Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные характеристики сценариев долгосрочного экономического развития






  Консервативный (вариант 1) Инновационный (вариант 2) Форсированный (вариант 3)
Социальное развитие Частичная модернизация социальной сферы и частичная реализация целей социального развития к 2018 году. Усиление дифференциации по доходам, низкая доступность социальных услуг Доля среднего класса около трети населения Масштабная модернизация социальной сферы на федеральном и региональном уровнях.   Снижение дифференциации доходов   Доля среднего класса приближается к половине населения Масштабная модернизация социальной сферы на федеральном и региональном уровнях. Снижение дифференциации доходов     Средний класс будет составлять более половины населения
Дополнительные расходы на оплату труда Сдвиг основных мероприятий по реализации указов Президента РФ на период после 2015 года Сохранение достигнутого паритета по уровню оплаты труда после 2018 года   Относительно равномерный рост расходов на реализацию указов   Сохранение достигнутого паритета по уровню оплаты труда после 2018 года Увеличение объема расходов на реализацию указов за счет концентрации бюджетных учреждений в субъектах РФ с более высокой заработной платой по экономике Приближение соотношения заработной платы в социальных отраслях и экономике в целом к среднеевропейскому уровню после 2018 года
Транспортная инфраструктура Преодоление «узких мест» в развитии транспортной инфраструктуры после 2020 года Масштабная модернизация транспортной системы к 2025-2030 гг. Строительство высокоскоростных магистралей Модернизация транспортной системы к 2025 году Строительство высокоскоростных магистралей
Конкурентные преимущества Используется потенциал нефтегазового сектора и транзитный Сохранение невысокой конкурентоспособности машиностроительного сектора Рост производительности труда в 1, 3 раза к 2018 году и в 1, 9 раза к 2030 году Рост технологической конкурентоспособности и снижение энергоемкости     Рост производительности труда в 1, 4 раза к 2018 году и в 2, 3 раза к 2030 году Рост технологической конкурентоспособности и снижение энергоемкости   Рост производительности труда в 1, 5 раза к 2018 году и в 2, 7 раза к 2030 году
Изменение структуры экономики Доминирование сырьевого сектора Развитие энергоемких производств Рост импорта товаров и технологий Диверсификация экономики и экспорта Рост доли высокотехнологичных отраслей и экономики знаний Диверсификация экономики и экспорта Рост доли высокотехнологичных отраслей и экономики знаний
Бюджет Бюджетное правило Потребность в дополнительных ассигнованиях федерального бюджета Потребность в дополнительных ассигнованиях федерального бюджета
Пенсионная реформа Реализация пенсионной реформы с 2015 года – модификация формулы начисления пенсий, учет динамики прожиточного минимума пенсионера и доходов Пенсионного фонда. При этом обеспечивается снижение нагрузки на федеральный бюджет в части обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
Финансирование экономического роста Приток капитала на уровне 0, 1-0, 3% ВВП   Задолженность населения к 2030 году 50% ВВП Задолженность предприятий к 2030 году 72% ВВП Счет текущих операций сбалансирован Приток капитала на уровне 1-2, 5% ВВП   Задолженность населения к 2030 году 54% ВВП Задолженность предприятий к 2030 году 73% ВВП Счет текущих операций сбалансирован Приток капитала в корпоративный и банковский сектор на уровне 3-6, 5% ВВП Задолженность населения к 2030 году 62% ВВП Задолженность предприятий к 2030 году 94% ВВП Дефицит счета текущих операций 3-6% ВВП
Региональный аспект Рост регионального неравенства при формировании новых энерго-сырьевых кластеров на Урале, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке Сокращение регионального неравенства Формирование новых центров инновационного развития, в том числе в Поволжье, на Урале и в Сибири Сокращение регионального неравенства Формирование новых центров инновационного развития, в том числе в Поволжье, на Урале и в Сибири
Место в мировой экономике Усиление зависимости от конъюнктуры рынков углеводородов и сырья, а также импорта технологий   Специализация на рынках сырья с глубоким уровнем переработки и высокотехнологичной продукции Реализация потенциала многосторонней интеграции и создание сильного евразийского регионального объединения Специализация на рынках сырья с глубоким уровнем переработки и высокотехнологичной продукции Реализация потенциала многосторонней интеграции и создание сильного евразийского регионального объединения

 

Расходы на научные исследования и разработки к 2030 году не превысят уровень 1, 3% ВВП. Расходы на образование на протяжении всего периода стабилизируются на уровне 4, 8-6, 1% ВВП (в том числе бюджетная система – 4, 0-5, 1% ВВП). Расходы на здравоохранение к 2030 году вырастут до 6, 2%, в том числе за счет бюджетной системы до 4, 9% ВВП. Уровень частных и государственных инвестиций в человеческий капитал будет значительно уступать параметрам развитых стран.

