Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы прогноза болезней 9 страница






 

 

Характерно, что условия, благоприятствующие образ ванию цветочных стрелок, неблагоприятны для разв тия церкоспороза (Драховская, 1962). Таким образо намечается определенная связь, которая может бы использована для долгосрочного прогноза церкосп роза (Cercospora beticola).

Особого внимания заслуживают фитонцидные сво 'ства высших растений. Больше всего фитонцидов соде жит чеснок, лук, морковь, укроп, хрен, горчица, р диска, помидоры, перец, черемуха, хмель, конопля, ле шпинат, подсолнечник, виноградная лоза, маслина, I< куруза, рябина, черная смородина, лишайники, хвойНl деревья и др. Соседство таких растений с некоторы! поражаемыми культурами может оказать влияние интенсивность их поражения определенными болеЗНЯN Так, лук при совместном возделывании с редькой CJ1 бее поражается гнилью, нежели растущий отделы Например, подсолнечник, томаты, яблоня, вишня, 1\1 лина, тыква и огурцы способствуют поражению кар' феля фитофторозом, а свекла, морковь, салат, укр(лук, петрушка и капуста, растущие по соседству ним, задерживают появление и развитие фитофторы.

Фридрих (1952) пишет, что можно установить бl логические ряды организмов с одинаковыми или ПрО1 воположными требованиями к окружающим условиs:

Так, годы С сильным развитием сорняков весной xap~ теризуются интенсивным проявлением парши плодов деревьев, а также' ложномучнистых грибов. ВлаЖЕ лето способствует распространению фитофтороза, угнетает паршу на картофеле. Автор считает, что БJ логические и агрометеорологические прогнозы могут в: имно дополняться; 'это значительно улучшает служ прогнозов.

Указанные выше показатели прогноза приходИ' учитывать как постфактум. Однако это имеет значеНИЕ случае необходимости видоизменения плана борьбы болезнью. Так, при наличии угрозы массовой ВСПЫII парши можно усилить химическую борьбу после цве ния яблони.

Условия предшествующей' погоды. Влияние пр' шествующей погоды на развитие болезней растений частности грибных, в значительной мере преломляе' через изменение вирулентности возбудителей и опреде-

 

 

ляет характер накопления,. созревания, а также пере. зимовку заразного начала. НО предшествующая погода, по-видимому, влияет и на состояние восприимчивости к БО.'Iезни растений' данного ~ли слеДУ1ощего поколения. Поэтому эпифитотии или соответственно депрессии. бо­ лезней возникают не сразу, а постепенно в связи с по-, степенным изменением в популяции патогена и хозяина. Тем самым можно наметить связи развития болезней

растений с предшествующими условйями..

 

Имеются указания, что одни и те же сорта мягкой пшеницы, Bывденныыe в Сфалёфе, сильно riоражались желтой ржавчиной йо Франции, если посевной мате. риал происходил из Швеции. Если же эти сорта предва­рительно несколько лет репродуцировали в Вюртен­берге, то они уже проявляли устойчивость (Циммерман, 1925).

 

Нами было прослежено влияние условий выращива­lIИЯ материнских растеIIИЙ на последующее развитие болезней на пшенице сорта Безостая 1 в 1962 г. в пред­горной зоне Ставропольского края. Посев семенами, выращенными в условиях степи (Новоал~ксандровский район), ПОЗвошiJ1 снизить поражение растений желтой ржавчиной в среднем в 2 раза, а развитие. прикорневой гнили (Ophiobolus gгашiпis) - с 12 до 3% и rювысить урожай зерна на 4, 7 Ц с 1 га. Разница объясняется лучшим качеством семян степной репродукции, вызван­ным иными почвенно-климатическими условиями. Так, в Новоалександровском районе в год репродукций се­мян весной и летом было суше и теплее по сравнению с предгорной зоной (г. Ессентуки): гидротермичеСКIIЙ КОЭффlIциент составлял 1, 42 и 2, 04 соответственно. В июне и июле в предгорье было холоднее почти на 30 С, чем в степи.

 

Опыты, проведенные, с озимой пшеницей на Север­ном 'Кавказе на, йысотах до 800 м над уровнем моря, свидетельствуют о БОЛblI10м. влиянии климатических и' агротехнических условий выращивания матеРИНFКИХ pa~ стений на их поражаемость бурой' ржавчиной и другими.болезнями в последующих поколениях (Г. С. Пи. саренко, 1958; К. М. Степанов и А. Е. Чумаков, 1959; А. Е. Чумаков, 1964 и др.). Нами было прослежено в опытах Г. С. Писаренко влияние экологических усло­вий при выращивании материнских растений на прояв­пение бурой ржавчины в потомст, ве (табл. 32).

