказываются четыре: Свердловская, Тюменская, Челябинская области и Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. В Сибирском округе – Новосибирская и Томская области, Красноярский край, в Дальневосточном округе сальдо межрегиональной миграции отрицательно для всех субъектов Российской Федерации.

На изменении характера миграционных процессов все больше сказываются экономические факторы, обусловливающие миграцию. Притягательными для мигрантов оказываются регионы с высоким экономическим потенциалом, в которых расположены крупные города, во всех федеральных округах наблюдается миграционный отток из периферийных регионов с более низким уровнем жизни. Это дает основание полагать, что сложившиеся направления миграционных потоков сохранятся и в перспективе.

Демографический факторостаетсясистемным фактором социально-экономической дифференциации регионов России. Это касается как изменения численности городского населения, так и его качественного состава. В среднесрочной перспективе только 6-7% регионов сохранят естественный прирост населения.

Территориальные пропорции распределения трудовых ресурсов и человеческого капитала оказываются более стабильными, чем пропорции распределения производства и инвестиций, что является результатом низкой мобильности населения. Региональная структура занятости в период 2000-2010 гг. почти не изменялась. Направления незначительных структурных изменений занятости соответствовали тенденциям распределения экономического роста и в условиях кризиса остались стабильными. В структуре занятых немного увеличились доли Центрального, Южного и Уральского округов, доля остальных сократилась.

Сохраняются существенные региональные различия в уровне жизни населения, которые, в частности, проявляются в дифференциации качества жизни населения и изменении ожидаемой продолжительности жизни.

В ряде регионов с высоким уровнем доходов населения (Москва, ЯНАО, ХМАО и ряд других), а также регионах с заметным улучшением социально-экономической ситуации (ряд республик Северо-Кавказского федерального округа) наметился рост продолжительности жизни. Одновременно сформировалась зона с низкой ожидаемой продолжительностью жизни при рождении, охватившей регионы юга Восточной Сибири, Северо-Запада и значительной части Центра. Для большинства регионов характерно продолжающееся сокращение численности сельского населения.

Различия в темпах экономического роста в регионах не оказали адекватного воздействия на территориальную структуру денежных доходов населения, которая в течение предыдущего пятилетия оставалась относительно стабильной. Этап концентрации денежных доходов в российской столице, и, соответственно, в Центральном федеральном округе, который был ускорен экономическим кризисом, близится к завершению. В 2010 году по сравнению с 2000 годом доля в суммарных денежных доходах повышалась для всех федеральных округов, кроме Центрального, Уральского и Сибирского. Устойчивой тенденцией было повышение долей Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, но последний по-прежнему остается регионом с самыми низкими душевыми показателями денежных доходов (в 1, 5 раза ниже среднероссийских).

Территориальная структура денежных доходов населения в 2000-2010 годах (в %)

                2011*
Центральный федеральный округ 37, 6 36, 5 36, 4 36, 2 34, 2 35, 5 35, 7 37, 4
в том числе: г. Москва 24, 4 22, 9 21, 9 21, 2 17, 3 19, 2 19, 1 20, 9
Московская область 3, 7 4, 4 5, 0 5, 5 6, 3 5, 9 6, 0 5, 9
Северо-Западный федеральный округ 9, 9 10, 9 10, 5 10, 2 9, 8 10, 1 10, 2 9, 7
в том числе: г. Санкт-Петербург 3, 7 5, 1 4, 5 4, 4 3, 9 4, 4 4, 5 4, 3
Ленинградская область 0, 7 0, 8 1, 0 1, 0 0, 9 0, 9 1, 0 0, 9
Южный федеральный округ 6, 8 7, 0 7, 0 7, 3 7, 6 7, 6 7, 9 7, 4
Северо-Кавказский федеральный округ 1, 5 1, 9 2, 1 2, 2 2, 4 2, 6 2, 8 3, 2
Приволжский федеральный округ 16, 6 16, 7 17, 1 17, 2 18, 0 17, 7 17, 8 17, 0
Уральский федеральный округ 10, 4 10, 2 10, 4 10, 5 11, 0 10, 3 9, 9 9, 4
Сибирский федеральный округ 12, 0 11, 6 11, 5 11, 5 12, 1 11, 2 10, 8 10, 7
Дальневосточный федеральный округ 5, 2 5, 1 5, 1 5, 0 4, 9 5, 0 5, 0 5, 3
Всего 100, 0 100, 0 100, 0 100, 0 100, 0 100, 0 100, 0 100, 0

* Предварительные данные.

На территориальную структуру денежных доходов сильное влияние продолжает оказывать «столичный» фактор. Высокие доходы в Московской агломерации являются главной причиной высоких показателей Центрального округа, тогда как во всех остальных регионах Центрального округа как номинальные, так и реальные доходы оказываются ниже среднероссийских.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.