Сценарий инновационного развития опирается на использование конкурентных преимуществ российской экономики не только в традиционных секторах (энергетика, транспорт, аграрный сектор), но и в новых наукоемких секторах и «экономике знаний» и масштабное изменение структуры российского экспорта.

Он предусматривает:

Сравнение основных макроэкономических параметров  
  варианты      
Доля России в мировом ВВП, %   3, 8   3, 8 4, 0 4, 6 3, 6 4, 3 5, 3
ВВП по ППС на душу населения, тыс.долл. США        
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника, долл. США        
ВВП, % (2007=100)        
Инвестиции, % (2007 г.=100)        
Отношение производительности труда по ВВП на занятого в России к США соответствующих лет, %        
Энергоемкость, % (2007 г.=100)        
           

создание эффективной национальной инновационной системы и развертывание долгосрочных программ и проектов, обеспечивающих лидирующие позиции России в отдельных сегментах мировых рынков средне- и высокотехнологичных товаров и услуг;

глубокую модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, жилищный сектор, обеспечивающую существенное повышение качества человеческого капитала и стандартов жизни населения;

модернизацию инфраструктурных отраслей экономики: транспорта, включая реализацию проектов высокоскоростных железнодорожных магистралей и новой сетки региональных и местных авиаперевозок, что обеспечит качественно иной уровень мобильности населения, и электроэнергетики при значительно более высоком, чем в консервативном сценарии, повышении эффективности энергосбережения;

создание сети конкурентоспособных инновационных кластеров, новых региональных центров экономического развития в Поволжье, на Дальнем Востоке и Юге России, преодоление отставания депрессивных регионов;

развитие многовекторной модели интеграции в мировой рынок, опирающейся на расширение внешнеэкономических связей с США, Евросоюзом, Китаем, Индией, и формирование новых более глубоких форм интеграции в рамках Евразийского союза и СНГ;

дальнейшую диверсификацию российской экономики и российского экспорта. Определится специализация России на рынках высокотехнологичной продукции – авиационной и космической техники, судостроительной продукции, ядерных технологий, создания программного обеспечения, космических запусков, услуг космической связи, навигации и геоинформационного обеспечения. Экспорт машиностроительной продукции в долларовом выражении увеличится к 2020 году по отношению к 2010 году в 2, 1 раза;

ускоренное развитие экономических институтов, определяющих защиту прав собственности, усиление конкурентности рынков, снижение инвестиционных рисков и административных барьеров, развитие новых компаний и активизацию предпринимательской составляющей российского бизнеса, повышение качества государственных услуг и эффективности государственного управления при усилении его стратегической программной составляющей.

Частные и государственные расходы на здравоохранение возрастают с 4, 6% ВВП в 2010 году до 6, 1% ВВП в 2020 году и до 7, 1% ВВП в 2030 году, расходы на образование, соответственно, до 6, 0 и 6, 5% ВВП (в 2010 году – 5, 2% ВВП). Расходы на науку возрастают с 1, 2% ВВП в 2010 году до 2, 5% ВВП в 2030 году, что сопоставимо с параметрами развитых стран. При этом предполагается существенное повышение параметров эффективности экономики: энергоемкость ВВП по отношению к 2010 году снизится в 2020 году на 23%, в 2030 году – на 41%, производительность труда возрастет в 2020 году в 1, 5 раза по отношению к 2010 году и в 2030 год, соответственно, в 2, 3 раза.

При указанных предпосылках российская экономика будет развиваться быстрее мировой, и ее доля повысится с 3, 8% в 2010 году до 4% в 2020 году и до 4, 3% мирового ВВП к 2030 году. По размеру экономики Россия переместится с 6-го места в 2011 году на 5-ое место в 2014 году, обогнав Германию.[6] Сценарий предполагает сохранение нулевого баланса текущего счета, который достигается за счет существенного наращивания экспорта высокой степени переработки. При этом преобладает тенденция к умеренному ослаблению курса рубля.