 

В наших опытах на Незлобненском опорном пунК1 Ставропольского научно-исследовательского IIНСТlIТу1 сельского хозяйства в 1958 г. выращивались образц ОЗIIМОЙ пшеницы, на которых интеНСIIВНОСТЬ раЗВIIТI1 бурой ржаВЧIIНЫ удалось дифференцировать в заВИС1 мости от их географического происхождения. дОСТI верно меныдее развитие боле~ни на сортах Новоукр: инка 83 и Одесская 3, выращенных из семян реПРОДУI ции Курского госсортоучастка (степь), по сравнению четырьмя друtими географическими пунктами (Воро! цово-Александровская, Ессентукская, Михайловска Незлобная) было в зависимости от- температуры мая (r = +0, 778) и июня (r = -0, 545) предшествующего года, когда формировалось зерно на материнских р стениях.

 

Температурный режим мая и июня в СОВОКУПНОС1 оказал сильное влияние на развитие болезни (r=

=+0, 920).

 

Выращивание образцов пшеницы в зонах с пон женными температурами или избыточной влажность направлеlШО влияет на изменчивость сорта в СТОрО! снижения у него, устойчивости к болезням. Репродуц рованные образцы в южных областях после высева их в северных условиях ПрОЯВ.'Iяли общую УСТОЙЧИВОС1 например к видам ржавчины. Влияние таких услов] сказывается в течеIIие 2-3 дет. Это связано с глуб кими изменениями в химизме белков. В частности, ' n вышение восприимчивости связано с увеличением с держания аргипина--и дикарбоновых кислот (Т. И. Ф Дотова, 1963).

 

 

На проявление пыльной головни яровой пшеницы оказывает влияние тепловой режим почвы в первые 2-3 дня после посева культуры. Низкая температура задерживает развитие возбудителя болезни, а растение растет и избегает поражения. Ряд исследователей реко­мендует использовать эту особенность для оздоровле­ния пшеницы от пыльной головни при подзимних посе­вах'.

Согласно данным Хилда (1926), а также Холтона и Хилда (1936), заражение пшеницы твердой головней сильно варьировало в зависимости от условий вегета­ции, предшествующей поражению растений. 3. С. Кас­перович (1951) наблюдала в своих опытах сорта яро­вой пшеницы, репродуцированные в разных зонах СССР, которые при высеве в одном пункте вели себя неодинаково в отношении твердой и пыльной головни и бурой ржавчины. Ф. П. Шевченко (1952) установил, что при высеве в одном месте семян яровой пшеницы сорта Гордеиформе 10, выращенных до этого на госсор­тоучастках Алтайского края 'при разных условиях, на­блюдалось резкое различие между. ними в поражеиии фузариозом колоса (Fusarium аvепасеum и другие ви­ды). Семена одних и тех же сортов яровой пшеницы, полученные от посева разных сроков, в последующие годы при высеве в один срок давали растения, отли­чающиеся между собой по пораженности пыльной го­ловней и бурой ржавчиной.

В развитии эпифитотий фузариоза колосьев пшеницы (Glbberella sаubiпеtii) имеет значение количество дожд­ливых дней весной. Согласно данным ряда авторов, эту зависимость можно отразить уравнением у = 6, 61 Х - 48, 35, где у - процент белоколосости в период налива зерна; х - ЧИСЛО дождливых дней с конца апреля до конца мая. Температура не является определяющим фактором. Главным источником инфекции служат аско-

споры на стерне риса..

Известно, что выпревание озимых посевов хлебных злаков под влиянием снежной плесени (Fusarium ni­vale) в значительнЬй мере зависит от степени ослабле­ния растений, вызываемого неблагоприятными условия­ми погоды осени, зимы и ранней весны (С. М. Тупене­БИЧ, 1940, 1965, 1966).

Для прогноза распространения фитофторы карто­феля в США Мельхус (1945) использовал положение

 

 

о том, что развитие болезни определяют 3 фактора: наличие источников инфекции, восприимчивого хозяина и соответствующих условий погоды. Было установлено, что состояние температуры июня и июля имеет решаю­щее значение в накоплении инфекции в очагах ее резер­вации, погодные условия августа определяют дальней­шее течение болезни. Если средняя температура двух первых месяцев превышает 21° С, то проявление фито­фтороза сильно задерживается.

Вегетационными и полевыми опытами Т. В. Пестин­ская (1963) установила, что условия выращивания кар­тофеля влияют на его восприимчивость к фитофторе как в текущем, так и в последующем сезоне. Воспита­ние культуры гриба фитофторы в течение ряда последо­вательных поколений в опытах, проведенных в 1960­1961 ГГ., изменило патогенность гриба. Эти изменения сохранялись и переда вались в продолжение несколь-

ких генераций.

