Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Производство нефтепродуктов






В настоящее время на рынке нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации доминирующее положение занимают девять нефтяных компаний с вертикально-интегрированной структурой, которые осуществляют добычу и переработку нефти, а также реализацию нефтепродуктов как крупным оптом, так и через собственную снабженческо-сбытовую сеть. При этом нефтеперерабатывающий сектор помимо значительного износа основных производственных фондов и низкой глубины переработки нефти характеризуется также и неэффективностью территориальной структуры имеющихся перерабатывающих мощностей. Наибольшие мощности по нефтепереработке расположены в Приволжском, Сибирском и Центральном федеральных округах.

Ситуация на рынке нефтепродуктов полностью зависит от стратегии нефтяных компаний, формирующейся под воздействием цен на нефть, товарной структуры и географии спроса.

За период с 2000 года объем переработки нефти вырос с 173 млн. тонн до 258 млн. тонн в 2011 году или практически в 1, 5 раза.

Мощность нефтепереработки на начало 2012 года составила 289, 4 млн. тонн.

Однако глубина российской нефтепереработки (70, 7% в 2011 году) значительно ниже по сравнению с ведущими странами мира (85-95%), соответственно структура и качество выпускаемой продукции не удовлетворяют современным требованиям конкурентоспособной экономики.

Мощности вторичной переработки в России не превышают 50% от мощностей первичной переработки, тогда как в среднем в мире отношение вторичных мощностей к первичным составляет не менее 90%. Наиболее освоенными процессами в нефтеперерабатывающей промышленности России являются гидрокрекинг и каталитический крекинг. При этом необходимо отметить, что 22 из 27 крупных НПЗ нефтяных компаний работают по 40-50 лет.

При сохраняющейся зависимости российской экономики от мировых цен на нефть вопросы развития качественного и конкурентного рынка топлива внутри страны в увязке с мерами таможенно-тарифной политики являются стратегически важными. Развитие нефтеперерабатывающей промышленности в период до 2030 года будет характеризоваться ростом мощностей деструктивных процессов (термический крекинг, висбкрекинг, каталитический крекинг, гидрокрекинг, коксование); ростом мощностей облагораживающих процессов (каталитический риформинг на облагораживание бензинов, изомеризация, гидроочистка топлив, сернокислотное алкилирование, производство оксигенатов); повышением доли мощностей вторичных процессов по отношению к первичной переработке нефти; ростом производства светлых нефтепродуктов (автобензин, дизельное топливо и др.) и снижением производства мазута топочного.

В целях снижения уровня производства и экспорта мазута, увеличения инвестиций во вторичные процессы переработки, а также повышения уровня добычи и экспорта нефти в сентябре 2011 г. было принято решение о переходе на систему взимания вывозных пошлин «60-66» (60 – коэффициент в расчете ставки пошлины на нефть был уменьшен на 5 п.п., 66 – единый коэффициент в расчете ставок пошлин на «темные» и «светлые» нефтепродукты), а фактическое применение началось в октябре 2011 г. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2011 г. № 716). С 1 января 2015 г. будет установлена ставка экспортной пошлины на мазут на уровне ставки пошлины для нефти.

Кроме того, во второй половине 2011 года были заключены четырехсторонние соглашения между нефтяными компаниями, ФАС России, Ростехнадзором и Ростехрегулированием по производству светлых нефтепродуктов и модернизации производственных мощностей НПЗ, которые предусматривают обязательства нефтяных компаний по модернизации НПЗ с 2011 года до 2015 года.

Таким образом, реализация указанных мер направлена на повышение качества спроса на нефтепродукты и стимулирование инвестиций нефтяных компаний в нефтепереработку.

В среднемировой структуре производства нефтепродуктов моторные топлива составляют 55%, котельные топлива – 25%. В России доля моторных топлив (автобензин и дизельное топливо) составляет около 42% в 2011 году, котельных топлив (топочного мазута) – более 28%. В прогнозный период наибольшими темпами будет расти производство бензина. Структура производства нефтепродуктов в России будет соответствовать среднемировой (доля моторных топлив – автобензина и дизельного топлива – составит в 2030 году 65, 8%). Производство бензина увеличится к 2020 году на 16-34%, к 2030 году – на 32-62% против уровня 2011 года, производство мазута топочного сократится к 2020 году на 34-37%, к 2030 году – на 68-73% в зависимости от варианта развития.

На протяжении всего прогнозного периода будет иметь место рост внутреннего потребления моторных топлив и снижение экспорта общих объемов нефтепродуктов при снижении или незначительном росте объемов нефтепереработки. Структура производства нефтепродуктов российскими НПЗ в настоящее время не соответствует структуре спроса на нефтепродукты на внутреннем рынке. При производстве высокооктановых бензинов в объемах, удовлетворяющих спрос внутреннего рынка, производится избыточный объем дизельного топлива и мазута. К 2020 году внутреннее потребление бензина увеличится на 12-25%, к 2030 году прирост потребления бензина составит 28-50%, а сокращение потребления мазута – 13-22% в зависимости от варианта развития. К 2030 году потребление бензина составит около 0, 4 тонны на душу населения.

Из общего объема производства нефтепродуктов экспорт составляет порядка 51%. В настоящее время Россия занимает 3-е место по имеющимся мощностям нефтепереработки (6, 1%) и 5-е место по потреблению нефти и к 2030 году сохранит ведущее положение в мире по производству нефтепродуктов.

В перспективе структура российского экспорта нефтепродуктов приблизится к структуре мирового потребления нефтепродуктов. В настоящее время в экспорте преобладают жидкие топлива (мазут) – 55% и дизельное топливо – 30%, доля автобензина составляет лишь около 3%. В структуре мирового потребления нефтепродуктов мазут составляет менее 10%, реактивное и дизельное топливо – 40%, бензин – около 30%. Из-за невысокого качества нефтепродуктов, поставляемых на экспорт, они в основном используются либо в качестве сырья для последующей переработки, либо в качестве продукции, удовлетворяющей потребностям рынков таких стран как Китай, Индия, Индонезия и страны СНГ. Причем такой экспорт нефтепродуктов в сложившихся ценовых, налоговых и тарифно-таможенных условиях выгоден нефтяным компаниям.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.