Реализация инновационного сценария позволяет значительно сократить разрыв с развитыми странами по уровню благосостояния российских граждан и повысить статус России в мировой экономике. Уровень доходов на душу населения (ВВП на душу населения с учетом раунда сопоставлений покупательной способности 2008 года) возрастет с 57% от уровня Еврозоны до 75-77% в 2020 году и 95-100% в 2030 году. Россия укрепит свои позиции как одного из лидеров научно-технологического и образовательного развития в мире.

Рост экономики будет опираться на активные социальные сдвиги. Доля среднего класса повысится с 22% в 2010 году до 37% в 2020 и 48% в 2030 году.[7]

Сценарий форсированного роста соответствует ориентирам долгосрочной государственной экономической политики и характеризуется интенсификацией всех имеющихся факторов экономического роста. Это предполагает ускорение реформ для улучшения бизнес-климата и интенсификацию притока иностранного капитала, а также активизацию использования национальных сбережений и рост государственных расходов на развитие социальной, энергетической и транспортной инфраструктур.

Сценарием предусматривается реализация задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации, по созданию и модернизации 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году, увеличению объема инвестиций не менее чем до 25% ВВП к 2015 году и до 27% к 2018 году, увеличению относительно 2011 года доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2018 году в 1, 3 раза относительно уровня 2011 года, производительности труда в 2018 году в 1, 5 раза, а также мероприятий в рамках реализации государственной социальной политики, включая увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1, 6-1, 7 раза, в том числе увеличение заработной платы работников бюджетной сферы и научных сотрудников к 2018 году до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Дополнительно сценарий предполагает более благоприятные демографические тренды. К 2030 году численность населения достигнет 151, 4 млн. человек против 141, 8 млн. человек по консервативному сценарию. Численность трудоспособного населения сократится в меньшей степени.

Формирование валового сбережения национальной экономики в прогнозный период при принятых сценарных условиях форсированного варианта развития будет характеризоваться восходящим трендом его относительного уровня. К 2030 году норма сбережения вырастет до 30, 6% ВВП по сравнению с 28% в 2012 году.

Инвестиционная активность российской экономики в среднесрочной перспективе по форсированному варианту развития должна существенно возрасти. Ресурсы экономики, направляемые на валовое накопление основного капитала, должны возрасти с 21, 8% ВВП в 2012 году до 29% ВВП в 2018 году. Уровень валового накопления основного капитала достигнет пиковых значений (более 33% ВВП) к 2022-2025 гг., несколько раньше, чем при развитии экономики по консервативному и инновационному вариантам, после чего в последующие пять лет произойдет его понижения в пределах 2 процентных пунктов.

Усиление инвестиционного спроса потребует мобилизации дополнительных финансовых ресурсов. Несмотря на более высокую норму сбережения домашних хозяйств, чем в других сценариях, опережающая потребность в масштабном финансировании инвестиционных программ приведет к необходимости повышения объемов заимствования недостающих ресурсов из-за рубежа, которые будут значительно выше соответствующих показателей консервативного и инновационного вариантов. Если в 2012 году Россия была чистым кредитором зарубежных стран (3, 2% ВВП), то в прогнозный период она станет чистым заемщиком. К 2018 году национальная экономика должна последовательно увеличить объемы чистого заимствования у остального мира до 4, 7% ВВП, а к 2020-2023 гг. – до 6, 0-6, 4% ВВП. К 2030 году чистый приток капитала в частный сектор снизится до 2, 7% ВВП. Сальдо счета по текущим операциям будет находиться в отрицательной области на протяжении всего прогнозного периода. Таким образом, в сценарии форсированного развития создается достаточно высокая степень напряжения как в пропорциях деления располагаемого экономикой дохода между текущим потреблением и сбережением и целевого использования сберегаемого дохода на инвестиции, так и в плане зависимости роста от постоянного притока иностранных средств, в связи с чемформируются риски недостижения поставленных целей. Существенный рост внешнего долга и негативный счет текущих операций повышает уязвимость российской экономики по отношению к внешним шокам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.