В развитии голубой плесени, или пероноспороза, та· бака (Peronospora tabacina) решающее значение имею'I январские температуры, очевидно,. в связи с особенно· стями развития, дозревания и прорастания ооспор, хоп условия и характер их прорастания детально еще НЕ изучены (Миллер, 1937, 1939; Миллер и О'Брайен, 1949) Наиболее раннее проявление болезни наблюдалось f. годы, когда январские температуры были выше нор мальных'и приближались к оптимуму для инфекции Ч~м температура января была выше, тем больше был< пероноспороза. Это установлено в пяти ЮГО-ВОСТОЧНЫJ штатах США анализом январских температур за пе риод с 1931 по 1951 г. В результате был составлен гра фик (типа известной кривой Мюллера), по. KOTOPOM~ можно осуществлять долгосрочный прогноз развитИJ болезни с достоверностью до 90%. Дальнейшие наблю дения за проявлением пероноспороза в течение ряд: лет, включая 1958 г., подтвердили выявленную зависи мость.

Различия 11 степени поражения семян свеклы церко спорозом в Австрии связаны с метеорологическими ус лови~ми в течение июня-июля~ В районах с количес'I вом осадков около 150 мм и температурой 18, 5° С, та' же как в районах с количеством осадков около 50 мм I температурой 19-20° С, развитие возбудителя болезн ограничено. Венцель (1963) на графике указал линию,

 

которая разделяет районы с лимитированными осад­кама и температурой. Эта линия Проходит через сле­ДУЮЩие значения: 17°С и 95 мм, 18°С и 100 мм и I9, 5°C и 150 мм.

 

В Великобритании желтуха сахарной. свеклы раз­вивается сильнее после теплых зим (Харст, 1965). Дальнейшие исследования Уитсона (1966) подтвердили четкую заВИСИМQQ'ГЬ между числом морозных дней в январе-марте и интенсивностью развития болезни в ~OHцe августа. Это было связано с перезимовкой пере­носчика патоге.на - тли Myzus persicae Sulz. Чем боль­ше было морозных дней, тем слабее проявлялас~ б'о'-

лезнь. -

 

В опытах В. Э. 3емита (1949) растения льна-дол­гунца, выросшие из семян различного происхождения, при высеве их в одном месте Ярославской области по­разному поражались ржавчиной (Melampsora lini). По­добное отметил С. Н. МОСКОвец (1950) для вертицил­лезного увядания' хлопчатника. П. М. Жуковский (1955) указывает, что, как правило, из семян южной репродукции в нечЂрноземной полосе вырастают расте­ния, сильно поражаемые ржавчиной (лен), головней (пшеница). По данным. ФQстера и Уокера (1947), то­матные растения, выращенные в течение 50 дней в раз­личных условиях ПИ'l'ания, освещения, температуры и влажности почвы и воздуха, в' дальнейшем' были ПО.­разному восприимчивы к поражению фузариозным увя­данием (Fusarium oxysporum f. lycopersici).

 

Хаммарлунд (1925) отмечает, что энергия прораста­ния' у Конидий мучнисторосяных грибов, образовав­шихся в сухом воздухе, была значительн() выше, чем во влажном. То же происходило со спорами при нормаль­ном солнечном освещении по сравнению с условиями диффузного света. Согласно экспериментам Кросье (1934), конидии У возбудитеJ1Я фитофтороза картофеля, сформировавшиеся при 21-26° С, хуже прорастали, чем при I3-15°C. Арсдель- с соавторами (1956) установил, что телейтоспоры возбудителя бокаJIьчатой ржавчины с, мородины (Puccinia ribesii caricis), образовавшиеся при 16° С, прорастали неправильно, а при 24° С вовсе не да13али ростков.

 

Беренд (1955) наблюдал, что возбудитель парши яб­ЛО1IИпосле сухого и жаркого лета бывает высоковиру­лентным в следующем году, щ> ичем при влажной по-

 

 

годе его вирулентность в да.JIьнеЙшем понижаеТся. Од­нако массовое развитие этой болезни в значительной мере определяется благоприятной весенней погодой. Если весной бывает прохладная и сырая погода, то обычно следует ожидать массового. развития парши~ Наоборот, при сухой и теплой погоде_весной наиболее вероятно слабое развитие парши в дальнейшем. Указы­вают, что чем выше майские. осадки в сравнении с многолетними, тем сильнее бывает пар ша. Известны данные для Г ДР (Бремер, 1924), согласно которым сезонное развитие парши яблони зависит от вели­чины осадков за декаду, предшествующую цвете­нию.

Влияние м~теорологических условий в 'критические периоды ВОЗIlикновения парши яблони на дальнейшее течение болезни g Белорусской ССР, показали С. М. Ту­пеневич с сотрудниками (1933). Было установлено, что сильному проявлевию БО, JIезни способствуют долгая вес­на и увеличение количества дождливых дней и осадков во время цветения яблони.

ПО нашим данным, полученным в различных райо­нах плодоводства европейской части РСФСР, по сред­ней температуре и осадкам при возобновлении вегета­ции яблони можно предсказываtь дальнейшее развитие парinи. Если температура в первый месяц вегетации яблони находится в пределах от 12 до 200 С и осадки не превышают 20 мм, то ожидается слабое развитие болезни; погода в дальнейшем на развитие парши су­ществеНlIОГО влияни5!.. не оказывает. Падение темпера· туры в первом месяце вегетации ниже 12-14°С затяги­вает рост яблони, и в этих условиях даже при незначи· тельном количестве осадков не исключен-а возможность среднего и даже с~льного развития болезни. Причем элементы погоды влияют не только на возбудителя, нс и на само растение. Под влиянием условий погоды онс становится более или менее восприимчивым к патогену, Впоследстви, И эти положения были подтверждены для Азербайджанской сер (И. А. Шифман, 1964) и Литов· ской ССР (Б. Радзявичус, 1965).

 

На западных склонах Фегельсберга (Гессен, ФРГ) по количеству осадков в апреле и мае можно преду· сматривать процеит за'раженных плодов яблони пар' шой на необработанных деревьях. Если за' эти месяць выпадало менее 100 мм д.ож, цк. то на с: обра~ном урожае

 

 

было около 52% здоровых плодов, при выпадении 100-­ 130 'м'м-22% и при осадках более 130 'м'м-только 10% (Кютхе, 1961).

 

ПО данным И, С. Попушоя и М. Ф. Кулика (1965), мяГкие и влажные зимы в.молдавии благоприятствуют сохранению спор.мопiIiа cinerea. Такие условия погоды дают возможность заранее предвидеть возможную вспышку монилйального ожога плодовых (абрикос, пер­сик, слива, черешня, вишня и др.).

 

А. К. Чернова (1938) сделала попытку использовать графическое изображение сочетания средних месячных температур и суммы осадков с отметкой оптимальных факторов для развития ржавчины роз (Phragmidium subcorticium). В построении климограмм для Симферо­поля, Алушты, Судака и других пунктов по вертикали были отложены осадки, а по горизонтали - темпера­туры воздуха. В точке пересечения тех и других пока­заний каждого месяца римскими цифрами обозначены названия месяцев. Соединив все точки пересечения каж­дого месяца особой для каждого года линией, получают кривые, которые то поднимаются, то опускаются в за­висимости от количества осадков и отклоняются вправо или влево в связи с температурой.

 

При определении на гр" афике зоны оптимальных для ржавчины условий была взята климограмма с изобра­жением средних месячных температур и осадков за 30 лет по каждому пункту, где культивируется роза. В результате, например, для Алушты месячное коли­чество осаДIЮВ 40 " "!, м было принято за грань, выше которой начинается зона оптимального развития ржав­чины. Зона оптимальных для паразита температур опре­делил ась между 15 и 21° С. ПО мнению А. К. Черно­вой, климограммы дают возможность ставить прогноз ржавчины для любого пункта, а также объяснить сте­пень развития болезни для каждого сезона. Для этого необходимо иметь такие сведения за более иJUj менее значительное число прошедших лет.

 

Основными предикторами для прогноза светлопят­пистого аскохитоза гороха (Ascochyta pisi) для Канской лесостепи Красноярского края служат осадки июля (r = +0, 738) и декабря (r = -0, 538) предшествующего года. Их суммарный коэффициент весьма велик (r = =+0, 902). Оправдываемость прогноза очень высокая (А. Н. Добрецов, и Р. И. Щекочихина, 1968).

 

в зависимости от времени и степени поражения лу­ковиц возбудителем ложной мучнистой росы (Регопо­spora destructor), а также срока их уборки в предшест­вующем году (табл. 33), Родоманский (1969) считает возможным заблаговременное прогнозирование болезни в Польше.

 

 

 

При этом использована следующая шкала распрост­раненности системной инфекции луковиц (в %): ниже 0, 1-0чень слабая, 0, 1- 0, 2-слабая, 0, 3-0, 5-сред­няя, 0, 6-1 - сильная и свыше 1 - очень сильная.

 

В целом из приведенных данных можно видеть, что предшествующие условия в какой-то степени влияют не TO.JlbKO на- накопление и сохранение, но и на состояние вирулентности возбудителя и устойчивости растений в последующем. В связи с тем, что состояние в популя­циях паразита и соответственно растения-хозяина яв­ляется важным условием вспышек болезней, то оно, установленное заранее, непосредственно или по влияю­щим на них факторам внешней среды, в частности по· годы, может быть одним из важнейших показателей долгосрочного прогноза.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.